Ишкова А.И. Инновационные форматы развития познавательной активности посетителей океанариумов: социально-культурный анализ
В современной индустрии досуга океанариум является одним из самых посещаемых научно-просветительных объектов, возможности которого позволяют развивать такое востребованное среди посетителей направление как edutainment (education+entertainment) – обучение через развлечение, которое нацелено на развитие их познавательной активности. Познавательная активность определяется нами как интегративное качество личности, характеризующееся эмоционально-положительным отношением к познанию, готовностью к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, способствующих накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности. При этом основными её характеристиками являются: инициативность, субъектность, любознательность, стремление к овладению новыми знаниями.
Теоретическими основаниями постижения содержания социально-культурной активности личности выступают мировоззренческие и методологические принципы, обусловившие комплекс основных ее признаков: составных частей, соотносящихся между собой как общее («активность») и особенное («социальная», «культурная»); противоречий, отражающих объективность ее сущности как научного понятия теории, методики и организации социально-культурной деятельности; взаимных связей с понятиями «социокультурное взаимодействие», «индивидуальная и коллективная социально-культурная деятельность». С позиций структурно-функционального подхода выведено положение о том, что социально-культурная активность является системным качеством личности, формирующимся на основе внешних (общественных) и внутренних (психолого-педагогических) факторов и проявляющимся в разных сферах социально-культурной деятельности. [3, с. 152]
Общефилософские подходы к познанию и развитию личности отражены в концепциях Аристотеля, Платона, Сенеки, Г.Г. Гегеля, Дж. Беркли, Д. Юма.
Философско-педагогические идеи, повлиявшие на становление форм развития познавательной активности, отражены в работах Я.А. Коменского, Ф. В. Фребеля, И.Ф. Герберта, Дж. Дьюи и др.
Вопросам развития познавательной активности детей и подростков посвящены труды Л.С. Выготского; С.Л. Рубинштейна; Л.И. Божович; [2, с. 209] П.Л. Гальперина; В.В. Давыдова; В.А. Крутецкого; H.A. Бернштейна.
Психолого-педагогические аспекты познавательной активности получили свое широкое отражение в концепциях Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, М.И. Махмутова, А.В. Петровского, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной и других ученых.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии З.А. Абасова, М.В.Демина, Е.Н. Кабановой-Меллер, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, А.З. Рахимова, М.Ф. Беляев, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн и др.
Динамика развития творческой познавательной активности представлена в работах Я.А. Понамарева, Д.Б. Богоявленской, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой.
Познавательная активность с точки зрения актуализации познавательных интересов охарактеризована А. Д. Даллакян, И. Ю. Захаревич, Л.М. Маневцева, В.С. Нечаева и др., в контексте сенсорных способностей (Л.А. Венгер, В.В. Котляр и др.), развития мышления (Н.А. Поддьяков, Е.В. Проскура, В.К. Котырло и др.), умственной активности в целом (В.Л. Вяткина, З.А. Михайлова и др.).
Педагогические работы по социально-культурной деятельности, в частности, М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, A.A. Сукало, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, Н.В. Шарковской, В.М. Чижикова и H.H. Ярошенко [4; 5].
Океанариумы обладают уникальной возможностью организации общественных пространств с учетом познавательных потребностей посетителей, проводить образовательные мероприятия для разных возрастных категорий посетителей, использовать широкий спектр современных форм работы. [8]
Среди российских океанариумов одним из первых стал развивать edutainment-направление «Москвариум» [6] – единственный в мире круглогодичный действующий научно-познавательный океанографический центр, площадь которого составляет 53 000 м2, а пространство разделено на три зоны: зону аквариумов, зону водного шоу и зону плавания с дельфинами. Особое внимание в «Москвариуме» уделено Лекторию, на площадке которого проводятся научно-познавательные семинары и документальные показы о морской фауне, а командой опытных научных сотрудников разработана экскурсионная программа по 600-метровой экспозиции, на протяжении которой установлены дисплеи-энциклопедии с 3D иллюстрациями. Для проведения лекций и научно-практических семинаров приглашаются самые известные и неординарные специалисты: ученые, аквариумисты, телеведущие, путешественники, дайверы. В этом же пространстве проводятся познавательные игры, мастер-классы, квесты для самых маленьких (от 5 лет) посетителей и образовательные занятия для детей с ОВЗ.
Еще одной из эффективных форм развития познавательной активности являются мастер-классы: а) «Морская поделка из песка», б) «Флорариум» – мини-оранжерея, персональный тропический или зимний сад, созданный самими посетителями с помощью эко-материалов; в) «Морская фоторамка»; г) роспись футболок и бейсболок; д) «Корона морской царицы»; е) топиарий «Волшебное дерево»; ж) «шерстяная акварель»; з) создание морского пейзажа под руководством художника-мариниста.
Таким образом, проанализировав направления работы «Москвариума», нами были выделены наиболее актуальные из них (табл.1).
Таблица 1.
Основные направления развития познавательной активности в «Москвариуме»
Дети до 16 лет |
Театрализованные шоу-представления с элементами рассказов о научных фактах, связанных с океанами и их обитателями, квесты, мастер-классы, лекции |
Молодежь от 16 до 30 лет |
Театрализованные шоу, фотовыставки, лекции об обитателях водного мира, мастер-классы |
Взрослые 30+ |
Научно-практические семинары, просмотр документальных фильмов о морской природе с дальнейшим научным диалогом, экскурсии |
На наш взгляд в вышеуказанных направлениях уделяется недостаточное внимание такой популярной игровой форме организации научно-просветительной деятельности как квест, которая актуальна не только среди детей, но и среди молодежи и взрослых.
Квест (в переводе с анг. «quest» – «поиск») – это интерактивная игра с увлекательной сюжетной линией, для прохождения которой нужно решить несколько логических заданий.
Среди квестов выделяются: классический квест («эскейп-рум») (проводится в закрытом помещении и основная задача участников за установленное время выйти из него, решая различные загадки, головоломки и находя подсказки); квест в реальности – по сюжетам известных книг или фильмов; спортивный квест (экшн-игра) (в ходе которого игроки не только выполняют логические задания, но и преодолевают препятствия, выполняя различные физические упражнения) и др. [7]
Особое место занимает квест-перформанс, который представляет собой интерактивную игру, сочетающую в себе элементы игрового формата «квесты в реальности» и театрализованного перформанса, где игроки становятся главными героями, влияющими на развитие сюжета, особенностью квест-перформанса является участие профессиональных актеров, которые моделируют игровой процесс и активно взаимодействуют с участниками.
Отметим, что организация такого квеста требует от специалистов высокого уровня профессиональной компетентности. [1]
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что процесс развития познавательной активности посетителей океанариумов будет эффективным при соблюдении следующих социально-культурных условий: а) создания инвариантной научно-познавательной среды; б) применения дифференцированных форм работы с посетителями; в) организации коллективных (групповых) и индивидуальных форм досуговой деятельности, обеспечивающих развитие познавательной активности; г) использовании современных социально-культурных технологий.
Список источников
1.Акунина Ю.А., Ванина О.В., Рубекина И.В. Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в индустрии досуга/ В сборнике: Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. 2017. С. 16-21.
2.Божович, Jl.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
3.Шарковская Наталия Владимировна. Структурно-функциональный подход к формированию социально-культурной активности личности / Шарковская Н. В.; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2008. - 152 с.: ил., табл.; 20 см.
4. Ярошенко Н.Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76-83.
5. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.
6. https://www.moskvarium.ru/
7. https://www.livequests.ru/
8. https://www.fishki.net/2340502-samye-izvestnye-okeanariumy-mira
Сведения об авторе
Ишкова Анастасия Игоревна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры,
09.10.2018, 1280 просмотров.