Работы молодых учёных и практиков. ИЛЬИНА О.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ: ОПЫТ И ОСМЫСЛЕНИЕ

   Формирование полноценной, всесторонне развитой личности, способной свободно и эффективно овладевать знаниями и реализовывать свои творческие способности – высшая цель социальных институтов во всем мире. Развитие интеллектуально и творчески развитого ребенка является одной из основных задач современного образования, а миссией современной библиотеки становится не только популяризация книги и чтения, но и создание комфортной творческой среды, способствующей формированию личности, органично существующей в современном мире и успешно отвечающей вызовам современного общества. Участие детей в конкурсных программах – один из способов формирования такой личности. Выставки детских рисунков, рукописных книг, литературные фестивали и конкурсы чтецов, организованные библиотеками, способствуют развитию скрытых талантов юных читателей, порождают у них желание творить, ставить цели и достигать успеха. В настоящее время детские творческие конкурсы являются достаточно малоизученной, но перспективной и востребованной формой взаимодействия детской библиотеки с юным читателем, а также эффективным инструментом активизации детского творчества, основной закон которого сформулировал выдающийся отечественный ученый Л.С. Выготский [1]. Данный закон заключается в том, что ценность творчества следует видеть не в результате, а в самом процессе такой деятельности. В современном библиотековедении проблемы приобщения ребенка к чтению и творчеству, вопросы воспитания «читателя-творца» анализировались такими видными учеными как И.И. Тихомирова [2], Ю.П. Мелентьева [3], В.М. Беспалов [4], Г.С. Ганзикова [5], Т.С. Макаренко, Г.А. Иванова [6] и другими. С каждым годом потребность общества в нестандартно мыслящих, образованных, творческих людях, «всадниках, скачущих впереди» всё возрастает, и такие виды детского творчества, как литературное (словесное), изобразительное, музыкальное, театрально-игровое и научно-техническое становятся важнейшей частью образовательного процесса. Выявление творческих способностей ребенка в раннем возрасте, грамотная и своевременная поддержка творческих начинаний, их совершенствование и развитие возможны лишь в условиях тесного сотрудничества и консолидации усилий родителей, педагогов и детских библиотекарей. 

  Сегодня библиотечное сообщество делает уверенные шаги к тому, чтобы детская библиотека стала миром, открытым каждому, дружественной средой для ребенка, независимо от его возраста, национальности, особенностей развития, а также местом для реализации творческих и интеллектуальных способностей. Современная детская библиотека включает в себя как объединяющее, так и обучающее пространства. Анализ «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» позволяет определить развитие творческого потенциала детей и молодежи как одно из основных направлений библиотечно-информационной деятельности. Современная детская библиотека должна стать партнером образовательных учреждений по работе с талантливыми детьми и подростками, равно как и обеспечивать информационно-методическое сопровождение работы с одаренными читателями.

  Действенным стимулом развития юного читателя являются творческие конкурсы, эффективно активизирующие детское чтение. Следует отметить, что конкурсная деятельность в детской библиотеке ориентируется в большей мере не на соревновательные, а на развивающие цели, что находит отражение в положениях о конкурсах, критериях оценки и отсутствии ярко выраженной установки на конкуренцию и состязательные принципы.

   Организация читательских конкурсов и последующий анализ их результатов способствуют совершенствованию методик работы с юным читателем. Известный социолог и библиотековед В.П. Чудинова [7] рассматривает конкурс как эффективный метод исследования детского чтения, который позволяет выявить читательские предпочтения подрастающего поколения (Всероссийский конкурс читательских симпатий «Золотой ключик» (1998-1999 гг.). Библиотечный психолог О.Л. Кабачек акцентирует внимание библиотекарей на терапевтическом и развивающем потенциалах детского литературного творчества, проводит диагностику литературного развития детей, отмечая положительное влияние творческих занятий на формирование гармоничной личности ребенка. [8]

   В нашей стране развитие читательских конкурсов пришлось на 1920-е годы XX века. До 1990-х гг. конкурсная деятельность детских и юношеских библиотек по большей части была подчинена идеологическим нуждам советского государства. В настоящее время российским библиотекарям предоставлена свобода творчества при разработке читательских конкурсов, свобода выбора методик и способов реализации конкурсных программ, а также выбора социальных партнеров.

  В ходе развития конкурсной деятельности можно достичь высоких результатов и в библиотечной деятельности – расширить социальное и межведомственное сотрудничество, установить контакты с представительствами зарубежных стран, с иностранными и российскими издательствами, а кроме того - повысить роль детской библиотеки как культурного и методического центра. К примеру, в Московской области, несмотря на сокращение количества детских библиотек, уверенно растет количество посещений библиотек детьми и подростками, что связано с проведением большого числа массовых мероприятий, в том числе, с организацией творческих конкурсов и фестивалей. Родители юных читателей также принимают активное участие в конкурсах семейного творчества. Тем самым, повышается интерес к совместному творчеству и семейным традициям.

  Заслуживают внимания современные методики проведения творческих конкурсов в детских библиотеках России. Примечательны конкурс читательских отзывов «Вдумчивый читатель» (ЦГДБ им. А.П. Гайдара, г. Москва), международный конкурс чтецов и проектов «Стихи со всего света» (РГДБ, г. Москва), семейный конкурс «Отцы и дети читают роман «Отцы и дети» (Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, г. Москва), международная литературная премия им. В.В. Бианки (МОГДБ, Московская область), городской конкурс инфографики «Читаем. Воображаем. Изображаем»   (ЦГПБ им. В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург), детский литературный конкурс «Янтарное перо» (ЦБС г. Калининград), межрегиональный литературно-художественный и анимационный конкурс «Экочудо» (СОДБ, г. Самара).

    Широкое распространение среди пользователей библиотек получили творческие конкурсы инфографики, развивающие литературные, аналитические и дизайнерские навыки читателей. К современным и инновационным видам конкурсов можно отнести конкурсы творческих проектов, видеороликов и буктрейлеров, конкурсы комиксов и фанфикшн. Развитие интернет-технологий и интернет-представительств (официальных сайтов и страниц в Интернет) детских библиотек повлекло за собой активное распространение интернет-конкурсов (виртуальных и сетевых).

    В результате всестороннего анализа были выявлены основные условия успеха детского творческого конкурса в библиотеке:

– грамотное написание положения и правильное информирование предполагаемых участников конкурса;

– регулирование работы творческих программ и фестивалей региональными и муниципальными органами культуры и образования;

– развитие социально-культурного партнерства;

– формирование профессионального, компетентного жюри и наличие активных, искренне заинтересованных в результате координаторов конкурса.

   Определены и наиболее распространенные проблемы в организации творческих конкурсов. Среди них:

– однообразие многих номинаций;

– непродуманность технологического процесса и творческих заданий;   

– недостаточная компетентность жюри;

– неправильное информирование о конкурсе;

– недостаток финансирования.

   В последнее время в детских и юношеских библиотеках специалисты выделяют не только традиционные группы читателей (дошкольники, школьники, студенты), но и такие группы как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «одаренные дети». В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит как оказание им помощи в получении новых знаний и информации, так и желание библиотечными методами помочь в решении жизненных проблем и самореализации. Таким образом, конкурсная деятельность детских библиотек может выступать социализирующим фактором и формой социальной защиты формирующейся личности читателя.

   Каждый детский творческий конкурс, организованный детской библиотекой, должен быть, прежде всего, связан с чтением литературы по той или иной теме, с воспитанием личности ребенка на положительном примере литературных источников. При привлечении юных читателей в организованное творчество следует опираться на помощь представителей писательских объединений, литературных и художественных кружков, музеев. Читательская и творческая деятельность детей и подростков в стенах библиотеки как вид деятельности не жестко запрограммирована, не является обязательной как в школе, кружке и т.д., а носит во многом самостоятельный и добровольный характер. И в этом заключены большие резервы ее положительного воздействия на формирование личности читателя. Поэтому необходима целенаправленная работа по всестороннему развитию творческого потенциала детей.

   Проведение литературных семинаров и творческих лабораторий, организация читательских конкурсов, социальное партнерство с творческими объединениями, экспериментальная работа библиотекарей и методистов, обеспечивающая продуманность номинаций конкурсов и глубину анализа творческих работ юных участников, существенно увеличивает разнообразие методик стимулирования читательской деятельности подрастающего поколения и дает возможность расширения и углубления знаний по исследуемому вопросу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 

2. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1.Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1.). — Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

3. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. – М., 2015. – 230 с. 

4. Беспалов, В.М. Психология чтения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / В. М. Беспалов ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т культуры и искусств". - Изд. 3-е. - Москва : МГУКИ, 2014. - 181 с...
5. Ганзикова, Г. С. От творческого чтения - к творческой личности / Г. С. Ганзикова // Современная библиотека. - 2010. - № 8. - C. 94-95.
6. Тихомирова И.И., Иванова Г.А. Психология чтения школьников. М.: РШБА, 2016. - 328 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу "Школьная библиотека": Серия 1 ; Вып. 4.)
7. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. М., 2004. 
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М.: "Школьная библиотека", 2002. – С. 47-230.

   СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ  

Ильина Оксана Анатольевна - магистрант Московского государственного института культуры (направление "Библиотечно-информационная деятельность", программа "Теория и методология информационно-аналитической деятельности"), заведующая сектором статистики отдела методического сопровождения Московской губернской универсальной библиотеки

К оглавлению выпуска

информационная свобода, популяризация литературы, чтение

14.08.2018, 1701 просмотр.