Старшов М.Е. Образовательные проекты как форма развивающего досуга современной молодежи

  В настоящее время в российском обществе происходит диверсификация моделей современных образовательных проектов, реализующихся в свободное (досуговое)для молодежи от основных занятий время, в частности, расширяется спектр их общекультурных и профессиональных компетенций. Именно образовательные проекты позволяют молодежи успешно решать поставленные профессиональные задачи, формировать аналитические и прогностические знания, умения и навыки. Многочисленные исследования показывают, что современная молодежь стремится быть компетентной в профессиональной сфере, т. е. обладать научными знаниями и необходимым практико-ориентированным опытом.

  Социокультурный, в частности, образовательный ресурс молодежи характеризуется рядом особенностей, которые делают его особенно ценным: высокая обучаемость, гибкость мышления, новаторство, социальная адаптивность, мобильность (как социальная, так и личностная), повышенная восприимчивость к инновациям, а также наличие значительных потенциальных возможностей для формирования и дальнейшей реализации всех умений и навыков в профессиональной сфере. Поэтому, с полной уверенностью можно утверждать, что образование и самообразование являются неотъемлемым компонентом, формирующим личность молодого человека. В этой связи неоспоримым культурным фактором выступает значимость формирования у молодежи устойчивой положительной социокультурной мотивации к культурному развитию и саморазвитию, профессиональному росту.

  Одним из значимых социально-культурных условий повышения уровня компетентности молодежи является ее участие в образовательных проектах в свободное время. Такая форма социокультурной реализации, как проект, является наиболее приемлемой в нынешних условиях организации жизнедеятельности человека. В первую очередь тем, что нет определенных «рамок», ибо проектирование обладает творческим потенциалом и перспективностью, а также способствует массовому охвату участников. Принять добровольное участие в проекте может молодежь из всех регионов страны, имея разный уровень образования. И, наконец, каждый из участников нацелен на достижение результативности и приобретения жизненного и профессионального опыта.

  Анализ научной литературы по социокультурной тематике показал, что образовательные проекты - это общекультурные мероприятия, реализованные в сфере как образования, так и самообразования молодежи [1; 6; 8;].Социально-культурное проектирование – технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем сферы культуры и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние функционирования культурного объекта (клуб, парк, музей, библиотека и т.д.), разработке стратегических направлений и средств достижения поставленных целей. Так, по мнению российских ученых, в частности Т.Г. Киселевой и  Ю.Д. Красильникова, технологии социально-культурного проектирования обладают следующими основными признаками:

•        имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений;

•        не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких норма­тивных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (на­пример, центра массового досуга или спектакля) обладает боль­шими правами на фантазию;

•        в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др. [2, с. 487].

  На наш взгляд, молодежный образовательный проект - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленные на достижение общего позитивного результата.

  В контексте преобразований образовательно информационной среды выделяются следующие принципы управления молодежными образовательными проектами:

  • - развитие активной жизненной стратегии;
  • - создание конкретных организационных условий для устойчивого развития молодежного инновационного проектирования;
  • - учет имеющихся материальных, интеллектуальных ресурсов с целью вовлечения как можно большего числа молодежи в социально-культурное проектирование;
  • - гибкость стратегического плана, возможность корректировки стратегии в соответствии с культурными потребностями участников образовательных проектов;
  • - открытость и «прозрачность» образовательных проектов для всего молодежного сообщества [3, с.45].

   Основное предназначение молодежных образовательных проектов состоит в:

1. Стимулировании социально-культурной и личностной инициативы у каждого участника проектного обучения, его культурной самореализации и авторской рефлексии.

2. Развитии у молодежи социально-культурной мотивации к участию в коллективной, творческой работе для получения результата, активизации роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.

3. Формировании общекультурных и профессиональныхкомпетенций, в частности исследовательских и аналитический умений и навыков.

К социально-организационным целям молодежных образовательных относятся:

  • - Профессиональное и карьерное развитие молодежи;
  • - Повышение заинтересованности в результатах образовательного проекта;
  • - Развитие организационных способностей молодежи;
  • - Развитие профессиональных и социальных связей, способствующие моделированию социально-культурного пространства;
  • - Повышение творческого и инновационного потенциала.

   В Российской Федерации данные цели реализуется в рамках  федерального закона «О государственной молодежной политике», согласно которому, государственная молодежная политика – это «направление деятельности в Российской Федерации, представляющее собой систему мер, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными органами и организациями на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [4, с. 2]. Один из действенных способов реализации молодежной политики – информирование молодежи о возможностях участия в социально-культурных проектах различной направленности: образовательной, просветительской, экологической, волонтерской и т.д. Молодые люди могут быть не только активными участниками, но и непосредственно инициаторами конкретных проектов.

 Молодежные образовательные проекты – социокультурные мероприятия значительного масштабного плана, способные дать новый стимул для молодых людей, интересующихся политикой, экономикой, культурой и искусством. Их ведущая идея – создание инновационной площадки для обмена социокультурным, в том числе профессиональным опытом между молодежью, с целью демонстрации своих творческих, научных возможностей, знаний. В настоящее время существует множество разноцелевых образовательных платформ, которые создают для молодежи те самые площадки для обмена опытом и повышения своей профессиональной компетентности. Условно их можно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

  Как к традиционным, так и к инновационным методам организации социально-культурного проектирования относятся:

  • - метод погружения, предусматривающий углубленное изучение разных сегментов социокультурной среды;
  • - метод микрооткрытий, базирующийся на сочетаемости эвристических приемов как способов открытия новой информации, а также избирательного поиска того или иного вида проектной деятельности (метод мозгового штурма, прием «параллелей»);
  • - метод синтетики, для поиска значимых конструктивных идей для реализации проекта [5, с. 44].

  Данные методы выполняют ряд функций: развивающую, коммуникативную, стимулирующую, управленческую и ряд других, активизирующих креативное мышление и проявление социально-культурной активности молодежи.

  К традиционным формам организации проекта можно отнести мероприятия, реализуемые федеральным агентством по делам молодёжи. «Росмолодежь» - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по оказанию государственных услуг, содействие реализации молодежью своих профессиональных возможностей [10]. Данный федеральный орган исполнительной власти позиционирует молодежь как главный ресурс страны и курирует достаточно большое количество направлений деятельности. Самым успешным образовательным проектом созданным агентством является «Таврида». Молодёжный образовательный форум «Таврида» проходит в Крыму с 2014 года, «традиционно объединяя талантливую молодёжь и специалистов из разных сфер: дизайна и архитектуры, литературы и истории, изобразительного искусства и музыки, кино и мультипликации, журналистики, музейного дела» [11]. Главная цель форума – создание профессиональных сообществ из среды творческой молодёжи, совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, а также обмен социальным опытом. Ключевой особенностью образовательного форума «Таврида» является большое количество заявок на участие и сама процедура отбора. На каждую смену приходится больше 3,5 тысяч заявок. Ежегодно с апреля по июнь эксперты и организаторы отбирают лучших участников. Ежегодно форум собирает на своей территории более 3 тысяч участников, среди которых студенты вузов культуры, молодые педагоги, и более 300 спикеров (деятели культуры и искусств, заслуженные артисты, общественные деятели, писатели, художники и прочие). Из года в год организаторы стараются совершенствовать образовательную программу форума, приглашать новых экспертов, для того чтобы участники смогли получить максимальное количество знаний. «Таврида» - это тот форум, на котором любой участник может обратиться к приглашенному спикеру с вопросом, ответ на который он обязательно получит. Кроме того, в рамках образовательного проекта, на «Конвейере проектов» разыгрываются гранты на реализацию представленных проектов номиналом в 150, 200 и 300 тысяч рублей. Главным и ожидаемым гостем форума является Президент Российской Федерации В. В. Путин, который ежегодно приезжает на одну из смен.

  К инновационным молодежным образовательным проектам следует отнести такую новую форму как «форум – баттл». Самое главное отличие данной формы от других инновационных форм проектов в том, что это «сражение» личных мнений и авторских идей успешных и влиятельных людей в конкретной профессиональной сфере [12]. Так, в октябре 2018 года на площадке Дворца спорта «Мегаспорт», прошел первый в Московском мегаполисе молодежный образовательный форум – баттл «Точка зрения», на котором спикеры поборолись за свои идеи и «сошлись» в таких проблемных социокультурных вопросах, как:

  • - Что решает? «Идея»VS«Рынок»;
  • - Что важнее? «Деньги»VS«Мечта»;
  • - «Личный бренд»VS «Корпоративный бренд» и т.д.

  Баттл идей, мнений показал, что у каждого успешного человека есть свой путь, ошибки и победы, но нет стопроцентного рецепта успеха — выбор всё равно придётся делать самому. Спикеры, среди которых были: Ксения Собчак (политик, телеведущая), Ирина Хакамада (политик, бизнес-тренер), Ирина Горбачева (актриса), Юлиана Слащева (председатель правления киностудии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»), Николай Картозия (ген. директор телеканала «ПЯТНИЦА!») и многие другие, всего лишь делились с участниками своим профессиональным опытом. В процессе «спора» спикеров, участники имели возможность задать вопросы путем специально созданной интернет-платформы и приложения для мобильных устройств, выбранные с помощью голосования, а модератор озвучивал наиболее актуальные и социально значимые проблемные вопросы. В перерывах между спикерами проходили «network-сессии», в рамках которых гостям предлагалось решать различные тематические кейсы, связанные со стартапом.

   Также в рамках данного молодежного образовательного проекта «Точка зрения» был организован блиц-баттл «Технологии как бизнес», в котором участники смогли более продуктивно пообщаться со спикерами в формате «вопрос-ответ». 

  Моделирование данных инновационных форм проведения образовательных проектов сможет послужить для молодежи отличным стимулом для дальнейшего культурного, стратегического, профессионального развития, а также самообразования и самовоспитания. Ведь это - многогранный творческий процесс направленный на развитие интеллектуально-творческих способностей, культуры межличностного общения и повышения компетентности.

Список источников

1. Акунина Ю.А., Ванина О.В., Рубекина И.В. Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в индустрии досуга/ В сборнике: Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. 2017. С. 16-21.

2. Киселева Г.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник - М МГУКИ, 2004 - 539 с.

3. Лукас Г.А Социально-инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ. – автореф. док. соц.наук.- Н.Новгород – 2005 –45 с.

4. О государственной молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон. Москва, 2016. С. 2

5. Шарковская Н.В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» / Н. В. Шарковская. – Москва : МГИК, 2017. – С. 44

6. Шарковская Н.В. Педагогический потенциал современных методов организации досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. №5(73). С. 138-144.

7. Шарковская Н.В. Современные формы организации досуга студенческой молодежи/ Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №4. С. 170.

8. Ярошенко Н.Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76-83.

9. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

10. https://fadm.gov.ru/agency/about

11. http://мыставриды.рф/presentation/ru

12. https://tochkaforum.com

Сведения об авторе

Старшов Михаил Евгеньевич, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры,

К оглавлению выпуска

проекты

09.10.2018, 165 просмотров.