Калинин А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере

   Сегодня деятельность учреждений культуры обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга.  Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения культуры  могут обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности,  их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения. «Знать необходимо не за тем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать», - пишет М. Горький. (1,с.123) Слова известного писателя двадцатого века сказаны с невероятной точностью и с каждым днем становятся все более актуальней уже в наше время.  

  Культурно-досуговая деятельность является непосредственным приемником культурно-просветительной работы и представляет собой основополагающую инфраструктуру социально-культурной деятельности.

   Культурно-досуговая деятельность заключает в себе понятия «культура», «досуг», «культурная деятельность». А.Д. Жарков, опираясь на различные научные труды, приводит следующие трактовки данных понятий: "Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата" (4, с.26).

    Из определения следует, что культура – это все, что создал человек, весь комплекс материальных благ и духовных ценностей. Духовные ценности человека не могут быть вне его культуры -  одно всегда вытекает из другого. Следовательно, духовные ценности есть основа культурно-досуговой деятельности.

  Говоря о культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть понятие досуг. По мнению А.Д. Жаркова, «досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей»(4, с.26).

   В законе о культуре приводится следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»(5). Если мы соберем данные определения воедино, то выясним, что культурно-досуговая деятельность есть деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер. По мнению автора, грубых ошибок в этом определении нет, однако, конечно же, данное понятие намного глубже и многограннее.

   Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методика, организация, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности(2,с.5).

   Стоит отметить, что такие компоненты системы как учреждения культуры сами являются сложной системой, обусловленной их разнообразными типами (концертный залы, клубы, парки, музеи и т.д.) и внутренней материально-технической и организационной системами. К учреждениям культуры так же относятся научные, высшие и средние учебные заведения, такие как МГИК, МОКИ (областной колледж искусств), СПбГИК, КемГИК и так далее, которые так же являются сложными системами. Все это многообразие учреждений культуры является подсистемой в системе культурно-досуговой деятельности.

 Важной чертой системы культурно-досуговой деятельности является ее динамизм и скорость развития относительно современных тенденций: «целостную систему культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловым и эмоциональным воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента» (2,с.20).   

  Но в высокой динамике сферы культурно-досуговой деятельности кроется и проблема: большинство учреждений культуры не успевают за растущими потребностями общества к высокотехнологичным и зрелищным культурно-досуговым программам. Кроме того, из-за стремительного развития данной сферы, проблема подготовки кадров, отвечающих всем современным требованиям и разбирающихся в тенденциях культурно-досуговой сферы, становится особо острой. Этому целиком посвящена деятельность кафедры культурно-досуговой деятельности в МГИК.

   В социально-культурной сфере культурно-досуговая деятельность представляет собой педагогический процесс, который обусловлен спецификой досуга.  Исходя из этого можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность имеет форму взаимоотношений «субъект-субъект». А.Д. Жарков называет взаимосвязь специалиста культурно-досуговой деятельности и населения «встречными потоками». Зритель культурно-досуговой программы редко пассивный наблюдатель, а чаще активный сопереживающий участник, вовлеченный в действие и участвующий в нем, если не «физически», то интеллектуально и  эмоционально. Таким образом, создается специфическая для культурно-досуговых программ атмосфера, происходит «сотворчество» двух субъектов.

   Культурно-досуговая деятельность по содержанию подразделяется на четыре вида деятельности. Это познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практически-преобразующая и творческая. Познавательная деятельность удовлетворяет потребность посетителей учреждения культуры в усвоении информации и получении новых знаний, благодаря участию в кружковых формированиях, дискуссионных клубах, лекциях, информационно-просветительных программах и т.д. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет сформировать, укрепить, скорректировать или полностью изменить своё мнение и отношение к событиям современности, к исторически сложившимся духовным ценностям, поступкам окружающих или своим собственным.  Практически-преобразующая деятельность характеризуется стремлением к развитию личности путем практических действий. Творческая деятельность – важнейший компонент культурно-досуговой деятельности, который пронизывает все ее формы и виды. Благодаря творческой деятельности раскрываются личностные качества человека, его интересы, эстетические вкусы, темперамент, психологические установки.

  Содержание культурно-досуговой деятельности характеризуется целостностью, так как  данные виды деятельности всегда находятся в синтезе. Практически-преобразующая деятельность не может быть обособлена от творческой, равно как и познавательная – от ценностно-ориентированной. Специалистами культурно-досуговой деятельности практикуется лишь различная мера их сочетания.

   Ведущими функциями культурно-досуговой деятельности являются рекреационная и гедонистическая. Первая отвечает за отдых после трудового дня и психологическую разрядку. Вторая – за удовольствие и наслаждение. Данные функции тесно связаны друг с другом.

   Социальные функции культурно-досуговой деятельности реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях, что  являются прямым отражением закона о культуре Российской Федерации. Задача культурно-досуговой деятельности на федеральном уровне – создать возможность для вовлечения различных слоев населений, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь. На местном уровне – развить общественно эстетическую организованную среду, создать условия для совершенствования деятельности учреждений культуры.

   В функции культурно-досуговой деятельности на федеральном уровне входят:  защита национальных культур и языка, его продвижение на мировой арене при расширяющихся международных контактах. На региональном уровне – обеспечение развития региональных культур и сохранения культуры прошлого; налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

   Все вышесказанное подтверждает закон о культуре, в котором сказано: «В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования, прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек» (5).

   Дабы подтвердить общность целей культурно-досуговой деятельности и целей Государственной культурной политики, приведу всего несколько целей из соответствующего указа Президента РФ от 24 декабря 2014 года:

- создание условий для воспитания граждан;

- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения. (8)

   Следовательно, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность не что  иное, как мощный инструмент реализации социальной государственной стратегии в таких  аспектах, как сохранение, развитие, трансляция духовных и культурных ценностей и т.д. Неразрывная связь с жизнью и практическими задачами реформирования нашего общества является  важнейшем принципом культурно-досуговой деятельности.

   «Оказывая влияние на внутренний мир и образ действия большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни» (3,с.337).

   Грамотность в теории культурно-досуговой деятельности в совокупности с практическими навыками дают специалисту инструменты массового воспитания, инструменты, позволяющие «реформировать» сознание людей, транслировать традиционные духовные ценности и создавать мощную опору государства в лице его граждан. К этой стратегической цели стремится культурно-досуговая деятельность. «Генеральной целью культурно-досуговой деятельности, – пишет А.Д. Жарков – можно считать повышение общей культуры людей, частными целями – воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п.» (2,с.50). Средств достижения данной цели множество. Искусство и наука являются основными. Как писал Лев Николаевич Толстой: «Искусство есть одно из средств единения людей, а наука –это не только логика, но также источник сложных эмоций» (6,с.136).

  Таким образом, системно организованная и выстроенная в контексте «субъект-субъектной коммуникации» культурно-досуговая деятельность способна повлиять на развитие социально-культурной сферы и обеспечить эффективную трансляцию и сохранение культурных ценностей страны. А непосредственно работа культурно-досуговых учреждений может обеспечить персептивно-коммуникативный процесс  чрез культурно досуговые программы. Это подтверждает актуальность выбранной темы и выдвигает ее изучение на ответственные рубежи. 

Список источников

1. Горький М.. Собрание сочинений: в 30 т. – Т. 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933-1936). – М.: ГИХЛ, 1953.

  1. 2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002.
  2. 3. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, 2012.
  3. 4. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. - Москва: МГУКИ, 2004, 
  4. 5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), ст. 30 «Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ»
  5. 6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Под общ. Т. 41., Ред. В.Г. Черткова. М., 1928-1958.

7. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Раздел IV.

Сведения об авторе

Калинин Александр Сергеевич - магистрант 1 курса Факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

 

К оглавлению выпуска

07.10.2018, 71 просмотр.