Кузичкина Г.А. Изучение круга чтения подростков как основа формирования рекомендательных библиографических ресурсов библиотеки (на примере библиотек МБУК «Библиотека Автограда» г.о. Тольятти)

 Задача поддержки и развития чтения подрастающего поколения в информационном обществе является одной из важнейших, поскольку «чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека» [1, с. 132]. Учитывая, что на рубеже веков произошла смена «модели детского (подросткового) чтения» [Там же, с. 131], в библиотеках России ведется мониторинг особенностей читательского поведения, целей и потребностей данной читательской группы [2].

Результаты исследований показывают, что современных детей нельзя назвать «нечитающей публикой». Они интересуются разнообразными жанрами и темами произведений художественной литературы, однако преобладающим фактором влияния на выбор книг остается школьная программа, а круг досугового чтения, «чтения для души», складывается в значительной мере случайно и хаотично.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы по направлению Библиотечно-информационная деятельность на кафедре документоведения и библиографоведения Самарского государственного института культуры, студенткой заочного отделения О.Г. Сычуговой проведено анкетирование читателей-подростков на базе Муниципального учреждения культуры «Библиотека Автограда» г.о. Тольятти (с января 2018.г. - МБУК «Библиотеки Тольятти»). Категория подростков обслуживается во всех подразделениях библиотеки, но также есть специализированная детско-юношеская библиотека, где осуществляется основная работа с информационными ресурсами для детей и юношества.

В опросе участвовало 68 подростков (34 мальчика и 34 девочки). Им было предложено заполнить анкету, которая состояла из 14 вопросов, раскрывающих их отношение к чтению, выбору книг, библиотеке. Анкета составлена с использованием методики, предлагаемой специалистами Российской государственной детской библиотеки [3].

Выяснилось, что в свободное время на первом месте у подростков стоит компьютер (игры, участие в сетевых сообществах и др.), второе место заняла прогулка, третье – чтение книг, четвертое – просмотр телевизионных программ. Немногие респонденты имеют какие-либо хобби, которым посвящают свой досуг.

42 человека (61,8% опрошенных) посещают библиотеку достаточно регулярно, но только по необходимости, преимущественно в связи с подготовкой к учебным занятиям. 14 человек (20,6%) ответили, что бывают в библиотеке почти каждый день или чаще одного раза в неделю, и берут книги и для досугового чтения. Оставшиеся 12 респондентов (17,6%) признались, что бывают в библиотеке редко, случайно, «за компанию» с друзьями.

На вопрос «К чьим рекомендациям ты прислушиваешься при выборе книг?» ответы расположились следующим образом: на первом месте – самостоятельный выбор или совет друзей, на втором – рекомендации библиотекарей, на третьем – информация из социальных сетей. Огорчает тот факт, что родителей и учителей как источников рекомендации книг не назвал никто.

Интересно, что большая часть (62% опрошенных) отдают предпочтение обычным (бумажным) книгам, и только 38% предпочитают электронные. Можно сделать вывод о том, что традиционную книгу еще рано исключать из актуальных источников информации.

Нам было интересно мнение подростков, почему они стали меньше читать вне школьной программы. Около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени» - учебные нагрузки не оставляют времени на досуговое чтение, чтения «для души». Результаты ответов на вопрос о трех последних прочитанных произведениях не удивили - так или иначе, все они были связаны со школьной программой.

Любимыми писателями были названы классики русской (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков) и зарубежной литературы (В. Гюго, О. Бальзак, Д.Остен). Из современных писателей отмечены такие авторы, как Д. Глуховский, А. Маринина, Д. Донцова, А. Волков, Т. Устинова, Б. Акунин, Дж. Роулинг, Стивен Кинг. Как видим, предпочтения юных читателей абсолютно разные.

«Кто твой любимый литературный герой?» - ответ на этот вопрос - не только свидетельство о внимательном чтении, но и показатель выбора подростком ценностных образцов для поведения. Более половины респондентов затруднились с ответом, остальные указали главных героев их любимых (или недавно прочитанных) книг: «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Сумерки» С. Майер, серия книг Д. Глуховского «Метро» и др.

Показательно, что никто из опрашиваемых в своих ответах не указал книги современных российских и зарубежных авторов, а также журналы, адресованные именно подростковой аудитории.

Отметим, что постепенно формируется новая литература для детей и подростков. Литературный критик, член экспертного совета книжного детского конкурса «Книгуру» Мария Порядина отмечает как тенденцию развития детской литературы, что «авторы (после заметного перерыва – от 90-х до «нулевых» годов) вернулись к таким традиционным жанрам, как «школьная повесть» или «рассказы о детстве», но насыщают их новым содержанием, актуальной проблематикой, новым, современным взглядом на жизнь и ее смысл» [4]. В последнее время издательский репертуар детской литературы становится разнообразнее, появилось много новых писательских имен. Но читатели, к сожалению, не часто обращаются к новым книгам, особенно, если автор книги молод и недостаточно известен. Это обстоятельство существенно обедняет круг чтения ребенка, лишает его возможности ознакомиться с произведениями авторов, говорящих «на языке современности».

В фонде «Библиотеки Автограда» современная подростковая литература представлена, однако спрос на нее нельзя назвать высоким и постоянным. Нами был сделан вывод о необходимости продвижения лучших ее образцов к потенциальным читателям. С этой целью был составлен рекомендательный библиографический указатель художественной литературы для среднего и старшего школьного возраста «Быть рядом с подростком». В его задачи входит ознакомление юных читателей с лучшими произведениями современных отечественных и зарубежных писателей, затрагивающими основные проблемы подростков в пору своего взросления. Всего отобрано 48 книг. Хронологические рамки охватывают издания с 2006 по 2016 гг. выпуска.

Для подготовки пособия использовались информационные ресурсы Российской государственной детской библиотеки, Самарской областной юношеской библиотеки, МБУК «Библиотека Автограда» г. Тольятти Самарской области. Также мы ориентировались на рекомендации, изложенные в обзорах критиков и специалистов по детской литературе.

Материал библиографического указателя сгруппирован в три раздела. Первый раздел «Бегство к себе: жизнь подростка» представлен художественными произведениями о взаимоотношениях между подростками и взрослыми, об отношениях в семье. Второй раздел «Школьные истории» предлагает книги для подростков о школьной жизни, об отношениях со сверстниками, дружбе, и, конечно же, о первой любви. Третий раздел пособия «Почитаем – посмеемся» представляет книги познавательные, юмористические, позитивные.

Все источники в указателе аннотированы. Мы постарались сделать аннотации разнообразными: в одних акцентируем внимание читателя на личности главного героя, в других обращаем внимание на особенности стиля произведения, приводим цитаты. В некоторых аннотациях объясняется смысл названия книги. Для читателя очень важно «увидеть книгу» - этому способствует фото обложек книг, сопровождающие каждую библиографическую запись.

Для удобства ориентации в библиографическом указателе сформирован вспомогательный аппарат – именной указатель, указатель заглавий произведений.

Можно сказать, что это довольно «традиционный» информационный продукт. Но его полезность очевидна – материалы указателя могут быть использованы руководителями детского чтения - библиотекарями, преподавателями литературы, неравнодушными родителями. Работа по созданию подобных рекомендательных информационных ресурсов может быть продолжена – ведь мир детской литературы обширен и многообразен, и библиография служит надежным путеводителем в этом мире. И самое важное – библиографические указатели с новой стороны раскрывают подростку фонды конкретной библиотеки, а значит – содействуют формированию его как активного читателя.

Список источников 

1. Чудинова, В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды [Текст] / В.П. Чудинова // Дети и культура. - Москва: КомКнига, 2007.- С. 131-164.

  1. 2. Колосова, Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования [Текст] / Е. А. Колосова. - Москва : ФГУК ''Российская гос. детская библиотека'', 2011. - 117 с.
  2. 3. Порядина, М.Е. Хорошее чтение для мыслящего школьника: о чём пишет новая детская литература: [беседа с Марией Порядиной / записал С. Виноградов] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russkiymir.ru/publications/. - (Дата обращения: 01.03.2018).
  1. 4. Березина, А. В. Чтение подростков: проблемы и перспективы [Текст] / А.В. Березина // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 4. – Москва : РГДБ, 2016. – 111 с. – С. 48–55.

 

Сведения об авторе

Кузичкина Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и библиографоведения ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»

К оглавлению выпуска

продвижение чтения, Гарри Поттер, информационная культура, чтение

22.05.2018, 1795 просмотров.