ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. СЛАДКОВА О.Б. СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Работа выполнена по гранту РФФИ № 18-013-01184 «Психологическая репрезентация студентами образовательной среды вуза»

    В современных исследованиях [1, 3, 6, 7] образовательная среда вуза трактуется  как источник информации, и как арена, на которой развивается образовательная деятельность.  Среда не только выполняет эстетическую и функциональную нагрузку, но  способствует самоидентификации, контрсуггестивности и может оказать поддержку личности, как, впрочем, и сыграть отрицательную роль в жизни человека не только во время его прибывания в университете, но и в дальнейшей деятельности. Поэтому представляется важным изучение образовательной среды с точки зрения ее восприятия самими студентами.  

  Информационное общество  предлагает инструментарий, помогающий установить зависимость качества учебного процесса от формальных характеристик образовательной среды и, частности к таким инструментам относится мониторинг. В последние десятилетия мониторинг широко используется для оценивания различных учебных достижений, создания рейтингов преподавателей, студентов, учебных заведений в целом и т. д. Востребованность этой технологии основывается на ее объективных преимуществах,  обеспечивающих исследователя фактическими данными определенного качества (о чем более подробно излагается в работах [4,5]:

-  многоаспектностью характеристик объекта наблюдения;

- оперативностью получения информации, дающая возможность своевременно принимать управленческие решения;

-  систематичностью и неслучайностью сведений, характеризующих объект, что повышает вероятность прогноза развития ситуации;

-    наглядностью   представления   сведений,   полученных   в   ходе исследования   (в   мониторинговой   аналитической   справке   установленные зависимости представляются в виде графиков, таблиц, диаграмм и т. д.), что облегчает аналитическую работу;

-       стандартностью процедуры проведения мониторингового исследования (технология мониторинга подразумевает жесткое следование всем предписанным этапам) и формы представления полученной информации (существуют нормы вывода статистических данных и требования к созданию заключительной мониторинговой справки), что повышает культуру получения экспериментальных данных, снижает субъективность оценок реальной ситуации, позволяет сделать результаты исследования воспроизводимыми, а в итоге придает большую достоверность выводам исследования.

  Однако психологический аспект изучения образовательного пространства весьма специфичен, поскольку основан на субъективизации   восприятия и ценностно-оценочного отношения к действительности.

  Аргументы против применения строгих количественных методов, на которых, как известно, основан мониторинг,  в процессе изучения образовательной среды часто связываются с особой формой явлений, процессов, мотивов, смыслов данной среды познания, имеющих духовную природу и поэтому слабо поддающихся количественным измерениям. Это замечание заслужено, если речь идет о применении количественных методов, игнорирующих специфику среды, вульгарной попытке строить социально-психологическое знание по аналогии с естественнонаучным. Но, с другой стороны, абсолютизация уникальности, неповторимости восприятия образовательных явлений и процессов может привести к описательности и субъективизму в процессе познания и искусственному обеднению исследовательского аппарата.  Конечно, мониторинг представляет типичную картину, характеризующую объект наблюдения, однако уникальные проявления также не ускользают от исследователя, благодаря возможности  отдельной фиксации и последующего анализа специфических  качеств изменяемого объекта.

  Ключевым моментом любого мониторингового исследования является выбор индикаторов, то есть системы показателей, по которым можно установить динамику изменений, происходящим с объектом наблюдения. Для оценки восприятия студентами образовательной среды вуза это довольно трудная задача. Однако  некоторые авторы предлагают способы ее решения. Так например, П.А. Кисляков [2] предлагает использовать для диагностирования экопсихологического состояния образовательной среды, такие категории как: благополучие, социальную толерантность, креативность и коммуникативные навыки студентов.

 С помощью ответов на вопросы анкеты «Экология образовательной среды вуза» автор считает возможным  установить  взаимосвязь субъектов образования и образовательной среды . Предполагается выяснить, насколько для образовательной среды вуза характерны качества здоровьесберегающего, толерантного, психологически безопасного, информационно безопасного, стимулирующего коммуникативность и креативность пространства.  При этом важно, что выбранные категории можно представить такими составляющими, которые в свою очередь измеряются количественными характеристиками.

  Например, здоровьесберегающие качества предлагается оценивать   с точки зрения соблюдения норм санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения, питания, проживания обучающихся; рациональной организации учебно-воспитательного процесса, гигиенического контроля инновационных методов и средств обучения и воспитания; организации физкультурно-оздоровительной работы; системы комплексного профилактического медицинского обслуживания; организации агитационно-просветительской и консультационной работы; системы профилактики курения и употребления алкоголя, наркотических средств.

  Психологическую  безопасность можно измерить, установив  отсутствие фактов ненасилия, и, наоборот, фиксацией актов поддержки и конструктивного взаимодействия, отсутствием принуждения, взаимного недоверия и конфликтов; укреплением психического здоровья педагогов и обучающихся, безопасности на уровне личностного общения.

 Толерантность  в многокультурном обществе представляется как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий. Важным в этом направлении  является гармонизация  межэтнических и культурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии и национализма, укрепление социальной толерантности в образовательной среде.  Толерантная (социокультурная) среда образовательной организации характеризуется принятием субъектами друг друга независимо от различий и предусматривает формирование у обучающихся эмпатии, идентичности (этнической, религиозной, гражданской), морально-правовой культуры, социальной активности, духовности.   Ответы на вопросы анкеты дают возможность оценить и эти факторы.

 Информационно-виртуальная составляющая предполагает поддержку информационно-коммуникационной деятельности обучающихся, ориентацию их на ценность не любой информации, а только имеющей определенные свойства, на предупреждение манипулирования сознанием, на улучшение экологии информационного пространства за счет избавления от значительного количества информационного шума. 

 Творческая составляющая образовательной среды характеризуется мотивированностью деятельности, эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроем, уважением к человеческой мысли. Такая среда влияет на активность и ответственность в освоении и преобразовании окружающего мира, открытость, свободу суждений и поступков, ориентации личности на саморазвитие, самореализацию.

 Ценность мониториногового исследования этих составляющих образовательной среды заключается  не в разовом измерении ответов студентов на вопросы предложенной автором  анкеты, а в регулярном систематическом  замере их отношений  к выделенным состояниям, что позволяет установить устойчивые тенденции. Данные, полученные  в результате мониторинга, могут быть использованы  при проектировании экологически безопасной среды, способной гармонизировать процесс взаимодействия личности и окружающего мира природы, обеспечивать психоэмоциональный комфорт субъектов образования.

 Список источников

1. Бояров Е.Н. Экологическая информационная образовательная среда //Астраханский вестник экологического образования. -2012. -№3. -С.78-84.

2. Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу //Экология человека. - 2017. -№3. -С. 42-50.

3. Панюкова Ю.Г. Психосемантический анализ пространственных и темпоральных характеристик разных видов информационной среды // Вестник Удмурского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2017. -Т.27. - №3. -С. 339-347.

4. Сладкова О. Б. Коммуникационные технологии современного общества как инструмент культурного взаимодействия //Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2 (52). - С. 47-50.

5. Сладкова О. Б. Мониторинг образовательной среды: учеб. пособие. - М.: ООО «Реарт», 2017. - 100 с.

 6. Сладкова О.Б. Социально-информационные технологии в построении гражданского общества //Информационные ресурсы России. – 2009. - №2 (108). – С. 7-10.

7. Сладкова О.Б., Лопатина Н.В. Измерение объектов цифрового культурного пространства в аналитике социокультурной сферы //Научно-техническая информация. Сер.1. - 2016. -№ 7. - С.1-5.

Сведения об авторе

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

olgasladkova2@mail.ru

К оглавлению выпуска

информационная среда, information environment

06.04.2019, 1444 просмотра.