ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Онуфриенко Г.Ф. Американская публичная библиотека – виды на будущее

   С позиций ХХ века фраза «Я пошёл в библиотеку за семенами, швейной машинкой и металлодетектором» звучит абсурдно. Чего не скажешь о веке XXI. Сегодня в устах пользователей американских публичных библиотек она имеет вполне конкретный смысл и не вызывает удивления. «У нас, вероятно, всегда будут книги, – объясняет стремление соответствовать вызовам нового времени директор публичной библиотеки города Миллис (штат Массачусетс) Алекс Лент, – однако наш путь – предлагать людям непривычные вещи и занятия, расширяя тем самым представление о том, чем библиотека может быть и заниматься» (7).

   На наших глазах исчезли сомнения в том, что если публичная библиотека хочет остаться на плаву, то должна изменить модель своей деятельности, адаптируясь к новым запросам общества. Каковы эти запросы решили выяснить в Майами (штат Флорида), где был поставлен следующий эксперимент. Заявив тему «Будущее публичных библиотек Майами», группа независимых экспертов организовала в социальной сети Facebook десятидневный форум под названием «100 замечательных идей». К участию в нём пригласили всех горожан. За указанное время от жителей Майами поступило более 150 предложений, которые в открытых дискуссиях обсудило 600 человек (3). Полученный материал был объединён в десять тематических групп и ранжирован по степени важности, исходя из частоты упоминаний отдельных идей. Эти данные легли в основу доклада, представленного инициаторами эксперимента руководителям органов местного самоуправления, библиотечной системы округа, фондов и других организаций, влияющих на дальнейшую судьбу публичных библиотек города.

  Эксперимент показал, чего хотят жители Майами от своих публичных библиотек. Во-первых, чтобы те выступали в роли парков новейших технологий. Для удовлетворения запросов населения, не имеющего цифровой техники, а также тех, у кого она есть, но кто не умеет ею пользоваться, библиотеки помимо ставших уже традиционными компьютеров и беспроводного интернета, должны располагать широким выбором самых современных высокотехнологичных устройств (смартфон, ноутбук, планшет, цифровой принтер и др.), которые пользователи могут опробовать, освоить на бесплатных занятиях, взять на дом.

   Во-вторых, библиотекам отводится роль социокультурных и коммуникационных центров местных сообществ. То есть они рассматриваются как «третье» место, где согласно теории Р. Ольденбурга «происходят регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи индивидов вне рамок дома и работы» (1, с. 58). В библиотеках должны быть созданы нейтральные многофункциональные пространства, в которых жители могут знакомиться, встречаться, обсуждать и решать насущные проблемы. Основными условиями для достижения этой цели являются Wi-Fi, кофе и несколько помещений, где шум приветствуется. Хотя онлайновые платформы удобны и эффективны в объединении большого количества людей, они не могут заменить физические пространства, где граждане собираются вместе и занимаются общественной работой.

   В-третьих, библиотеки должны иметь лоббистов на всех уровнях административной вертикали власти, а также активных руководителей, которые способны проводить необходимую модернизацию. Всем лицам, защищающим и реализующим интересы библиотек, следует наладить тесную связь с местной общиной, чтобы можно было выявлять и изучать её потребности и пожелания в отношении библиотек.

   В-четвёртых, библиотекам необходимо обладать широким спектром разнообразных услуг, чтобы своевременно и эффективно реагировать на огромный массив потребностей пользователей, чьи запросы чрезвычайно разнообразны. В их числе: бесплатный транспорт до библиотеки и обратно; помещения для занятий мэйкерспэйсеров; возможно бесплатно смотреть и скачивать фильмы, слушать музыку и аудиокниги (по примеру программы «Hoopla»1 овладевать различными ремеслами); получать консультации по широкому кругу вопросов; участвовать в авторских вечерах писателей и художников; учиться онлайн по открытым учебным программам (open learning, programs), брать домой не только книги, но также 3D-принтеры; пилы, дроны, видео-камеры и т.д.

  В-пятых, атмосфера в библиотеках должна быть тёплой и дружелюбной, стимулирующей людей остаться или вернуться снова. Сохраняя часть пространства для работы в тишине, библиотекам одновременно необходимо превратиться в динамичные места обучения, коммуникации и сотрудничества. Им надо иметь привлекательный дизайн, создавать «зелёные» зоны отдыха, открывать кафе, устраивать встречи книжного клуба, предоставлять людям возможность проявлять себя в творчестве и т. д. Главная задача библиотекарей – вместо «стражей тишины» стать «душой» местного сообщества.

  В-шестых, библиотекам следует развивать партнёрство с учреждениями и организациями, традиционно действующими в качестве их единомышленников и союзников. Партнёрство означает тесное сотрудничество в достижении общих целей. Традиционными партнёрами библиотек являются школы, университеты, музеи. К примеру, публичная библиотека Нью-Йорка (NYPL) осуществляет широкое сотрудничество с городскими школами и их библиотеками – каждый нью-йоркский школьник считается полноправным читателем публичной библиотеки Нью-Йорка, а любая школьная библиотека этого города имеет возможность получать издания из её фондов. Вместо того чтобы школьная и публичная библиотеки в отдельности боролись за свой бюджет и виды на будущее – они могут, объединив усилия, с общими ресурсами осуществлять масштабные программы для детей, молодёжи и семей, внедрять инновации и т. д.

 В-седьмых, библиотеки должны оказывать услуги, необходимые местному сообществу. Многим сервис-провайдерам приходится основательно потрудиться, чтобы получить доступ к людям, нуждающимся в их помощи, равно как и те, кто нуждается, зачастую не знают, куда обратиться за советом. В доказательство своей социальной эффективности именно библиотека могла бы стать таким центром, где местные жители имели бы возможность получать разнообразные услуги. В сознании людей библиотека должна ассоциироваться с пунктом доступа к ресурсам. Любым ресурсам.

  В-восьмых, библиотеки должны стать экспериментальной лабораторией, где в том числе по вечерам и ночью проводятся мероприятия различного масштаба (литературные чтения, ночи кино и т. д.).

 В-девятых, в своей работе библиотекам необходимо использовать брэндинг и маркетинг. Чтобы привлечь и удержать пользователей, библиотеки предлагают немало инновационных программ и услуг, но люди практически не осведомлены о существующих предложениях. Информационные ограничения являются серьёзным сдерживающим фактором. Библиотекам следует больше общаться с населением и позиционировать себя как место, где предлагают разнообразные услуги всему сообществу. Им следует активнее работать над своим имиджем и шире информировать население о собственных услугах и достижениях. Вызвать интерес и способствовать посещению библиотек можно участвуя в рекламе. Например, как та, что размещена в аэропорту Лас-Вегаса: «Библиотека - это книги, фильмы, музыка, загрузки, интернет-ресурсы, компьютеры, помощь в выполнении домашних заданий, программы для всех возрастов, творческие встречи с авторами, книжные клубы, бесплатный Wi-Fi».

  В-десятых, библиотеки должны быть более самостоятельными в финансовом отношении и сами создавать независимые источники своего дохода. Это могло бы стать не только финансовым подспорьем, но также содействовать определённому снижению их зависимости от финансирования учредителями. По мнению жителей Майами, в библиотеках для этого можно продавать напитки/еду, предлагать наиболее востребованные услуги за номинальную плату, организовывать кампании по сбору денежных средств, сдавать в аренду помещения и оборудование, продавать книги, журналы и поздравительные открытки, нарисованные детьми и т. д. Самое популярное предложение – продажа кофе («кофе + чтение = счастье!») (5).

 Результаты эксперимента в Майами свидетельствуют об изменении парадигмы мышления населения о публичной библиотеке, отказе от традиционной модели её функционирования, как пассивного пространства, где ничего не происходит. Заново определяя место публичной библиотеки в социуме граждане отдают предпочтение модели, в которой «жизнь бьёт ключом», а пользование книжными фондами является лишь одной из возможных опций (2, с. 13).

 Вопреки прогнозам аналитиков, связывавших будущее библиотек с модернизацией по форме «Bricks and Clicks» (кирпичи и клики)2, гораздо большую популярность у населения получила их трансформация под девизом «from Сollection to Сonnection» («от создания библиотечных фондов к установлению связей») (6, с. 588). Согласно данным эксперимента, люди высказываются за то, чтобы библиотека была не только домом для книги, но, прежде всего, местом социальных контактов, динамичным и привлекательным форумом общественной жизни.

 Население хочет видеть публичные библиотеки развивающимися в качестве социального института, максимально отвечающего общественным потребностям. Например, роль парка новых технологий, то есть ресурсного и обучающего центра в области ИКТ, выдвигает библиотеки на передовые позиции борьбы с «цифровым неравенством», которое наносит серьёзный вред малообеспеченным гражданам, поскольку технологические достижения затрагивают сегодня все аспекты жизни человека. Доступ к интернету и его контенту являются двумя необходимыми факторами, благодаря которым библиотека приобретает важное значение в построении информационного общества.

  Деятельность библиотек в качестве «третьего места» способствует «исцелению» американского общества от атомизации ‒ негативной тенденции последних десятилетий ‒ иными словами помогает США «восстановить вид человеческого общения, необходимый для любой демократии» (1, с. 13). Таким образом, из библиотечных функций (информационная, культурно-просветительская, образовательная, досуговая и др.), приоритетной становится социоинтеграционная, а читатели из пассивных получателей информации превращаются в ключевой элемент этого общественного института.

 Для удовлетворения их интересов и потребностей применяется инспирированный методами торговой сети проклиентский подход, суть которого заключается в ориентировании всей деятельности библиотеки на пользователей, а также подчинение им всех действий сотрудников библиотеки. Под девизом «библиотека существует прежде всего для людей, а не для книг» меняется характер её взаимодействия с читателями. Последние становятся совместно с библиотекарями конструктивными и активными создателями нового контента и услуг, в массе своей «не библиотечных». Например, в публичной библиотеке Солт-Лейк-Сити (штат Юта) действуют цветочный магазин, парикмахерская, кафе и центр общения; в библиотеке Остина (штат Техас) открыты кулинарные курсы; а в библиотеке Беркли (штат Калифорния) можно взять напрокат молотки, пилы и косилки. «Сегодня от 90 до 95% публичных библиотек Соединённых Штатов уже свыклись с мыслью, что людям надо предлагать нечто большее, чем только книги», ‒ говорит Сара Хафтон, директор публичной библиотеки в Сан-Рафаэле (штат Калифорния) и ведущий техно-блогер проекта Librarian in Black (4).

 Дальнейшая эволюция предполагает преобразование публичной библиотеки в партиципаторную (participatory), или библиотеку участия, в которой члены местного сообщества действуют как просьюмеры (prosumers) – потенциальные потребители, активно участвующие в разработке и производстве продукта или услуги. Это место, где доминирующая форма коммуникации – диалог, а пользователь является не столько клиентом, сколько партнёром, сотрудничающим с персоналом во всех аспектах деятельности библиотеки, организации мероприятий и внедрении новых решений. Партиципаторная библиотека представляет собой модель библиотечных услуг, важнейшими компонентами которой являются постоянные и целенаправленные изменения, а также участие пользователей в формировании библиотечных ресурсов. Среди её целей – непрерывное расширение круга получателей библиотечных услуг (для чего, например, используется пришедшая из маркетинга теория «Длинного хвоста»3, которая в библиотечном контексте означает активизацию имеющихся нишевых ресурсов или запуск услуг для нишевых потребителей, чаще всего таких, которые обычно не используют предложения библиотеки).

  Словом, публичные библиотеки в Соединённых Штатах стремительно и радикально меняют характер своей деятельности. Сегодня это активный общественный институт с установкой на потребителя, совмещающий функции домов культуры, домов быта и социокультурных центров, причём до такой степени, что их можно было бы назвать «культуротеками». Однако погоня за новизной чревата потерей идентичности: до сих пор не получен ответ на вопрос – до какой степени может меняться публичная библиотека, чтобы продолжать оставаться библиотекой.

 Примечания

1. Hoopla ‒ это инновационная цифровая медиа-служба, которая позволяет в библиотеке бесплатно скачивать фильмы, музыку, аудиокниги, электронные книги, комиксы и телепередачи на компьютер, планшет или телефон.

2. «Bricks and Clicks» (кирпичи и клики) – интегрированная модель ведения бизнеса, подразумевающая совмещение его традиционных способов (часто с использованием прямого, личного контакта с клиентами) и онлайн-способов взаимодействия с клиентами (часто через вебсайты, электронную почту и другие технологии интернета).

3. «Длинный хвост» (The Long Tail) – устоявшийся термин, пришедший из маркетинга. Это продажи многого понемногу: предложение большого количества нишевых товаров, каждый из которых продается относительно редко. Впервые термин был использован в октябре 2004 года Крисом Андерсоном (Chris Anderson) в статье журнала Wired. В ней отмечено: для многих новых экономик характерно существенное влияние продаж специфичных, нишевых продуктов, причем, прибыль от их реализации сопоставима с выручкой от продаж бестселлеров.

 Список источников

1. Ольденбург Р. «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества», 1989-1999. М: НЛО, 2014 г. – 456 с.

2. Berndtson M. «What and why libraries»: looking at what libraries might look like and why we still need them now and into the future// Library Hi Tech News – 2012.Vol. 29, nr 4, s. 13-15.

3. Fishman Lipsey R., Madera F. 100 Great Ideas for the Future of Libraries ‒ A New Paradigm for Civic Engagement [Электронный ресурс].  ̶ Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/rebecca-fishman-lipsey/100-great-ideas-for-the-for-the-future-of-libraries_b_6551440.html (дата обращения: 11.08.2017).

4. Houghton S. Czego możemy nauczyć się od amerykańskich bibliotek? Wywiad z Sarah Houghton [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artykuly.bibliosfera.net/2014/01/czego-mozemy-nauczyc-sie-od-amerykanskich-bibliotek-wywiad-z-sara-houghton/ (дата обращения: 11.08.2017).

5. Jēkabsone М. Mūsdienīga bibliotēka amerikāņu gaumē. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://www.biblioteka.lv/News/ArticleItem.aspx?article=31012&type=0 (дата обращения 11.08.2017).

6. Jochumsen, H., Rasmussen, C.H., Skot-Hansen, D. The four spaces — a new model for the public library.//New Library World.  ̶  2012, Vol. 113, nr 11–12. P. 586-597.

7. Taylor S.J. Beyond Books: Why Some Libraries Now Lend Tools, Toys and More [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://money.usnews.com/money/personal-finance/articles/2016-02-02/beyond-books-why-some-libraries-now-lend-tools-toys-and-more. (дата обращения: 11.08.2017).

Сведения об авторе

Онуфриенко Галина Федоровна - ведущий научный сотрудник ФГБУ «Российская государственная библиотека»

onufriyenko@inbox.ru

Рецензент

Статья рекомендована к печати начальником Управления научной и методической деятельности – заведующеим Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки Ириной Петровной Тикуновой

К оглавлению выпуска

мероприятия, чтение

12.12.2018, 1486 просмотров.