Доронина И.Н. Представление концепции библиотечного управления Н.С. Карташова на основе функционального моделирования

Личность Николая Семеновича Карташова в отечественном библиотековедении отличает редкое сочетание фундаментального теоретика и опытного, профессионально успешного управленца. Этот факт подтверждается всей его трудовой и научной биографией: прежде всего,
Н.С. Карташов вошел в историю всего библиотечного дела как основатель крупнейшего библиотечного центра Сибири – ГПНТБ СО РАН, как руководитель Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина; что во многом предопределило появление выдающихся теоретических трудов.
Н.С. Карташов – автор академических учебников по общему библиотековедению и основатель нового направления – регионального взаимодействия библиотек.

Выдающейся заслугой Н.С. Карташова для библиотечной теории и практики является обоснование концепции организации управления библиотекой и библиотечным делом. С его именем связано важнейшее для библиотековедения событие, фундаментально повлиявшее на методологию, – впервые Н.С. Карташов ввел понятие «системного подхода к изучению библиотечных проблем», благодаря чему в методологии  библиотековедения появилось понятие «система», что позволило исследовать взаимодействие библиотекаря, читателя и книги на системном уровне.  В 1967 году он обосновывает подход к объекту как к системе, а это  «означает, что главное внимание направлено на способ связи частей, элементов и подсистем объекта в единое целое, на выявление функций, которые выполняет каждый элемент в этом целом, на исследование механизма развития объекта как целостности» [4].

В это же время (1969 г.) на другом континенте, в США, Дуглас Тейлор Росс, известный американский ученый в области компьютерных технологий, разработал методологию SADT – «Structured Analysisand Design Technique» [1]. Эта методология, которую называют также функциональное моделирование, стремительно получила широкое применение в промышленных, коммерческих и военных организациях США и стала основным средством для «борьбы» со возрастающей сложностью информационных систем.

В 1995 г. Н.С. Карташов пишет, что «с точки зрения управления библиотечное дело в целом (отдельная библиотечная сеть и библиотека) рассматриваются как сложная, динамическая, многоуровневая и многокомпонентная система, характеризующаяся многосторонними внутренними и внешними связями. Такое понимание библиотечного дела как объекта управления определяет необходимость системного подхода к управлению, одно из требований которого заключается в том, что всякую библиотеку необходимо рассматривать как элемент определенной библиотечной системы» [3]. Параллельно с этими положениями,  в 1993 г. методология структурного анализа и проектирования стала основой федерального стандарта IDEF0 – INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING, что подтвердило ее простоту, доступность и универсальность.

В настоящее время методология IDEF0 рассматривается ISO на предмет международного стандарта IPS (стандарты по обработке информации) – www.idef.com. В Российской Федерации методология SADT стандартизирована в 2000 г. в виде руководящего документа по стандартизации для целей реинжиниринга деловых процессов и процессов менеджмента качества.  В 2001 г. Госстандарт России принял рекомендации по стандартизации методологии функционального моделирования [1]. Эта методология успешно применяется в крупных государственных организациях самых различных отраслей.  Представляется, что пришло время синергии  данных параллельных направлений.  

Функциональное моделирование представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т. е. производимые им действия и связи между этими действиями. Это единственная методология, которая отражает такие системные характеристики, как управление, обратная связь и исполнители. Имеет развитые методы для коллективной работы, легко сочетается с другими структурными методами. Несомненным достоинством является интуитивно понятный графический язык. Методология структурного анализа и проектирования реализует процессный подход, являющийся основой менеджмента качества. Это одно из важнейших требований, предъявляемых к организации, претендующей на сертификат соответствия стандарту ISO 9001.

Многолетний опыт автора по исследованию библиотечно-информационных систем с использованием функционального моделирования, позволяет утверждать, что эта современная и наиболее популярная в IT-сфере методология позволит вывести библиотечное дело из кризиса. Данное утверждение может стать базовым для разработки эффективной методологии библиотечного анализа, о необходимости которой писал Н.С. Карташов.  Акцентируем внимание,  что  Н.С. Карташов указывал на прямую зависимость высоких уровней результатов библиотечной работы и более развитых управленческих механизмов. «В условиях внедрения новой информационной технологии особое значение приобретает анализ управленческой деятельности, задающей основные параметры функционирования и развития библиотек. Актуальной становится не только оценка эффективности библиотек с позиций интенсивных факторов и резервов библиотечной деятельности, но, главным образом, оценка управляющей системы через реакцию объекта управления. Наиболее сильным доводом актуальности анализа системы управления является неудовлетворительное функционирование библиотечного дела» [2].

Функциональное моделирование может стать эффективным инструментом аналитического и прогностического исследования библиотечных проблем. Кроме того, функциональное моделирование является универсальным средством для представления организационной структуры на современном технологическом уровне, позволяющее формализовать все библиотечные процессы. Этот факт органично вписывается в положения Н.С. Карташова о том, что «для реализации своих целей библиотека базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее работниками, т.е. на формальной структуре, представленной в виде организационной схемы, которая демонстрирует управленческую иерархию. Организационная структура показывает, каким образом происходит выделение отделов и других подразделений. Она устанавливает области ответственности за принятое решение и его выполнение, порядок происхождения информационных потоков для прямых и обратных связей» [2].

Проиллюстрируем это на примере представления  концепции библиотечного управления Н.С. Карташова на основе функционального моделирования. Согласно технологии построения функциональной модели, вначале строится контекстная диаграмма, представленная на рисунке 1, а также заполняется спецификация. На данной диаграмме отображается только один функциональный блок – Библиотечное управление.

Рис.1. Контекстная диаграмма

 

Для построения контекстной диаграммы в первую очередь определяется точка зрения и цель. Целью модели определим совершенствование механизма управления, точка зрения – руководитель библиотеки. Определение модели: анализ системы управления как способ оценки и прогнозирования будущего библиотеки, разработки стратегической программы повышения потенциала и эффективности использования механизма управления. Входящие потоки: документы и запросы, выходящие потоки: обработанные документы и услуги. Управляющими элементами мы определили нормативные документы различных уровней и пользователей. В качестве исполнителей (механизмы) – сотрудники и программно-техническое обеспечение.

Далее проводится декомпозиция 1 уровня (показана на рисунке 2).  Как утверждает Н.С. Карташов, современная концепция библиотечного управления в своем составе должна  иметь целевой, структурно-функциональный, информационно-технологический и организационно-поведенческий блоки. «Указанные блоки, включающие присущие им взаимосвязанные элементы, составляют основу и предпосылку выделения направлений и объектов аналитического исследования системы управления» [2]. Это утверждение адекватно и полностью соответствует технологии функционального моделирования.

Рис.2. Диаграмма декомпозиции

 

На диаграмме наглядно и четко показываются все взаимосвязи блоков: выходящие потоки целевого блока: миссия библиотеки и стратегия развития являются входящими для структурно-функционального блока. Выходящие потоки структурно-функционального блока: управляющие воздействия являются входящими для информационно-технологического и организационно-поведенческого блоков. Выходящий поток из информационно-технологического блока: информация для принятия управленческих решений становится входящим для организационно-поведенческого блока. Обратная связь – коррекция управления –осуществляется в виде выходящего потока из каждого блока, который становятся входящим в целевой блок.

Полученная функциональная модель может рассматриваться как ядро для информационной базы процессов принятия решений, так как в наглядном графическом виде изображены все блоки и показано взаимодействие между ними. Несомненно, что такое представление концепции организации управления библиотекой и библиотечным делом послужит катализатором ее эффективного развития. Теоретическое наследие Н.С. Карташова получит свое развитие адекватное современным условиям.

Список литературы:

 1. Доронина И.Н. Функциональное моделирование библиотечно-информационных образовательных систем. М. : Пашков дом, 2016. –190 с.

 2. Карташов Н.С. Основные направления и объекты анализа системы библиотечного управления / Н.С. Карташов // Научн.и техн. биб-ки.– 2002 г.– №7.–с.16-28

 3. Карташов Н.С. Управление. Менеджмент, Маркетинг / Н.С. Карташов // Библиотековедение: исследования, история, современность: Сб. науч. тр. М., 1995. – с. 145–147.

 4. Столяров, Ю.Н. Н. С. Карташов – специалист, ученый, педагог. К 80-летию со дня рождения [Электронный ресурс] / Ю.Н. Столяров // Научн. и техн. биб-ки. – 2008. – № 3. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2008&num=3&art=9. –Загл. с экрана.

 Сведения об авторе:

 Доронина Инна Николаевна - доцент кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов Государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего образования  «Белгородский государственный институт искусств и культуры», кандидат педагогических наук

К оглавлению выпуска

библиотековедение, история библиотечного образования, история библиотечного дела

22.05.2018, 2335 просмотров.