Трусов А.В. Интеграция информационно-библиотечных ресурсов для системы информационно-аналитической поддержки инновационного развития региона

На современном этапе единственно правильным путем развития общества является формирование механизмов перевода региональной экономики на инновационный путь. Одним из механизмов такого развития является формирование интегрированной информационно-библиотечной среды (системы), способной обеспечить информационную и информационно-аналитическую поддержку процессов инновационного развития. Важность этого подчеркивается Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства России от 8 декабря 2011 года №2227-р. В Стратегии определяются ряд первоочередных задач, решение которых, за счет использования информационных технологий, позволит значительно повысить эффективность государственного управления инновационным развитием: стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов; формирование и развитие научно-производственных партнерств; создание механизма обмена информацией; создание информационного ресурса, объединяющего имеющиеся информационные возможности институтов развития и органов исполнительной власти. Особая роль в Стратегии отводится развитию инноваций на региональном уровне. Стратегия предусмотривает, что органы государственной власти региона должны формировать условия для информационно-коммуникационной поддержки выполнения прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, проводить маркетинговые исследования, патентование и обеспечивать выход инновационной продукции на внешние рынки. Несмотря на то, что на региональном уровне функционирует большое количество информационных систем и имеется информационно-библиотечных ресурсов, можно констатировать, что к одной из ключевых проблем, оказывающей негативное влияние на инновационное развитие, следует отнести отсутствие интеграции информационно-библиотечных ресурсов, способствующих активизации инновационной деятельности на региональном уровне.

Исследование информационных и организационных процессов региональной инновационной деятельности, показало, что функционирование информационных систем и процессов поддержки инновационного развития региона должно рассматриваться в виде сложной самоорганизующейся синергетической информационно-инновационной системы, включающей в свой состав множество субъектов инновационной деятельности, информационных ресурсов, информационных, организационных и управленческих процессов, с множеством взаимосвязей между ними, нацеленных на: разработку сценариев и прогнозов инновационного развития промышленного и научного комплекса регионов России; информационное взаимодействие и информационную интеграцию субъектов инновационной деятельности, информационную поддержку информационно-библиотечными и информационными ресурсами распределенных информационных систем сети интернет, а также информационными ресурсами государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) на всем жизненном цикле производственных технологий; управление инновационной экономикой регионов, отраслей промышленности и предприятий.

Исходя из сложности системы информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности, предлагается процедурная модель поддержки инновационного развития региона национальными и региональными информационно-библиотечными ресурсами, а также информационными ресурсами ГСНТИ и распределенных информационных систем сети интернет (рисунок 1). Процедурная модель включает в свой состав:

  1. 1. Процедуру информационной поддержки проблем, задач и факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие.
  2. 2. Процедуру информационной поддержки процессов инновационной деятельности.
  3. 3. Процедуру организационно-информационного обеспечения процессов инновационного развития региона.

4. Процедуру информационной интеграции и информационной поддержки субъектов региональной инновационной деятельности.

Рисунок 1 – Процедурная модель системы информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности

Проведенный функциональный анализ информационно-инновационной деятельности на региональном уровне показал, что региональная инновационная деятельность (рисунок 2) относится к классу сложных систем и включает в свой состав региональное правительство, наукоемкие промышленные предприятия, малые инновационные предприятия, инвесторов, интеллектуальные кадры, инфраструктурные элементы, обеспечивающие поддержку субъектов инновационной деятельности, в том числе обеспечивающих информационную интеграцию и информационную поддержку инновационной деятельности, без которых инновационное развитие не имеет смысла и затруднено.

Это объясняется в первую очередь тем, что необходимо обеспечить информационную интеграцию, хранение и обработку информации о состоянии и развитии инновационной деятельности региона, осуществлять информационную поддержку участников региональной инновационной деятельности разносторонними информационными ресурсами, с учетом постоянного воздействия внешней среды на региональные инновационные процессы.

Система интеграции региональных информационно-библиотечных ресурсов относится к классу открытых систем, в которой производится сбор, накопление и обработка, как качественной, так и количественной информации, функционирующей, с точки зрения субъектов инновационной деятельности, по принципу «черного ящика», т.к. известны входные и выходные данные, но не известен закон их функционирования. Система применяет комбинированный способ управления информационными ресурсами, включая, как автоматизированное, так и организационно-информационное управление информационными и информационно-библиотечными ресурсами, а также информационно-библиотечной поддержкой региональной инновационной деятельности.

Формирование единого информационного пространства направлено на объединение разрозненных информационных и информационно-библиотечных ресурсов региона, за счет их интеграции в глобальную вычислительную сеть интернет. Это должно способствовать становлению информационно-инновационных систем, в том числе создаваемых на основе существующей библиотечной сети, как составной части национальной информационной системы. Единое информационно-инновационное пространство, в рамках регионального инновационно-технологического комплекса, может быть достигнуто на основе формирования и ведения региональных распределенных информационных систем и баз данных.

Рисунок 2 - Модель системы информационного взаимодействия, информационной интеграции и информационной поддержки субъектов инновационной деятельности

 

Схема системы интеграции информационно-библиотечных ресурсов представлена на рисунке 3.

Функционально система информационной поддержки инновационного развития региона [1] состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  1. 1.   Аналитическая обработка информационных ресурсов системы (поддержки принятия управленческих решений по инновационному развитию – пользовательские приложения, включая конструктор аналитических отчетов).
  2. 2.   Формирования информационных ресурсов системы (сбора информации с использованием XML докуметов, в режиме off-line (почтовый сервер) и режиме on-line).
  3. 3.   Передачи информации в центр интеграции данных (SQL-сервер).
  4. 4.   Хранения нормализованных данных (SQL-сервер).
  5. 5.   Хранения и обработки информации автоматизированного рабочего места оператора (SQL-сервер и пользовательское приложение).
  6. 6.   Оперативной обработки и управления ресурсами (пользовательское приложение).
  7. 7.   Поиска информации в РИС глобальной вычислительной сети интернет.
  8. 8.   Формирования и доступа к аналитическим материалам (DSpace).
  9. 9.   Доступа к международным ресурсам научно-технической информации (STN International).

10. Доступа к национальным и региональным ресурсам научно-технической информации (библиотечные системы, указатели информации, электронные библиотеки).

Создание системы информационной и информационно-аналитической поддержки инновационного развития на региональном уровне за счет интеграции информационно-библиотечных ресурсов позволяет:

  1. 1. Придать структуре регионального управления (воздействия, влияния) субъектами инновационной деятельности региона дополнительную результативность за счет активизации деятельности в промышленном и научно-техническом пространстве.
  2. 2. Компенсировать сложности управления в рамках традиционных (административных, правовых, финансовых и материальных) контурах за счет информационной интеграции субъектов региональной инновационной деятельности.
  3. 3. Обеспечить органы государственной власти региона, ведомства и организации необходимой (оперативной, достоверной, независимой, интегрированной, аналитической) информацией в целях подготовки и принятия различного рода управленческих решений в сфере инновационного развития.
  4. 4. Повысить качество и оперативность информационно-аналитической деятельности региональных органов законодательной и исполнительной власти, региональных министерств и ведомств, с точки зрения инновационной и промышленной политики.

список источников

1. Трусов А.В. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения научно-технического развития /А.В. Трусов //Информационные ресурсы России. -2015. -№3 (145). – С. 10-16.

 Сведения об авторе

Трусов Александр Владимирович - доктор технических наук, доцент, директор Пермского ЦНТИ- филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, доцент ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет

 

К оглавлению выпуска

22.05.2018, 37 просмотров.