СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. КОСТЮКОВА М.В. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБЩЕСТВА В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СТУДЕНТОВ
Жизнедеятельность современного человека осуществляется в безграничном информационном пространстве с постоянно трансформирующимися информационными потоками, что влечет за собой появление новых, грандиозных по объему информационных ресурсов в различных областях научного знания и сферах профессиональной деятельности. Для того чтобы оперативно осваивать данные объемы, необходимы оптимальные информационные системы и технологии, организованные в соответствии с современными требованиями цивилизационных процессов.
Современное общество нуждается, во-первых, в своевременном осмыслении значимости информационных ресурсов, а, во-вторых, в знаниях теоретического и практического характера, наличии умений и навыков для обработки и классификации информационных массивов, а также их формирования, организации и распространения. Все эти вопросы изучают студенты, обучающиеся по профилю подготовки «информационно-аналитическая деятельность».
Кафедра информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета осуществляет подготовку бакалавров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» и магистров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность в международном контексте».
Изучение отраслевых информационных ресурсов и аспектов, связанных с их формированием, организацией и распространением в российском и мировом информационном пространстве проходит в рамках таких дисциплин, как «Отраслевые информационные ресурсы» для бакалавров, «Мировые информационные ресурсы и сети» и «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций» для магистров.
Важным этапом обучения является проведение студенческих научных исследований, посвященных проблемам формирования и организации информационных ресурсов и массивов, проблемам информационного обеспечения различных отраслей и сфер деятельности, а завершающим – отражение результатов данных исследований в курсовых и выпускных квалификационных работах (ВКР).
За последние пять лет работы кафедры порядка 25 выпускных квалификационных работ было посвящено исследованиям по обозначенной теме и выполнено под научным руководством автора данной статьи. В них студентами рассматривались вопросы, связанные с терминологией, классификацией, определением состава и специфики отдельных отраслевых ресурсов, деятельностью различных библиотечно-информационных и информационно-аналитических учреждений по формированию, организации, распространению информационных ресурсов, а также созданию информационной продукции в России и за рубежом.
Молодые исследователи в своих работах обращали внимание и на обеспечение информационных потребностей пользователей в той или иной профессиональной области.
Также, проблемы развития информационных ресурсов отражались студентами в курсовых работах, в докладах на научных конференциях и в сборниках материалов аналогичных мероприятий.
Выбор тематики был обусловлен, прежде всего, глубоким интересом к происходящим изменениям в информационном обществе, стремлением знать и уметь оперировать большими массивами информации, стремлением внести свой вклад в решение задач по организации информационных ресурсов различных предметных областей.
Анализируя работы выпускников кафедры, можно выделить ряд приоритетных тематических направлений.
Первое направление – характеристика, особенности, состав, классификация и виды информационных ресурсов различных предметных областей и сфер профессиональной деятельности. Для того, чтобы хорошо знать особенности, состав и свойства информационных ресурсов отраслевых комплексов, различать и наиболее полно представлять их видовое разнообразие, чрезвычайно важно изучить специфику развития предметных областей: естествознания, техники, медицины, социально-гуманитарной и художественно-эстетической, а также предметы и объекты исследований в данных областях, сферы и этапы профессиональной деятельности, секторы науки, типы проводимых научных исследований и разработок. Важно владеть информационной ситуацией в данных сферах. Это необходимое знание, оно позволяет оперативно обрабатывать и дифференцировать значительные информационные массивы. Выпускниками кафедры были исследованы отраслевые информационные ресурсы в области права, экономики, финансов и бизнеса, архитектуры и строительства, художественной культуры и искусства, а также соответствующие им сферы. Наибольшее предпочтение было отдано выявлению, изучению, анализу и описанию, а также сравнительному анализу информационных ресурсов различных областей искусства: киноискусства, музыки, театра, живописи, скульптуры и т.д. Также серьезная работа была проделана по созданию классификационных систем различных отраслевых ресурсов с целью их упорядочения. При проведении исследований идет активное использование студентами знания иностранных языков, оно помогает выявлению, изучению и анализу зарубежных информационных ресурсов.
Второе – теоретические и практические аспекты, особенности формирования, организации, распространения и использования отраслевых информационных ресурсов. В научных исследованиях студентов обращается внимание на терминологические проблемы, связанные с определением таких понятий как «информация», «информационные ресурсы» и «информационные массивы», на теоретико-методологические основы и практические способы формирования и организации отраслевых информационных ресурсов в различных информационных системах.
Третье – сравнительный анализ отечественных и зарубежных отраслевых информационных ресурсов, а также информационных систем, предоставляющих данные ресурсы. Этому направлению были посвящены, например, следующие выпускные квалификационные работы (ВКР): «Информационные ресурсы России и Франции в области права: характеристика, виды, особенности формирования и распространения», «Информационные ресурсы России и Франции в сфере искусства и искусствознания: состав, особенности и сравнительный анализ», «Информационные ресурсы театральных музеев и библиотек: характеристика, виды, особенности», «Сравнительный анализ информационных ресурсов в области киноискусства Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) и Национальной библиотеки Braidense (Италия) (Biblioteka Nazionale Braidense)», «Информационные ресурсы Национальной библиотеки Франции и Библиотеки и Архива Канады по искусству: характеристика, особенности и сравнительный анализ», «Информационные ресурсы в области архитектуры и строительства: характеристика и классификация».
Четвертое – деятельность библиотечно-информационных и информационно-аналитических учреждений, занимающихся формированием, организацией, распространением информационных ресурсов, а также созданием информационных продуктов и услуг. Результаты проведенных исследований были отражены в таких выпускных работах, как: «Информационные ресурсы, продукты и услуги российских информационных агентств и центров: особенности формирования и распространения», «Деятельность крупных международных информационных агентств: основные направления, продукты и услуги», «Деятельность информационных агентств и служб в финансовой и коммерческой сфере: основные направления, организация, продукты и услуги» , «Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ): современное состояние, направления деятельности, продукты и услуги», «Деятельность консалтинговых фирм на информационном рынке: основные направления, организация, продукты и услуги», «Деятельность отечественных и зарубежных информационно-аналитических служб в сфере обороны: основные направления, организация и перспективы развития» (в работе также рассматривались соответствующие информационные ресурсы, продукты и услуги), «Правительственные и парламентские информационно-аналитические центры в России и за рубежом: история становления, развития и современное состояние» (в работе был проведен анализ соответствующих информационных ресурсов, продуктов и услуг), «Деятельность информационно-аналитических служб в структуре органов исполнительной и судебной власти: основные направления, организация и особенности» (в работе охарактеризованы основные информационные ресурсы в системе информационного обеспечения обозначенных служб).
Пятое – информационное обеспечение различных сфер профессиональной деятельности. Данное направление связано, по сути дела, с созданием модели информационного обеспечения конкретной предметной области. Оно было представлено следующими ВКР: «Информационное обеспечение деятельности внешнеполитического ведомства (на примере МИД России)», «Информационное обеспечение досуговой деятельности Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова», «Информационно-аналитическая деятельность в сфере бизнеса» и др.
Шестое – вопросы развития и создания новых видов информационных ресурсов, проблемы доступности информации и информационных ресурсов. Например, были защищены такие выпускные квалификационные работы как: «Интернет-СМИ как современный информационный ресурс общества», «Проблемы поиска и доступности информации в мировой информационной сети Интернет».
Таким образом, можно констатировать, что данное направление не только является обязательным для приобретения знаний, умений и навыков в библиотечной профессии, необходимой составляющей профильного образования, но, оно также вызывает интерес у молодых исследователей в библиотечно-информационной сфере. Более того, результаты данных исследований востребованы современным российским обществом.
сВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Костюкова Марина Вячеславовна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет», доцент кафедры информационно-аналитической деятельности института информационных наук, кандидат педагогических наук.
kostyukmarina@yandex.ru.
научно-исследовательская работа, Library education, МИД
06.08.2019, 1245 просмотров.