Сазонова Е.Е. От случайного выбора к призванию

Я никогда не думала, что свяжу свою судьбу с работой в библиотеке. Закончив технический вуз, я готова была работать по полученной специальности. Она мне нравилась, я хорошо делала чертежи. Но всё разрушили "лихие" 90-е годы - развал Советского Союза. Отработав несколько месяцев по специальности, я поняла, что головное предприятие отрасли разваливается, заказов мало, перспективы никакой. И тут моя подруга рассказала мне о своей работе в Ленинской библиотеке. В то время шёл набор сотрудников: условия и оплата труда меня устроили. Так я оказалась сотрудником Библиотеки имени В. И. Ленина. Я даже не подозревала, насколько работа здесь меня увлечёт. Я пришла на работу во Второй читальный зал отдела обслуживания, и у меня даже мысли никогда не было перейти когда-либо в другой отдел. Как начинающий сотрудник я проходила стажировку во многих отделах библиотеки. В то время молодых сотрудников интенсивно обучали специфике библиотечного дела в соответствии с отделом, в котором ты работал. В итоге за 27 лет работы я доросла до главного библиотекаря. И по прошествии стольких лет ничуть не жалею, что послушалась подругу и решила придти сюда на работу.                   В Ленинской библиотеке безумно интересно работать. Начиная от того, что молодые (только устроившиеся) сотрудницы в течение примерно двух недели пытаются добраться от третьего подъезда до своего рабочего места во Втором зале, блуждая тайными тропами в недрах библиотеки. Иногда только через полчаса добираются.

А чего стоит общение с нашими постоянными читателями. Несмотря на то, что сейчас записывают 900-ю за пять лет тысячу читателей, некоторых мы знаем по номерам билетов (а это шестизначная цифра) и по фамилиям. Обычно это наши давние постоянные читатели, для которых библиотека - второй дом. У кого-то из них нет близких, у кого-то наоборот - дома слишком много народа - и вот они в субботу с девяти часов утра, а когда и в будние дни, уже бегут к нам в зал, чтобы читать, сидя на своих излюбленных местах: у кого-то это вид из окна, у кого-то –– окно с живыми цветами, кто-то приходит и здоровается с Владимиром Ивановичем Далем - это бюст в "холодном" зале, а кто-то любит сидеть под картиной изображающей В. И. Ленина в "дубовом" зале. Когда в нашей библиотеке проходил фестиваль и в зале выставлялся художник Сергей Кищенко со своими работами об академике Николае Ивановиче Вавилове, то картину, изображающую Ленина, стыдливо завесили. Но из-за этого многие бывшие "партийные" читательницы в знак протеста перестали ходить в нашу библиотеку.

         Я люблю свой Второй зал. Да, работать здесь тяжело (получается одновременно работа + фитнес-клуб – при переноске и выдаче книг в большом потоке читателей). Но чего стоит общение с читателями! Иногда вечером, отработав смену, даже дома говорить не хочется - так выкладываешься на работе. У нас живое общение с читателями. Многие приходят в библиотеку впервые. И от того, как ты объяснишь новому читателю наши правила заказа книг, зависит: будет ли он дальше ходить к нам или ему здесь не понравится. Как "театр начинается с вешалки", так и посещение Ленинской библиотеки начинается разговором с консультантами и приёмом требований на втором этаже. Иногда ты объясняешь новому читателю (у них контрольные листочки с красной полосой) правила библиотеки и правила заказа книг, а потом видишь, как этот читатель начинает ходить к нам ещё и ещё раз. И понимаешь, что хорошо выполнила свою работу, смогла заинтересовать человека, и ему здесь понравилось.

         Да, есть разные читатели - хорошие и плохие. Те, кто замечает, что ты ощущаешь себя «не в форме», подвинут книгу поближе, помогут донести тяжёлую пачку книг (у некоторых есть заказы больше 100 книг одновременно), отворят дверь и, видя, что ты спешишь, пропустят вперёд (а мы обычно все спешим, потому что нас мало, а работы много). И читателям бывает приятно, когда ты с ними здороваешься, говоришь им, что "что-то их давно не видно было". Они за это нас любят и ценят. Например, сейчас сделали "объединённый приём требований" для читателей всех залов. Но когда сотрудницы разных залов сидят рядом, то давние читатели всегда стараются подойти к «своим» сотрудницам. Даже если ты свободна и предложишь им взять заказы, то нет - они будут ждать, пока не освободится их "родная, знакомая, которую они любят и уважают" сотрудница их зала. Иногда это очень мило.                                                                                        А какой потрясающий вид из окон Второго зала - уже ради него одного можно здесь работать. Все читатели замирают у нас на "выдаче" и "приёме" книг. Они смотрят на величественные кремлёвские башни, монументальную кремлёвскую стену, деревья в Александровском саду. Смотрят: на месте ли Президент или уехал? (при его нахождении в Кремле - вывешивают Российский штандарт). А наши знаменитые каштаны! В начале лета у нас в окне - цветущая клумба. Читатели замирают, глядя на наши восходы и закаты солнца (при этом блестят позолотой купола).

         Когда выходишь из метро на работу утром, то тебя охватывает чувство гордости при одном взгляде на величественное здание Российской государственной библиотеки. Пробегая к месту работы через "розовый" зал, успеваешь одновременно посмотреть на проходящую в тот момент выставку и помахать рукой бюсту графа Румянцева (он стоит в углу "розового" зала).

         В заключение я хочу сказать, что считаю себя счастливым человеком, так как работаю в интересном месте, освоив замечательную профессию, которая не потеряла для меня своей привлекательности и по сей день.

 

Сведения об авторе

Елена Евгеньевна САЗОНОВА - слушатель Высших библиотечных курсов при Российской государственной библиотеки. Окончила Московский государственный лесотехнический институт (ныне - факультет МГТУ им. Н. Э. Баумана). Работает в Российской государственной библиотеке, отдел библиотечного обслуживания, главный библиотекарь, стаж 27 лет

К оглавлению выпуска

12.12.2018, 756 просмотров.