Лузгина В.М. Из строителей в библиотекари
С раннего детства я любила книги. Бабушка меня научила читать в четыре года. Я не помню, чтобы мне читали книги вслух, хотя, наверное, их всё-таки читали, когда я была совсем маленькой. Читать мне очень нравилось. У меня были любимые книги, которые я читала раз 10-15. Это «Незнайка и его друзья» Н. Носова, «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт. В буквальном смысле эти книги зачитаны «до дыр». Некоторые главы из них до сих пор помню наизусть. Дома книг было не очень много (жили в маленькой комнате в коммунальной квартире). Поэтому книги я брала в детской библиотеке, благо рядом с домом их было целых две. Много интересных книг мне приносила и мама, которая работала в НИИ –– там тоже была своя библиотека. Одной из первых библиотечных книг были «Рассказы о животных» Э. Сетон-Томпсона. Читая эту книгу, я плакала: она повлияла на моё отношение к животному миру. Мне стали выписывать журнал «Юный натуралист». Я и сейчас очень люблю книги о животных, передачи, журналы и т. д.
За чтением я проводила всё своё свободное время, могла читать всю ночь. Особого любимого жанра у меня не было. Мне нравились и приключения (Ж. Верн, А. Конан-Дойл), и классика (Н. Гоголь, В. Гюго, М. Лермонтов, А. Дюма, О. Уайльд), и фантастика (А. Беляев), и исторические романы (В. Пикуль, М. Дрюон), и поэзия (С. Есенин, К. Симонов), и различные научно-популярные журналы. Мне повезло, что в школе, где я училась, были замечательные учителя словесности, с которыми мы проходили не только произведения школьной программы, но и различную литературу вне программы. Именно в школе я познакомилась с Д. Алигьери, Б. Васильевым, Ф. Петраркой, А. Платоновым, В. Кондратьевым и многими другими авторами. Мы писали большое количество работ и поэтому часто посещали Государственную республиканскую юношескую библиотеку (сейчас это Республиканская государственная библиотека для молодёжи), –– чуть ли не каждые выходные туда ездили. И в дальнейшем, когда я училась в техникуме и в институте, без посещения библиотеки было не обойтись. Мне нравилось работать в читальных залах, нравилась атмосфера, тишина и при этом некая торжественность. Я брала литературу на дом, много работала в читальных залах.
Полученное мной образование и работа с библиотечной деятельностью не были связаны никак. Могу сказать, что большей частью работа мне никакого морального удовлетворения не приносила. Потом у меня родился ребёнок, и с опостылевшей работы я с большим удовольствием ушла в декретный отпуск. Выходить обратно категорически не хотела.
И тут моя приятельница, работавшая к тому времени почти 15 лет в РГБ, сказала, что им в отдел требуется сотрудник для обслуживания читателей. Я приехала на собеседование к заведующей отделом, пообщалась. Так как у меня был большой опыт контактов с людьми (с этим была связана вся моя предыдущая деятельность), то меня в библиотеку приняли. И впервые в моей жизни получилось так, что я шла на работу с радостью. Вероятно, немалую роль в этом сыграло и то, что это была не просто библиотека, а известная «Ленинка». И я очень гордилась тем, что стала работником этой прекрасной библиотеки. Очень долго мне не верилось, что я действительно здесь обитаю. Мне казалось, что в ней должны работать какие-то необыкновенные люди, а я человек совершено случайный. К тому же отдел, в котором я стала работать (отдел картографии), находился в великолепном Доме Пашкова, который раньше для меня был чем-то недосягаемым. Каждое утро, входя в ворота Дома Пашкова Дома, я испытывала невероятное чувство восхищения и восторга. Сотрудники отдела мне помогали, обучали меня. Вместе с читателями я изучала каталоги отдела, искала вместе с ними нужную литературу. В свободное от работы время знакомилась с библиотечными программами, помогала в расстановке и перестановке фондов отдела, таким образом, изучая их.
Работа с читателями была довольно интересной и разнообразной. Ведь читатели – это люди разного возраста и образования, у каждого из них своя цель, свой характер, свой тип личности. Студенты – это вообще особая категория. С ними как в сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Вот вместе с ними и думаешь, что же им надо, и вместе с ними это ищешь.
Есть ещё интересная группа читателей: это очень пожилые люди, которые свою трудовую деятельность уже закончили, и у них появилось много свободного времени. Им захотелось увидеть на картах и изучить те места, в которых родились или они сами, или их предки. Особое удовольствие им доставляет найти свою деревеньку на какой-нибудь старинной карте. Некоторые из таких читателей настоящие краеведы, они пишут статьи и рассказывают много интересного про свои края. С ними очень приятно общаться. И я при этом всегда чувствую удовлетворение от того, что смогла помочь им в их работе.
Среди читателей много настоящих специалистов в области картографии и географии. Всегда очень интересно наблюдать за их работой. Они помогали мне изучать фонд нашего отдела. Они очень хорошо знают его и могут рассказать много интересного об изданиях, которые заказывают для работы.
Много изданий приходилось подбирать для различных издательств, которые намеревались или намерены выпускать различные атласы. Очень приятно, взяв в руки новый большой красивый атлас, увидеть в нём издания из фонда нашего отдела. При этом приятно осознавать, что и я, пусть совсем чуть-чуть, но поучаствовала в работе над этим атласом.
В дальнейшем я стала заниматься работой не с читателями, а с каталогами. Так как я самый что ни на есть интроверт, то такая работа как раз для меня. Я люблю методичную, кропотливую работу, отлично чувствую себя, когда работаю в одиночеств. Для работы мне не обязательно наличие какого-либо коллектива. Работая с каталогами, я продолжаю изучать фонд отдела и часто сталкиваюсь с удивительными, интересными и уникальными изданиями. Иногда попадётся карточка с таким необыкновенным названием, что не посмотреть это издание просто невозможно.
Но всё-таки, встретив в Читальном зале старых знакомых читателей, приятно бывает пообщаться с ними, и очень приятно сознавать, что они помнят тебя. В данный момент я занимаюсь той работой, которая мне нравится и приносит моральное удовлетворение. О материальном говорить не буду. Но даже за очень большие деньги я не смогла бы ходить на работу, которая мне ненавистна.
В настоящее время я посещаю Высшие библиотечные курсы, которые дают много нужных и полезных для моей библиотечной работы знаний, очень мне не хватающих. Помимо того, что конкретно необходимо для моей рабочей деятельности, я ещё узнаю много интересного и лично для себя. Расширяю свой кругозор и, можно сказать, повышаю свой культурный уровень. Могу сказать, что получаю удовольствие от учёбы, ведь учиться действительно никогда не поздно. И очень надеюсь, что после окончания курсов я смогу считать себя полноправным работником библиотеки.
Сведения об авторе
Валерия Михайловна ЛУЗГИНА. В 2003 году окончила факультет «Менеджмент в строительстве» Московского института коммунального хозяйства и строительства, с 2013 года работает в отделе картографии Российской государственной библиотеки, ведущий библиотекарь
12.12.2018, 822 просмотра.