Чебатуркина Н.М., Косикова Н.В. Стратегия ЦНСХБ – курс на регионального пользователя

Широкое использование телекоммуникационных технологий привело к изменению характера спроса на библиотечные услуги, который проявляется, с одной стороны, медленным, но неуклонным сокращением числа локальных посещений библиотеки и количества книговыдач; с другой стороны, повышением активности виртуальных пользователей библиотечных ресурсов и услуг.

В ЦНСХБ проведены мониторинговые исследования как локальных, так и удаленных пользователей библиотечным фондом и другими информационными ресурсами за шестилетний период (с 2012 по 2017 гг.).

Результаты мониторинга, представленные на рис. 1, показывают отсутствие какой-либо закономерности в изменении количества пользователей в динамике. Однако в целом следует отметить наметившуюся тенденцию снижения пользователей библиотечным фондом за исследуемый период. Максимальное количество   пользователей  (25%)  приходится на 2012 г.  В последующие годы наблюдаются колебания от 19,3% в 2013 г. до 12,4% – в 2014 г., а затем – рост до 15,4%, далее – снова снижение, и затем в 2017 г. следует отметить очередное, хотя и незначительное, увеличение пользователей библиотечным фондом ЦНСХБ.

В ходе исследования выявлено, что по статусу (образовательному признаку) самыми активными пользователями библиотеки являются студенты; по профессиональному признаку – специалисты в области растениеводства, защиты растений, ветеринарной медицины, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, пищевой промышленности. Следует отметить незначительное количество, а в отдельные годы и отсутствие среди пользователей библиотечным фондом специалистов в области мелиорации, водного хозяйства, лесного хозяйства, лесоводства, сельского строительства и др.

Эффективность библиотечного обслуживания во многом определяется организацией работы с отдельными категориями пользователей. В частности, проведен мониторинг пользователей библиотечным фондом ЦНСХБ (в локальном режиме) по территориальному признаку, для чего  выделили две группы пользователей: а) проживающих в Москве и Московской области; б) проживающих в других регионах. Соотношение данных групп пользователей в динамике представлено на рис. 2.

 Исследованием установлено, что основными пользователями библиотечного фонда, естественно, являются представители московского региона (см. рис. 2), удельный вес которых колеблется от 71,2% в 2012 г. до 85,6% – в 2015 г., затем наблюдается динамика снижения данной категории пользователей. Полученные результаты вполне объяснимы, так как расстояние от пользователя до библиотеки играет определенную роль в выборе формы получения нужной информации: или на бумажном носителе, который, как правило, требует присутствия пользователя в библиотеке, или на электронном, который может быть получен в режиме on-line. А росту региональных пользователей за последние два года способствовало внедрение технологии удаленной записи пользователей.  Данная услуга позволила расширить географию удаленных пользователей библиотечным фондом ЦНСХБ от Калининградской до Амурской области и от Петрозаводска до Краснодарского края.

Стратегическим направлением деятельности библиотеки является дальнейшее развитие обслуживания пользователей в режиме удаленного доступа. Современные виртуальные сервисы значительно расширяют возможности предоставления библиотечных услуг и продвижения информационных ресурсов в интернет-пространстве. Виртуальное обслуживание предоставляет пользователю возможность  получать необходимую информацию на свой рабочий стол в любое время независимо от местонахождения.

Информационное обслуживание в электронной коммуникационной среде  включает:  доступ через сайт ЦНСХБ к электронным каталогам, базам данных (библиографическим, реферативным, полнотекстовым), электронной библиотеке ЦНСХБ, включающей полнотекстовые коллекции и электронную библиотеку знаний ЦНСХБ; библиографическим и реферативным изданиям ЦНСХБ, представленным в Интранете, виртуальные выставки, информирование пользователей о мероприятиях,  проводимых библиотекой, о режиме работы, о платных услугах и формах их предоставления (образцы договоров  и т.д.), электронную доставку документов [1, 2].

Виртуально-справочная служба также предназначена для информационного обслуживания удаленных пользователей, которая  среди различных веб-сервисов заслуживает особого внимания, т.к. предоставляет в ответ на запрос готовую информацию в виде библиографических списков, фактографических данных, ссылок на имеющиеся сетевые ресурсы по теме запроса. Оптимальная организация виртуально-справочной службы обеспечивает равноценное обслуживание всех пользователей библиотеки.

Развивающимся виртуальным сервисом, обслуживающим удаленных пользователей, является электронная доставка документов (ЭДД) [3]. Пользователь может заказать издания из фондов ЦНСХБ через электронные каталоги и базы данных, получить документ, отсутствующий в ЦНСХБ, или фрагменты книг (в рамках действующего законодательства РФ об авторском праве) через службу «Межбиблиотечный абонемент и доставка документов» (МБА и ДД), компонентой которой является ЭДД.

Динамика доставки документов пользователям в форме ЭДД и МБА показана на рис. 3.

Среди запросов абонентов МБА и ЭДД количество заказов на электронные копии  документов значительно превышает заказы на печатные копии.

Значительно расширяют рамки удаленных информационных услуг и сервисов библиотеки международные сетевые ресурсы, внедрение новых технологий, оцифровка библиотечного фонда. 

Внедрение  современных технологий расширили возможности доступа региональным пользователям к документному фонду и другим информационным ресурсам. Одним из таких сервисов является электронная научная сельскохозяйственная библиотека (ЭНСХБ) [4]. Электронная библиотека включает  чуть более 1,5 тыс. документов, однако число пользователей только за один 2017 год выросло более чем на 170% по сравнению с предыдущим годом (таблица 1).

Таблица 1

Показатели электронной научной сельскохозяйственной

библиотеки ЦНСХБ в динамике

Показатели

2015

2016

2017

ед.

ед.

% к 2015 г.

ед.

% к 2016 г.

Количество изданий

237

389

164,1

1 538

395,4

Количество пользователей

6 879

12 054

175,2

42 558

353,1

Количество прочтений

15 628

21 731

139,1

76 575

353,3

Таким образом, ЦНСХБ использует как традиционные, так и автоматизированные формы информационного обслуживания в зависимости от интересов пользователей    и вида услуги, но в большей степени используются электронные виды  продукции, виртуальные формы предоставления информации,  веб-технологии. Сайт ФГБНУ ЦНСХБ является  и виртуальным читальным залом, и доской объявлений о мероприятиях, информационных ресурсах и информационных продуктах библиотеки.

Результаты библиометрического анализа позволили проследить тенденцию снижения посещаемости библиотеки в локальном режиме. Однако библиотечный документный фонд ЦНСХБ по-прежнему востребован учеными и специалистами в области АПК только в другой, более современной, форме, а именно в виде электронных ресурсов.  А тенденция снижения посещаемости библиотеки, уменьшение книговыдачи на бумажных носителях – это общая тенденция, так как современный пользователь научной библиотеки все больше отдает предпочтение получению электронной копии в форме ЭДД и работе в удаленном доступе, что подтверждено результатами исследований.

Мониторинговые исследования позволяют констатировать, что современные библиотечные технологии дают возможность ученым и практикам в любом регионе нашей страны иметь доступ к уникальному фонду документов по сельскому хозяйству, пищевой и перерабатывающей промышленности, каким является фонд ЦНСХБ.

Проведенный  мониторинг позволяет изучить пользователя библиотеки с целью более качественного обслуживания его, представлять, что нужно современному пользователю от библиотеки, оперативно учитывать требования, запросы и пожелания всех категорий пользователей, для чего следует от сплошного мониторинга читательских потоков переходить к детальному изучению отдельных групп пользователей.

 Список источников

  1. 1. Чебатуркина Н.М. Политематическая база данных «АГРОС» ФГБНУ ЦНСХБ – востребованный информационный ресурс: состояние и мониторинг // Культура: теория и практика. 2016. №2 (11).
  2. 2. Чебатуркина Н.М., Нохрина В.А.  Мониторинг в научной библиотеке как инструмент управления информационным обеспечением АПК // В сб. статей «Актуальные вопросы экономики и агробизнеса» / YIII Международной научно-практической конференции (17 марта 2017 г., г. Брянск). Ч. 3. – Брянск: изд-во Брянского ГАУ, 2017. – С. 222-226.
  3. 3. Косикова Н.В., Бунин М.С., Стеллецкий В.И., Комаров П.А. Мониторинг информационных запросов удаленных пользователей межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов на базе Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки // Достижения науки и техники АПК. 2017.  №11 – С. 5-8).
  4. 4. Бунин М.С. Концепция развития Централизованной электронной библиотечной системы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦЭБС ЦНСХБ) // В сб. статей "Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК" (матер. IX Междунар. науч.-практ. конф.). – М.: ФГБНУ Росинформагротех, 2017. – С. 36-42.

Сведения об авторах

Чебатуркина Наталья Михайловна - Ученый секретарь Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека», кандидат технических наук

cnm@cnshb.ru

Косикова Нина Владимировна - Заведующая отделом информационного обслуживания и хранения  библиотечного фонда Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

 


К оглавлению выпуска

on-line-сервисы, конференции

22.05.2018, 1307 просмотров.