СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. ИВАНОВА Г.А. БИБЛИОПЕДАГОГИКА И БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе высшего библиотечно-информационного образования реализуются компетентностный подход в подготовке специалистов. Профессиональная деятельность выпускника на уровне бакалавриата обеспечивается целевым формированием ряда профессиональных компетенций психолого-педагогической направленности, среди которых:
- готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики;
- способность к эффективному библиотечному общению с различными группами пользователей на основе применения психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании;
- готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности.
Перечисленные компетенции формируют дисциплины базовой части учебного плана по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» – «Психология», «Педагогика», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Менеджмент Библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» и вариативной – «Социология и психология чтения», «Литература для детей и юношества», «Библиотечная педагогика», «Инновационная и методическая деятельность библиотеки».
В связи с реализацией «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством в 2017 году, особое внимание уделяется содержанию образования библиотечных специалистов в области детской литературы. В МГИК после некоторого перерыва курс литературы для детей и юношества вновь включен в учебный план подготовки бакалавров. В процессе его освоения у студентов формируется способность использования знаний мировой литературы как источника и средства воспитания и образования подрастающего поколения. При освоении данной учебной дисциплины активно используется учебник и практикум И.Г. Минераловой «Детская литература» [9] и учебное пособие Л.Я Зимана «Зарубежная литература для детей и юношества» [3].
Большими возможностями в подготовке компетентных специалистов в области детского и юношеского чтения располагает дисциплина «Библиотечная педагогика» [5], формирующаяся на базе интеграции педагогики, психологии и библиотековедения. Студенты осваивают теоретические и методологические основы библиотечно-педагогической деятельности, проблемы становления и развития педагогики детского и юношеского чтения, изучение читателей и чтения детей разных возрастных групп в реальной и электронной среде. В поле их зрения – методы и формы индивидуальной, групповой и массовой работы библиотек, содержание и методы совместной деятельности библиотекарей, педагогов и родителей.
С уникальными библиотечными проектами по чтению студенты знакомятся, изучая курс «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом» [4]. В учебном пособии по данному курсу отражены материалы о новых формах библиотечно-информационного обслуживания детей в разных странах, уникальные программы и проекты по чтению. Авторы пособия делают вполне обоснованный вывод о том, что «книга, чтение, информационная культура должны стать неотъемлемой потребностью каждого растущего человека, библиотекари мира должны приложить все свои знания, опыт, творчество, профессионализм, чтобы достичь этого» [4, c. 372].
«Педагогика чтения, чтобы быть эффективной, должна опираться на законы библиопсихологии» [6, c.8]. Об этом писал Н.А. Рубакин. Именно об этих законах идет речь в учебном пособии «Психология чтения школьников» [6]. Цель пособия – помочь педагогам-библиотекарям и студентам, а через них и самим школьникам осознать ценность чтения, раскрыть психологические основы и практические ресурсы своего взаимодействия с книгой, а библиотекарей и студентов – с читающими детьми и подростками. В пособии раскрыты вопросы по активизации восприятия детьми прочитанных литературных произведений, позитивного их влияния на воображение, память, мышление, творческие способности в рамках главной задачи, поставленной Н.А. Рубакиным – активизировать мозговую деятельность читателя, обеспечивающую способность к полноценному чтению.
Большим подспорьем для формирования психологической и педагогической грамотности у студентов являются «Хрестоматия трудов И.А. Рубакина» [11], хрестоматия «Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет» [7], коллективные монографии «Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» [1], «Психология и литература в диалоге о человеке» [10].
Системное представление о теории и технологии читательском развитии личности студенты получают благодаря монографии В.А. Бородиной «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении» [2]. Об инновационных технологиях и стратегии обучения чтению, опыте учителей и библиотекарей, работающих по этим технологиям, существенно влияющим на результаты обучения, студенты узнают, изучая книгу Н.Н. Сметанниковой «Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности)» [12].
Ценными для студентов являются учебно-методические труды И.И. Тихомировой. Среди них: методический словарь-справочник «Психология детского чтения от А до Я», «Школа чтения», учебно-методические пособия «Библиотечная педагогика или Воспитание книгой» [13], «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря» [14].
Благодаря книге В.П. Чудиновой «Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек» [16] студенты осваивают круг наиболее важных проблем, которые встают перед библиотекарями и другими специалистами, занимающимися проблемами поддержки детского и семейного чтения. Они знакомятся с результатами международных исследований чтения и читательской грамотности детей и взрослых.
Привлекательным для студентов стало недавно изданное учебно-методическое пособие «Чтение +», в котором рассматривается «подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» [15, c.1].
Из сказанного видно, что вузы культуры располагают большими возможностями в подготовке студентов как специалистов, способных участвовать в реализации Национальной программы поддержки чтения детей и юношества, основная цель которой – «повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров» [8, c. 8]. Воплощением в жизнь этой цели является библиотечная составляющая и педагог-библиотекарь как специалист в области детского и юношеского чтения.
В связи с этим в вузах культуры необходимо возобновить прием студентов в магистратуру по направлению подготовки «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности». Важно также возродить кафедру детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, обеспечить ее соответствующим педагогическим персоналом. Самое большое количество читателей в стране – это дети, подростки, юношество, а самое большое число библиотек – это школьные и детские библиотеки. Поэтому назрела острая необходимость целевой подготовки педагогов-библиотекарей на уровне не только бакалавриата, но и магистратуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- 1. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. – Москва: РШБА, 2014. – 272 с.
- 2. Бородина, В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении: в 2 частях. /В.А. Бородина. - Москва: Школьная библиотека, 2006. Часть 1. Научные и методологические основы. 2006. 335 с.
- 3. Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества: учеб. пособие / Л.Я. Зиман. – Москва: РШБА, 2007. – 288 с.
- 4. Иванова Г.А. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учеб. пособие. / Г.А. Иванова, В.П. Чудинова. - Москва: РШБА, 2012.- 376 с.
- 5. Иванова Г.А. Библиотечная педагогика: учеб. пособие / Г.А. Иванова. – Москва: МГИК, 2015. – 224 с.
- 6. Иванова Г.А. Психология чтения школьников / Г.А. Иванова, И.И. Тихомирова.- Москва: РШБА, 2016. – 328 с.
- 7. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – Москва: РШБА, 2012. – 432 с.
- 8. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации // Школьная библиотека. – 2017. – С. 5 – 12.
- 9. Минералова И.Г. Детская литература: учебник и практикум / И.Г. Минералова. – Москва: Изд-во Юрайт, 2016.- 333 с.
- 10. Психология и литература в диалоге о человеке / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. – Москва: РШБА, 2016. 368 с.
- 11. Рубакин Николай Александрович: Хрестоматия / авт.- сост. В.А. Бородина, С.М. Бородин.- Москва: РШБА, 2014. – 424 с.
- 12. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) / Н.Н. Сметанникова. – Москва: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
- 13. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой: учеб. метод. пособие / И.И. Тихомирова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – 384 с.
- 14. Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учеб. метод. пособие / И.И. Тихомирова. – Москва: РШБА, 2014. – 464 с.
- 15. «Чтение+». Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб. метод. пособие /Автор-составитель и научный редактор Т.Г. Галактионова. – Москва: РШБА, 2018. – 164 с.
- 16. Чудинова В.П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек. – Москва: РГДБ, 2014. – 178 с.
Сведения об авторе
ИВАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА – доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
магистратура, Library education, информационная культура, проекты, чтение
05.08.2019, 1262 просмотра.