Лопатина Н.В. Современные методологические подходы и теоретические инструменты регионального библиотековедения
Диалектика глобализации и регионализации в современной науке усиливает значение регионального библиотековедения в современных информационных науках. Выявление закономерностей развития библиотеки в контексте экономических и социокультурных процессов конкретных территорий, регионов выступают сегодня актуальным инструментом управления библиотечным делом, позволяющим опираться не на эмоции и спекулятивные размышления о судьбе культуры, а на теоретически обоснованный арсенал наукоёмких социальных технологий, технологий социокультурного проектирования.
Определяя позиции регионального библиотековедения в современной системе библиотечно-информационных наук, мы призываем обратить внимание на изменения классической гносеологической «линейки» - теория (философия) – методология – методика исследования (эмпирический уровень) – и актуальность особого вектора методологии – методологию макроуровней социальной деятельности. Именно он формирует новые форматы взаимодействия науки и практики: быстрое восхождение практики к научным исследованиям, с одной стороны, и интеграция научных исследований в социальные практики, с другой. На мой взгляд, региональное библиотековедение – именно такой вектор, который ведёт и библиотечную науку, и библиотечную практику на другой уровень, где выше степень социальной ответственности за принятые решения, рассмотрение проблем и задач социального проектирования идёт не только в русле вульгарной интерпретации и «вписывания» в ситуативные структуры, а «по существу» с целью упреждения и ослабления социальных рисков, с целью достижения результата, а не просто существования ради существования.
Продвигая в библиотековедение неоинституциональный подход, не могу не согласиться с позицией Л.А. Кожевниковой, которая рассматривает научные школы регионального библиотековедения как важный социальный институт, задачей которого является получение нового знания и подготовка научных кадров. [1] Безусловно, основная сила регионального библиотековедения – в мировоззрении, в информационной культуре, в аналитической активности тех, кто развивает библиотечное дело на местах, в их понимании инструментария гармонизации многоуровневого, полисистемного регионального пространства с всеобщими цивилизационными трендами.
Вместе с тем, ставя задачей определение методологических новаций, эвристичных для регионального библиотековедения, мы призываем коллег выйти за рамки привычных образцов и теоретических клише и попробовать более творчески использовать их, ибо новая феноменология информационной и культурной среды региона требует обращения к адекватным ей исследовательским инструментам.
Современная эпистемологическая ситуация вызывает необходимость погружения конкретных познавательных проблем регионального библиотековедения и стратегической аналитики библиотечного дела в регионе в различные научные, социокультурные и практические контексты. На наш взгляд, целесообразен методологический синтез, позволяющий добиться необходимой аналитической глубины на этапе, когда научные направления еще проходят стадию становления. В этой связи, поиск новых точек междисциплинарности по-прежнему не теряет актуальности.
Говоря о современных теоретико-методологических инструментах регионального библиотековедения, мы акцентируем внимание на теоретико-методологические подходы изучения современного общества как «главной» метасистемы библиотечного дела. Факторы внешней среды (социальные, экономические, технологические, политические) определяют не только региональную специфику библиотечного дела, но и характер теоретико-методологического осмысления этих явлений. Анализ современного проблемного поля библиотековедения обуславливает целесообразность обращения к проблемам «масштаба» социального. Усложнение современного социального пространства, расширение проблемного круга современного социального развития вносит необходимость расширения теоретико-методологического арсенала регионального библиотековедения.
В этом контексте вполне возможен особый уровень междисциплинарного научного взаимодействия, методологической коммуникации. Управление библиотечным делом в регионах опирается, главным образом, на методологический инструментарий культурологии и теории культуры, в результате анализ практики позволяет уловить тенденцию к примитивизации библиотечного дела, упрощение функций библиотеки в жизни региона, отказ от отдельных важных и актуальных социально-культурных задач, отсутствие системного взгляда на библиотеку. Библиотека оказывается вырванной из широкого социального контекста региона, что приводит не только к риску теоретических ошибок, но и к риску нерациональных управленческих решений, к дисфункции регионального библиотечного дела.
В данном случае речь идёт не просто о включении результатов масштабных социометрических и аналитических исследований, которые позволяют только наполнить региональное библиотековедение некоторыми модными концептами. Несмотря на то, что это, тем не менее, происходит, за пределами внимания, к сожалению, остаются наиболее удачные исследования, которые способны повлиять на модернизацию инструментария регионального библиотековедения, например, представленный корпорацией Rand отчет «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия» (“The Global Course of the Information Revolution: Recurring Themes and Regional Variations”). [2]
Диверсификация методологической коммуникации предполагает расширение разнообразия зон взаимодействия научных дисциплин, в частности, отказ от локализации на использовании частных методов социологических исследований в библиотековедении; интеграция в библиотековедение социологической методологии как системы наиболее общих принципов, составляющих основу социологии; реализация социологического подхода как выявления социальной обусловленности феноменов библиотечной сферы, механизмов ее развития в условиях информатизации.
Реалии и задачи регионального развития в условиях цифровой экономики определяют важность приведения регионального фрагмента глобального информационного пространства в состояние оптимального функционирования в интересах социума в целом, в интересах государства, в интересах бескризисного развития конкретного региона. Принципиальным моментом в решении этих задач выступает необходимость объективной и адекватной оценки регионального фрагмента информационного пространства, определение параметров, свойств и критериев, позволяющих формализовать анализ множества аспектов универсальности и уникальности региона, выстроить шкалу вариативности проявлений тех или иных качеств социально-информационного пространства. Только такой аналитический инструмент может гарантировать нам поступательное достижение однородности и равномерности информационного пространства как на глобальном уровне, так и применимо к любому региональному фрагменту.
Экстраполяция данной проблемы в российскую реальность предполагает её исследование во взаимосвязи с не теряющей актуальность проблемой неравномерности развития регионов и требует привлечения теоретического и прикладного опыта управления государств с большими территориями, в котором не маловажную роль играет теоретический багаж регионального библиотековедения, сформированный Н.С. Карташовым и его последователями. Важность методологической коммуникации этого инструментария и теоретического арсенала социального управления определяется тем, что преодоление неравномерности развития регионов в условиях цифровой экономики достигается созданием крепкой региональной информационной инфраструктуры. Это - фундаментальная и приоритетная задача регионального экономического строительства, сравнимая по миссии с созданием эффективно функционирующего энергетического комплекса, банковской системы, систем связи. Однако все подобные проекты до недавнего времени не рассматривали вообще и не рассматривают в полной мере и сейчас потенциала, опыта и ресурсов библиотечного дела.
В этой ситуации эвристичной методологической новацией регионального библиотековедения представляется маркетинговый подход. Статус маркетинга в современном библиотековедении локализируется в библиотечном менеджменте, и его modus operandi не рассматривается с позиций его адекватности современным векторам регионального библиотековедения. Рассмотрение данного методологического подхода в этом контексте предполагает восхождение от прикладных, менеджериальных или коммерческо-предпринимательских уровней маркетинга к его социологической и социально-философской трактовке.
Концентрируясь на выявлении огромного разнообразия ролевых цепочек «поставщик – потребитель», которые выступают базовыми категориями маркетинга, в региональном библиотековедении мы выделяем регион как потребителя макроуровня и рассматриваем его с учётом свойства неаддитивности систем. Для аналитических исследований как интегральный показатель уровня информационной «зрелости» региона и метрику регионального информационного пространства предлагаем использовать введённое Н.А. Слядневой и Н.В. Лопатиной понятие информационной культуры региона. [3] Данная метрика конкретизирует содержание и направленность социального проектирования регионального информационного пространства: формирование готовности к инновациям в информационной сфере и со стороны государства, и со стороны отдельной личности; развитие способностей к рациональному использованию региональных информационных ресурсов, поддержание высокого уровня доступности региональных и федеральных ресурсов населению региона; создания межрегиональных информационных связей. [4]
Маркетинговый подход определяет формы реагирования библиотеки как социального института на задачи современного этапа развития региона, причём в данном случае речь идет не об отдельных программах, мероприятиях, технологиях библиотечной деятельности, применяемых на микро и мезоуровне, а о базовых социальных процессах и типах социальных отношений, которые находят проявление,
во-первых, в обеспечении доступных и удобных способов информационного решения проблем жизнедеятельности и удовлетворения многообразия информационных потребностей;
во-вторых, в распределения и обеспечении доступности разнообразия информационных ресурсов в социальном и географическом пространстве;
в-третьих, в адаптации социально-культурного пространства к происходящим изменениям, в управлении социальной диффузией новых информационно-коммуникативных форматов.
В этом ключе следует рассматривать вопрос об амбивалентности нивелирования в решении проблемы неравномерности и диспропорций региональной информатизации. [5] Принципиальными факторами, определяющими деятельность библиотеки в этом контексте, является учет геополитической специфики и культурного своеобразия, так как речь идет не только о сохранении информационно-культурной идентичности и уникальности регионального информационного пространства, но и о потенциальных рисках низкой эффективности процессов региональной информатизации в силу их несовместимости с социально-информационной структурой региона, с социальными потребностями населения региона, их информационной культурой, традициями и привычками социально-информационного взаимодействия в рамках базовых для конкретного региона структур.
Маркетинговый подход в региональном библиотековедении определяет необходимость следующих наукоёмких разработок, актуальных для стратегической аналитики библиотечного дела региона:
1) разработка исследовательского инструментария стратегической аналитики ориентирована на системное и многоаспектное изучение библиотеки в многоуровневой системе социальных и экономических отношений региона, позволяющего осуществлять исследования ситуативного и мониторингового характера. Решение этих исследовательских и проектных задач определяют методологическую коммуникацию с географией, социологией, экономикой, междисциплинарными направлениями и школами. Например, актуальная методологическая коммуникация регионального библиотековедения и регионализма, позволяющая многосторонне изучить ситуацию и выявить функциональную связь между объёмами потребления услуг, предоставляемых библиотеками региона, и уровнем полезности для личности, региона, общества в целом; проанализировать «кривые безразличия», раскрывающие способность субститутов к замещению библиотечных услуг в конкретном регионе.
Разработка инструментария реализует аналитические возможности новых информационных технологий data mining, визуализации (геоинформационные системы [6], патентные ландшафты [7]), ситуационного анализа [8] и т.д.
2) разработка и внедрение в практику концепции «обучающийся регион». Современные задачи инновационного развития определяют целесообразность популярной в Европе концепции «Обучающийся регион»: «каждый регион строит свою собственную модель развития, чтобы через уникальные и значимые для него инновации становиться конкурентоспособным в экономике, основанной на знаниях» [9]. Актуальными направлениями проектирования выступает
- регулирование интересов всех участников научно-технического развития и инновационной деятельности для развития экономики и промышленности региона;
- информационная аналитика науки, производства, предпринимательства, основанная на изучении информационных массивов и потоков, позволяющая определять перспективные направления исследования и развития в соответствие с потребностями государства, отдельных регионов и отраслей;
- содействие социализации и оптации как выбору того или иного образа жизни и деятельности из нескольких вариантов образа жизни, типовых моделей поведении, которые общество директивно либо латентно, рекомендательно, продвигает своим членам для достижения стоящих перед ним целей регионального социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности региона.
3) разработка инструментария территориального маркетинга, то есть маркетинга в интересах территорий, направленный на создание имиджа инвестиционно привлекательного региона, при этом инвестиции содействуют созданию новых возможностей для личностного роста и развития жителей региона, их социальной реализации, а также способствуют образованию новых рабочих мест, реализации социальных и социально-культурных программ. Один из теоретиков территориального маркетинга А.О. Блинов рекомендует создание специальных территориальных центров маркетинга и устойчивого развития, представляющих собой сложные инфраструктурные комплексы. [10] На наш взгляд, библиотека, благодаря своим уникальным ресурсам, обладает потенциалом для реализации комплексных программ, направленных на формирование и улучшение имиджа территории, ее социального статуса, деловой и социальной конкурентоспособности; расширение участия территории в реализации международных, национальных, региональных и локальных программ развития; привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к данному региону заказов производственного, социального и культурного содержания; стимулирование обмена ресурсами с другими территориями, ибо особую роль в территориальном маркетинге приобретают коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов, позволяющее внешним субъектам получить большее количество информации о территории. [11]
4) разработка специализированного инструментария аналитики и проектирования библиотечного дела мегаполиса. Данное направление определяется недостаточным вниманием регионального библиотековедения к мегаполису как особому региону. [12]
Список источников
- 1. Кожевникова Л.А. Библиотековедческие научные школы: методы анализа и диагностики // Библиосфера. – 2014. -№ 1. – С.22-25.
- 2. The Global Course of the Information Revolution: Recurring Themes and Regional Variations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR1680.html. Дата обращения: 09.03.2018
- 3. Лопатина Н.В., Сляднева Н.А. Метрика информационного пространства как параметр оценки уровня информационного развития региона // Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности: Сборник тезисов докладов- Краснодар, 1998
- 4. Лопатина Н.В., Сляднева Н.А. Региональная информатизация – условие и фактор устойчивого развития Федерации // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. Вып.8. Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. - Краснодар, 1999. - С.62-74.
- 5. Лопатина Н.В. Методологические основания социального управления информатизацией регионов // Информатизация: региональные аспекты: Материалы междунар. науч. конф. - Краснодар, 2004.
- 6. Федорова В.Ю. Проблема формирования системы геоинформационного образования в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 199-202.
- 7. Сысоенко А.Н. Обзор современных методов разработки и практического использования патентных ландшафтов// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. Специальный выпуск. – 2016. – С.26-36.
- 8. Иотова В.Ю. Ситуационные центры как перспективное направление деятельности библиотек в условиях информатизации // Скворцовские чтения. Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры: материалы восемнадцатой международной научной конференции (24-25 апреля 2013 года). - Ч. 1. - Москва: МГУКИ, 2013. - С. 151-154.
- 9. The Limerick Declaration on Learning Cities and Regions. Режим доступа: http://www.eucen.eu/BeFlexPlus/CaseStudies/UPDATEDCASES/UK_StirlingAnnex.pdf. Дата обращения: 23.05.2017
- 10. Блинов А.О. Территориальный маркетинг и управление развитием муниципального образования // Маркетинг. – 2002. - №2. – С.75-83
- 11. Лопатина Н.В. Социология маркетинга: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2005.
- 12. Лопатина Н.В., Сладкова О.Б. Информационная культура мегаполиса: единство многообразия // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2012. - №3. – С.19-31.
Сведения об авторе
Лопатина Наталья Викторовна – заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры,
доктор педагогических наук
content-analysis, информационная культура, библиотековедение
22.05.2018, 2659 просмотров.