СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. ГРУШЕВСКАЯ Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Результативность деятельности библиотек как института сохранения и развития культуры чтения в обществе определяется уровнем  читательской компетентности библиотекаря, его готовностью к активному использованию чтения как инструмента профессиональной деятельности, непрерывного образования и саморазвития. Для того чтобы библиотекарь стал реальным, а не формальным лидером чтения, для того, чтобы мог опережать читателя в обновлении культурных практик, он должен быть читающим. А для того, чтобы библиотекарь был читающим, он должен не просто любить книги и чтения, но и овладеть умением целесообразно осуществлять читательскую деятельность и разными стратегиями чтения. Эта задача должна решаться в системе библиотечно-информационного образования.

Читательская компетентность является основополагающей в структуре компетентности библиотекаря.

Метапредметный характер читательской компетентности библиотекаря определяет целесообразность её формирования в вузе посредством руководства «чтения в целях образования» как образовательной технологии самостоятельной работы студентов библиотечно-информационного направления. Следует отметить, что роль такого чтения в подготовке библиотечного специалиста надо рассматривать с трех сторон:

- во-первых, оно выступает средством трансфера знаний, необходимых для овладения основами обозначенных во ФГОСах компетенций (универсальный педагогический ориентир, единый для всех обучающихся в высшей школе);

- во-вторых, посредством встроенности в основную для студента образовательную  деятельность формируется устойчивые профессиональные умения и навыки читательской деятельности, ценностные компоненты, габитусы, необходимые каждому библиотекарю как основа многих других компетентностных ориентиров («включённое формирование профессиональной читательской культуры»);

- в-третьих, пропуская через себя (выступая в роли объекта библиотечной педагогики) процесс развития читательской компетентности, у будущего библиотекаря формируется готовность быть субъектом процесса руководства читательской деятельности других людей (рефлексивная составляющая как основа подготовки к самостоятельному профессиональному действию).

Авторская концепция формирования читательской компетентности будущих библиотекарей в системе высшего библиотечно-информационного образования включает:

а) модернизацию стратегиального подхода к чтению путём расширения границ его применения (от обучения чтению в школе к формированию читательской компетентности будущего специалиста, работающего с информацией);

б) дифференциацию «чтения в целях образования» по уровням подготовки в зависимости от  требований, предъявляемых к бакалаврам и магистрам библиотечно-информационной деятельности;

в) гармонизацию «чтения в целях образования» с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»;

г) библиотечно-педагогические средства, результативные для освоения стратегий чтения и включения их в образовательную и в будущую профессиональную деятельность студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Теоретико-методологической основой предлагаемой авторской модели выступают деятельностный, функциональный и стратегиальный подходы к чтению, которые находят проявление в:

- понимании чтения как познавательно-коммуникативной деятельности, сущность которой заключается в активном, целенаправленном преобразовании и подчинении содержания текста различным потребностям социального субъекта;

- понимании читательской компетенции будущих библиотекарей как метапредметной и инфраструктурной системы, синтезирующей  когнитивно-ценностный и деятельностно-практический характер применения и использования  видов  и способов «чтения в целях образования» для развития профессиональной направленности личности специалиста  (общепрофессиональный, профессиональный, научно-методический уровни);

- определении наиболее значимых видов чтения: учебного, научного, общекультурного, самообразовательного, досугового;

- определении наиболее значимых способов чтения: поискового, выборочного, просмотрового, ознакомительного, изучающего, аналитического;

- введении понятия «чтение в целях образования» и его авторской трактовки как деятельности по поиску, выбору, просмотру, восприятию, изучению, анализу информации, целесообразной для учебного, научного, самообразовательного, общекультурного, досугового чтения студентов, способствующего формированию всей совокупности компетенций, необходимых будущему библиотечному  специалисту;

- конкретизации понятия «стратегия чтения» для изучаемой социальной группы – будущих библиотекарей (студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»).

Экспериментальное внедрение авторской модели в образовательный процесс вузов культуры, во-первых, доказало результативность стратегии чтения как библиотечно-педагогического инструмента формирования читательской компетентности у будущих библиотекарей, во-вторых, подтвердило положительное влияние руководства чтения с целями образования на уровень сформированности всех групп компетенций, обозначенных во ФГОС по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грушевская Наталья Витальевна - старший преподаватель кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры.

К оглавлению выпуска

чтение, Library education

05.08.2019, 1090 просмотров.