ЯЗЫК. ЗНАНИЕ. АНАЛИТИКА. БОРОНИХИНА О.В., ТАРАНЕНКО Л.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ФОРМАЛИЗАЦИИ ТЕКСТА В РАБОТЕ НАД ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИМ САЙТОМ

Сегодня web-сайты, созданные учреждениями культуры – одно из средств обеспечения доступа к культурному наследию и информационным ресурсам удаленным пользователям. Каждый такой ресурс претворяет в жизнь важнейший принцип информационного общества – всеобщий доступ к информации, образованию и культурным ценностям.

Полноценное выполнение любым web-сайтом его сущностных функций определяется качеством его контента. Вопросам качества представленной на сайте информации последнее время уделяется большое значение [10]. В работах Колковой Н.И. [7] обозначены векторы изменения ценностной ориентации в сфере библиотечного сайтостроения: если в конце 20 века преобладали точки зрения на сайт как на ненужное, хлопотное дело, затем сайты стали «модной тенденцией», а в наше время все чаще возникают идеи, что существующие сайты библиотек нуждаются в модернизации и важнейшая задача современности – обеспечение качества сайта.

Почему поменялись настроения? Библиотеки создали сайты, и… «утонули» в них вместе с посетителями. На качестве созданных ресурсов пагубно сказалось отсутствие на момент создания сайта готовых решений по их созданию и оценке. Выходом из ситуации может послужить использование различных приемов формализации при создании и тем более модернизации существующих сайтов [3].

Требования, предъявляемые к текстам для web-сайтов, могут быть подразделены на общие, относящиеся ко всем информационным ресурсам (полнота, точность, логичность, последовательность, структурированность, четкость и ясность изложения материала, соответствие литературным нормам русского языка) и специфические, характерные для сетевых информационных ресурсов (лаконичность, порционность и обязательная рубрицированность, диверсификация различных стилей представления информации в зависимости от типа сайта и выполняемых им функций, гипертекстовая форма представления информации).

В учебной программе Н.И. Гендиной [5] обозначены проблемы информационных данных, помещенных в электронную среду. С точки зрения автора, одним из путей повышения качества текстов для web-сайтов является использование методов формализации, в частности, формализованных методов информационного анализа и синтеза.

Трудности вызывает создание качественных информационных ресурсов в библиотеках, особенно, если это касается краеведческой информации, 90 % которой является публицистикой и с трудом поддается аналитико-синтетической переработке [1, 2]. Использование метода формализации олицетворяет осознанное стремление подняться над эмпирически-описательными методами конструирования текстов и на этой основе обеспечить повышение их качества.

Суть методики формализованного составления текста заключается в ориентации на заранее выделенный перечень относительно самостоятельных смысловых фрагментов – аспектов содержания. Для каждого аспекта устанавливается определенная совокупность только ему присущих формальных признаков (маркеров), однозначно определяющих его содержание [4]. Маркеры могут быть выражены устойчивыми словами или словосочетаниями, фрагментами фраз.

Давайте обратимся к созданному в 2016 году в сети литературно-краеведческому ресурсу «Новая литературная карта Прокопьевского района» [8]. В структуре сайта есть две рубрики справочно-информационного характера, содержащие большие массивы однотипной информации. В рубрику «О селах» планируется выставить информацию о нескольких десятках населенных пунктов района, связанных с творческими персоналиями. Рубрика «О поэтах» содержит биобиблиографические данные о поэтах, писателях и журналистах района.

Изначальная трудность работы с рубрикой «О селах» заключалась в том, что информация в этот раздел бралась из летописей сел – источников, содержащих большие неструктурированные хаотично-расположенные информационные блоки – воспоминания, статьи из газет, документы.

Составление унифицированных описаний может быть обеспечено с помощью полного заимствования готовых схем описаний объектов, например, из открытой энциклопедии «Рубрикана» [9], а может разрабатываться собственная либо частично заимствованная схема описания объектов. При работе с сайтом был использован комбинированный способ структурирования описания населенных пунктов Прокопьевского района (Кемеровская область). Были использованы схемы статей об исторической области и схемы статей об экономическом районе, дополненные аспектами, наиболее часто встречающимися в летописях сел Прокопьевского района. В частности, это касается аспекта «Топонимика», наличие информации по которому в описаниях населенных пунктов района обусловлено тем, что в районном краеведении большую роль сыграли работы В. М. Шабалина, в том числе, его труды, посвященные расшифровке названий населенных пунктов [12].

В результате было выявлено десять аспектов содержания, составляющих унифицированную схему текста рубрики «О селах» (рис. 1)

Для работы с рубрикой «О поэтах» была использована сокращенная схема статьи о писателе с web-сайта «Рубрикана» [9] (рис.2).

Информация бралась из заполненных анкет участников районного поэтического клуба «Чистые родники», из интервью, газетных статей.

Данные по психологии обучения чтению говорят о том, что проникновение в смысл читаемого связано с поиском и выделением так называемых опорных пунктов или ключевых слов, характеризующих текст содержательно [11]. Использование поаспектного метода реферирования материала, раскрытого в работах Н.И. Гендиной [4], опиралось на выявление и использование устойчивых словесных оборотов, характеризующих конкретные аспекты содержания. Автор называла эти слова, словосочетания и устойчивые текстовые обороты «маркерами» или «метками». В отличие от ключевых слов они характеризуют текст не содержательно, а описательно. Во  второй колонке таблиц 1 и 2 приведен примерный сокращённый перечень маркеров, наиболее часто встречающихся в текстах краеведческих документов. Действие по смысловому свёртыванию информации при создании текстов на сайт позволяет использовать маркеры для решения следующих задач:

- тщательной группировки информации;

- использование слов и понятий, знакомых и понятных читателю;

- правильное написание первых фраз абзацев;

- отведение каждой идее по отдельному абзацу, отдельной части текста;

- правильное определение оптимального объема текста. [6]

Методика формализации теста является адаптивной для реализации задач краеведческой деятельности. Итогом работы по формализации текста на литературно-краеведческом сайте «Новая литературная карта Прокопьевского района» стало создание комплекса текстовых блоков в рубриках «Наши села» и «О поэтах». Обязательное наличие гиперссылок в вышеуказанных описаниях позволяет определить их как тексты, отвечающие требованиям, предъявляемым к текстам для web-сайтов.

Список источников

  1. 1. Алдохина О. И. Формализованные методы подготовки краеведческих информационных продуктов для веб-сайтов библиотек / Вестник Кемеровск. гос. универ. культ. и иск. Кемерово. 2008. Вып. 4. С. 41-49.
  2. 2. Алдохина О. И. Проблемы аналитико-синтетической переработки краеведческой информации (на примере краеведческих документов публицист. характера). 2001. URL : http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/638/1/2001_1.html (дата обр. 13.01.2019)
  3. 3. Васильева А. И. Использование приемов формализации при разработке официального сайта ЦБ субъекта Федерации.  2013. URL : Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-formalizatsii-pri-razrabotke-ofitsialnogo-sayta-tsentralnoy-biblioteki-subekta-federatsii (дата обр. 13.01.2019)
  4. 4. Гендина Н. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для web-сайтов учреждений культуры. 2008. URL : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/201.pdf  (дата обр. 13.01.2019)
  5. 5. Гендина Н. И. Технологии подготовки web-текстов: рабочая уч. программа. Кемерово: КемГУКИ, 2011. 14 с.
  6. 6. Как писать текст для Web’а : сайт. URL : www.SeoPro.ru/practice/2009/5/332.html (дата обр. 13.01.2019)
  7. 7. Колкова Н. И. Создание официальных сайтов учреждений культуры : учебная презентация. 2013. URL : http://keepslide.com/technology/30833 (дата обр. 13.01.2019)
  8. 8. Новая литературная карта Прокопьевского района  : сайт. URL : http://litkartapmr.ru/ (дата обр. 13.01.2019)
  9. 9. Открытая энциклопедия «Рубрикана» : сайт URL :  http://www.rubricon.com/about_rubricana_2.asp (дата обр. 13.01.2019)

10. Принципы качества веб-сайтов по культуре. URL :  http://do.znate.ru/docs/index-22154.html

  1. 11. Синицына Р. В., Скрипаль А. В. Основы реферирования научно-технической литературы. Саратов, 2007. URL : https://studfiles.net/preview/4582757/ (дата обр. 13.01.2019)
  2. 12. Шабалин В. М. Тайны имен земли Кузнецкой : краткий топоним. словарь. Кемерово. 1994. – 224 с.

 

 Сведения об авторах

Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций  ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

Боронихина Оксана Валентиновна, Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Прокопьевского муниципального района», зав. рекламно-издательским отделом, магистрант Кемеровского государственного института культуры,

 

 

К оглавлению выпуска

Аналитика

06.02.2019, 50 просмотров.