ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. МЕЛЕНТЬЕВА Ю.П. РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Одним из важнейших вызовов, которые стоят перед Библиотекой сегодня – является   вопрос о том, как сохранить свое место, не потерять свои преимущества и приспособить их к условиям формирующегося цифрового общества.

  1. 1.     Цифровизация – т.е. преобразование информации в цифровую форму – является сегодня глобальной тенденцией и главным источником  и условием  формирования новой социальной структуры общества, его успешного развития. В новой ситуации  многие традиционные  социальные институции вынуждены либо трансформироваться под влиянием новых условий, либо «сойти со сцены», уступив свои функции другим.

    Библиотека как основной фундаментальный институт - «держатель» огромных массивов  многоаспектной информации в традиционном (текстовом) формате, испытала  сильнейшее давление со стороны  новых  структур, изначально представляющих  информацию в цифровом виде.  Такая ситуация носит глобальный характер. [1]

  1. 2.     Поскольку со времени первоначального возникновения этой ситуации -  в Америке и странах Европы - прошло уже более 30 лет, у специалистов библиотечного дела  этих стран  была возможность сформировать свою позицию по данной проблеме. Она отражена в документах ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций; Россия член с 1949 г.), АЛА (Американской библиотечной ассоциации), Исследовательского Центра Пью  (Pew&American Life Project), ООН («Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек в реализацию повестки дня ООН до 2030») и др. [3] и заключается, в основном, в следующем:  

-  в условиях цифровизации Библиотеки остаются важнейшими  социальными  институтами, «приносящими общественное благо»;   

- благодаря своей природной гибкости, библиотеки успешно адаптируются к потребностям пользователей и новым условиям, в том числе и в цифровой среде;

- одной из базовых  миссий библиотек остается образовательная, несмотря на то, что именно сфера образования наиболее активно «цифровизируется»;

- роль библиотекаря как навигатора  и консультанта в цифровой среде оценивается  довольно высоко;

- закрытие Библиотеки, прежде всего – публичной - воспринимается западным сообществом как  ухудшение  их уровня  жизни, и особенно значимо для семей с детьми; признано, что публичная Библиотека оказывает влияние на семь областей: грамотность и чтение, цифровая грамотность, здоровье и благополучие, экономический рост, культура и творчество, сообщество (в т.ч. проблема миграции), обучение;

- библиотеки выгодны обществу – они возвращают вложенные в них инвестиции – на 1 затраченный доллар возвращается 2,9 доллара.

  Все эти утверждения не голословны и опираются на данные серьезных многочисленных и многогранных исследований в  таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Сингапур  и др, а так же на статистику.

     Как известно, сегодня в мире 320 000 публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных, школьных и специальных библиотек. Библиотеки представляют готовую надежную сеть локальных учреждений, которая может охватить все группы населения и это глубоко осознается не только на профессиональном, но и на государственном уровне. Поэтому  сохранению  роли  Библиотеки  в цифровом обществе  помогает государство (государства), бизнес, общественность (фонды и т.п.).

     Так, например, благодаря их помощи более 99% американских библиотек подключено  к Интернету; общественный доступ к беспроводному Интернету обеспечен в 100% в библиотеках сельских районах, где проживает население с высоким уровнем бедности.  Именно Библиотека предоставляет возможности Интернета тем, кто не имеет его дома.

     Благодаря имеющимся возможностям Библиотеки расширяют свои услуги, связанные с  использованием интернет технологий, населению: предлагают  сервисы,  службы, обучающие программы, электронные книги и т.д., укрепляя тем самым свои позиции в цифровом обществе.

     Ряд исследователей указывают на негативные стороны  чрезмерным увлечением цифровыми технологиями (и для здоровья в целом (особенно для здоровья детей), и для мыслительной деятельности, в частности) и противопоставляют этому возможности традиционной библиотеки: получение глубокого знания, полноценного общения, формирование ценностей и т.д.

    Чрезвычайно  важным представляется понимание того, что применение цифровых технологий в области образования (которая, как было отмечено, наиболее активно «цифровизуется») должно всегда соответствовать требованиям, предусмотренным правом на образование. Подчеркивается, что нет реальных доказательств того, что онлайн обучение позволяет добиваться лучших результатов в чтении, математике, естественных науках [4].

    Общепризнано так же, что существенным недостатком Интернета является плохая организация информации, что приводит к получению неточной, не релевантной информации,  к значительному т.н. «информационному шуму». Такая ситуация характерна для всех развитых стран. И, несмотря на то, что проблемы   есть, на существование и значимую роль  Библиотеки в цифровом обществе никто не посягает, ее  статус  признается фундаментальным   и   незыблемым.

 

  1. 3.     К сожалению, принципиальные положения, разработанные зарубежными коллегами  недостаточно  учтены  при  осмыслении  аналогичной  проблемы в Российском  социальном контексте.

    В общественное сознание и в сознание властных структур  внедряется мысль о том, что традиционная  библиотека  изжила себя, не представляет ценности для будущего цифрового общества, поскольку «все есть в Интернете». Продвигаются (не подкрепленные  глубоким знанием сути профессии библиотекаря) идеи о том, что к 2020г. библиотечная профессия умрет [7].

     Недостаток средств, а так же зачастую  недостаточный общий  уровень культуры  принимающих решения «на местах», не позволяет  понять значение библиотеки как фундаментального социального и информационного, научного и просветительного института. Это  делает очень соблазнительным желание «сэкономить» на ней: объявленная «модернизация» библиотечного дела приводит, как правило, к закрытию библиотек (каждый год в России закрывается около тысячи библиотек; так, в последнее время только детских библиотек закрыто 244), к мало обоснованному объединению библиотек, имеющих разные миссии и функции, к закрытию структур (факультетов, кафедр и т.п.), готовящих библиотекарей и т.п. Уменьшается государственное финансирование комплектования библиотек (в том числе, научных, университетских)  новыми изданиями, подписки на периодические издания, на подключение к Интернету, на доступ к электронным ресурсам  (доступ к Интернету в России имеют только две трети библиотек, а «на местах» и того меньше.) Очень скупо выделяются так же средства на ремонт, обновление интерьеров библиотек, а так же на рекламу их деятельности, на повышение квалификации  сотрудников библиотек  и т.п.

    Необходимо отметить, что и в этих, сложных, а порой ОЧЕНЬ сложных условиях, российские библиотеки находят возможности для развития, в цифровой среде, в частности. Об этом говорит новостная лента Российской Библиотечной Ассоциации. Библиотеки с помощью различного рода благотворителей, фондов, партнеров, энтузиастов ежедневно доказывают свою востребованность не только читателями, но и населением в целом. Появляются новые услуги, новые формы предоставления информации, в том числе – цифровые и мобильные. Острейшую проблему – подготовку библиотечных кадров - в связи с совершенно необоснованным сокращением контрольных цифр приёма в вузах культуры - многие крупные библиотеки взяли «на себя» (ГПНТБ, РГДБ, РГБ и др.).

    С недавних пор «обыденное сопротивление» российского библиотечного сообщества было замечено властями страны [2]: был принят ряд указов, решений Правительства, профильных Министерств о ряде мер, нацеленных на развитие библиотек (например, школьных).

    Одним из результатов  проявленного внимания к проблемам библиотек явилось принятие Национальной Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, которая, однако, не охватывает  проблем всех библиотек.

  1. 4.     Библиотечное сообщество, прежде всего Российская библиотечная ассоциация, Новая Ассоциация «Библиотеки Будущего» (НАББ), Школьная Библиотечная Ассоциация, региональные библиотечные сообщества и др., а также директорский корпус региональных и крупнейших библиотек России, сформулировали ряд основных  положений, которые должны способствовать сохранению места, упрочению роли традиционной библиотеки в цифровой среде без потери ее безусловных преимуществ. Эти положения постоянно высказываются на различных площадках (конференциях, семинарах,  тематических круглых столах, в профессиональной и более широкой печати).

    В обобщенном виде эти суждения  могут быть сформулированы следующим образом.

а) Осмысление места и роли Библиотеки в цифровой среде должно основываться на ее природе как фундаментального  социокультурного, образовательно-просветительного института и на понимании  ее эволюции в течение всей истории ее существования.

б) К наиболее существенным  причинам  изменения роли Библиотеки в современном обществе  можно отнести:

 - увеличение массива документных источников и изменение форм представления информации благодаря электронным технологиям и Интернету;

- расширение информационных потребностей и возможностей  в получения информации;

- возникновение новых экономических моделей распространения публикаций и прав доступа к информации;

- развитие моделей управления доступом к информации.

в)  Деятельность традиционной Библиотеки в цифровой среде должна зиждиться на классических постулатах: кумуляция и сохранение научного, образовательного, культурного наследия; оперативное распространение информации; трансляция информации и т.п.

    Т.е. функции Библиотеки  -  гуманистическая, научно-информационная, просветительская,  социализирующая, сервисная, коммуникативная  и т.п.  должны остаться прежними, а вот технологии (открытый доступ, дистанционность, единая точка входа, навигация по большому объему ресурсов/источников/материалов; многофункциональный сервис; технологии семантического  web  и т.п.) и связанные с их появлением направления и формы деятельности требуют кардинального профессионального гибкого и корректного реформирования.

г) Библиотеки имеют перед Интернетом известные преимущества:

- каждая библиотека целенаправленно формирует свой фонд, ориентируясь на информационные потребности пользователей;

- все документы в библиотеке законно приобретены и достоверны;

- хранение документов организовано на основе  профессиональных традиций, что способствует их быстрому нахождению;

- поиск документов и информации основан на специальном справочно-поисковом аппарате – классификаторы, словари, предметные рубрики, тезаурусы и др., что обеспечивает релевантный и точный поиск.

д) слабой стороной Библиотеки является отставание в области работы с электронными ресурсами, технологии поиска и дружелюбности интерфейса.

    Библиотеке необходимо научиться  использовать свои фонды

в цифровой среде: т.е. иметь возможность на законных основаниях (с учетом авторского права) переводить фонды в электронную форму и предоставлять доступ к ним через Интернет. В этом случае Библиотеки будут пользоваться предпочтительным спросом у пользователей.

   Успешное развитие Библиотеки в цифровую эпоху требует  ряда  изменений на различных  уровнях:

 - идеологический уровень: формирование понимания в обществе в целом и во властных структурах, в частности,  значения  Библиотеки для развития не только культурного ландшафта государства, но и для его  экономического, технического развития, повышения его конкурентноспособности,  социальной стабильности, и, наконец, для формирования  ноосферы  как нового этапа развития глобального мира.

   Эту задачу  способны  взять на себя СМИ с помощью  профессионального библиотечного  и экспертного сообщества.  Важно показать систему библиотек, имеющихся в стране, разнообразие их функций и возможностей, избегать абстрактного обозначения «библиотека» при  обращении к  проблемам  библиотек   различного типа и вида.

    Библиотеки могут и должны стать «ньюсмэйкерами» для СМИ – «бумажных» и электронных.

    Необходима и перестройка сознания  в профессиональном сообществе, чему должно  послужить повышение квалификации, активное профессиональное общение, в том числе и с зарубежными коллегами.

 - законодательный уровень:

- вывести вопросы модернизации библиотечной сети (закрытие библиотек) с местного уровня на  уровень субъектов Федерации, с возможностью консультации с экспертным сообществом;

- включить темы развития библиотек, библиотечного обслуживания (особенно, социально значимых групп населения –детей, инвалидов, предпринимателей и др.) в более широкий законодательный контекст – например, в законодательство по  реализации культурной ( например, «Основы культурной политики») ,  образовательной, социальной  политики ;

- нужны новые современные нормативы/стандарты и.  пересмотрены  устаревшие нормативные требования. Необходимо расширить законодательные рамки.  Например, необходимо включить в библиотечные нормативы виды работ, связанные  с сетевыми и цифровыми  ресурсами, обеспечением комфортности   и оперативности доступа предоставления информации; а так же облегчить лицензирование  и условия законного приобретения ресурсов для общественного использования на информационном рынке  и т.д.;  необходимо обновить,  пересмотреть  отдельные позиции авторского права, смягчив их для библиотек, как общедоступных институций, не имеющих коммерческих намерений, сделав законным приобретение ресурсов на информационном рынке и бесплатный доступ к ним; законодателям в «смежных отраслях» - культуре, образовании,  науке, воспитании и др. – в обязательном порядке указывать на возможности  привлечения  к  решению поставленных задач библиотек различного типа и вида, способствовать интегрированию библиотечных ресурсов с другими (музейными, архивными, образовательными и др.)

 - организационный и технологический уровни: 

- способствовать сохранению и расширению (обоснованному) библиотечной сети;

- способствовать сохранению института директорства региональных библиотек и постоянному  профессиональному росту его представителей;

- обратить особое внимание на восстановление  организации  подготовки современных кадров для библиотек различного вида и типа с учетом изменения государственных стандартов, учебных программ, появлением новых технологий обслуживания, международных стандартов и систем  организации знаний, обеспечивающих релевантность и пертинентность поиска и т.п. в рамках либо специализированного (вновь созданного)  высшего учебного профессионального заведения (например, «Высшая библиотечно-информационная школа»), либо восстановив в полной мере  бюджетные места на соответствующих факультетах в институтах культуры.

    Одной из важнейших задач является формирование модели ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ через освоение  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОГО (НООСФЕРНОГО) УРОВНЯ.

- финансовый уровень:

- обеспечить достойную зарплату  сотрудникам  библиотек, соответствующую  уровню оплаты труда в образовательном секторе;

- обеспечить бесплатное законное  подключение ВСЕХ библиотек к беспроводному Интернету;

- обеспечить  комплектование фондов библиотек всех типов и видов  и подписку (в том числе и на электронные издания, сетевые ресурсы, сайты, базы данных и т.п.);

- обеспечить достойный современный  уровень  содержания здания и помещений библиотеки, обеспечивающий комфортную среду ее пользователям, включая элементы рекреации;

- обеспечить возможность осуществления непрерывного профессионального образования, включая участие в  профессиональном общении с коллегами, в том числе, с зарубежными.

- обеспечить поддержку профессиональной прессы, в том числе и в электронном формате;

- обеспечить возможность  мониторинговых исследований по «узким» профессиональным проблемам.

     Финансовая поддержка библиотек может  складываться из средств государства, спонсоров, фондов при преимущественном участии и ответственности государства, т.к. библиотека – государственный институт.

    Чрезвычайно важным является принципиальное требование  - предпринять на всех уровнях -  законодательном, организационном, структурном, технологическом и финансовом  - для превращения библиотечной системы России (совместно с архивами и музеями) в основного поставщика культурного контента (наследия) в Интернет в рамках действующего законодательства, чтобы  избежать в дальнейшем ситуации, когда Google, нелегально оцифровал  практически  все литературное наследие мира.

       Выполнение этих условий будет способствовать укреплению  роли и места в цифровой среде  Библиотеки как важнейшего социального, образовательного, просветительного института,  повышению общего уровня жизни народа РФ, стабилизации общественного климата,  формированию более успешного молодого поколения, обладающего необходимыми компетенциями, а также достойного положения РФ в международном  информационном обществе в целом.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Розина  И.Н. Цифровая революция в России: попытка исторического и терминологического анализа // Образовательные технологии и общество. – 2012. - №2 (Т.15). – С.464-482
  2. 2. Заседание Правительства (2016 г., №36). //  Портал Правительства России. 9 ноября 2016 года, 13.30. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/meetings/25220/
  3. 3. Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек и реализация повестки дня ООН до 2030г. - ИФЛА.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ifla.org/files/assets/hq/topics/libraries-development/documents/access-and-opportunity-for-all-ru.pdf
  4. 4. Кишоре Сингх Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование. Добавление: Миссия в Бутан, 3 июня 2015, A/HRC/29/30/Add.1 / Совет по правам человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.refworld.org.ru/docid/5583f1d34.html . Дата обращения: 9 января 2019.

5. Оценка вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: итоги исследования / Департамент культуры Ханты-Манс. авт.окр. – Югры, Гос. б-ка Югры ; авт.-сост. С. Ю. Волженина. – Ханты-Мансийск, 2011. – 48 с.

    1. 6. Леонов В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения //Научные и технические библиотеки. -2012.- №9. - С.51-68.
    2. 7. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://atlas100.ru/
    3. 8. Parent, Ingrid. Future Libraries: Infinite Possibilities (Opening Address). Paper presented at: IFLA WLIC 2013 - Singapore - Future Libraries: Infinite Possibilities in Session 72 - Opening Session. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.ifla.org/269/

примечания

В работе использованы данные, предоставленные участниками Секции образовательных и просветительных учреждений при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ: Волжениной С., Козловой И., Логинова Б.Р., Маркаровой Т.С.; Мезенцевой О.П.; Соколова А.В., Шепель М.,Чудиновой В.

 сведения об авторе

Мелентьева Юлия Петровна -  член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, , зав. отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

от редакции 

Редакция электронного научного журнала "Культура: теория и практика" сердечно поздравляет Юлию Петровну Мелентьеву с избранием в члены-корреспонденты Российской академии образования и желает творческих успехов и всего самого наилучшего. 



К оглавлению выпуска

информационная грамотность, чтение, информационная культура, Библиотечное образование

06.02.2019, 211 просмотров.