УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ, НАУКОЙ, ОБРАЗОВАНИЕМ. Гусева Т.В. Новые модели управления в учреждениях культуры как инновационный ресурс культурной политики

В условиях социокультурной модернизации связанной с качественным изменением уровня жизни и распространением информационных технологий, внедрением цифровой экономики  перед Россией стоят задачи в поисках новых моделей управления в сфере культуры, инновационных подходов, способных оказывать конструктивное влияние  на культурную среду и развитие общества в целом. В этом планы  существенно важны вопросы преемственности и взаимосвязи историко-культурного наследия с современными реалиями социально-экономического развития территории.

Большое значение в последнее время на социокультурную динамику оказывают процессы, связанные с глобализацией и информатизацией общества. Поэтому важной управленческой задачей является развитие культурных индустрий и инновационных проектов, предпринимательства и государственно-частное партнерство, культурный туризм и досуг, и многие другие области социокультурной сферы. Успешное развитие, которых во многом  зависит от творческого потенциала и уровня креативности людей, принимающих участие в принятие решений в данной сфере.

Необходимо детальное изучение  изменений  в структуре сферы культуры, всестороннее исследование возможностей творческих индустрий как важной составляющей постиндустриальной экономики, способной,
по утверждению многих экспертов, преодолеть «застой» в культурном развитии страны.

Поэтому так необходимо теоретическое обоснование процессов реформирования управления в сфере культуры путем изучения специфики культурной динамики, экономических процессов с целью определения ценностно-смысловых моделей культурной политики, а также внедрение в практику проектов и программ развития отдельных территорий и местного сообщества, преобразование культурной среды, разработку предложений по обеспечению качества и доступности культурных благ и услуг, активного включения населения в творческую деятельность.

Смысловое пространство культуры воплощается в культурных моделях. Любая культурная модель есть сплав коллективного и индивидуального осмысления встраиваемой  посредством упорядочения в систему ценностносмысловых оснований культурной политики [3,С.16].

Стремительный процесс изменчивости и устойчивости находится в зависимости от уровня культуры в обществе, как показатель умения общества соизмерять свои потребности с возможностями природы. Культура выступает ресурсом устойчивого развития территорий, поскольку обладает творческим потенциалом к созданию новых достижений путем разработки инновационных способов, технологий и практик [3,С.19].

Согласование приоритетных целей и практических задач есть ориентация на устойчивое развитие. Говоря о ресурсах и процессах модернизации сферы культуры в понятие « устойчивое развитие» можно включить: изменение культурной среды путем расширения вектора творческих индустрий; развитие инфраструктуры путем внедрения проектного управления, актуализация культурного наследия в современном социальном контексте. 

 Необходимо также отметить наличие  научно-технической активности,  интеллектуальных ресурсов. Придание инновационного характера развитию образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, расширение источников инвестиций, которые необходимо направить на реализацию  инновационных проектов и подготовку креативных людей.

По мнению ряда ученых-культурологов, для модернизации как процесса инновационного развития в социокультурной сфере важны три составляющие:

1) наличие инновационно восприимчивой среды, 2) инновационно мыслящих креативных людей, а также наличие 3) финансовых, управленческих, образовательных, информационных ресурсов.

Неслучайно в теории управления появился термин «креативное управление». Таким образом, творчество выступает в рамках рациональных концептуальных норм и смыслов; креативной программой, связанной с целесообразностью обновления механизмов регуляции в сфере культуры и направленностью на эффективность путей и средств достижения целей. [3,С.31].

Креативное управление направлено  на преодоление стандартизации и безальтернативности и развитие инновационных практик, технологических решений, поддержке творческих инициатив.

Р. Флорида ввел  понятие «творческий класс», характеризуя так независимых, мобильных людей, ведущих образ жизни, благоприятствующий их индивидуальности, готовых реализовывать своей креативный потенциал ради всеобщего благосостояния  [6,С.28-29].

 Формирование творческого класса, по мнению ученых, невозможно без консультантов, экспертов и специалистов, занимающихся креативной деятельностью.

Внедрение  в деятельность  учреждений культуры  новых моделей управления позволит  совершенствоваться с учетом формирующихся в обществе социокультурных потребностей. Прежде всего,  расширение образовательных, творческих, научно-методических, досуговых проектов, взаимодействие  с другими социальными институтами, путем создания совместных проектов  с государственными, общественными и коммерческими организациями для  выполнения культурных и образовательных задач на федеральном и региональном уровне. Обеспечить социокультурное пространство  для развития творческих индустрий.

  Понятие творческие индустрии довольно широкое. В него  входят не только новые формы культурной деятельности как артефакты «креативного управления» и «творческой экономики»,  а также инновационные проекты  реализованные людьми, обладающими помимо профессиональных компетенций системой новых знаний,  являющийся носителями новых культурных ценностей и способностей. Учреждения культуры, которые помимо традиционной инфраструктуры используют новые рыночные отношения как дополнительный источник  эффективности. В связи с этим принципиально иным выступает процесс воспитания личности, располагающей набором таких современных компетенций, которые способствуют инновационному преобразованию социокультурной сферы.

Особую роль  в развитии «творческой экономики»  и «творческих индустрий» выполняют  различные агентства, независимые от государства и бизнес-структур, которые имеют разные цели, включая маркетинг и экспертную аналитику. Также необходимо отметить, что в условиях модернизации российской экономики страны, учреждений культуры не могут обладать  конкурентоспособностью  без новых управленческих кадров.

Подготовка специалистов необходима не только на уровни организаций, а также исполнительных органов местного самоуправления как активных проводников региональной или муниципальной культурной политики. Именно на уровне государственного и муниципального управления  разрабатываются механизмы и предоставляются условия для внедрения инновационных организационно-экономических форм.

Для встраивания новой системы управления в существующую инфраструктуру  необходимы  гибкие формы регулирования через инструменты сетевых сообществ, общественных организаций, неформальных объединений.

Рассматривая социокультурную деятельность учреждений культуры как объект государственного управления и регулирования, необходимо  сказать о значении и важности данного государственного института, которое оказывает большое значение на развитие  и самореализацию личности, формирование  материальных и духовных ценностей. В данной сфере происходит  создание продуктов удовлетворяющих социокультурное, образовательные, интеллектуальные  потребности людей, формируются трудовые ресурсы, и развивается творческий потенциал.

Событийные коммуникации, как инновационные проекты, являясь составляющей социокультурного, духовного развития страны, оказывают большое значение на развитие инновационного потенциала и   интеллектуальных ресурсов. Способствуют удовлетворению социокультурных потребностей, притоку инвестиций, внутренних и внешних взаимодействий. 

Социокультурный проект - это артефакт, рациональная производная программы, ориентированная на решение социально значимой проблемы. Проектирование осуществляется для ее последовательной реализации [5,С.41].

Проект упорядочивает социальные взаимодействия и коммуникации. Его задача формирование такой среды, которая способствовала бы  конструктивному решению проблемы, благоприятным межличностным отношениям, эффективному взаимодействию. Подчинение характера проектируемых сред общей программной направленности обеспечивает высокую степень реализации ее конструктивного потенциала. Для успешной реализации проект предусматривает активизацию внутренних и внешних факторов, способствующих конструктивным выборам и решениям, совместным обсуждениям их промежуточных результатов, что повышает культурную компетентность участников и делает более вероятным реалистичное решение проблемы.

Задача проекта состоит в определении культурных механизмов, с помощью которых  устаревшие паттерны преодолеваются, а параллельно формируются и используются новые. Для проектов, реализующихся в динамичном внешнем окружении, важно проведение мониторинга состояния решения проблемы, обратной связи между изменениями внешней реакцией на них.

Ядром проекта является формирование и укрепление поддерживающих, поощряющих конструктивных ориентаций в отношениях участников между собой и с окружением, позитивного отношения к будущему, когда проблема будет решена или нормирована.

Проектные решения должны мотивировать участников к инновациям, комбинаторике, вариациям в сфере действий и взаимодействий, направленных на преодоление затруднений, рефлексии по поводу своего участия в них, последовательному исправлению ошибок, возникающих в процессах поисковой деятельности.

Успешность реализации проекта зависит не только от целесообразности его структуры и рациональности функций, но и от предусматриваемой им культурной среды. Другими словами от совместимости образцов, ценностей, норм взаимодействий, связанных с решением проблемы,  культурными характеристиками участников. В этом плане показательным выступает проект «Бородинские чтения», реализованный 10-12 ноября 2018 г. на базе  детской музыкальной школы им. А.П. Бородина г. Москва, который органично вписался в контекст социокультурной интеграции городского пространства, став драйвером развития территории  муниципального образования. Прошедший под девизом «Синтез науки и искусства – навстречу гению», проект связал два события – 185 –летие со дня рождения выдающегося композитора, ученого и общественного деятеля А.П. Бородина и  50-летний юбилей детской музыкальной школы, которая носит имя Александра Порфирьевича. Три насыщенных дня «Бородинского Форума» стали уникальным пространством для творческого общения, обмена опытом в сфере музыкального образования, раскрытия возможностей широкой социокультурной интеграции науки и искусства в современном мире. С обновлённой силой и энергией прозвучала идея значимости гармоничного развития личности, основанной на интеграции науки и искусства, разносторонней интеллектуальной и творческой деятельности. Школьники очутились в среде единомышленников – таких же увлеченных искусством и стремящихся к подлинному музыкальному мастерству сверстников. Взрослые получили стимул для дальнейшего развития своих творческих инициатив и проектной деятельности своих воспитанников. Форум стал настоящим смотром творческих и методических сил образовательных учреждений сферы культуры и искусства не только Юго-Восточного административного округа г. Москвы, но и всей столицы. Применение инноваций в современном социокультурном и образовательном пространстве  создало условия для конкурентной способности производимых социокультурных продуктов, а также для удовлетворения новых потребностей населения. Государственное регулирование и стимулирование инновационная деятельность должно иметь приоритетные векторы развития, необходимо дальнейшее усовершенствование инструментов стимулирования инновационной деятельности, используя как прямые методы государственной финансовой поддержки, так и косвенные включая налоговую и кредитную политику. А также налоговое стимулирование   спонсорства, меценатства, и благотворительных вкладов.

Социокультурные инновации - интегративное понятие, базирующееся на широкой интерпретации инноватики как области продуцирования и распространения новых подходов к развитию, к созданию креативных услуг и продуктов, трансформирующих реальность, включающих возможности управления инновационными процессами с целью достижения задаваемых культурной политикой ориентиров [3,С.23].

Управление проектом  представляет собой целенаправленный процесс достижения целей проекта. На успех проекта влияют внешние и внутренние факторы. Этапами проектного управления по достижению цели можно выделить:  инициация проекта, планирование, исполнение, анализ, управлении изменениями, завершение. Таким образом, на организатора проекта ложится функция постоянного выявления рисков и аналитическая работа по противодействию и минимизации рисков, а также разработке системы управления и обучение персонала. Для этого необходим инновациям  переход от функционального к стратегическому мышлению руководителей и исполнителей проекта. Требуется не просто менеджер (организатор) проекта, а лидер способный увидеть кризис ситуации и выдвинуть концепцию развития учреждения.  Большое значение в этом случаи уделяется преобразованию структуры организации как необходимому условию для достижения поставленной цели.

Все структуры проектного управления направлены на конечную цель-выполнение проекта  в намеченные сроки с повышенной оперативностью решения текущих задач, сбалансированной работе с ресурсами, экономии ресурсов.

Необходимо отметить, в связи с государственной политикой по разработке  долгосрочных стратегических программ  роль проектов в форме программы в культуре становиться определяющей. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы  на конкретных объектах, предотвратить их распыление.  Программа,   становится основным  инструментом осуществления социальной политики, позволяющим увязывать цели и результаты с наличием ресурсов и объемом потребительского спроса. В программах определяется комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые направлены на решение конкретных тактических задач.

В качестве примера можно привести проект  Правительства Москвы «Искусство детям», который стартовал в мае 2018 году в 62 образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Источником финансирования программы служат бюджетные ассигнования соответствующего уровня бюджета. Разработчиком и заказчиком является орган исполнительной власти - Департамент культуры города Москвы.  Программа рассчитана на три года (2018-2020 гг.) и реализует комплекс инвестиционных мероприятий, включая: комплексное обновление материально-технической базы творческого образования детей,  капитальный ремонт зданий, находящихся  в предаварийном и аварийном  состоянии, закупка музыкальных инструментов, оснащение новой мебелью, техническими системами, необходимыми для организации учебного и творческого процесса, благоустройство прилегающих  территорий.

Пилотный проект Правительства Москвы «Активное долголетие» реализуемый в учреждениях культуры, в том числе в ДМШ создан для того, чтобы дать возможность старшему поколению жить полноценной жизнью, находить новых друзей, заполнять свой досуг полезными делами и увлечениями. В проекте участвуют разные направления деятельности, поэтому каждый пенсионер сможет найти для себя что-нибудь особенное, подходящее именно ему. Наиболее востребованными оказались языковые кружки, компьютерные классы, кружки пения, танцев, рисования, декоративно-прикладное творчество.

Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность является эффективным инструментом культурной политики, способствующей социокультурной модернизации. Максимальное раскрытие и полноценное использование учреждениями культуры социокультурного потенциала, несомненно, привлечет административное, общественное, коммерческое внимание, окажет влияние на улучшение организационно-методической, научно-практической, педагогической и кадровой базы.

Необходимо сказать о расширении арсенала политических средств, в частности использования методов диалога с муниципальным сообществом. В новых условиях необходимо  как можно шире использовать взаимодействие с представителями  разных хозяйственных, коммерческих, социальных кругов, заинтересованных в развитии тех или иных направлений социокультурной политики. Управленческие органы муниципального образования должны создавать  административно-организационные и правовые условия для привлечения  коммерческих или общественных организаций. В этом проявляется сфера  разделения ответственности за состояние социокультурной сферы между властными органами, учреждениями культуры, общественностью, населением.

Важной составляющей для  инновационных преобразований является изменение принципов коммуникации между субъектами культурной политики, преодоление институциональных барьеров и переход к принципам социального партнерства. Тогда как творческая деятельность должна базироваться на принципе рациональности, в том числе в вопросах культурного наследия и этнокультурного разнообразия при сохранении правовых норм при взаимодействии всех субъектов. Согласованная  деятельность всех субъектов  ради достижения общей цели составляет часть «креативного управления», а одним из ведущих его направлений выступает изменение отношения к инфраструктуре культуры, которая должна рассматриваться как мощный ресурс, обеспечивающей национальное развитие в целом.

 

Список источников

  1. 1. Каверина Е.А. Событийные коммуникации в культуре: философская пропедевтика и маркетинговая практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. —  187 с.  
  2. 2.     Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации: учебник для академического бакалавриата/ В.В.Касьянов, -2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 221 с.
  3. 2. Орлова Э.А. Эффективные социокультурные программы и проекты / Э.А. Орлова. — М.: ГАСК, 2015. — 343 с.
  4. 3. Рудич Л.И. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рудич Л.И.— Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. — 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22063.
  5. 4. Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. — СПб, ЭЙДОС, 2014. — 639 с.
  6. 5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М .: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. —  432 с.
  7. 6. К 50-летию школы. "БОРОДИНСКИЙ ФОРУМ" (10-12 ноября 2018 г.). Как это было… Режим доступа:

http://borodin.music.mos.ru/activity/koncert/festivals/borodinskiy-forum/

Сведения об авторе

Гусева Татьяна Валерьевна - директор ГБУДО "Детская музыкальная школа имени А.П. Бородина", г.Москва, магистрантка образовательной программы "Управление в сфере культуры, образования и науки" ИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ   - gusmantatiana@yandex.ru

К оглавлению выпуска

проекты

12.12.2018, 3776 просмотров.