СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. Борисова О.О. Технологии библиотечной рекламы как разновидности социотехнологии и культуротехники: теоретические аспекты

   Сегодня о технологиях библиотечной рекламы пишу и теоретики, и практики библиотечного дела. Попробуем рассмотреть предмет статьи под иным углом зрения, с позиций социотехнологии и культуротехники.

   Итак, социотехнология (социотехника) –это система средств научно-практического действия и способов их использования во всех социальных сферах,  совокупность  научно-практических областей, зависящая не только от  целей  деятельности, но и от состояния уровня знаний, умений, способов достижения цели [2].

   В России социальные технологии известны давно, хотя в науке это нашло отражение лишь в конце 1930 – х гг. Социальными эти технологии называются потому, что представляют собой  социальный (общественный) продукт и средство организации общества, созданный в результате длительной проверки и отбора, показавший свою пригодность для использования в процессах оптимальной организации общества, социальной деятельности. Данные технологии полностью применимы как в библиотечной сфере в целом, так  и в технологиях библиотечной рекламы.

    Следует отметить, что в технологиях сферы материального производства предпочтительны повторяемость, стереотипность, унифицированность, стандартизированность. В технологиях  сферы социального / духовного производства, к которым относятся и библиотечные технологии, преобладает творческое начало.

   Констатируем, что библиотечные технологии – это разновидности социоинформационной технологии, т.е. технологии работы с социальной информацией, в частности - рекламной.

  Рекламно-библиотечная деятельность имеет все основные качества   социальной технологии: структурируемость, системность, концептуальность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

  Следовательно, рекламно-информационная технология - технология производства  рекламной информации как составной части духовного производства, а также ее распространения, доведения до населения, системного проведения рекламных кампаний и других акций, включающих в качестве непременного компонента трансляцию информационной / книжной культуры; разновидность социальной технологии, самостоятельный раздел культуротехники или технологии культуры, главной задачей которого является максимальное продвижение к читателю сведений о документных ресурсах общества, обеспечение идеального доступа общества, сообществ,  индивидов к фиксированным знаниям, трансляция информационной / книжной культуры.

   В конце ХХ века зародилась специальная научная дисциплина - культуротехника. Термин   «культуротехника»  создан в дополнение к терминам «культурология» и «технология» («техника»),  подразумевает   познавательно-техническое отношение к культуре как к результату искусственного воздействия человека (человечества) на природу и общество.  Культуротехника ориентирована на выделение, прежде всего, техник, процедур и операций деятельности тех субъектов, кто «работает» с культурой,  задавая формы описания, анализа, систематизации ее явлений [3]. Основная проблема культуротехники (технологии культуры) - все новое в сфере культуры сделать понятным, сравнимым, но при этом не потерять уникальные достижения культурологического (социокультурного) опыта.

    Рассмотрим в предложенном контексте рекламно-библиотечную технологию. Рекламно-библиотечная технология – это относительно самостоятельный раздел технологии культуры или культуротехники; набор приемов  труда субъектов библиотечной рекламной деятельности (библиотеки или ее подразделения, библиографа, библиотекаря и т.д.) в сфере библиотечной рекламы, организация этого труда, использование соответствующих средств - инструментов и приспособлений  в целях  его оптимизации, достижения высшей эффективности.

    Технология рекламно-информационной деятельности библиотек – понятие сложное, охватывающее все технологические проблемы рекламы.

   Специфические технологические особенности имеют использование средств рекламы (объявления,  радио, телекино клипы, записи,   приложения, письма, собственный журнал библиотеки, плакаты, закладки для  чтения, расписание  работы  библиотеки,  наклейки, пластиковые  пакеты  и  сумочки, брошюры,  программы,  библиографические  указатели,  приглашения), а также каналов рекламы, среди которых выделяются: газеты, журналы,  радио  и  телевидение (местные программы  по кабельному  ТВ), транспорт, плакатные  тумбы и  стены, компьютеры, обратная сторона  читательского  билета.

   Существует несколько наиболее распространенных способов, (видов рекламы), с помощью которых можно осуществить рекламное информирование   о необходимых информационных продуктах и услугах:

- межличностное общение   (беседы рекламных  агентов,  рассказы  с  видео показом, показом образцов товаров - на презентациях, пресс-конференциях,  семинарах, «круглых  столах»,  беседы-консультации  и пр.)

- печатная реклама  (в книгах, в виде листовок, буклетов, проспектов и т.д.)

- почтовая реклама  (распространяемая по списку и по принципу « в каждый дом»);

- наружная реклама (уличная, реклама на транспорте, реклама на месте продажи);

- компьютерная реклама (рекламная информация, поступающая на компьютерные терминалы и на экранные табло);

- реклама в средствах массовой информации или медиареклама (в прессе, по радио и телевидению) [1] .

   Сложность проблемы выбора средств рекламы и каналов рекламы определяется в основном конкретной ситуацией, в которой находится рекламодатель, в нашем случае – библиотека. Каких-либо правил или формул для разрешения проблем выбора просто не существует: любая рекламная ситуация представляет собой по-своему уникальный набор обстоятельств. Каждому виду средств рекламы присущи свои собственные технологические  характеристики, и любое из них в свою очередь отличается от другого.

   Рациональная организация  библиотечно-информационной рекламы невозможна без определения роли библиотек-субъектов библиотечно-информационного производства, а также издательств, организаций книжной торговли, рекламно-информационных центров, без установления  оптимальных потоков  рекламной информации, координирования  рекламно-библиотечной  работы различных учреждений и ведомств, выполняющих в той или иной степени рекламно-информационную функцию.

  Перед  рекламой, проводимой библиотеками - субъектами рекламно-информационной деятельности  стоят две основные задачи: воздействие на увеличение и качественное улучшение сбыта библиотечных товаров (ресурсов, продукции, услуг), воздействие на покупательский (потребительский) спрос в желательном направлении.

  Итак,  рекламная деятельность библиотеки предполагает  использование разнообразных средств рекламы, различных ее техник / технологий как в сфере подготовки, так и  распространения рекламных материалов.

  Разнообразные виды библиотечной, библиографической и книжной рекламы обладают комплексом отличительных признаков и свойств, технологическими особенностями, своими нишами в социуме, спецификой выполнения социальных функций.

 Управлять технологическим процессом, получать заданный результат можно только тогда, когда хорошо изучены процесс, алгоритм достижения цели библиотечной рекламы.

  Понимание пути достижения цели позволяет четко выявить определяющее содержание и последовательность операций, которые и приводят к искомому результату; определит стратегию и тактику всего технологического процесса рекламы.

  Создание единого рекламно-библиотечного технологического процесса, который призван согласовать между собой деятельность библиотечно-информационных центров, объединить документные ресурсы  регионов и способствовать их всемерному продвижению, трансляции книжной культуры  особо значимо.  Библиотекам присущи качества объединяющего информационно-коммуникационного центра, и они могут выступать связующими центрами в создании культурной среды регионов.

 Список источников

  1. 1. Борисова, О.О. Организационно-технологические аспекты библиотечно-информационной и книжной рекламы: учебное пособие для магистрантов / О.О. Борисова.– Орел: ОГИК, 2018.– 115 с.
  2. 2. Оганян, К. М. Социальные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. М. Оганян. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 255 с.
  3. 3. Щедровицкий, Г.П.  Культуротехника и культурология с системодеятельностной точки зрения: проблемы и перспективы / Г.П. Щедровицкий // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 10 Сборник статей. – Москва, 2004. – 156 с.

сведения об авторе

Борисова Ольга Олеговна - заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор

К оглавлению выпуска

продвижение чтения

12.12.2018, 1203 просмотра.