ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПАВЛИЧЕНКО И.А. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

  В современных условиях перехода способность человека к генерированию, обновлению и использованию научного потенциала является ключевым фактором устойчивого развития общества. Понимание  сущности научных достижений и возможностей их использования для решения личных, общественных и профессиональных задач способствует повышению качества жизни.  Научная грамотность  населения, и особенно молодежи, способствует не только благополучной адаптации к цифровой эпохе , но и формирует  мотивацию к выбору исследовательской деятельности как вектора своего профессионального самоопределения[1].

 Термин «научная грамотность» в трактовке Дж. Миллера получил наиболее широкое распространение в среде представителей социальных и гуманитарных наук. По мнению ученого, научная грамотность включает четыре  основные составляющие: а) знание основных научных фактов; б) понимание методов, таких, как вероятностное суждение и постановка эксперимента; в) понимание общественного значения достижений науки и техники; г) отказ от предрассудков.[3]

 В США изучением научной грамотности занимается Национальный научный фонд, в Великобритании - Министерство бизнеса, инноваций и науки, во Франции-Центр изучения политической жизни, в Японии - Национальный институт научной и технической политики, в России большое внимание данной проблеме уделяет Высшая школа экономики (Москва). В ряде стран, например, в КНР разработана государственная программа научной грамотности населения, входящая в качестве самостоятельного раздела в стратегический план развития страны.

 В фокусе внимания ученых находятся теоретико-методологические и организационные проблемы, связанные с изучением научной грамотности.

 Проведенный анализ публикаций по базе данных  EBSCO Publishing показывает, что в 1980-1990 гг. достаточно острой в дискуссионном плане являлась проблема соотношения понятий «информационная грамотность» и «научная грамотность». Большая часть исследователей полагала, что «информационная грамотность» в содержательном плане является более широким понятием и вбирает в себя научную грамотность в качестве компонента. В последующие три десятилетия проблематика значительно усложнилась за счет ввода в научный оборот социальных дисциплин таких терминов, как финансовая грамотность, медицинская грамотность, юридическая грамотность, историческая  грамотность и др. В результате в настоящее время отсутствует единство мнений относительно соотношения вышеназванных понятий.  Однако  можно выделить две основные позиции. Первая - заключается в том, что информационная грамотность является основой формирования всех других видов грамотности. Вторая точка зрения основана на предположении, что все вышеназванные виды грамотности (в том числе информационная) являются составляющими гражданской грамотности.

 Важной в теоретико-методологическом отношении является активно обсуждаемая научным сообществом проблема выбора исследовательских методов для определения научной грамотности населения. Как правило, в большинстве стран мира используются методы анкетирования и интервьюирования, имеющие свои ограничения и не позволяющие в полной мере составить представление о реальном положении дел с научной грамотностью населения, а также выявить ее основные показатели и пороговые значения. Это не только не обеспечивает получение надежных и верифицируемых результатов по дифференцированным стратам общества, но и затрудняет проведение сравнительных исследований по определению уровня научной грамотности в национальном и глобальном масштабах.

 Нерешенность данных вопросов не снижает остроту проблемы, которая рассматривается в качестве социального вызова, стоящего перед организациями сферы науки (национальные академии, исследовательские институты и лаборатории, университеты), культуры (библиотеки, музеи, творческие студии), бизнеса (в том числе книгоиздательского, книгораспространительского и др. ), СМИ.

 Библиотеки разных стран мира (национальные, публичные, академические, специальные, школьные) активно проводят большую работу по повышению уровня научной грамотности населения[4]. Они рассматривают популяризацию науки как инструмент приобщения к ее достижениям, значимый с точки зрения реализации информационной, образовательной, просветительской функции. Мероприятия, проводимые библиотеками, как правило, являются результатом партнерства с научными, образовательными и бизнес –организациями.

 При приобщении к науке библиотеки активно востребуют разнообразные библиотечные, педагогические, социокультурные технологии, исходя из социально – демографических, психологических и др. особенностей адресных групп и их усложняющихся потребностей[2].

 В широком спектре используемых технологий наиболее часто используются лекции, а также циклы лекций- «Зимняя школа науки», «Летняя школа науки» проводимые в течение 1-2 месяцев и сопровождаемые презентациями, документальными и видеофильмами («История мировой художественной культуры», «Культурология», «Литературная критика», «Популярная физика», «Популярная математика» и др.) для популяризации научных знаний в интересующих читателей областях.

 В публичных библиотеках сложилась практика празднования юбилейных дат ученых региона /города. Как правило, мероприятия в библиотеке входят составной частью в общий план мероприятий, организуемых городскими/муниципальными органами власти.

 Международный день науки, ежегодно отмечаемый (10 ноября), и День российской науки (8 февраля) ориентированы на привлечение внимания населения к актуальным научным вопросам современности с приглашением известных ученых, экспертов и общественных деятелей. Как правило, обсуждаются проблемы, волнующие население конкретного территориального образования («Радон и жизнь», Северные черноземы»,  «Опустынивание Земли» ).

 Открытые пространства публичных библиотек, в частности в Северных странах, часто становятся дискуссионными площадками для обсуждения научных вопросов, чаще всего связанных с гражданским здравоохранением, и экологией («Новые технологии в медицине», «Выбросы парниковых газов», «Глобальное потепление», «Материнство и генетическое тестирование»).

 Встречи «лицом к лицу», проводимые на базе публичных библиотек (Дания, Аргентина, Бразилия), организуются для обсуждения острых вопросов, которые, как правило, связаны с гражданским и промышленным строительством и нарушением экологического состояния региона («Санитарно-защитные зоны вновь возводимых предприятий», «Охрана атмосферного воздуха», «Сохранение парков» и др.). На встречах присутствуют  ученые, эксперты, представители государственной власти.

 «Беседы о науке с приглашением известных писателей и журналистов» - формат, получивший распространение и высокую оценку со стороны населения во многих странах мира. Писатели охотно откликаются на приглашения к участию, превращают сущность сложных и труднодоступных научных достижений в ясное и понятное для неподготовленной аудитории знание. Приглашают ученых и писателей, работающих в разных жанрах, но чаще всего в жанре фэнттези с тем, что они могли более популярно объяснить значимость научных достижений и те риски, которые они потенциально несут.

 Научное кафе-формат, который все более активно входит в жизнь публичных библиотек и предполагает неформальное общение с учеными. Примечательно, что участие в таких встречах с пользователями библиотек и в целом с населением достаточно часто вызывает затруднения у исследователей. В этой связи в ряде стран на базе Научных медиацентров (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания) для ученых, работающих или планирующих свою деятельность в формате популяризации научного знания, организуются специальные семинары.

 Публичные библиотеки организуют кружки (по робототехнике, моделированию), клубы (военно-исторические, историко-родословные, страноведческие, краеведческие), общества (философское, историческое, литературное-критическое).

 Донесению научных и научно-популярных знаний до населения способствует проектная деятельность, осуществляемая на партнерских началах с другими организациями. Проекты организуются на уровне отдельных библиотек («Как нанотехнологии меняют нашу жизнь»), отдельных сетей («Биология и будущее Земли»). Примером национального проекта является «Научный автобус», инициированный Национальным физическим обществом Эстонии, который перемещается по школам и библиотекам Эстонии с театрализованными научными шоу.

 Особенно большой популярностью у молодежи пользуются организуемые публичными библиотеками экскурсии в исследовательские институты, лаборатории, технопарки, которые расширяют кругозор и помогают познакомиться с работой исследователей.

 Необходимо подчеркнуть, что несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной приобщению населения к научным и научно-популярным знаниям в библиотечно-информационных учреждениях, проблематика, касающаяся преимуществ и ограничений используемых технологий, не находит должного отражения.

 В заключении следует отметить, что  формирование научной грамотности населения в библиотеках является социальным вызовом, которые публичные библиотеки рассматривают как значимое направление своей деятельности.

 

Список ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Варганова Г. В., Павличенко И. А. Научная грамотность населения : социальный вызов и институциональные решения // Историческая и образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 1-1. С. 128–133.

2. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие/П.И. Образцов.- Москва :Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015.-288 с.

3.Miller J.D. The measurement of civic scientific literacy//Public understanding of science.V.7, P. 203-224

  1. 4. Spellman F., Bayer J. In defense of science: why scientific literacy matters. The Scarecrow Press, Inc, Government Institute,UK,2010.-2011 p.

 

Сведения об авторе

Павличенко Ирина Андреевна, аспирант кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры, заведующая Центральной библиотекой СПБ ГБУК МЦБС им. М.Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург)

 

К оглавлению выпуска

мероприятия, проекты, популяризация литературы, информационная грамотность, библиотеки музеи

11.05.2019, 250 просмотров.