ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. СОКОЛОВ С.В. ИНДИКАТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Современная Федеративная республика Германия представляет собой исторический феномен, объединяющий уникальное сочетание финансово-экономической мощи и политической сдержанности – результата планомерной масштабной политики «преодоления прошлого», которая проводилась как западными союзниками, а затем и космополитическими элитами самой Германии, так и на территории бывшей ГДР советскими оккупационными властями, а затем и кураторами из Москвы. С процессом свертывания экономического, политического и идеологического влияния Советского Союза на территории Восточной Германии политика институционально-политического и идеологического сдерживания Германии не только не прекратилась, она только усилилась. Наличие публично-правового телевидения и радио, бесплатного государственного образования, в том числе и в высшей школе, широкой сети региональных центров политического образования стали основами реализации государственной информационной политики. Новым вызовом для информационной, даже идеологической работы стал процесс интеграции Западной и Восточной Германии. Вошедшее в состав Западной Германии восточногерманское население представляло собой новую социально-политическую страту, которой должны были быть аблактированы такие политические, социальные и исторические ценности как отказ от социалистического прошлого и восприятие ГДР исключительно в репрессивном ключе; выделение особых национальных групп, пострадавших от нацистского режима и закрепление их привилегированного положения в историческом и публично-правовом поле; представление демократических институтов и норм как единственно возможных для процветания государства вне зависимости от его исторических традиций, особенностей экономики и ментальности. В связи с этим представляется интересным проследить трансформацию подходов к политическому образованию в объединенной Германии, раскрыть значимость в его организации различных культурных и политических институтов. Важнейшим шагом к пониманию закономерностей указанных процессов является разработка методики вычисления оценки степени участия различных учреждений в единой системе государственной информационной политики. С учетом того, что проблемы политического образования, а особенно его роль в политическом процессе в целом, достаточно подробно разработаны в отечественной литературе [1, 2, 3], представляет интерес возможность исследования отдельных информационных акторов. Индикаторы управления библиотечно-информационной деятельностью в области политического образования невозможно определить без теоретического осмысления опыта социалистических библиотечных учреждений, которые призваны были реализовывать ленинские принципы библиотечной работы: «коммунистической партийности», «демократичности», «организованности», – то есть выполнять функции институтов политического воспитания молодежи и трудящихся. В работах советских и российских библиотековедов И.М. Фрумина [4], В.Ф. Сахарова [5], А. Я. Айзенберга [6], М. Я. Дворкиной [7], Ю. П. Мелентьевой [8], методических рекомендациях Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В.И. Ленина [9, 10] и Государственной Публичной исторической библиотеки [11] содержатся основы определения критериев качества этой работы: общих, частных, перспективных и текущих. Основное количество рекомендаций касаются организационно-технических аспектов библиотечной работы: составления комплексного плана политико-воспитательной работы, работы с агитационными плакатами и т.д., но некоторые рекомендации имеют четкий научно-методический характер. Так, анализ статистического и библиотечного учета по книговыдаче, обращаемости и читаемости книжных фондов, позволяет определить коэффициент использования общественно-политической литературы.

Использование существующих методик оценки библиотечных сервисов, в том числе связанных с проведением общественно-политической работы, во многом зависит от исходных данных. До настоящего время не разработаны индикаторы немецкой библиотечной статистики, которые могут показывать уровень политического образования в библиотечно-информационных учреждениях. Библиотечный индекс BIX [12] являлся немецким общенациональным проектом измерения рейтинга для публичных и академических библиотек с 1999 до 2015 годы. BIX измерял производительность библиотек и позволял оценивать качество работы библиотечных служб. Целями BIX являлось вычисление эффективности работы библиотек на основе статистических данных для оперативной оценки их работы, определения их достоинств и недостатков и поиска возможностей для улучшения качества их работы. Из 19 показателей «группа развития» насчитывала три: обновляемость библиотечного фонда; вложения в основные средства на 1 жителя, а также интересная для нашего исследования посещаемость обучающих занятий в расчёте на 1 сотрудника. Лидеры «группы развития» для академических библиотек были Бавария, Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, для публичных библиотек – Бавария, Северный Рейн-Вестфалия и Баден-Вюртемберг. Сегодня для немецкой библиотечной статистики данные собираются и обрабатываются таким статистическим порталом как DBS – Deutsche Bibliotheksstatistik [13], также функционирующего на базе Центра библиотечного обслуживания Северного Рейна-Вестфалии. Из 421 индикаторов отсутствуют индикаторы не только показывающие образовательные мероприятия для читателей, но и, по сравнению с рейтингом BIX, образовательные программы для самих сотрудников библиотеки. С учетом отсутствия индикаторов для библиотечных учреждений рассмотрим представления о количественном изучении политической дидактики в образовательных учреждениях и существующих тенденциях по разработке единых национальных библиотечно-образовательных стандартов в области политического образования. 

«Мюнхенский манифест» и задачи политического образования в Германии

Федеральный центр политического образования и земельные центры политического образования в 1997 году сформулировали основные задачи политического образования для Германии в XXI веке в так называемом «Мюнхенском манифесте». По сравнению с «Ботельбахским соглашением» в области политического образования, принятым в 1976 году в Баден-Вюртемберге научными, педагогическими и государственными институтами, по которому заявлялись три принципа политического воспитания – ненасильственность, критичность и ориентированность на школу или «Гессенским принципам» политического образования, где три школьных предмета - социальная наука, история и география были объединены в одну дисциплину – "Обществознание", Мюнхенский манифест был направлен не на образовательные, а на общественно-политические институты в целом, особенно в Восточной Германии. Его основными положениями были:

«1. Политическое образование в государственном заказе работает беспартийно и независимо.

2. Региональные центры политического образования способствуют политическому участию граждан.

3. Центры политического образования готовят глобальные задачи на будущее.

4. Центры политического образования должны работать для стабильности демократии даже в трудные экономические времена/

5. Политическое образование имеет разнообразные методы и способы работы.

6. Критическое осмысление немецкой истории-это важнейшая задача политического образования.

7. В новых федеральных землях политическое образование имеет особые задачи [14].»

Схожие процессы, связанные с актуализацией библиотечно-информационных учреждений как активных игроков информационного общества, рост их значимости как площадок мультикультурных коммуникаций, общая диффузия прежде узкоспециализированных образовательных задач между всеми субъектами информационной политики наблюдаются во всех странах, охваченных информационной революцией. Индикаторы, существовавшие на тот момент, были связаны только с определением политической грамотности учащихся. Специалисты говорят по меньшей мере о восьми различных систем оценки политической образованности, совершенно не говоря о квантитативной оценке информационных институтов [15, P 67-71]. 

Возможности тестирования читателей как основа проведения образовательных мероприятий в библиотеке

Главным условием проведения мероприятий, связанных с политическим образованием в немецких публичных библиотеках, является возможность проведения тестов, оценивающих степень политической подготовленности читателей, как считает, в частности, редактор специализированного издания для библиотековедов LIBREAS Карстен Шульд. В монографии 2012 года "Библиотеки как образовательные учреждения" автор особенно подчеркивает значимость адаптации к тестированию в немецких библиотеках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся теста (PISA). Тем не менее, автор критически относится к идее политического образования для школьников в библиотеках в настоящий момент, потому что:

- сфера политического образования в библиотеках пока не стандартизирована и не помещена в какие-либо юридические рамки;

- такая работа полностью бы основывалась на добровольном участии школьников в тестировании, что будет искажать результаты, по котором бы оценивалась бы эффективность такой деятельности [16, S. 134].

Тем не менее, система тестирования политической подготовленности для взрослых создана, как утверждает автор, что позволяет ее активно использовать в повседневной работе библиотек. Позитивными моментами проведения политического мероприятия в библиотеках, по сравнению с другими учреждениями, являются [16, S. 137]:

- возможность завлечения в политический образовательный процесс в библиотеке через другие информационно-развлекательные мероприятия

- гибкость временных рамок этих мероприятий, которые могут быть согласованы с читателями

Отсутствие возможности принудительного тестирования читателей, как это можно организовывать в учебных заведениях или на предприятиях, добровольный принцип анкетирования, тем не менее, будут затруднять работу по проведению политических образовательных мероприятий в библиотеках, по мнению автора.

Дальнейшее развитие кооперации школьных и библиотечных учреждений через включение библиотечно-информационных учебных заведений в сферу охвата тестов PISA, так и через внедрение тестов в систему оценки знаний, в том числе и уровня гражданско-политической подготовки читателей библиотек рассматривалась в отдельных докладах Международной федерации библиотечных ассоциаций. Так, в докладе «Основные факторы хороших результатов чтения PISA в Финляндии» показана возможность получения синергетического эффекта от кооперации школ и библиотек по развитию навыков чтения и контролю их тестами PISA [17]. В вводной статье к журналу ИФЛА за июнь 2015 года редактор поставил задачу проведения исследований по роли инструментов бенчмаркинга, таких как PISA тесты для развития библиотечных институтов [18]. В самих тестах PISA уже на данный момент содержится довольно большое количество контрольных вопросов, связанных c библиотеками, например правилами организации библиотечного пространства [19] или организацией временем работы различных учреждений библиотечной системы Мэрилэнда [20]. Также и в плане политического образования PISA тесты предлагают достаточно разнообразный контент. В 2009 году был запущен первый раунд и в 2016 – второй раунд программы IEA ICCS «Знание и понимание политической и гражданской позиции» «Knowledge and understanding of civics and citizenship» для студентов, учителей и директоров учебных заведений, который был внедрен в 28 странах, в том числе и в Германии [21].

В 2004 году общество "Политического образования для юношества и взрослых" Германии подготовило проект "Требования к разработке образовательного стандарта по преподаванию гражданско-политических дисциплин в школе" [22]. Этот проект основывался на документе "Последствия PISA: перспективы для профессии в области политической подготовки". Это также показывает ту роль, которую могут играть в области политического образования международные программы тестирования учащихся.

 От тестирования учащихся и посетителей библиотеки к поиску индикаторов оценки информационных институтов

С начала XXI века международные организации, например Институт непрерывного образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Международная федерация библиотечных ассоциаций и др. стали ставить задачи создания системы объективных индикаторов оценки развития национальных институтов политического образования. В 2002 году на конференции Глазго секция ИФЛА по библиотечной теории и исследованиям представила проект «Политика публичных библиотек – транснациональный оценочный обзор о национальных политических индикаторах отношения, восприятия и вовлеченности публичных библиотечных сервисов» [23]. По итогам проекта на Берлинской конференции ИФЛА в 2003 году представители Германии и 4 европейских государства представили свои доклады о возможностях и перспективах участия национальных библиотечных объединений в политической жизни страны. От Германии выступил президент Немецкого библиотечного союза Кристов Эйхель, с докладом «Политики и библиотекари на одной стороне» [24]. Особый акцент был сделан на немецкой программе «Библиотека 2007» о вовлеченности локальных библиотек в социально-политическую партиципацию граждан и в том числе в систему политического образования в стране. Негативными факторами, препятствующими, развитию политической активности библиотек были названы:

- закрытие Немецкого библиотечного института в 1999 г. как единственной координирующей инстанции федерального уровня,

-  разнообразие библиотечных политик в 16 федеральных землях,

-  отсутствие должного уровня взаимосвязей между местными властями и локальными библиотечными институциями.

Немецкий библиотечный союз и Фонд им. Бертельсмана в основополагающем документе «Библиотека 2007» видели возможность дальнейшего реформирования библиотечной системы Германии только в рамках интеграции библиотек в государственную образовательную политику. Для этого на примере североевропейских стран и Сингапура авторами документа было предложен ряд действий, которые будут способствовать развитию библиотечной системы в Германии [25, S. 18]:

- четкое определение миссии и роли библиотек,

- закрепление библиотек в системе образования,

- правовая поддержка,

- активное участие в реформах высшего уровня государственной власти правительственных структур,

- кооперация и сетевое развитие,

- создание центрального учреждения по координации, разработке стратегий развития, стимулированию инноваций.

Как видно из доклада, представленного немецкой стороной, а также из стратегии «Библиотека 2007», задача создания системы индикаторов не была выполнена. Доклад и стратегия были посвящены социальной, культурной, политической переориентации библиотек в системе информационных учреждений. Индикаторы PISA тестов также показывают степень политической подготовки тестируемых, но не направлены на исследование информационных институтов. В связи с этим, эмпирическая часть настоящей работы была ограничена сравнительным исследованием части фонда общественно-политических изданий немецких библиотек, а также вебстатистическим анализом взаимосвязей понятия «политическое образование» и различных институтов информационной политики.

 Фонд общественно-политических изданий как индикатор ресурсообеспеченности программ политического образования в библиотеках

Проведем отдельное эмпирическое исследование по отражению в электронных каталогах всех библиотек-получателей регионального обязательного экземпляра в Германии литературы издательства Федерального центра политического образования (Bundeszentrale für politische Bildung – bpb). Относительная простота данной работы заключалась в обязательном присутствии на сайте каждой библиотеки электронного каталога с возможностью отбора документов по определенному издательству. С учетом того, что все документы Федерального центра политического образования имеют пропагандистски-просветительский характер, именно этот издатель может служить достаточно репрезентативным индикатором уровня готовности фонда библиотеки к программам политического образования. Тип библиотек, выбранный для исследования, также проходит в рамках анализа государственной информационной политики, так как библиотеки с правом взимания обязательного экземпляра входят в общую систему библиографического учёта издаваемой продукции и соответственно выполняют не только региональные, отраслевые и частные, но и общегосударственные задачи.

Таблица 1. Количество изданий «bpb» в немецких региональных библиотеках с правом взимания обязательного экземпляра

Федеральная земля

Библиотека с правом взимания обязательного экземпляра

Количество изданий bpb

Северный Рейн-Вестфалия

Universitäts- und Landesbibliothek Bonn 2868

https://bonnus.ulb.uni-bonn.de

3559

Universitäts- und Landesbibliothek Düsseldorf 0

http://digital.ub.uni-duesseldorf.de

Universitäts- und Landesbibliothek Münster 691

Гамбург

Staats- und Universitätsbibliothek Hamburg

http://www.sub.uni-hamburg.de/startseite.html

2593

Бавария

Bayerische Staatsbibliothek

https://www.bsb-muenchen.de

2291

Хессен

die Universitäts- und Landesbibliothek Darmstadt 175

https://www.ulb.tu-darmstadt.de/service/start/index.de.jsp

1921

Universitätsbibliothek Johann Christian Senckenberg in Frankfurt am Main 644

Hochschul- und Landesbibliothek Fulda 0

Universitätsbibliothek Kassel – Landesbibliothek und Murhardsche Bibliothek der Stadt Kassel 1102

https://www.uni-kassel.de/ub/

Шлезвиг Гольштейн

Universitätsbibliothek Kiel 1526

https://www.ub.uni-kiel.de

 

1605

Schleswig-Holsteinischen Landesbibliothek 47

http://www.shlb.de

Stadtbibliothek in Lübeck 32

http://stadtbibliothek.luebeck.de/katalog/index.html

Саарланд

Saarländische Universitäts- und Landesbibliothek

https://www.sulb.uni-saarland.de

1633

Берлин

Zentral- und Landesbibliothek Berlin

https://www.zlb.de

1485

Мекленбург-Передняя Померания

Landesbibliothek Mecklenburg-Vorpommern

https://www.kulturwerte-mv.de/Landesbibliothek/Literatursuche/

1052

Тюрингия

Thüringer Universitäts- und Landesbibliothek

https://www.thulb.uni-jena.de

897

Бремен

Staats- und Universitätsbibliothek Bremen

https://vhweb.suub.uni-bremen.de

846

Баден-Вюртемберг

Badische Landesbibliothek in Karlsruhe 124

714

Württembergische Landesbibliothek

https://wlb.boss.bsz-bw.de

590

Рейнланд Пфальц

Wiss. Stadtbibliothek Mainz 117

530

 

Landesbibliothekszentrum/Pfälzische Landesbibliothek in Speye, Koblenz, Trier. 370

 

Stadtteilbücherei Mainz 43

 

Нижняя Саксония

Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek

https://www.gwlb.de

421

Саксония

Sächsische Landes- und Universitätsbibliothek Dresden

https://www.slub-dresden.de/startseite/

245

Бранденбург

Stadt- und Landesbibliothek Potsdam

https://www.bibliothek.potsdam.de

51

Саксония-Ангальт

Universitäts- und Landesbibliothek Sachsen-Anhalt

https://bibliothek.uni-halle.de

24

На основе приведенной статистики можно обнаружить некоторые закономерности. В восточнонемецких региональных библиотеках политическая литература представлена значительно в меньшей степени, чем в западногерманских. Здесь обнаруживается фундаментальное противоречие между государственной задачей по дальнейшему идеологическому подключению восточных немцев к западным ценностям и отсутствием возможностей, условий, а вполне возможно и политической воли восточных немецких библиотек следовать этой миссии. Из библиотек Восточной Германии наибольшими фондами политической литературы, оптимизированные на политическую агитацию и пропаганду обладают библиотеки Тюрингии и Мекленбурга-Передней Померании. Это только подтверждает тот факт, что в этих немецких землях наиболее сильна степень гражданского участия, в связи с чем:

– только в этих землях создан институт земельного омбудсмена [26], который отстаивает права граждан перед органами власти,

- в этих землях наиболее сильны праворадикальные партии, включая те, которые не получают актуализации в представительных учреждениях, а также наиболее велика угроза правоэкстремистских инцидентов [27]. Эти моменты служат катализатором политической жизни региона, что также отражается на составе фондов центральной библиотеки,

- в этих землях Центры политического образования занимают наиболее активную позицию. Именно в Тюрингии и Мекленбурге представители праворадикальной партии Альтернатива для Германии вошли в наблюдательные советы региональных Центров политического образования [28], что было с негодованием встречено либеральной немецкой прессой.

Таким образом, размер фонда общественно-политических изданий позволяет оценивать также и уровень идеологических вызовов в регионе, который в настоящее время связан в наибольшей степени с распространением консервативных и праворадикальных настроений в ответ на попустительскую миграционную политику как отдельных немецких земель, так и федерального правительства в целом.

Издательство политической литературы издательством «bpb» согласно положениям федерального бюджета Германии на 2019 год является наименьшей по приоритетности задачей этой организации. Если на политическое просвещение против насилия и терроризма выделяется 5,650 милл. евро, а на мероприятия против исламского экстремизма 4, 800 милл. евро, то на основные издания Центра: «Информация к политическому образованию» –1,300 милл. евро и «Из политики и современной истории» – 480 тысяч евро. Таким образом, большая часть средств уходит на финансирование программ и мероприятий, но не на распространение информации в печатном виде [29]. Соответственно, индикатор присутствия литературы издательства «bpb» в земельных библиотеках, может говорить не об активности земельного центра распространения политической информации в целом, а только о степени использования библиотечного ресурса земельным центром политического образования, а также готовностью библиотеки быть проводником политики в области политического образования.

Веб-статистические индикаторы в определении устойчивых связей понятия «политическое образование» в гражданском сознании

Проблема индексации образовательной миссии библиотеки продолжает ставиться институтами, исследующими общественное мнение. Институт исследования общественного мнения Алленсбаха провел в ноябре 2015 года исследование мнения пользователей библиотек с 16-летнего возраста, где был задан 21 вопрос, какой должны быть идеальная библиотека. Двадцатым вопросом был следующий «Библиотека должна предложить условия для политического образования, например, информационные материалы, организовывать лекции, дискуссии и т. д.». 35 % высказались за политическое образование в стенах библиотеки, достаточно низкий уровень – пятый с конца среди всех вариантов развития услуг в библиотеках [30]. Исследование процесса адаптации немецких информационно-библиотечных учреждений к новым императивам немецкой государственной культурной, социальной, миграционной и в целом информационной политики будет более полным с привлечением относительно новых методологических инструментов как немецкий веб-аналитический сервис semager и международный онлайн-сервис google trends. Именно онлайн инструменты исследования общественного мнения позволяют оперативно, объективно и прицельно раскрыть актуальность и значимость объекта исследования, определить его наиболее устойчивые взаимосвязи с другими явлениями и процессами, изучить особенности социального явления относительно конкретного региона в конкретный временной период и при конкретной общественно политической ситуации.

Инструментарий веб-аналитического сервиса semager.de позволяет исследовать статистику поисковых запросов в германоязычном интернете, и определить, насколько такой значимый для политической актуализации библиотек термин как «политическое образование» связан с конкретными политическими и управленческими институтами. Представим итоговую таблицу наибольшего пересечения термина «политическое образование» с другими ключевыми словами, в которой номер соответствует значению в рейтинге соответствий (максимум 220) [31].

Таблица 2. Немецкие общественно-политические институты в семантическом поле термина «политическое образование» по данным semager.de

Термин

Процент пересечения в запросах

На немецком языке

На русском языке

1

Bpb

Федеральный центр политического образования

69

4

Stiftung

Фонд

52

6

SPD

Социал-демократическая партия Германии

48

12

BMBF

Министерство образования и исследований Германии

42

13

Landeszentrale

Региональное отделение Федерального центра политического образования

40

16

Bildungsbüro

Региональное агентство образования для детей иммигрантов

39

17

Schule

Школа

39

24

afd

Партия альтернатива для Германии

36

28

Bertelsmann Stiftung

Фонд Бертельсмана

35

37

Adenauer

Фонд К. Аденауера

31

39

christlich demokratische

Партия ХДС

31

61

Bundesministerium

Федеральное министерство

28

62

Hochschule

Высшая школа

28

69

Bundeswehr

Вооруженные силы

28

172

Frankfurter Buchmesse

Франкфуртская книжная ярмарка

21

215

soziale Netzwerke

Социальная сеть

20

Итак, в общественном сознании немцев термин «политическое образование» наиболее плотно привязан к партийно-политическим образовательным фондам и к федеральной службе политического образования и ее региональных филиалов. Другими институциями, с которым пересекается это ключевое слово, согласно поисковым запросам в интернете по убыванию: школа, партии, министерство, высшая школа и армия. Из политических партий лидирует правоконсервативная Альтернатива для Германии, затем следуют социал-демократы и христианские демократы. Из группы ключевых слов, связанных с книготорговлей и библиотеками, а в Германии это близкородственные понятия, присутствует только Франкфуртская книжная ярмарка. Библиотеки в этом списке не фигурируют вообще, что говорит о пока не укоренившихся ассоциациях между информационно-библиотечными учреждениями и политическим образованием в немецком обществе. Также на низком уровне корреляция терминов политическое образование и социальная сеть, что также отражает недостаточную работу немецких пропагандистов на этом направлении.

Сервис Google trends позволяет проследить за период с 2004 года динамику общественного интереса к лексеме «политическое образование», а также представить географическую популярность группы ассоциированных слов, связанным с этим термином, по землям Германии. В первую часть таблицы, где политическое образование было наиболее популярно среди запросов пользователей интернета, вошли все восточногерманские земли [32]. Пользователи интернет из западногерманских земель в гораздо меньшей степени интересовались проблемами политического образования в интернете.

Таблица 3. Популярность термина «политическое образования» в немецких землях по данным google trends

Немецкая земля

% популярности к максимуму

1

Бранденбург

100

2

Берлин

87

3

Саксония

83

4

Тюрингия

75

5

Саксония-Ангальт

68

За последние 5 лет сервис Google trends показал максимальную активность немецких пользователей интернета по запросу «политическое образование» в январе 2015 года. Этот месяц был связан в наибольшей степени с террористическим актом организации «Исламское государство» в редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo и с демонстрациями сторонниками и противниками нового немецкого праворадикального движения ПЕГИДА, наиболее распространенного в Саксонии.

 Данные, полученные в результате анализа фондов политических изданий в немецких библиотеках и веб-статистическое исследование группы терминов «политическое образование» программами semager и google trends показывают особое положение восточногерманских земель и восточногерманских библиотек с правом взимания обязательного экземпляра. Хотя проблематика политического образования в восточных землях гораздо более актуализирована в запросах пользователей, восточногерманские библиотеки лишены возможности, не могут или не хотят идти в русле политической агитации и пропаганды как в навязывании немецкому населению новых демократических ценностей, так и в противодействии праворадикальному экстремизму и исламскому терроризму. Исключение составляют библиотеки земель Тюрингия и Мекленбург-Передняя Померания, особенно столкнувшихся с новыми цивилизационными вызовами и угрозами.

В перспективе представляется возможным провести оценку общественно-политического потенциала библиотек исследованием фонда газетной периодики, как наиболее политизированного типа изданий. Так, на Седьмом Немецком библиотечном конгрессе, который прошел в конце марта 2019 года, секция «Быть в политике» включала доклады по объему распространения печатных и электронных периодических изданий как индикатора политизированности библиотечных учреждений [33]. Другими индикаторами могут стать, например, наличие коллекций по социально-политической литературе; отражение фонда социально-политической литературы и степень ее приоритетности в профиле комплектования библиотек. Большим потенциалом обладают исследования некоторых специальных библиотек, которые, в силу специфики своих пользователей, обязаны комплектовать свои фонды большим количеством общественно-политической и пропедевтической литературы. Так, в 4 выпуске за 2018 год журнала «Культура: теория и практика» автор обратился к опыту комплектования тюремных библиотек Германии, вынужденных строго регламентировать свои поступления в связи с особой напряженностью вокруг исламских тюремных сообществ и салафизации ряда тюремных учреждений [34]. Такие же задачи по патриотическому (в системе европейских ценностей – демократическому и антиэкстремистскому) воспитанию своих пользователей решают библиотеки в военных частях и учебных заведениях, связанных с государственной безопасностью. При разработке системы объективных индикаторов управления библиотечно-информационной деятельностью в области политического образования в Германии возможен ее адаптированный перенос на библиотечные учреждения других стран, встраивание в парадигму библиотечно-информационных учреждений как активных игроков информационной, социальной и политической системы общества.

Список источников

1. Андреева Е. А. Современные концепции политического образования в Германии : автореф. дис. …к-та полит. наук : 23.00.01 / Е.А. Андреева ; Санкт петербургский университет экономики и финансов. – СПб., 2004. – 167 с.;

  1. 2. Оськина О. И. Сущность и перспективы политического образования в современном российском политическом процессе : автореф. дис. …к-та полит. наук : 23.00.02 / О.И. Оськина ; Волгоградская академия государственной службы. – Волгоград.,  2006.– 185 с.;
  2. 3. Щербинин А. И. Политическое образование как фактор политического процесса : автореф. дис. …д-ра полит. наук : 23.00.02 / А. И. Щербинин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – Москва., 2000. – 427 с.
  3. 4. Фрумин И.М.  Библиотечное дело. Организация и управление. – Москва.: Книга, 1980. — 272 с.
  4. 5. Работа с читателями: 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.Ф. Сахарова: Учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры. – М.: Книга, 1981. – 295 с.
  5. 6. Библиотечное обслуживание: теория и методика / Под. ред. А.Я. Айзенберга. — М.: Изд-во МГУК, 1996 — 200 с.
  6. 7. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система : учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992. — 162 с.
  7. 8. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю. П. Мелентьева. — М. : «Издательство ФАИР», 2006. — 256 с.
  8. 9. Пропаганда общественно-политической литературы средствами рекомендательной библиографии. Методические рекомендации. —М., 1986. — 64 с.;
  9. 10. Пропаганда общественно-политической литературы в массовых библиотеках на современном этапе. Методические рекомендации. —М., 1975. — 51 с.
  10. 11. Массовые библиотеки в помощь организации работы с пропагандистами и слушателями системы политического образования : Метод. рекомендации / [Составители Е.Н. Куликова, К.А. Савельева, И.В. Тихомирова] ; М-во культуры РСФСР. Гос. Публ. ист. б-ка. – Москва : ГПИБ, 1977. – 46 с.;
  11. 12. BIX – der Bibliotheksindex http://www.bix-bibliotheksindex.de/en/results/academic-libraries.html
  12. 13. DBS – Deutsche Bibliotheksstatistik https://www.bibliotheksstatistik.de/konkordanz?art=bix&jahr=2018&fb=OEB
  13. 14. Münchner Manifest vom 26. Mai 1997 Demokratie braucht politische Bildung // Landeszentrale fuer politische Bildung Baden-Württemberg https://www.lpb-bw.de/muenchner_manifest.html
  14. 15. Ziegler Béatrice, Waldis Monika Politische Bildung in der Demokratie Interdisziplinäre Perspektiven Springer-Verlag, 24.07.2017 s 67-71
  15. 16. Schuldt, Karsten Bibliotheken als Bildungseinrichtungen? Simon Verlag für Bibliothekswissen, Berlin, 2012 s 134
  16. 17. Main factors behind the good PISA // Finish national board of Education IFLA, Helsinki, 14.8.2012 https://www.ifla.org/files/assets/school-libraries-resource-centers/conferences/2012/finnish-pisa-results-2012.pdf
  17. 18. Steve Witt Interconnections in economic development and the free-flow of information as drivers for libraries and the information professions // IFLAA Volume 41 Number 2 June 2015 p 96
  18. 19. Print reading unit 2 // Annex A1. Print rreading sample tasks https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA%202009%20reading%20test%20items.pdf
  19. 20. R091: Moreland // PISA released items reading December 2006  http://www.oecd.org/pisa/38709396.pdf
  20. 21. Major international education surveys // Beyond PISA 2015: a longer term strategy of PISA https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/Longer-term-strategy-of-PISA.pdf
  21. 22. Anforderungen an Nationale. Bildungsstandards für den. Fachunterricht in der Politischen. Bildung an Schulen. Ein Entwurf. GPJE 2004 http://gpje.de/wp-content/uploads/2017/01/Bildungsstandards-1.pdf
  22. 23. LTR Project Political Perceptions of Public Libraries IFLA-LTR January 2006 https://archive.ifla.org/VII/s24/proj/s24-Political_Perceptions.pdf
  23. 24. Dr Christof Eichert Librarians and politicians behind the same wheel // World Library and Information Congress: 69th IFLA General Conference and Council 1-9 August 2003, Berlin https://archive.ifla.org/IV/ifla69/papers/182e-Eichert.pdf
  24. 25. Bibliothek 2007  https://media02.culturebase.org/data/docs-bideutschland/Strategiekonzept.pdf
  25. 26. Середа М Ю. Институт омбудсмена в Федеративной республике Германия // Омбудсмен 2013 №2 Страницы: 41-46
  26. 27. Politische und gesellschaftliche Partizipation Auszug aus dem Datenreport 2018 Datenreport 2018: Sozialbericht für Deutschland https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Datenreport/Downloads/Datenreport2018Kap9.pdf;jsessionid=8D3948B6C0C5A4B4934EC22394EF42D9.InternetLive2?__blob=publicationFile
  27. 28. AfD-Politiker ziehen in Aufsichtsgremien ein // RP-online 15.06.2017 https://rp-online.de/politik/deutschland/landeszentralen-fuer-politische-bildung-afd-politiker-ziehen-in-aufsichtsgremien-ein_aid-17910797
  28. 29. 6.Gesetz über die Feststellung des Bundeshaushaltsplans für das Haushaltsjahr 2019 (Haushaltsgesetz 2019) Vom 17. Dezember 2018 (BGBl. I S. 2528) // Bundesministerium der Finanzen. С 241 Дата обновления: 03.02.2019. URL:https://www.bundeshaushalt.de/fileadmin/de.bundeshaushalt/content_de/dokumente/2019/soll/Haushaltsgesetz_2019_Bundeshaushaltsplan_Gesamt.pdf.
  29. 30. Die Zukunft der Bibliotheken in Deutschland Eine Repräsentativbefragung der Bevölkerung ab 16 Jahre Allensbach, 2015 https://www.ifd-allensbach.de/uploads/tx_studies/11048_Bericht_ekz_Bibliotheken.pdf
  30. 31. Politische bildung. Synonime, Begriffe und Assotiationen. Semager https://www.semager.de/keywords/index.php?q=politische+bildung&page=8
  31. 32. Politische Bildung. Google trends https://trends.google.ru/trends/explore?date=all&geo=DE&q=POlitische%20bildung
  32. 33. Iplanner 7 // Bibliothekskongress Leipzig 2019. Дата обновления: 03.02.2019. URL: http://www.professionalabstracts.com/bid2019/iplanner/#/grid.
  33. 34. Соколов С.В. Межведомственная координация библиотечных и уголовно-исправительных учреждений в Германии на современном этапе / С.В. Соколов // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал.- 2018. - № 5.

Сведения об авторе

Соколов Сергей Валерьевич - научный сотрудник НИО библиотековедения ИНИОН РАН, аспирант кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

beholder73@gmail.com



К оглавлению выпуска

Год литературы, Литература 21 века, конференции, мероприятия, история библиотечного образования, Library education, Библиотечное образование, социальная сеть

06.04.2019, 1805 просмотров.