Нещерет М.Ю. Новый формат публичной библиотеки в свете концепции «третьего места»

Времена бурных дискуссий о жизнеспособности библиотек в условиях замещения традиционной книжной культуры новыми способами получения информации остались в прошлом. Сегодня библиотечных специалистов беспокоит другой вопрос: каковы перспективы развития библиотек? Ни у кого не вызывает сомнения необходимость их трансформации, но единого представления, в каком направлении должны идти преобразования, пока не сложилось. Полагаю, что модель публичной библиотеки будущего с наибольшей определенностью воплотилась в концепции «третьего места».

Рождение концепции связано с выходом в 1989 г. написанной в стилистике социологической публицистики книги Р. Ольденбурга «Третье место» (оригинальное название “The great good place”; на русский язык переведена в 2014 г.) [1]. Основная мысль автора заключалась в том, что унылые и однообразные кварталы «спальных районов», которыми застроены городские окраины, практически лишены мест, которые могли бы стать центром общественной жизни. «Третьи места» в интерпретации Р. Ольденбурга – это места воспроизводства публичности, отделенные от частного пространства семьи (первого места) и корпоративной принадлежности рабочего (или второго) места. Кафе, бары, рестораны, частные магазинчики, пивные, парикмахерские, книжные лавки – все эти «третьи места» делают жизнь насыщенней, дают возможность ощущать себя частью общества, пребывая при этом в комфортных условиях и на нейтральной территории.

Как оказалось, идея Р. Ольденбурга пришлась ко времени – первоначально о ней заговорили в интеллектуальных кругах, а впоследствии ее популярность приняла массовый характер. Концепция «третьего места» нашла отражение практически во всех областях социальных наук и в междисциплинарных исследованиях. В период угасания интереса к библиотекам, когда стала очевидной необходимость кардинального преобразования всей библиотечной деятельности, особое внимание к концепции проявило библиотечное сообщество. Первыми под лозунгом «Библиотека – “третье место”» выступили зарубежные публичные библиотеки. Новое видение библиотеки выразила одной лишь фразой Мадлен Лефевр, главный библиотекарь научной библиотеки Университета Райерсона (Торонто, Канада): «Библиотека – это не ресурс. Это сообщество» [2]. Это означает, что в организации пространства библиотеки функциональный фактор уже не играет доминирующей роли, ведущее значение придается созданию комфортной атмосферы, располагающей к общению и творчеству.

В качестве примера библиотеки, которая уверенно может претендовать на звание «третьего места», можно назвать публичную библиотеку г. Орхуса (Дания). Библиотека является системообразующим ядром крупного культурного центра – своеобразной «городской гостиной», ориентированной на культурные потребности человека. Библиотека обслуживает более 4000 посетителей в день. Здесь проходят творческие встречи, детские мероприятия, арт-инсталляции и пр. [2].

Библиотеки, преобразующие свое пространство в соответствии с концепцией «третьего места» порой изменяются до неузнаваемости. Так, войдя в публичную городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити (Юта, США), посетитель обнаружит цветочный магазин, художественную галерею, парикмахерский салон, магазин, кафе и едва ли сразу догадается, что он оказался именно там, куда шел. Данное обстоятельство ни в малой степени не смущает администрацию библиотеки. Напротив, она гордится таким соседством, благодаря которому библиотека стала точкой притяжения для местного населения. В частности, благодаря наличию цветочного магазина, при библиотеке действуют курсы икебаны и садоводства. Свои отношения с библиотекой владелец магазина в шутку называет «симбиотическими» [3].

Библиотеки заинтересованы в привлечении читателей, а сами читатели готовы приходить в библиотеку, если она обеспечивает им комфортные условия – для работы, учебы, интеллектуального отдыха. Например, администрация библиотеки Университета штата Северная Каролина (США), действуя в интересах своих пользователей, пересмотрела правила для читателей и сняла ограничения, связанные с приемом пищи. Теперь студентам разрешается приносить еду и напитки в помещение библиотеки [3].

В 2017 г. открылась городская библиотека в г. Остин (Техас, США), с первых дней ставшая излюбленным местом посещения местных жителей. Она вобрала в себя целый комплекс общественных пространств: социальный центр на 350 мест, предназначенный для проведения образовательно-культурных мероприятий (публичных чтений, лекций, тренингов, кинопоказов, мини-спектаклей); художественную галерею с картинами местных художников; детскую творческую лабораторию; коворкинг-зону для совместного обучения; кафе, в котором готовятся блюда по рецептам кулинарных книг из фонда библиотеки и проводятся мастер-классы [4]. И вдобавок ко всему, на крыше библиотеки, с которой открывается великолепный вид на город, разместился сад.

Помимо создания библиотечных пространств самого разного функционального назначения, библиотеки, стремящиеся быть «в тренде», расширяют диапазон предоставляемых пользователям услуг – преимущественно, за счет имеющих социальную направленность. С этой целью библиотеки активно взаимодействуют с органами местной власти и общественными организациями, которые в большинстве случаев охотно принимают на себя роль патронов. Благодаря партнерским отношениям, библиотеки получают возможность предлагать бесплатные библиотечные услуги представителям так называемых «уязвимых групп», а также обеспечивать своих пользователей актуальной медицинской информацией.

Сегодня библиотекари прилагают колоссальные усилия для того, чтобы изменить укоренившийся в сознании людей негативный образ библиотеки. Они стремятся продемонстрировать открытость и дружелюбность, оказывают содействие в решении социальных проблем, предлагают своим пользователям специальные обучающие программы, юридические и психологические консультации. Для людей с особыми потребностями (ветеранов, мигрантов, инвалидов, безработных, бездомных) библиотека нередко становится «спасательным кругом», дающим возможность обрести свое место в обществе.

***

В последние годы, следом за библиотеками зарубежными, претендовать на звание «третьего места» стали и российские публичные библиотеки. Не составляют исключения и московские библиотеки, которые находятся в поисках своего нового образа, отвечающего веяниям времени.

Кстати, существует мнение, что идея библиотеки – культурного центра не так уж и нова. Истоки многофункциональности библиотек обнаруживаются в античном прошлом. Известно, что в Александрийском мусейоне (III в. до н.э.), «кроме собственно библиотеки, располагались помещения для научных занятий и чтения лекций, обсерватория, лаборатории, помещения для хранения различных коллекций, комнаты для приезжавших на работу ученых, столовая, территория для прогулок» [6].

В век информационных технологий способность библиотеки быть культурным центром приобретает особое значение, обеспечивая ее существование как физического пространства. Современные московские библиотеки предстают в самых необычных форматах, каждый из которых индивидуален и, в то же время, обладает визуальным и смысловым единством. Разнообразие «лиц» и «характеров» библиотек позволяет читателям сделать выбор в соответствии с личными интересами и потребностями.

Учащихся и студентов привлекает Библиотека им. Ф.М. Достоевского –интеллектуальный центр с мультимедийным залом, коворкинг-зоной, книжным магазином и кафе. Ценителей истории ждут в гости Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева и им. А.С. Пушкина, в которых, даже при наличии современных информационных технологий, бережно хранятся свидетельства прошлого – архивные документы, фото, автографы. Здесь читатели могут не только поработать в читальном зале, но и посетить музыкальные и литературные вечера. Библиотека им. М.А. Волошина специализируется на изучении восточных культур. В ее стенах проходят выставки восточного искусства, читают лекции известные востоковеды. Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна – первая в Москве и России публичная специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с изданиями по кино и другим видам искусства.

***

Нельзя утверждать, что изменения, происходящие в публичных библиотеках, вызывают единодушное одобрение. Идея преобразования библиотек в культурные центры встречает активное неприятие со стороны тех, кто выступает за сохранение библиотек в их «классическом» облике. Ответ скептически настроенным оппонентам дал в своем интервью директор одной из городских библиотек Хельсинки (Финляндия) Кари Лямся: «Знаете, какой у нас лозунг? “Пока другие библиотеки ещё планируют, мы уже успели сделать ошибки в этом направлении!” Мне кажется, всегда можно пробовать, ошибаться, экспериментировать. В конце концов, мы же не доктора, можем и ошибиться, никто не умрёт от этого» [5].

Публичные библиотеки переживают «второе рождение»: из книгохранилищ и пунктов книговыдачи они превращаются в многофункциональные учреждения, «лаборатории знаний», медиацентры – пространства для творчества и общения.  Популярность концепции «третьего места» способствует появлению библиотек-эталонов, библиотек-брендов, которые пользуются известностью и признанием. Благодаря особой атмосфере комфорта, уникальным библиотечным услугам и культурным программам, они становятся центром притяжения горожан.

Список источников

 1. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / [пер. с англ. А. Широкановой]. Москва : Новое лит. обозрение, 2014. 454, [1] с.

  1. 2. Morehart Ph. IFLA forum examines library designs that embrace the community / by Phil Morehart // American libraries. 2016. August 17. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/library-design-moving-beyond-third-place (14.02.2018).
  2. 3. A Balancing Act: Shared spaces in libraries / by Kaitlin Throgmorton // American libraries. 2016. November 1. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/2016/11/01/balancing-act-shared-spaces-libraries (14.02.2018).
  3. 4. About Austin’s New Central Library // The Library Foundation : [сайт]. URL: http://austinlibrary.org/new-central-library (14.02.2018).
  4. 5. Давыдова А. Иностранный опыт: Как библиотека в Хельсинки стала «третьим местом» // Village [сайт]. URL: http://www.the-village.ru/village/city/abroad/121859-helsinki-library (15.02.2018).
  5. 6. Новый формат Научной библиотеки РГСУ: площадка для самореализации, «Третье место» и Александрийский мусейон // Российский государственный социальный университет : [сайт]. URL: http://rgsu.net/press-centre/news/news_4944.html (15.02.2018).

Сведения об авторе

Нещерет Марина Юрьевна - ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук, mner@rsl.ru

 

К оглавлению выпуска

мероприятия

14.04.2018, 133 просмотра.