Библиотековедение: новые взгляды и решения. СОКОЛОВ С.В. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ И УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие библиотечной отрасли, - важнейшей части общегосударственного культурно-образовательного пространства и элемента национального пространства знаний неразрывно связано с развитием межведомственной и межуровневой координацией, как отмечалось в Распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». [1] Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 378 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" также ясно обозначило необходимость расширения сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов. [2] В основных документах развития государственной культурной политики напрямую не говорится о такой координации между государственными культурно-образовательными учреждениями и системой исправительных учреждений, обладающей также большими возможностями и потребностями в развитии широкой образовательно-просветительской базы. Тем не менее, как в документах «культурного пула» заявляется необходимость «обеспечения широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям» [3], особенно для «лиц с ограниченными возможностями», так и основополагающие документы развития уголовно-исполнительной системы подчеркивают важность привлечения дополнительных институциональных ресурсов по реализации программ правоохранительного блока. В рамках федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)" одним из приоритетных направлений государственной политики является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами [4]. В "Заключительном обзоре" этой программы организация образовательного процесса в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы и обеспечение объектов необходимым площадями, оборудованием и средствами (в том числе и учебной литературой) поставлена как одна из центральных задач наряду с нехваткой рабочих мест, а также условий для должного медицинского обслуживания заключенных.
Ключевым событием в развитии межведомственной координации библиотечных и уголовно-исправительных учреждений России стало в 2018 году их активное сотрудничество в рамках Всероссийского библиотечного конгресса, прошедшего во Владимире [5]. На круглом столе, организованным в рамках конгресса Владимирским юридическим институтом ФСИН России, под председательством президента РБА М.Д. Афанасьева, было рассмотрено три основных вопроса: непосредственно работа библиотек пенитенциарных учреждений, их взаимодействие с муниципальными библиотеками, религиозными организациями и общественными объединениями, а также деятельность библиотек ведомственных вузов ФСИН России.
В этой связи, с учетом поставленного государственного задания по обеспечению теоретической и научно-практической базы межведомственного взаимодействия библиотечной и пенитенциарной систем, готовности самих ведомств к развитию такого сотрудничества на самых различных уровнях, особенно интересным представляется зарубежный опыт межведомственной координации библиотечных и уголовно-исправительных учреждений.
Основой для международного правового обеспечения библиотечного обслуживания заключенных являются следующие международные документы:
1. Стандартные минимальные правила по обращению с заключенными Организации Объединенных Наций (1955) [6]. Правило №40 предписывает, что «в каждом учреждении должна быть библиотека для пользования всеми заключенными, должным образом оборудованная и оснащенная художественной и учебной литературой».
2.Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам – членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. (РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (87) 3) [7]. Согласно 46 пункту, каждому заключенному разрешается, по мере возможности, удовлетворять свои потребности религиозного, духовного или морального порядка и для этого присутствовать на службах или собраниях в месте лишения свободы и иметь в своем распоряжении необходимые книги и публикации. Подследственным или подсудимым предоставляется возможность приобретения за свой счет или за счет третьих лиц книг, газет, письменных принадлежностей, и других необходимых для занятий предметов в пределах, ограниченных интересами правосудия, безопасности и поддержания порядка в месте лишения свободы (97 пункт правил). Наиболее важным для международного регулирования межведомственного взаимодействия тюремных библиотек стал 82 пункт, который предусматривает в каждом месте лишения свободы необходимость наличия библиотеки, причем «в ситуациях, где это возможно», законодатель предписывает необходимость создания тюремных библиотек с участием публичных библиотек.
3. Манифест публичных библиотек IFLA/UNESCO (1995) [8] также призывает публичные библиотеки обслуживать заключенных.
4. Доклад «Образование в тюрьме», одобренным Европейским союзом (Страсбург, 1990) [9]. В главе о тюремных библиотеках говорится, что тюремная библиотека должна функционировать по тем же профессиональным стандартам, что и библиотеки в обществе; в своей деятельности опираться на те же профессиональные стандарты, что и публичные библиотеки; управление библиотекой должно осуществляется профессионалом в библиотечной сфере; библиотека должна удовлетворять разнородные культурные потребности пользователей, предоставлять им открытый доступ и обеспечивать разнообразными литературными и другими видами занятий, имеющих отношение к чтению.
Необходимо отметить, что рекомендации международных организаций в области либерализации уголовного законодательства получила широкую поддержку Международной библиотечной Ассоциации: темы открытости тюремных библиотек, условий и механизмов установления большего сотрудничества с публичными библиотеками, проблемы соблюдения прав человека в пеницитарных учреждений прочно укрепились среди основных научно-практических мероприятий Ассоциации, а также докладов Секции IFLA по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой (LSDP). В 1995 г. была опубликована Немецкая версия Руководства по библиотечному обслуживанию заключенных, сразу же после второго издания этого пособия под редакцией Френсиса Е. Кайзера. Немецкое издание Руководства кроме основных положений и практических примеров, вошедших в первое издание 1991 года, содержало конкретную информацию об уровне обслуживания, размере фондов, персонале библиотек, финансировании, оценке и способах управления. Современное третье издание полностью включает перечень прав и условий тюремной библиотеки для взаимоотношений с другими публичными библиотеками. [10] Руководство предписывает в пункте 3.7 необходимость участия тюремной библиотеки в региональном или национальном межбиблиотечном абонементе, но подчеркивает, по пункту 8.3, что межбиблиотечный абонемент может использоваться как дополнение к библиотечному фонду, но не как средство планового развития коллекции. В случае, если тюремные библиотеки находятся в подчинении различных учреждений (органы самоуправления областей либо муниципальные власти, система публичных библиотек или библиотечная система и т.д.), то ответственность делится между этими структурами. В каждом случае необходимо заключать юридическое соглашение/контракт, где будут указаны обязательства каждой стороны и условия обслуживания. Правила также предусматривают проработку возможности для заключенных пользоваться местной публичной или научной библиотекой (пункт 3.4.), из числа которых может осуществляться и набор сотрудников в библиотеку (пункт 6.7).
Современные доклады секции ИФЛА по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой также в основном посвящены проблемам развития межведомственной координации библиотечных и уголовно-исправительных учреждений в различных странах мира. Так, последний июньский доклад 2018 на саммите IFLA в Куала-Лумпуре был посвящен плану «Library Plan in Prison Facilities» в чилийских тюрьмах, по которому было задействовано 48 публичных библиотек и 23 000 заключенных получивших право доступа в публичные библиотеки [11]. Председатель Ассоциации содействия тюремным библиотекам из Мюнстера представил сравнительный доклад по мировой практике взаимодействия публичных и тюремных библиотек с благодарственным письмом Н. Манделы [12].
Тюремные библиотеки Германии - это учреждения, выполняющие свою миссию в тесной связи с общими задачами пенитенциарных учреждений и, вследствие этого, максимально интегрированные в исправительную систему. По классификации, предложенной Пересом Пубидой [13], и поддерживаемой германоязычными исследователями пенитенциарной системы [14], можно выделить две основные модели взаимоотношений между тюремной библиотекой и исправительными учреждениями:
- В североамериканской модели организация библиотечного сервиса в тюрьмах, как правило, находится в сфере ответственности самого исправительного учреждения. Несмотря на то, что в отдельных штатах США также существует сотрудничество с публичной библиотекой на государственном, районном или муниципальном уровне, библиотеки тюремной службы в этой модели, как правило, работают автономно. Кроме того, финансирование осуществляется регулярным бюджетом исправительного учреждения. Эти организационные формы, создаваемые федеральными структурами, применяются и в других странах, например, в Германии или Австрии.
- Британская модель предусматривает тесное переплетение между тюремными, региональными и библиотечными структурами. При этом местные библиотеки обязаны предоставлять соответствующие услуги учреждениям, находящимся в их компетенции. На национальном или межведомственном уровне устанавливаются не только основные положения, но и детальные требования к объему и оформлению библиотечного обслуживания. Эта модель получила распространение также в Скандинавских странах и в Нидерландах.
По статистике всеобъемлющего исследования о немецких библиотеках на 2011 г. в Германии существовало около 220 тюремных библиотек в исправительных учреждениях с небольшим объемом фонда, - не более 2500 единиц хранения [15, S 66].
Тюремные библиотеки служат для развлечения, отдыха и повышения квалификации, а после освобождения из - под стражи должны способствовать интеграции в профессиональную и общественную среду. Насколько они важны для заключенных, показывает их высокий уровень использования - в среднем около 70% заключенных.
Правовыми основами для работы немецких тюремных библиотек являются § 2 [16] и § 67 [17] статьи Федерального закона о пенитенциарной системе. В статье § 2 утверждается, что заключенный в рамках своего тюремного заключения должен научиться вести свою будущую жизнь без преступлений, чтобы общественность была защищена от его дальнейших преступных действий. Кроме того, заключенному должны быть предоставлены возможность иметь организованный досуг в свободное время. К этому виду досуга, по смыслу § 67 относится также использование библиотеки. Кроме того, важную роль в правовом определении тюремной библиотеки играет статья 5 абзац 1 Основного закона, а именно, что каждый – то есть и заключенные в исправительных учреждениях-имеет право на самообразование.
В 1981 году по инициативе немецкого библиотечного Института в Берлине начался проект "Библиотечная Работа в исправительных учреждениях". Цель состояла в том, чтобы изучить состояние проблем библиотечной работы в исправительных учреждениях и внести предложения по их решению. После с интервью с заключенными и персоналом в двенадцати исправительных учреждениях, были разработаны Руководящие принципы по работе с библиотекой в исправительных учреждениях.
Группа проекта представила в 1986 году консультативное заключение с Руководящими принципами, которые до сих пор во многом служит ориентиром в области библиотечной работы в исправительных учреждениях.
Организация работы тюремной библиотеки соответствует требованиям и любой другой публичной библиотеки. От вида пользования при этом различают библиотеку со свободным доступом к полкам (Freihandbücherei) и с библиотеку с книговыдачей (Magazinbücherei). По мнению законодателей, библиотека со свободным доступом к полкам должна быть предпочтительнее, потому что заключенный самостоятельно может выбрать литературу непосредственно. По соображениям безопасности такой способ установки не всегда реализуется, так как вряд ли может быть обеспечен непрерывный надзор за стеллажами, поэтому во многих тюремных библиотеках литература доставляется заключенным.
Еще одна услуга-возможность тюремных библиотек Германии активно участвовать межбиблиотечном абонементе. Существуют договорные отношения тюремных и публичных библиотек об обмене фондов, по которым литература предоставляется и затем заменяется публичной библиотекой в течение ограниченного периода времени.
В соответствии с классификацией значимого и по настоящее время для правовой регламентации библиотек документа «Библиотеки ' 93» тюремные библиотеки включены в первую группу учреждений по удовлетворению базовых потребностей в информации с ограниченной информационной глубиной библиотечного фонда [18]. Целями библиотечного сотрудничества для небольших тюремных библиотек с ограниченными фондами и бюджетом становится:
* снижение затрат на работу за счет использования сторонних услуг и рационализация в связи с этим как можно большего количества рабочих процессов,
* быстрая и удобная информация о иных библиотечных фондах,
* быстрое и удобное обнаружение и простой заказ сторонних библиотечных фондов,
* скоординированное использование ресурсов на приобретение литературы в рамках системы регионального и межрегионального библиотечного сотрудничества [19].
В июне 1995 года 5 тюремных библиотек севера Германии выступили с инициативой создания нового, восьмого подразделения Немецкой библиотечной Ассоциации [20]. Города - интересанты: Гамбург, Бремен, Мюнстер, Кёльн. Что характерно, упомянутые регионы обладают индивидуальным конституционным статусом «свободного города» и относятся к северогерманской модели пенитенциарной системы. В 2007 году тюремная библиотека Мюнстера была награждена премией „Библиотека года“ в размере 30 000 евро. В прессе это было воспринято как признание эффективности работы этого типа библиотек в целом. На Берлинском конгрессе ИФЛА 1-9 августа 2003 года была подробно описан механизм сотрудничества тюремных библиотек земли Северный Рейн-Вестфалия с земельными публичными библиотеками.
Схема 1. Управление тюремными библиотеками исполнительно-правовой системы земли Северный Рейн-Вестфалия [21, S.5]
Городские библиотеки, по мнению авторов исследования, на протяжении длительного времени могли лишь в незначительной степени оказывать помощь библиотекам пенитенциарных учреждений. Только создание системы профессиональной подготовки библиотекарей в системе судебно-исполнительного производства в позволило обеспечить последовательную интеграцию тюремных библиотек в библиотечную систему региона. Время от времени в Кельнском, Боннском и Штутгартском библиотечных колледжах к учебному процессу привлекались представители тюремных учреждений: на лекциях, семинарах, стажировках или дипломных работах. С 1994 года появились работы сотрудников исправительных учреждений в специализированной научной литературе. В 1993 году органы юстиции в Кельне и Хамме стали членами ассоциации библиотек земли Северный Рейн-Вестфалия и, таким образом, германского библиотечного Союза (DBV). Между несколькими городскими библиотеками и исправительными учреждениями уже много лет налажено активное сотрудничество, в некоторых городах в последние годы были достигнуты письменные соглашения о сотрудничестве – например, в Бохуме, Гельзенкирхене и Шверте. В наибольшей степени такое сотрудничество помогало решать совместно проблемы с комплектованием книг в ситуации, при которой финансирование публичных библиотек было сокращено. Центр закупок для библиотек в Ройтлингене в течение многих лет сотрудничает в области инвентаризации и сбора материалов с комплектованием библиотек в исправительных учреждениях. На федеральном уровне комплектованием немецких тюремных библиотек занимается фонд "Чтение".
Южнонемецкие земли, как и страны южной Европы тяготеют к закрытому, автономному типу взаимоотношений библиотеки и исполнительного учреждения. По результатам исследовательской работы о библиотеках в исправительных учреждениях юго-востока Германии, выполненной в Лейпцигском институте техники науки и культуры саксонские тюремные библиотеки сотрудничают с другими библиотечными учреждениями только в очень ограниченных рамках. Исправительные учреждения Лейпциг и Герлиц, тюрьма Цвиккау не проявляют особого интереса к библиотечному сотрудничеству с другими учреждениями. Наибольшими негативными издержками такого сотрудничества называется возможность ущерба библиотечным фондам и потеря собственной идентичности [22, S 46]. Такая системная особенность южногерманских пенитенциарных учреждений связана с историей становления государственно-репрессивного аппарата в этих регионах, укреплявшегося в ответ на социальные, демографические и миграционные вызовы. Последний фактор является наиболее значимым для определения социальной, культурной и политической ситуации в Германии и в настоящее время.
Политика открытых дверей Ангелы Меркель по отношению к проблеме мигрантов встретила к середине 2018 года серьезное сопротивление как со стороны консервативных и правых партий, так и со стороны представителей традиционного союзника христианских демократов - баварского ХСС. Лидер ХСС и глава МВД Хорст Зеехофер поставил Меркель ультиматум о необходимости урегулирования проблемы беженцев как в самой Германии, так и на общеевропейском уровне. На саммите ЕС, состоявшимся 28 июня 2018 года, канцлеру с трудом удалось согласовать с партнерами компромиссное решение. По мнению многих специалистов, исследующих проблемы интеграции мигрантов в странах ЕС, миграция остается фактором острой конфликтогенности. “Причинами возникновения конфликтов чаще всего являются социально-экономическое положение вновь прибывающих индивидов и их недовольство своим местом в социальной структуре принимающего общества. Именно на решение этих вопросов рассматриваемые страны делают особый упор: первостепенное значение уделяется включению мигрантов в экономическую и социальную жизнь общества”. [23] , в том числе и в немецких исправительных учреждениях Острота проблем, связанных с обеспечением для заключенных необходимого уровня содержания, значимого как для снижения конфликтов, так и для более действенной профессиональной и социальной адаптации усугубляется переполненностью немецких тюрем. По данным источников австрийской прессы загрузка тюрем на весну 2018 года в Баварии, Рейнланд-Пфальце, Берлине, Бремене и Гамбурге достигла 90%, в Баден-Вюртемберге - 100 % [24]. Количество нападений на персонал тюрем с 2016 по 2017 годы удвоилось, большая часть нарушителей - представители иностранных диаспор. По результатам отечественного исследования пенитенциарных учреждений федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия с 1989 по 1998 именно граждане иностранных государств и мигранты в наибольшей степени отличались повышенной конфликтогенностью и были склонны к применению насилия в отношении представителей администрации. [25] Среди девяти рекомендованных автором направлений профилактики случаев применения насилия автор особенно выделяет необходимость предоставления возможности получения образования, интеграции заключенных, принадлежавших к другим субкультурам, создание необходимой психологической атмосферы, что возможно только с использованием имеющихся служб психологической помощи, капелланов и культурно-образовательных и библиотечных подразделений. В последнем докладе Федерального министерства юстиции Германии одной из причин сложившейся ситуации характеризующейся, в том числе, большим количеством самоубийств и взрывным ростом конфликтных ситуаций объясняется отсутствием достаточного количества служб психологической помощи и средств проведения досуга (к ним относятся также тюремные библиотеки) [26].
По результатам опубликованного в сентябре 2017 года опроса медиа-группы Funke в министерствах юстиции федеральных земель в настоящее время в немецких тюрьмах находятся около 300 исламистов – большинство из них находятся в заключении в Гессене, Баварии, Северный Рейн-Вестфалия и Берлине [27]. Характерно, что в восточногерманских федеральных землях число заключенных исламистов значительно меньше – в Мекленбург-Передняя Померания и Тюрингии они лежат на нулевом уровне. В наибольшей степени внешняя поддержка исламских заключенных и организация взаимодействия с существующими организациями осуществляется через социальные сети. Джихадистский интернет-портал "Ansarul Aseer" был создан специально для оказания помощи в тюрьмах. В августе 2018 года на новости портала было подписано в Фейсбуке 3295 человек. [28] Портал Ал Азраа, также созданный для помощи немецким мусульманам в тюрьмах поддерживают 6543 пользователя этой социальной сети. [29] Газета Берлинер Моргенпост провела собственное расследование в ноябре 2017 года, по которому некоторые сторонники запрещенной в Германии организации Исламское государство активно вели пропаганду, а также вербовали сторонников из тюрьмы в Тегеле через свои аккаунты в Фейсбуке [30]. Значимость исламской проблематики для немецкого правозащитного сообщества в социальных сетях настолько велика, что известная правозащитная организация Amnesty International на своем германоязычном аккаунте в Фейсбуке размещает материалы, преимущественно связанные с политическими заключенными в Турции и турецкими заключенными в немецких тюрьмах. [31] Реакция немецкого законодателя на растущие случаи угроз государству и общественности со стороны интернет-пространства особенно ужесточилась с начала 2018 года. В Германии с 1 января 2018 года вступил в силу закон Netzwerkdurchsetzungsgesetz (NetzDG) «Закон по охране прав в соцсетях», сокращённо — NetzDG. Им предусматривается, что у соцсетей будет только 24 часа после поступления жалобы, чтобы удалить посты, которые открыто нарушают немецкое законодательство. По этому закону, с января 2018 года аккаунты некоторых медийных изданий, провоцирующих околоисламскую полемику были заблокированы, например аккаунт немецкого издания «Титаник» в Твиттере.
История цензуирования библиотечной работы немецких тюрьмах восходит к 19 веку, при котором основными средствами тюремного перевоспитания были религиозная и назидательная литература с полным исключением криминальных романов, любой развлекательной литературы, включая классические произведения Шиллера и Гете. С 1933 года идеология национал-социализма оказала влияние и на тюремное заключение. К 1940 году в состав фондов тюремных библиотек Германии были включены книги только с расистским, антисемитским и фашистским содержанием. После 1945 года эти книги были исключены из фондов библиотек. Только после принятия Регламента исполнения наказаний 1961 года фонды библиотек стали находиться в свободном доступе, но запрет на идеологию национал-социализма остался. В настоящее время безопасность содержания печатных и аудио-визуальных материалов находится под федеральным контролем и им занимается несколько организаций. Немецкий союз печатных изданий (Deutscher Presserat) 22 марта 2017 года выпустил впервые с 1973 года пересмотренный кодекс о прессе, в котором наряду с признанием необходимости защиты свободы слова и права на получение информации была признана необходимость ограничения информации, в случаях, например, выполнения журналистами деятельности, связанной с исполнением властных полномочий (Параграф 6.1 [32]) или возникновения угрозы конституционному порядку (Параграф 5.1). Одним из наиболее обсуждаемым нововведением в кодексе был пункт 12.1 о возможности упоминания в печати сообщений об этнической или религиозной принадлежности преступников, если это связано с «очевидным общественным интересом». Особенностью работы немецкого союза печатных изданий как федерального учреждения стало активное вовлечение в его правоохранительную деятельность широких масс населения. В докладе 2017 года особенно отмечен рост числа заявлений от граждан по вопросам экстремизма и терроризма. [33] Конкретные списки запрещенной к распространению литературы, аналогичных российскому Федеральному списку экстремистских материалов [34], выпускает «Проверочное бюро медиаизданий, опасных для молодежи» (Bundesprüfstelle für jugendgefährdende Medien (BpjM)). Один раз в три месяца издается его печатное издание "BpjM-Aktuell", где приводятся списки литературы и медиаизданий, запрещенных, в том числе и в исправительных учреждениях.
По статистике на 31 мая 2018 года [35] книги, брошюры и комиксы составляли наименьшую часть запрещенного контента.
Таблица 1. Запрещенные к тиражированию издания в Германии на май 2018г.
Вид запрещенных зданий |
Количество запрещенных изданий |
Фильмы |
1838 |
Игры |
547 |
Книги, Брошюры, Комиксы |
422 |
Виниловые Пластинки, Компакт-Диски, минидиски |
1739 |
Онлайн-контент |
5060 |
Таблица 2. Тематика изданий, внесенных в список запрещенных изданий в 2017 году [36].
Тематика изданий |
Количество изданий |
Жесткая порнография |
189 |
Простая Порнография |
180 |
Пропаганда нацистской идеологии |
101 |
Призыв к расизму и антисемитизму |
74 |
Пропаганда насилия |
70 |
Отрицание Холокоста |
56 |
Пропаганда наркотиков и алкоголя |
26 |
Нарушение человеческого достоинства |
11 |
Дискриминация отдельных групп лиц |
10 |
Призыв к джихаду |
5 |
Наступление на любую сомнительную идеологию в конце 2017 - начала 2018 года в Германии затронуло как тюремную прессу, так и тюремные библиотеки. В октябре 2017 года постановлением берлинского судебного сенатора Дирка Берендта была закрыта единственная газета для иностранцев в тюрьмах Германии «Multi-kulti-dialog» в связи с тем, что „литература в тюрьмах Германии должна быть свободна от всякого идеологического, политического, религиозного или коммерческого влияния“ [37]. Газета выходила на немецком и турецком языках и активно освящала события из жизни мусульманской общины на территории Германии и в немецких тюрьмах. Запрет доступа к тюремным библиотекам для исламских групп в австрийских тюрьмах вызвал в австрийской и немецкой прессе широкий отклик, [38] вызвав волну негодования демократической общественности.
Итак, основными индикаторами процесса либерализации немецкой исправительной системы были дальнейшая адаптация немецкого уголовного права к рекомендациям международных организаций, усиление связей культурно-образовательных институций в немецких тюрьмах с внешними организациями, а также рост открытости немецких тюремных библиотек и других обслуживающих подразделений. Развитие социально-экономической, демографической и миграционной ситуации в Германии внесло серьезные коррективы в процессы демократизации и информатизации культурно-образовательных учреждений. «Зачастую из-за чрезмерной поспешности законодателя попытки усовершенствовать национальное уголовное право, имплементируя нормы международного уровня, терпели неудачу», - отмечают российские специалисты в области уголовного права [39, С.194]. В последние несколько лет в связи с ростом количества мигрантов из арабских стран в немецких тюрьмах, исламистская и салафистская радикализация тюремных сообществ и необходимость в связи с этим введение более жестких режимов содержания привели к сворачиванию процесса реформ исполнительных учреждений, особенно в южнонемецких землях, и повороте к жесткому ограничению библиотечных фондов. Проблема соотношения прав и свобод человека, с одной стороны, и мер по обеспечению безопасности - с другой, полностью вошла в странах Запада в конфронтационное поле как в системе государственных институтов в целом, что было отмечено российскими правоведами [40], так и в области развития библиотечной сферы. Наиболее показательно демонстрирует это противостояние ситуация именно в немецких культурно-образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обнажая наиболее острые вопросы развития немецкого общества, немецкого правового пространства, так и проблемы развития библиотечной сферы современной Германии.
Список источников
1. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 29 февраля 2016 года N 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года] (с изменениями на 30 марта 2018 года). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340006. Дата обращения: 24.07.2018
2. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 378 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы". Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71817648/. Дата обращения: 24.07.2018
3. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 378 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" «Ожидаемые результаты реализации программы». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71817648/. Дата обращения: 24.07.2018
4. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2018 г. № 420 "О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы) 17 апреля 2018 г. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71821634/#ixzz5LtyBukU6. Дата обращения: 24.07.2018
5. Итоговый обзор Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации Владимир, 12—18 мая 2018 года. Режим доступа: http://www.rba.ru/activities/conference/conf-2018/about/itogovyy-obzor/. Дата обращения: 24.07.2018
6. ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison. Дата обращения: 24.07.2018
7. Рекомендации Комитета министров государствам - членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. (РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (87) 3) . Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420361984. Дата обращения: 24.07.2018
8. ЮНЕСКО Манифест о публичной библиотеке 1994. Режим доступа: https://www.ifla.org/files/assets/public-libraries/publications/PL-manifesto/pl-manifesto-ru.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
9. Council of Europe. (1990). Education in prison. Strasbourg, GR: Council of Europe. (pp. 41-44, Recommendation No. R(89) 12 adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 13 October 1989 and explanatory memorandum).
10. Руководство по библиотечному обслуживанию заключенных (3-е издание) . – Гаага: Штаб-квартира IFLA, 2005. – 24 стр.
11. Books open up worlds for people behind bars Examples of cooperation between prison and public libraries in Germany and selected countries from all over the world IFLA 26.06.2018. Режим доступа: http://library.ifla.org/2137/1/095-rivera-en.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
12. Books open up worlds for people behind bars Examples of cooperation between prison and public libraries in Germany and selected countries from all over the world IFLA WLIC 07.08.2015. Режим доступа: http://library.ifla.org/1267/1/100-perschers-en.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
13. Pérez Pulido, Margarita. « Modèles et normes pour les bibliothèques de prison ». Bulletin des bibliothèques de France (BBF), 2008, n 5, p. 61-67.
14. Lesen und Gefangen-Sein: Gefängnisbibliotheken in der Schweiz Thomas Sutter Springer-Verlag, 12 мая 2015 г. - S 479
15. Jürgen Seefeldt und Ludger Syré Portale zu Vergangenheit und Zukunft – Bibliotheken in Deutschland. – Georg Olms Verlag, Hildesheim 2011. – 128
16. Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung (Strafvollzugsgesetz - StVollzG) § 2 Aufgaben des Vollzuges. Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/stvollzg/__2.html. Дата обращения: 24.07.2018
17. Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung (Strafvollzugsgesetz - StVollzG) § 67 Allgemeines
18. Bibliotheken '93 Strukturen - Aufgaben - Positionen Bundesvereinigung Deutscher Bibiiotheksverbände Berlin - Göttingen 1994 S 13-14. Режим доступа: https://bibliotheksportal.de/content/uploads/2017/10/bibliotheken93.compressed.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
19. Bibliotheken '93 Strukturen - Aufgaben - Positionen Bundesvereinigung Deutscher Bibiiotheksverbände Berlin - Göttingen 1994 S 59-60. Режим доступа: https://bibliotheksportal.de/content/uploads/2017/10/bibliotheken93.compressed.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
20. Die AG Gefangenenbüchereien. Режим доступа: https://www.bibliotheksverband.de/fachgruppen/arbeitsgruppen/gefangenenbuechereien.html. Дата обращения: 24.07.2018
21. Bibliotheksarbeit im Justizvollzug in Deutschland am Beispiel NordrheinWestfalens 1-9 August 2003, Berlin 11
22. Michael Bleyer Bibliotheksarbeit im Justizvollzug Situationsanalyse am Beispiel des Bundeslandes. – Leipzig, 2004 S. 116
23. Бардин А.Л. Довбыш Е.Г. Местный уровень интеграции мигрантов в ЕС (на примере Бельгии и ФРГ) // Человек. Сообщество. Управление. – 2015. – №2 – С. 112-128
24. Immer mehr Probleme mit Islamisten in Gefängnissen Kleine Zeitung 25. April 2018. Режим доступа: https://www.kleinezeitung.at/international/5411952/Deutschland_Immer-mehr-Probleme-mit-Islamisten-in.... Дата обращения: 24.07.2018
25. Меркурьев В.В Проблемы безопасного существования человека в тюрьмах Германии // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал №1. – 2007. – №1 – С. 79-81
26. Mehr Selbstmorde im Gefängnis // Neue Osnabrueker Zeitung 22.06.2018. Режим доступа: https://www.noz.de/deutschland-welt/politik/artikel/1376845/mehr-selbstmorde-im-gefaengnis-76-tote-i.... Дата обращения: 24.07.2018
27. Fast 300 Islamisten in deutschen Gefängnissen Deutsche Welle 06.09.2017. Режим доступа: https://www.welt.de/politik/deutschland/article168358409/Fast-300-Islamisten-in-deutschen-Gefaengnis.... Дата обращения: 24.07.2018
28. Ansarul Aseer. Режим доступа: https://www.facebook.com/Ansarul-Aseer-Original-222751081251558/. Дата обращения: 24.07.2018
29. GefangeneMuslime. Режим доступа: https://www.facebook.com/GefangeneMuslime. Дата обращения: 24.07.2018
30. Ulrich Kraetzer Islamist in Haft postet Propaganda aus der JVA Tegel Berliner Morgenpost 17.11.2017. Режим доступа: https://www.morgenpost.de/berlin/article212569485/Islamistische-Gruesse-aus-der-Gefaengniszelle.html. Дата обращения: 24.07.2018
31. Amnesty International Deutschland. Режим доступа: https://www.facebook.com/AmnestyDeutschland/. Дата обращения: 24.07.2018
32. Der Pressekodex. Режим доступа: http://www.presserat.de/pressekodex/pressekodex/#panel-ziffer_6____trennung_von_taetigkeiten. Дата обращения: 24.07.2018
33. JAHRESBERICHT 2017. Deutscher Presserat – S.9. Режим доступа: http://www.presserat.de/fileadmin/user_upload/Aktuelles/Jahresbericht_2017_web.pdf. Дата обращения: 24.07.2018
34. Министерство юстиции РФ. Федеральный список экстремистских материалов. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/extremist-materials. Дата обращения: 24.07.2018
35. Bundesprüfstelle für jugendgefährdende Medien (BpjM) Statistik. Режим доступа: http://www.bundespruefstelle.de/bpjm/Service/statistik.html. Дата обращения: 24.07.2018
36. Jahresstatistik 2017 BpjM. Режим доступа: http://www.bundespruefstelle.de/RedaktionBMFSFJ/RedaktionBPjM/PDFs/statistik-2017,property=pdf,berei.... Дата обращения: 24.07.2018
37. Zensur und Verbot einer freien Gefangenenzeitung in der JVA Tegel! . Режим доступа: https://ggbo.de/multi-kulti-dialog/. Дата обращения: 24.07.2018
38. Salafismus in der Gefängnisbibliothek: Justiz entzieht IGGiÖ Zuständigkeit Die Presse 20.10.2017 . Режим доступа: https://diepresse.com/home/panorama/oesterreich/5306476/Salafismus-in-der-Gefaengnisbibliothek_Justi...; Islamistisches Buch in Häfenbücherei: Minister zieht Konsequenzen 20. Oktober 2017 - derstandard.at/2000066413114/Islamistisches-Buch-in-Haefenbuecherei-Minister-zieht-Konsequenzen. Дата обращения: 24.07.2018
39. Уманский А.В., Маркунцов С.А. Основные тенденции изменений уголовно-правовых запретов Особенной части уголовного кодекса Германии // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – №1 – С. 173-194
40. Высоцкая Е.А., Мокин Д. В., Рогачев И. И. Соблюдение прав человека или обеспечение безопасности: что важнее? / Международная жизнь 2014 №11 . Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22761715. Дата обращения: 24.07.2018
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Соколов Сергей Валерьевич – научный сотрудник научно –исследовательского отдела библиотековедения Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН
14.08.2018, 2287 просмотров.