Юдина М.Н. Актуальные направления организации досуговой деятельности студенческой молодёжи в сети Интернет

  Информационно-коммуникационная сеть «Интернет» в 2019 году отмечает свой юбилей – 50 лет со дня основания. За почти полвека Интернет изменил образ жизни общества основательно и безвозвратно. Для нас, специалистов социально-культурной сферы, важным является то, что Интернет прочно вошёл в сферы культуры и образования: коммуникации в режиме онлайн, формы дистанционного обучения, онлайн игры, электронные библиотеки, виртуальные музеи и многое другое.

  Именно Интернету принадлежит весомое место в изучении культурного пространства социума, в рамках которого осуществляется молодёжный досуг. Поэтому, «основным информационным инструментом человека в его социальной, профессиональной и культурной деятельности выступает компьютер» [5, с. 44, 49]. М. И. Егоров, И. С. Андронов в своей работе «Культура эпохи развитого информационного общества: проблемы, противоречия и конфликты. Подходы к формированию толерантного и не экстремального сознания в условиях культуры информационного общества» поднимают сложную социально-философскую проблему современного мира, насколько общество оказалось готовым к техническим инновациям (ко всем без исключения или к некоторой их части) [3, с. 224-227]. Важно понимать, что новые технологии требуют адекватной ответной реакции со стороны человека и общества, а массивы информации, увеличивающиеся с каждым днём, определенного смыслового уровня восприятия.

  Группа учёных из МГУ: Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова, в статье «Интернет: Воздействие на личность» опровергает только положительные или только негативные последствия применения человеком Интернета, утверждая их амбивалентность [1, с. 11-40]. В этой связи мы считаем, что Интернет – это инструмент взаимодействия с целевой аудиторией, новая площадка для специалистов и учреждений социально-культурной сферы. По мнению Н.В. Шарковской, «…выбор той или иной организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами личности, стремлением к самоопределению <…>; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации – Интернет и СМИ» [5, c. 113]. Деятельность молодёжи в Интернете определяется в том числе реализацией функций, свойственных данной социально-демографической группе: развивающие, просветительные, рекреационные, коммуникативные, познавательные. Это, в свою очередь, определяет основные актуальные направления досуговой деятельности молодёжи в Интернете [6; 7]. При переходе от классического оффлайн-режима к новому и наиболее эффективному режиму работы, предусматривающему синтез онлайн- и оффлайн-среды, организаторы культуры опираются на три распространенных вида досуговой деятельности молодёжи в Интернете.

  Досуговая деятельность (познавательная, развлекательная, рекреационная) в Интернете. Интернет представляет собой огромную мировую энциклопедию, уникальную по своему содержанию: билеты в театр, электронная версия «Войны и мира», свежие новости, виртуальная экскурсия по Лувру и прочее. У информационных ресурсов в «сети» нет чётко обозначенных границ. Информация в Интернете представляется в различных формах: текст, фотография, аудио- или видеозапись. Любой пользователь может выкладывать в Интернет, открывая доступ другим пользователям, свой материал, не затрачивая на это материальные ресурсы. Кроме того, у пользователей есть возможность обратной связи с предоставившим информацию пользователем. Бесконечный поток информации, не всегда идущий из проверенных источников, обуславливает одну из самых острых проблем Интернета – информация в «сети» не всегда достоверна. Поэтому пользователь должен уметь задавать правильные параметры при поиске социальной информации, проверять источник информации – сайт или портал, на котором размещена информация, автора, её разместившего. Интернет стал орудием познания, оказывающим влияние на активизацию интеллектуального потенциала конкретного молодого человека, формируя разные виды его мышления: дедуктивное, критическое, индуктивное, аналитическое, системное, творческое. Наиболее наглядным примером мы считаем просветительский проект «Arzamas», посвященный гуманитарному знанию. Проект активно живёт в режиме онлайн, становясь досуговым предпочтением всё большего количества пользователей. В социальной сети «ВКонтакте» мы провели анализ аудитории подписчиков официального сообщества «Arzamas»: из 330 773 подписчиков 70% составляет молодёжь. Таким образом, «ведущей задачей информатизации процесса организации досуга выступает формирование информационной культуры личности» [5, с. 44].

  Компьютерная игровая деятельность. Компьютерные игры условно можно разделить на два типа: игра с компьютером, игра с другими игроками с помощью компьютера. Последний тип игры сегодня наиболее популярен – это не просто игра, но и выстраивание межличностных коммуникаций между игроками. Игровая деятельность в «сети» разнообразна. Существуют ролевые и неролевые компьютерные игры. Ролевые компьютерные игры дают возможность игроку принять роль и уйти от реальности. Среди ролевых игр можно выделить: игры от первого лица (картинка на мониторе – вид из глаз) – игрок быстро погружается в виртуальную реальность, идентифицируется с героем; игры с видом на компьютерного героя, идентификация прослеживается, но не такая сильная; стратегические игры – игрок выполняет роль короля, командира и т.д., такие игры предпочитают обычно лидеры и те, кому не хватает в реальной жизни чувства власти и доминирования. Неролевые компьютерные игры не дают игроку войти в роль, цель игры обычно достижение определенного результата. Это аркады, головоломки (компьютерные настольные игры), игры на быстроту реакции, азартные игры. Например, серия игр-стратегий Sid Meier’s Civilization. В данной стратегии игрок выбирает государство, становится его лидером и развивается, начиная с первобытных времен. Игра развивает логическое мышление, даёт базовое понимание о различных понятиях: политика, экономика, география и т.д.

  Виртуальное социокультурное взаимодействие. Ведущей функцией в информационном обществе сегодня справедливо выделяют функцию коммуникации, а не, как предполагалось ранее, функцию получения информации. Современное средство коммуникации и получения информации выходит на глобальный уровень – вне каких бы то ни было рамок: национальность, социальный статус, материальное положение, вероисповедание и так далее, образуя единую информационную систему из различных ресурсов. Среди проблем Интернет-коммуникации основной выделяют частую замену реальной на виртуальную коммуникацию. Популярность и доступность Интернета дают всё новые возможности и формы виртуальной коммуникации. Под интернет-коммуникациями мы понимаем такие формы и методы общения, при которых передача информации осуществляется с помощью Интернета. Сегодня Интернет-коммуникации включают в себя различные формы сообщений: текст, аудио- и видеозаписи, фотографии и изображения, документы и файлы, мгновенные сообщения, прямые трансляции и эфиры. Интернет-коммуникации стимулируют создания всё новых программ и сайтов, главной целью которых является коммуникация. Это и социальные сети формата «ВКонтакте», «Facebook», и мессенджеры формата «What’s up», «Viber», сайты знакомств, приложения для общения на иностранных языках. Интернет рождает различные формы коммуникации людей, основываясь на традиционных формах.

  Таким образом, многочисленные учреждения культуры и специалисты социально-культурной деятельности с каждым днём всё чаще используют виртуальную реальность не только с целью брендирования и продвижения своих проектов, событий и учреждений, но и с целью внедрения новых форм работы. Так, в сети появляются и успешно функционируют различные сайты и сообщества (социальные сети), представляющие альтернативу досуговой деятельности режима офлайн. Например, сообщества в социальных сетях очень часто напоминают клубы по интересам. Большая часть населения имеет доступ к интернету не только с рабочего или домашнего компьютера, но и с мобильного устройства. Согласно отчету Фонда «Общественное мнение» о количестве пользователей интернета в России летом этого года (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе), предоставленного 5 ноября 2017 года. Всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) - 70% от всех россиян 18 лет и старше или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются интернетом - 60% или 70,4 млн чел (весной и зимой 2017 было 61%) [8]. Это та целевая аудитория, которая каждый день может стать реальным посетителем, зрителем или участником мероприятия онлайн, а при правильном выстраивании коммуникации и офлайн. С технической точки зрения сегодня можно провести концерт, мастер-класс, творческий вечер и даже организовать систематическую работу клубного объединения (клуб по интересам) онлайн.

   Ярким примером применения средства «Интернет» в деятельности для привлечения аудитории и популяризации культурных ценностей может служить инстаграм-аккаунт Информационно-библиотечного центра (ИТЦ) Московского государственного института культуры. Сотрудники центра активно ведут профиль по заранее прописанному контент-плану. Сегодня аудитории инстаграма не хватает качественного, «высокого» контента. ИТЦ активно заполняет нишу «интеллектуальных профилей». В своем профиле ИТЦ публикуют библиографические заметки, рекомендательные списки с авторами и книгами, ведёт рубрику «Лица МГИК», привлекая именитых профессоров и активных студентов.

  Среди молодёжи очень популярна игра «Мафия» – ролевая, психологическая игра с элементами детектива. Любители игры организовали в Москве «Клуб любителей Мафии», члены которого собираются каждые выходные в специально арендованном помещении. У данного клуба не только есть информационная группа в социальной сети «ВКонтакте», но и свой сайт, с помощью которого участники играют в «Мафию» онлайн. Онлайн-игра проходит в формате видеоконференции, работающей по средствам Интернета, что позволяет пользователю с любого точки земного шара, где есть Интернет, подключиться к досуговой деятельности. Так «Клуб Мафии» – пример рационального использования онлайн и оффлайн среды для реализации досуговой деятельности.

   В целом, актуальные направления организации досуговой деятельности студенческой молодёжи в Интернете базируются на таких классических принципах как: принцип активности, наглядности, целесообразности, связи с культурной жизнедеятельностью конкретной личности пользователя, а также принцип полисубъектности. При этом ведущим принципом выступает принцип свободного и равного доступа к информации, которая является культурной ценностью всех социальных групп и общностей.

список источников

  1. 1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: Воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 11—40.
  1. 2. Белинская, Е. П. Психология интернет-коммуникаций : учеб. пособие. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013 — 192 с.
  2. 3. Егоров М. И., Андронов И. С. Культура эпохи развитого информационного общества: проблемы, противоречия и конфликты. Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 224-227. — URL https://moluch.ru/archive/42/5043/ (дата обращения: 27.09.2018).
  3. 4. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность/ Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. – М. : Смысл, 2017. – 375 с.
  4. 5. Шарковская Н.В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» / Н.В. Шарковская. – Москва : МГИК, 2017. – 124 с.
  5. 6. Ярошенко Н.Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76-83.
  6. 7. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.
  7. По материалам сайта Фонд «Общественное мнение»: URL http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151/ (дата обращения 30.09.2018)

сведения об авторе

Юдина Маргарита Николаевна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры,

К оглавлению выпуска

информационная культура, мероприятия

09.11.2018, 61 просмотр.