СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ.ОДОРОВА Т.Л. ОБ ОДНОМ ВАРИАНТЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ
Подготовка магистров по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» предполагает организацию на первом курсе учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Основное содержание практики связано с учебной дисциплиной «Непрерывное библиотечное образование». Двухнедельная практика, рассредоточенная по времени на протяжении семестра, базируется также на одновременном изучении следующих дисциплин: «Образовательная и социокультурная деятельность библиотек», «Библиотечная профессиология», «Профессиональная политика в библиотечно- информационной сфере» и др.
Приоритетными базами практики являются библиотеки – методические центры, среди которых особое место занимает Центральная городская библиотека им. И. К. Калашникова муниципального автономного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ».
Целями практики являются: овладение профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности; закрепление теоретических знаний в области непрерывного библиотечного образования, системы повышения квалификации.
Задачами практики являются:
- освоение определенных научно-исследовательских методик и их адаптации в системе повышения квалификации библиотечных работников;
- изучение деятельности библиотек по повышению квалификации библиотекарей;
- изучение состояния учебно-методического обеспечения системы непрерывного профессионального образования в сфере библиотечно-информационной деятельности;
- приобретение умений подготовки обзора профессиональной литературы для мероприятия по повышению квалификации библиотечных сотрудников;
- приобретение умений разработки программы (плана, проекта) повышения квалификации библиотечных сотрудников.
В результате прохождения учебной практики обучающемуся надлежит сформировать компетенции (часть компетенций), содержание которых связано с задачами практики. В комплексе компетенций представлены общекультурная – ОК-3 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; общепрофессиональная компетенция ОПК-4 – готовность к организации и проведению комплексных научных исследований по проблемам библиотечно-информационной деятельности; профессиональные компетенции ПК-3 – способность к научно-исследовательской работе по конкретным направлениям библиотечно-информационной деятельности, ПК-16 – способность к разработке проектов по развитию системы непрерывного профессионального образования.
Практиканты приобретают знания о формах и методах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осознание необходимости дополнительного образования для саморазвития и самореализации личности;
формируют умение ориентироваться в специальной литературе, анализировать тексты документов, сайты учреждений и организаций (библиотек, вузов), работающих в области непрерывного библиотечного образования; при этом применяются приемы и методы научно-исследовательской работы (анализ, синтез, сравнение и др.);
выявляют особенности учебно-методического обеспечения системы непрерывного профессионального образования (программ повышения квалификации, учебных планов) в библиотеках страны, республики;
анализируют состояние квалификации библиотечных кадров в библиотеке (ах) Республики Бурятия на основе опубликованных и неопубликованных материалов;
изучают опыт проектной деятельности библиотек в сфере непрерывного профессионального образования, подготавливают сообщение / обзор профессиональной печати для курсов (семинаров), других форм повышения квалификации.
Выполнение перечня заданий практики предваряет ознакомление с документационной базой организации непрерывного образования, нормативно-правовыми документами библиотеки, положением о системе повышения квалификации кадров, положением о профессиональном конкурсе (например, «Проф-PR» ЦГБ г. Улан-Удэ) и др.
В МАУ ЦБС с каждым годом проводится все больше различных мероприятий по повышению квалификации, направленных на усиление эффективности работы библиотекарей. Практикантами выявляются формы переподготовки и повышения квалификации в ЦБС: выезды в ведущие библиотеки страны по обмену опытом, участие в научных мероприятиях, курсовые мероприятия, семинары, конференции, круглые столы, диспуты, совещания, рабочие встречи и т. д.
Тематика некоторых обучающих мероприятий связана с программой «Ирбис», планированием библиотечной работы, организацией доступной среды, пропагандой здорового образа жизни. Курсы повышения квалификации в последние годы прошли 42 сотрудника ЦБС (47%). Рост количества окончивших курсы повышения квалификации, переподготовки заметен в последнее пятилетие.
Оценка качества системы повышения квалификации находит свою реализацию при аттестации кадров. С согласия сотрудников базы практики возможно приобщение к организационно-методической стороне процедуры аттестации работников, обратившись к следующим документам:
- положение о порядке проведения аттестации (локальное);
- аттестационные листы;
- оценочные материалы;
- анкета самооценки / портфолио;
- характеристики на работников;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- рекомендации аттестационной комиссии.
Одна из ключевых компетенций, формируемых во время практики – способность к разработке проектов по развитию системы непрерывного профессионального образования. Магистрантами, в частности, разработаны обновленная примерная программа повышения квалификации кадров МАУ «ЦБС г. Улан-Удэ», проекты (например, «Профориентационная работа в общедоступной библиотеке (ЦБС); программа дополнительного обучения по программе «Adobe Photoshop CS (базовый уровень)».
Разрабатываются и проводятся обзоры новинок литературы для библиотекарей в филиалах г. Улан-Удэ. В 2018 г. магистрантами организован мастер-класс «Создай свою новогоднюю афишу» в программе Adobe Photoshop для библиотекарей 15 филиалов ЦБС.
По окончании учебной практики магистранты формулируют некоторые рекомендации по улучшению постановки непрерывного профессионального образования в ЦБС, приведем некоторые из них:
привлечение преподавателей в области библиотековедения, прикладной социологии, практической психологии, менеджмента, маркетинга и др. из высших учебных заведений г. Улан-Удэ;
оказание помощи в подготовке заявок на получение грантов;
проведение вебинаров, он-лайн конференций с участием отечественных и зарубежных библиотек.
Таким образом, учебная практика позволяет магистрантам получить представление о компонентах непрерывного библиотечного образования, прежде всего, внутрибиблиотечной системе повышения квалификации, формированию необходимых профессиональных компетенций.
сВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Одорова Татьяна Леонтьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (ФГБОУ ВО) «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»
магистратура, Библиотечное образование, Library education, мероприятия, проекты, конференции, информационная компетенция
06.08.2019, 1297 просмотров.