История Московского государственного института культуры: время, события, люди. КОКОЙКИНА О.Н. «НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УМРУ …»: С.А.ТРУБНИКОВ И ЕГО НАУЧНАЯ ШКОЛА

60 - 80-е годы 20 века по праву можно считать периодом расцвета библиографоведения как науки. В это время создавалась теоретическая концепция библиографии, проводились научные конференции, велись жаркие дискуссии по проблемным вопросам, выпускались учебники, в профессиональных журналах печатались статьи. Это также нашло отражение в большом количестве диссертационных исследований, проведенных в этот период. Как правило, самые крупные представители этой ветви библиотечной науки создавали свои школы, продолжая в своих учениках исследование наиболее интересных и актуальных вопросов теории и практики библиографоведения. 

  Одним из наиболее ярких представителей этого направления был С.А. Трубников – педагог, ученый, заведующий кафедрой библиографии (отраслевой библиографии) МГИК с 1976 по 1985 годы. Он воспитал плеяду блестящих ученых, многие из которых работали в дальнейшем в вузах СССР и Российской Федерации и крупнейших отечественных библиотеках. Он старался заложить в своих учениках начала научного осмысления библиотечной теории и практики, привить навыки критического анализа действительности, умение делать обоснованные выводы и предлагать практические решения поставленных вопросов. Сравнивая защищенные его аспирантами диссертации и работы С.А. Трубникова этого периода можно легко уловить параллели в научных интересах руководителя и его учеников. Всего под руководством С.А.Трубникова в период с 1969 по 1986 годы было защищено 12 диссертаций на ученую степень кандидата педагогических наук (последние две диссертации защищались уже после скоропостижной кончины С.А.Трубникова в феврале 1985 года). Основной темой исследований является рекомендательная библиография литературы и искусства (диссертации Н.Е.Добрыниной, М.Г.Вохрышевой, А.П.Куликовой, Р.А.Модогоевой, Т.М.Алсатова, Т.Н.Артемовой, О.Н.Кокойкиной). Научно-вспомогательной библиографии посвящены работы Н.А.Слядневой, С.И.Коровицыной, С.Г.Антоновой, И.С.Шишкина. На этом фоне несколько особняком стоит работа И.М.Андреевой, защищенная в 1985 году, которая была посвящена интеграционным тенденциям в литературной библиографии. «Географический» признак представлен диссертационными исследованиями тенденций развития рекомендательной библиографии в Бурятии (Р.А.Модогоева), Средней Азии и Казахстане (Т.М.Алсатов), а также научно-вспомогательной библиографии в Польше (Н.А.Сляднева). Если рассматривать литературно-эстетический комплекс как совокупность составляющих его элементов (художественная литература, литературоведение, искусство), то большинство работ находится в сфере художественной литературы и литературоведения (Н.Е.Добрынина, М.Г.Вохрышева, А.П.Куликова, Н.А.Сляднева, С.И.Коровицына, Р.А.Модогоева, Т.М.Алсатов, О.Н.Кокойкина, М.М.Андреева,И.С.Шишкина). Две диссертации посвящены непосредственно библиографии искусства: С.Г.Антоновой (театр) и Т.Н.Артемовой (искусство в целом). Даже краткий обзор диссертаций дает представление о широте научных интересов С.А.Трубникова, разнообразии исследуемых тем, оригинальности подходов и неординарности мышления. Рассмотрим более подробно работы его учеников.

  Добрынина Наталья Евгеньевна «Изучение читательских интересов как одна из научных основ библиотечно-библиографической пропаганды (на материалах исследования интересов многонационального советского читателя к русской художественной литературе)» (1969). Программой исследования предусматривалось изучение литературно-художественных читательских интересов основных национальностей (кроме русской) в союзных и автономных республиках. Базовыми библиотеками социологического исследования были определены 40 библиотек разных типов и видов, начиная от республиканских и кончая сельскими. В результате исследования была определена структура читательских интересов, сформулированная как единство трех составляющих: общее, особенное, индивидуальное. Русская литература и русский язык были определены как интегрирующие факторы развития общества, начиная со школьной скамьи и заканчивая «серебряным возрастом». На этой основе предлагалось усиливать внимание к выпуску пособий рекомендательной библиографии, посвященных русской художественной литературе, в союзных и автономных республиках. Следует отметить необыкновенную актуальность этой работы в наше время, когда делаются попытки принизить русскую культуру и уничтожить образование на русском языке в ряде бывших союзных республик, ставших ныне независимыми государствами. [1]

  Вохрышева Маргарита Георгиевна «Основные аспекты изучения системы средств библиографической пропаганды художественной литературы» (1973). Отправной точкой исследования является тезис о том, что существует противоречие между обилием издаваемой художественной литературы и относительно небольшим количеством времени, которым реально располагает человек для чтения. В связи с этим приобретает особую актуальность изучение многообразия средств информации, способных одновременной воздействовать на личность. Вследствие этого в систему библиографической пропаганды были включены и исследованы как ее традиционные звенья – библиотеки, библиографические пособия, так и средства массовой информации – периодическая печать, радио и телевидение. Такой подход (на момент написания диссертации) можно рассматривать как новаторский. Важно, что все эти средства рассматривались как единая система. Дифференцированный учет читательской аудитории нашел отражение в разработанной типологии читателей художественной литературы, учитывающей ряд существенных признаков читательской аудитории. Было бы интересно продолжить это исследование на современном этапе, включив в систему современные электронные ресурсы, в том числе интернет. Результаты такого исследования могли бы стать основой для совершенствования системы с целью повышения интересы к чтению вообще и художественной литературы в частности. [2]

   Куликова Алевтина Павловна «Современные проблемы рекомендательного библиографирования художественной литературы на страницах центральных газет» (1976). Эту работу можно считать своеобразным продолжением работы М.Г.Вохрышевой, но посвященной только одному компоненту системы средств массовой информации – газете. В качестве объектов исследования были взяты центральные газеты, такие как «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда»», «Литературная газета» и некоторые другие. Современному исследователю, возможно, выбор темы покажется несколько странным, но газеты того периода имели в свое структуре мощные отделы литературной критики, которые давали рецензии и аннотации на художественные произведения, библиографические обзоры новинок, посвящали свои материалы творчеству молодых и маститых писателей. Проанализировав материалы за 10 лет (1965-1975 годы) А.П.Куликова приходит к выводу, что рекомендательная библиография в газетах в силу своих специфических черт должна, прежде всего, снабжать читателей оперативной текущей информацией о новых книгах. Сегодня информация такого характера присутствует в газетах крайне редко. При этом, учитывая тот факт, что многие СМИ сейчас, кроме печатного варианта, существуют и в электронном виде (а часть из них перешла исключительно в электронный мир), можно было бы в новом формате использовать их возможности для знакомства молодых и не очень читателей с разнообразной многонациональной отечественной и зарубежной художественной литературой. [3]

   Сляднева Наталия Андриановна «Сравнительный анализ современных тенденций развития научно-вспомогательной литературной библиографии в Советском Союзе и Польше» (1977). Автор исходит из основополагающего принципа, что научно-вспомогательная литературная библиография – это не бесстрастный регистратор печатной продукции отрасли, а эффективное средство формирования эстетического кругозора читателей, воспитания библиографической культуры (с.5). В работе выделяется особая ветвь научно-вспомогательной литературной библиографии – пропедевтическая библиография, адресованная студентам вузов, преподавателям, начинающим исследователям, специально призванная решать педагогические задачи, формировать мировоззрение молодых ученых, воспитывать широту научного кругозора, научную принципиальность, творческий подход к проблемам. В работе этому направлению уделено особое внимание, так как, по мнению автора, в советской и польской библиографической практике данное направление литературной библиографии занимает важное место. Во время пребывания в Польской Народной Республике автор имел возможность изучать отсутствующие в фондах отечественных библиотек библиографические и библиографоведческие работы польских специалистов, непосредственно знакомиться с деятельностью польских литературно-библиографических центров. Диссертационное исследование впервые ввело в научный оборот отечественного библиографоведения материалы по истории и современному состоянию польской литературной библиографии, в чем несомненная заслуга автора и его научного руководителя. Системно-сравнительный анализ, использованный Н.А.Слядневой в качестве основного метода исследования, оказался чрезвычайно плодотворным для последующих разработок, и на сегодняшний момент является одним из основных методов исследования сложных библиотечно-библиографических явлений и процессов. [4]

   Коровицына Светлана Ивановна «Проблемы дифференцированного раскрытия содержания литературы о писателе в библиографических пособиях для научных целей» (1978). Непосредственное влияние на выбор темы имело формирование литературоведения как науки, имеющей свою историю, теорию и методологию. Для исследовательской работы в области литературы характерно постоянное обращение к материалам прошлых лет, так как литературоведческие работы устаревают значительно медленнее, чем, скажем, научные публикации по техническим наукам. Непосредственным источником исследования послужили персональные указатели литературы о русских писателях-классиках, предназначенные в помощь науке. Прослежена эволюция методических приемов раскрытия содержания и видов литературы о писателях с момента возникновения литературоведческой библиографии. Это позволило связать развитие методики библиографирования литературы о писателе с развитием литературоведческой науки, что оказалось чрезвычайно плодотворным для раскрытия темы. При исследовании проблемы были использованы элементы системного анализа, так ярко проявившиеся в работе Н.А.Слядневой. По мнению С.И.Коровицыной, библиографические персональные пособия представляют собой сложную информационно-поисковую систему с определенным набором элементов, составляющих его структуру. «Целостность этой информационно-поисковой системы определяется потребностями специалистов и функциями, возложенными на научно-вспомогательную библиографию» (с.6). [5]

   Модогоева Римма Ангоровна «Библиотечно-библиографическая пропаганда художественной литературы как фактор развития эстетической культуры читателей (на примере Бурятской АССР)» (1980). В качестве исходного принципа положен подход к определению понятия «эстетическая культура». В широком понимании – это эстетическая культура общества как целостный процесс по созданию, сохранению, распространению и потреблению эстетических ценностей. В узком смысле – это эстетическая культура личности, в которую входит эстетический вкус, эстетические потребности, эстетический интерес и т.д. Эстетическая культура общества и эстетическая культура личности находятся в диалектическом единстве. Они соотносятся между собой как общее и частное. Библиотеки призваны выполнять функции сохранения, распределения и потребления эстетических ценностей. В их фондах собраны источники, которые являются и формой отражения эстетической культуры и представляющие собой непосредственно эстетические ценности. К ним, безусловно, относятся произведения художественной литературы. Многонациональный характер художественной литературы, ее жанровое разнообразие выдвигают объективное требование системного подхода к работе с этим сложным явлением. Результативность библиотечно-библиографической пропаганды художественной литературы во многом зависит от научно обоснованного комплектования фондов библиотек и активного использования рекомендательной библиографии и средств массовой информации. [6]

   Алсатов Турсун Мухамерович «Рекомендательная библиография как средство интернационализации чтения художественной литературы (на примере библиографической пропаганды литературы Средней Азии и Казахстана)» (1981). В диссертации сформулировано и использовано новое определение интернационализации чтения как процесса приобщения читателей к тем ценностям инонациональных литератур (термин автора, с.3), которые способствуют выработке и укреплению интернационального сознания и повышают уровень эстетического развития читателей. Рекомендательная библиография является фактором интернационализации чтения художественной литературы в СССР, обладает большими возможностями в приобщении читателей к художественным ценностям народов СССР и формированию интернационального сознания и чувства патриотизма. Одной из актуальных проблем является дифференцированное раскрытие тематических и жанровых богатств литературы народов СССР. Для укрепления чувства патриотизма крайне важны краеведческие темы. В рекомендательной библиографии следует учитывать национальное своеобразие произведений. Автор считает принципиально важным обращение к другим видам искусства, в частности изобразительного искусства и архитектуры для того, чтобы дать читателям наглядное, зримое, убедительное представление о национальном своеобразии искусства и литературы народов СССР. Последний тезис достаточно актуален и в наше время. Комплексный подход к раскрытию эстетического своеобразия национальных культур в нашей многонациональной стране по-прежнему стоит на повестке дня. [7]

   Антонова Сусанна Галустовна «Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно-библиографических изданий» [8] (1981). Исходным тезисом работы является положение о том, что отраслевая библиография является отражением сферы деятельности, представленной в отраслевом документальном потоке. Многоаспектный анализ литературы по театру, а также изучение специфики формирования информационных потребностей в данной отрасли привел к заключению, что специфика объекта отражения библиографией театра (отраслевого документального потока) определяется комплексным характером деятельности, синтетичностью театра как вида искусства, а формирование информационных потребностей в сфере театра осуществляется в рамках отдельных этапов деятельности, поэтому качественные характеристики библиографической информации целесообразно определять в границах каждого этапа («информационного объекта»), а не деятельности в целом. Все это нашло отражение в построении типологической модели системы текущих информационно-библиографических изданий по театру и позволило обеспечить соотнесение основных признаков системы информационно-библиографических изданий с основными признаками театра, выступающего в качестве предмета информации. При построении модели в качестве важнейшего качественного признака системы изданий рассматривается признак целостности. Целостность отражения театра в системе информационно-библиографических изданий рассматривается в диалектическом единстве с комплексным характером театральной деятельности, синтетичностью театра, как вида искусства.

   Артемова Татьяна Николаевна «Читательское назначение как фактор формирования целостности рекомендательного библиографического пособия по искусству для молодежи» [9](1983). Базой исследования стали массовые и юношеские библиотеки Москвы. Было проведено серьезное социологическое исследование, в котором участвовали 795 читателей и 289 библиотекарей. В основу концепции работы был положен тезис, что непременным условием высокого качества рекомендательного пособия является его целостность – взаимная согласованность всех его частей, подчинение их единой функциональной направленности. Впервые проблема целостности была сформулирована и рассмотрена в рамках отраслевой библиографии искусства Ю.С.Зубовым, который увидел перспективы теоретического изучения библиографической продукции в анализе взаимодействия частей и элементов пособия, характеризующего сущность его как целого, определяющего появление у него новых свойств, не присущих каждой части в отдельности. Т.Н.Артемова развила это положение применительно к рекомендательной библиографии, утверждая, что рекомендательное библиографическое пособие как целостность формируется под воздействием различных факторов и отношений: читатель, отрасль, книга, общественная потребность и т.д. Для углубленного анализа был выбран фактор читательского назначения, который, по мнению автора, играет определяющую роль и влияет на основные характеристики целостности рекомендательного указателя: единство тематического замысла, жанра, структуры, библиографической и предметно-фактографической информации. Важнейшим признаком дифференциации читателей как адресатов рекомендательных библиографических пособий по искусству является их отраслевая эстетическая осведомленность, характеризующая уровень знания и культуру художественного восприятия. Этот признак находит отражение в отношении читателя к отрасли (глубина и широта интереса к данному виду искусства), к публикациям по отрасли (выбор и мотивы чтения искусствоведческой литературы, восприятие аудиовизуальных материалов), к рекомендательному библиографическому пособию и его структурным элементам, образующим целостность. Т.Н.Артемова приходит к выводу, что создание рекомендательных библиографических пособий с учетом особенностей их восприятия читателем является одним из важнейших путей повышения их качества и эффективности.

   Кокойкина Ольга Николаевна «Библиографическая пропаганда литературных мемуаров как средство эстетического развития читателей» (1984). Автор строит свою концепцию исходя из основного положения о том, что литературные мемуары являются особым жанром творчества. Литературные мемуары одновременно воздействуют на разум и чувства человека. К специфическим свойствам мемуарной литературы относятся: единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального, синтетический характер мемуаров, образно-художественное воспроизведение прошлого, отражение литературной жизни. В мемуарной литературе многие читатели находят предмет удовлетворения все возрастающей потребности в документальной литературе, стремления к индивидуальному постижению сущности духовной жизни общества. В литературных мемуарах широко отражаются события не только литературной, но и общественной жизни, так как многие писатели – ее активные участники. Таким образом, литературные мемуары в эстетическом развитии читателей выполняют двойную функцию, раскрывая эстетическое начало не только через литературу и искусство, но и через красоту самой жизни. Указанные свойства литературных мемуаров требуют применения к ним особой методики библиографирования, опирающейся на такие критерии отбора и характеристики мемуарных произведений, как познавательное и воспитательное (общественно-политическое, культурно-историческое, нравственно-эстетическое) значение литературных мемуаров, обусловленное кругом отраженных писателем явлений и поставленных проблем, а также характером их освещения. Учитывая большое значение литературных мемуаров как фактора эстетического развития читателей, им должны быть посвящены специальные рекомендательные библиографические указатели и уделено необходимое внимание в других библиографических пособиях, посвященных литературе и искусству. Пропаганда литературных мемуаров должна осуществляться всеми средствами подготовки и распространения библиографической информации, включая СМИ. Социологическое исследование, проведенное в рамках работы (проводилось анкетирование читателей и библиотекарей Ступинского района Московской области, Новгородской областной библиотеки и массовых библиотек Новгорода, библиотекарей профсоюзных и массовых библиотек РСФСР, студентов Москвы) подтвердило существующий интерес к чтению мемуарной литературы (79,25% читателей ответили на вопрос положительно), что указывало на необходимость вести активную работу с мемуарными произведениями. Сегодня интерес к мемуарному жанру также очень высок. Общество достигло определенной степени зрелости, у писателей, общественных деятелей и граждан государства возникла потребность осмыслить путь, пройденный страной, глубже понять истоки традиций, культурной преемственности поколений. Это дает возможность считать работу актуальной и сегодня. [10]

   Андреева Инна Михайловна «Интеграционные тенденции в литературной библиографии» (1985). В своем исследовании автор исходит из общенаучного понимания термина «интеграция» - объединения каких-либо элементов в целое на основе их взаимодействия между собой или внешней средой. Интеграционные тенденции в литературной библиографии проявляются как во внутренних, так и во внешних связях. Внутренние интеграционные тенденции характеризуются взаимосвязью подсистем и элементов системы литературной библиографии: библиографии художественной литературы и библиографии литературоведения, библиографии русской литературы, литературы народов СССР и т.д. Эта тенденция проявляется также на уровне жанрово-формальных образований системы (различные типы библиографических пособий) и на других уровнях анализа. Внешние интеграционные тенденции литературной библиографии проявляются во взаимодействии литературной библиографии с общей библиографией и с библиографиями различных отраслей знания, во взаимосвязях литературно-библиографической информации с другими видами социальной информации (учебно-методической, историографической, литературно-критической и т.д.). Взаимосвязь литературной библиографии с другими отраслевыми библиографиями является одним из основных аспектов исследования интеграционных процессов в этой сфере библиографической деятельности. Автором разработана теоретическая модель взаимосвязи литературной библиографии с библиографиями других отраслей знания. Литературная библиография отражает своими специфическими средствами интеграционные процессы в художественной культуре и является одним из факторов управления этими процессами. Интеграционные тенденции в литературной библиографии детерминированы интеграционными процессами в науке и художественном творчестве, что находит отражение в ее объекте и в динамике общественных информационных потребностей. В диссертации сделана попытка исследовать проблему взаимосвязи непрофессиональных и профессиональных читательских потребностей на основе понятия «гармонизация читательских потребностей и интересов», под которой понимается стратегия развития у читателей разносторонних и узконаправленных потребностей и интересов в их динамическом равновесии, тесной взаимосвязи, многообразии и единстве, при оптимальном сочетании интеллектуального и эмоционального начал в восприятии и осмыслении социальной информации. Интеграционные тенденции в современной информационно-библиотечной практике и теории еще более усилились, поэтому продолжение этого исследования могло бы принести интересные результаты. [11]

   Шишкин Игорь Сергеевич «Развитие взглядов на отраслевую специфику научно-вспомогательной литературной библиографии» (1986). Центральной проблемой отраслевого библиографоведения, по мнению автора, является проблема отраслевой специфики библиографической деятельности, обусловленной ее взаимосвязью с обслуживаемой наукой. Каждая отраслевая библиография входит в качестве подсистемы как в единую сложную систему библиографии, так и обслуживаемой науки, и, соответственно, выполняет функции, налагаемые на нее обеими этими системами. Ее задачи и методическое своеобразие определяются отраслевой спецификой библиографируемой литературы и потребностями в библиографической информации. В диссертации подробно освещается развитие литературной библиографии от момента ее зарождения (XYIII век) до 80-х годов XX века. Исследование истории зарождения и становления научно-вспомогательной литературной библиографии, а также процесса изучения сущности ее взаимосвязи с наукой о литературе доказывает: отраслевая специфика научно-вспомогательной литературной библиографии состоит в том, что она имеет двуединую природу – является как отраслью библиографии, так и вспомогательной литературоведческой дисциплиной, изучающей источники литературоведения с точки зрения их соответствия потребностям науки. И.С.Шишкин делает вывод, что рассмотрение роли литературной библиографии в литературоведении убедительно свидетельствует о неправомерности отнесения литературно-библиографической информации к информации вторичной, не несущей нового знания, противопоставления ее фактографической. Литературная библиография выявляет и описывает объект науки о литературе (факты литературного процесса и истории литературоведения), производит его первоначальную научную обработку. Следовательно, она несет новое, неизвестное ранее знание, без которого литературоведение не может не только развиваться, но даже и существовать. Этот вывод в полной мере относится и к другим отраслевым библиографиям, которые несут новое знание об объекте истории обслуживаемой ими науки. [12]

   Даже краткий обзор диссертационных исследований, защищенных под руководством С.А.Трубникова, свидетельствует о том, что сформировалась и развивалась целая научная школа в области литературной библиографии и библиографии искусства. Был пройден значительный путь от исследования отдельных аспектов этой области библиографоведения до обобщающих теоретических работ. Эти работы сохранили свое научное и практическое значение до наших дней и могут быть использованы с учетом изменившихся реалий и сегодня.

Список литературы:

1.     Добрынина Н.Е. Изучение читательских интересов как одна из научных основ библиотечно-библиографической пропаганды (на материалах исследования интересов многонационального советского читателя к русской художественной литературе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Е.Добрынина. – М., 1969. – 16 с.

2.     Вохрышева М.Г. Основные аспекты изучения системы средств библиографической пропаганды художественной литературы: автореф. дис. … канд. пед. наук /Вохрышева Маргарита Георгиевна. – М., 1973. – 30 с.

3.     Куликова А.П. Современные проблемы рекомендательного библиографирования художественной литературы на страницах центральных газет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Куликова Алевтина Павловна. – М., 1976. – 23 с.

4.     Сляднева Н.А. Сравнительный анализ современных тенденций развития научно-вспомогательной литературной библиографии в Советстком Союзе и Польше: автореф. дис. … канд. пед. наук / Сляднева Наталия Андриановна. – М., 1977. – 22 с.

5.     Коровицына С.И. Проблемы дифференцированного раскрытия содержания литературы о писателе в библиографических пособиях для научных целей: автореф. дис. … канд. пед. наук / Коровицына Светлана Ивановна. – М., 1978. – 25 с.

6.     Модогоева Р.А. Библиотечно-библиографическая пропаганда художественной литературы как фактор развития эстетической культуры читателей (на примере Бурятской АССР): автореф. дис. … канд. пед. наук / Модогоева Римма Ангоровна. – М., 1980. – 16 с.

7.     Алсатов Т.М. Рекомендательная библиография как средство интернационализации чтения художественной литературы (на примере библиографической пропаганды литературы Средней Азии и Казахстана): автореф. дис. … канд. пед. наук / Алсатов Турсун Мухамерович. – М.,1981. – 16 с.

8.     Антонова С.Г. Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно-библиографических изданий: автореф. дис. … канд. пед. наук / Антонова Сусанна Галустовна. – М., 1981. – 16 с.

9.     Артемова Т.Н. Читательское назначение как фактор формирования целостности рекомендательного библиографического пособия по искусству для молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Артемова Татьяна Николаевна. – М., 1983. – 16 с.

10.           Кокойкина О.Н. Библиографическая пропаганда литературных мемуаров как средство эстетического развития читателей: автореф. дис. … канд. пед. наук / Кокойкина Ольга Николаевна. – М., 1984. – 16 с.

11.           Андреева И.М. Интеграционные тенденции в литературной библиографии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Андреева Инна Михайловна. – М., 1985. – 16 с.

12.           Шишкин И.С. Развитие взглядов на отраслевую специфику научно-вспомогательной литературной библиографии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Шишкин Игорь Сергеевич. – М., 1986. – 16 с.


Сведения об авторе

Кокойкина Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения и архивоведения Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

конференции, библиографическая культура

14.08.2018, 63 просмотра.