ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. САТАГАЛИЕВА С.М. МОДЕРНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «5В091000 – БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО» В СВЕТЕ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В Республике Казахстан происходит формирование стратегических доминантов новой культурной политики, основа которой  является статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», консолидирующая  казахстанский народ с его богатым культурным наследием и творческим потенциалом  на успешное достижение цели вхождения Республики Казахстан в число 30-ти развитых стран мира. Инновации  в политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан  усиливают роль библиотек как информационных центров, призванных создавать необходимые условия для реализации конституционного права граждан на свободное получение информации.  Библиотеки, как значимые социальные институты, вносят весомый вклад в общий казахстанский прогресс [2].

Подготовка специалистов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня – важнейшая задача профессорско - преподавательского состава (ППС) специальности «5В091000 – Библиотечное дело» в Казахстане.  

Организация деятельности  библиотеки, как творческой лаборатории, постоянно генерирующей идеи –  это целая наука, в которой библиотекарь должен быть подготовлен и как личность, и как профессионал. А значит необходимо его постоянное саморазвитие, повышение профессионализма. [1]

 Проблемы, стоящие перед библиотеками, требуют нового подхода в подготовке библиотечных кадров, органического сочетания в ней широкого гуманитарного образования с овладением знаниями информационных технологий.

Развитие специальности «5В091000 – Библиотечное дело» обусловлено библиотечной государственной политикой Республики Казахстан.   Политика в сфере библиотечного дела   многогранна, включает обширный спектр целей, задач, основных направлений, приоритетов и инструментов, которые определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечно-информационную деятельность, как социальную систему: вхождением Республики Казахстан в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации; формированием общества знаний;  социально-политическими и экономическими преобразования в стране.

Библиотеки в Республике Казахстан  рассматриваются как неотъемлемая часть национальной системы просвещения, образования, информации.  Создаются условия к осуществлению библиотеками этой миссии.  Сохранение и развитие просветительских, культурных традиций многонационального населения является основным постулатом Государственной политики республики в области культуры. [4]

Поставленные перед библиотеками Республики Казахстан задачи, обозначенные направления развития определяют видение, миссию  и стратегию подготовки специалистов  библиотечного дела, которые постоянно модернизируются на основе  трансформации библиотечного дела,   совершенствования образовательных процессов  и  образовательной программы специальности  в Республике   Казахстан.  

Профессиональная и общеобразовательная подготовка и переподготовка  библиотечных работников для информационного общества   сегодня – исключительно важная   государственная задача. Её решение повысит  не только информационный потенциал нашей страны, но и социальный статус библиотечных работников, которые должны быть поставлены на один уровень с  работниками науки и образования,   составлять интеллектуальную  элиту общества.

В подготовке специалистов нового поколения должны органично сочетаться гуманизация образования и глубокое освоение современных информационных технологий. Современный процесс подготовки специалистов  по специальности «Библиотечное дело» представляет собой синтез знаний и образовательных стратегий. Достигается это и благодаря образовательным программам, и созданию информационно-культурной среды в вузе, открывающей каждому студенту доступ ко всем источникам информации.

Особое значение имеет взаимодействие учебных  заведений, осуществляющих подготовку информационно-библиотечных кадров, с  библиотеками. Это необходимое условие создания профессиональной среды. Специфика информационно-библиотечной профессии сегодня в том, что деятельность библиотекаря-библиографа реализуется на стыке значимых направлений  науки и общественной практики - информации, культуры и образования.

Обучение не замыкается на сугубо теоретической базе, а предполагает активное участие студентов в реальных прикладных исследованиях. Развивая образовательные технологии, основанные на методах активизации и интенсификации деятельности студентов, преподаватели данной специальности развивают практикоориентированные формы об­учения. Проведена работа по обеспечению учебной и производственных практик в ведущих библиотечных учреждениях страны.

Различные библиотечные специализации требуют развития у студентов соответствующих профессионально-личностных качеств.

Актуальность  специальности  обусловлена  процессами современной информатизации  общества, созданием  новейших видов  электронных  библиотек,  медиатек,  применением компьютерных  информационных  технологий  в деятельности  традиционных  библиотек. Студенты  обучаются  пользованию  и управлению  электронными  ресурсами,  навыкам  поиска  и оценки  качества  ресурсов  Интернета, им представляют  модели  доступа  к научным  базам  данных  и электронным  исследованиям.  Специализации в учебных планах специальности подчеркивают трансформацию и модернизацию специальности.

          Основными объектами профессиональной деятельности наших выпускников стали разнообразные документально-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации в системе научных, производственных и массовых коммуникаций, информационные сети и системы. Меняется не только сфера, для которой готовятся специалисты, но и установка на характер знаний и профессиональное поведение библиотекарей.

В разработке учебных программ обязательно учитываются пожелания потенциальных  работодателей. Это – директора и ведущие специалисты крупнейших библиотек и библиотечных объединений (ЦБС) областей Казахстана. Проводится  их анкетирование, деловые встречи с ними, многие  из них являются членами различных советов и комиссий вуза.

Содержание элективных дисциплин отражает направления развития библиотечно-информационной  сферы Республики Казахстан,  особенности современной социокультурной жизни региона. Элективные дисциплины формируются на основе профессиональных современных научных исследований, научно-методических материалов в профессиональных изданиях, описания опыта работы ведущих учреждений культуры Республики Казахстан, зарубежных стран.

Образовательные программы максимально приближены к современным требованиям высшей школы и способствуют формированию у студентов необходимых компетенций: ценностно - смысловых, общекультурных, учебно - познавательных, информационных, коммуникативных, социально - трудовых, личностного самосовершенствования и других.

Специальность «5В09100 – Библиотечное дело»  значима для образовательной системы Казахстана, представлена в ограниченном числе вузов. Выпускники специальности высоковостребованы в государственных учреждениях культуры, трудоустройство выпускников  составляет 100%  и существует неудовлетворенная потребность в выпускниках специальности. В настоящее время обеспеченность профессиональными кадрами составляет немногим более 50%. Процент специалистов с высшим  библиотечным профессиональным  образованием по республике составляет менее 30%.[3]

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального библиотечно-информационного образования. В настоящее время активно формируется новый образ профессии библиотекаря, в котором сочетаются традиционные (профессионализм, компетентность, поощрение инициативы, стабильность, наследование содержательных образцов, норм) и новые элементы (готовность к инновациям, способность определять стратегию развития организации в целом и  ее  подразделений, творческое усвоение способов развития на основе использования электронных и иных новых технологий).  [1].

 На новом этапе реформирование высшей библиотечной школы неизбежно требует постоянного совершенствования образовательного стандарта и программ  по специальности, что создает реальные условия для  включения в мировой профессиональный образовательный процесс и соответствия  инновационной культурной политике  страны как основной идеологической платформы  успешного государства, формирующей главные ценностные ориентиры общества.

 Список источников

  1. 1. Балабекова, Г. Состояние и основные направления развития библиотечного дела в Республике Казахстан/ Г. Балабекова //  Кітап патшалыгы.- 2012.- № 4.- С. 12-15.
  2. 2. Назарбаев, Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: Статья Главы государства Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. 12 апреля 2017 года /Н.А.Назарбаев [Электронный ресурс]  .- Режим доступа: // http://www.akorda.kz 
  3. 3. Национальная академическая библиотека Республики Казахстан - центр развития библиотек [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http: koh.selyam.net/docs/112/index-4065.html?page=5 
  4. О культуре: Закон Республики Казахстан (с изм. и доп. по сост. на 29.09.2014) [Электронный ресурс]  . - Режим доступа:  www. zakon. kz   

Сведения об авторе

Сатагалиева Санди Муратовна – аспирант Казанского государственного института культуры  (Казахстан)

К оглавлению выпуска

формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

02.08.2019, 1121 просмотр.