СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СТРЕЛЬНИКОВА Н.В. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  Одним из главных факторов развития личности в цифровом обществе, её социальных возможностей является информационная грамотность. Это понятие, согласно исследованиям в области читателеведения, глубоко взаимосвязано с термином «культура чтения». Последняя характеризуется как «фундаментальная база, на которой можно строить другие конструкции, в том числе и информационную культуру личности»[1, с. 83].

  В научной литературе среди важнейших составляющих культуры чтения отмечены умение ориентироваться в авторском произведении, его правильное восприятие и понимание, а также усвоение прочитанного, умение  анализировать и давать авторскому произведению критическую оценку [1]. Способный к вдумчивому восприятию читатель всегда находит в книге контекст, открывающий глубинные мысли, дающие возможность размышлять вне рамок сложившихся стереотипов. Не случайно Альберто Мангель отмечал, что «глубокое» чтение учит человека не столько получать ответы на поставленные вопросы, сколько задавать их и, следовательно, думать.

  При чтении художественной литературы особенно важно сопереживание, которое носит не только мыслительный, но духовно-нравственный, эмоциональный характер [3, с. 127]. Высокий уровень чтения обязательно характеризуется творческим восприятием, способностью создавать новые образы, новую реальность, вступать в диалог с автором. В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования – саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей.

  В научных трудах для обозначения компетенций, связанных с культурой чтения используется также термин «читательская культура». Это понятие является более широким, разноплановым, объёмным, чем термин «культура чтения» и трактуется как процесс формирования образованного читателя, умеющего понимать и эстетически оценивать литературные произведения [4, 5, 6]. Оно предполагает выработку базового аппарата критического мышления, состоящего из трёх фаз: стадии вызова, осмысления, размышления (рефлексии).

  Первая должна пробудить у читателя интерес к поставленной проблеме, создать внутреннюю установку на её творческое изучение. Вторая исходит из необходимости соотношения новой информации с уже имеющимися знаниями, включает в себя работу непосредственно с текстом. Третья предполагает целостное осмысление прочитанного, выработку собственного отношения к нему.

  Подтверждение этого мы находим в произведениях А. Моруа, полагавшего, что дружить с книгой, значит вопрошать её, доискиваться до её тайны. Она даёт возможность перешагнуть любые границы, понять не только себя, но и других людей. Но главное в том, что, читая хорошие книги, человек становится лучше [7, с. 147-149].

  Поэтому в эпоху всеобщей цифровизации одной из главных задач библиотеки становится воспитание у читателя литературного вкуса, формирование потребности к серьёзному, глубокому, умному чтению. Но для развития этой способности читатель должен приложить душевные и умственные усилия. Искусство чтения приобретается и вырабатывается в процессе долгой, тяжёлой творческой работы над собой.

  Решить эти задачи помогает одна из инновационных форм работы библиотеки – проектная деятельность. Особенно важными в этом плане становятся краеведческие проекты, призванные не только познакомить читателя с творчеством региональных авторов, но и помочь найти духовные скрепы, соединяющие его с малой родиной.

  Примером такой деятельности могут служить новые проекты, осуществляемые Кировской областной научной библиотекой им. А. И. Герцена. В течение десятилетий библиотека поддерживает давние литературные традиции – приобщает жителей Кировской области к чтению книг вятских писателей, особую категорию из которых составляют писатели-земляки, живущие в других городах. Библиотека «опекает» своих земляков, являясь посредником между ними и регионом.

  Особое внимание следует обратить на проект «Воссоздание родовых гнёзд писателей-земляков», широко востребованный в Кировской области. Работа по проекту осуществляется не только в областном центре (г. Киров), но в районных городах и сельских поселениях. Именно поэтому в подготовке и организации проекта существенную роль играют районные и сельские библиотеки.

  В создании библиотечного проекта определяющим моментом является авторская концепция, при выборе которой необходимо учитывать не только образовательные, но и духовно-нравственные, воспитательные задачи, а также возможность найти новые подходы к их решению. В этом отношении, заявленный проект является по-настоящему инновационным: он предоставляет возможность пробудить у читателей интерес к творчеству писателей-земляков, к кругу значимых, знаковых проблем, поднимаемых в нём.

 В основе проекта лежит литературное творчество талантливых писателей-земляков Владимира Николаевича Крупина и Анатолия Григорьевича Гребнева. Их роднит деревенское детство и желание стать писателем, чтобы прославить свою родину – Вятку. Оба дорожат своей связью с родным краем, которая с годами только усиливается.

  В рамках проекта в Кильмезском и Котельничском районах Кировской области были созданы центры культурно-просветительной работы. В Кильмези, в доме, где родился В. Н. Крупин, сейчас находится Дом православной культуры. Сюда писатель перевёз свою личную библиотеку из Москвы, в том числе книги с автографами известных писателей.

  Сельские школьники, приходящие в писательский дом с экскурсией, на лекцию или на урок по литературе, знакомясь с творчеством писателя, встречаются с тем, что сегодня очень важно – любовью к Родине, добротой и состраданием. О многом они спорят, не совсем и не сразу соглашаются. Но, читая их сочинения, слушая их ответы на непростые вопросы, понимаешь, что настоящая, умная книга является для подрастающего поколения хорошей альтернативой телевидению и Интернету, нередко ориентированных на разрушение традиционных ценностей.

  Следует обратить внимание и на то, что не только школьники, учителя, но и многие жители посёлка, благодаря возрождённому писательскому гнезду, приобщаются к великой духовной культуре. Работники библиотеки им. А.И. Герцена сотрудничают с творческой интеллигенцией Кильмези: проводятся литературно-общественные чтения и дискуссии, выставки, мастер-классы, творческие конкурсы. Всё это даёт возможность жителям отдалённого сельского района жить насыщенной культурной жизнью.

   Второе родовое писательское гнездо, возрождённое с помощью библиотеки – Дом деревенского детства А.Г. Гребнева в с. Чистополье Котельничского района. Это своего рода музей крестьянского быта, в котором жила крестьянская семья в 1940-1950-е годы. Здесь сохранились предметы мебели и утвари, принадлежавшие семье Гребневых, кое-что принесли и подарили односельчане, но главное здесь – библиотека, которую поэт собирал всю свою жизнь, а сейчас перевёз из Перми и предоставил её в пользование землякам. Среди книг, переданных поэтом односельчанам, много образцов с автографами Ф.А. Абрамова, В. И. Белова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. Это даёт читателям возможность по-особому понять и почувствовать поэзию своего земляка и прикоснуться к болевым и таким современным проблемам. В родовой избе поэта для заинтересованного разговора собираются вместе взрослые и дети, что особенно важно в контексте сохранения традиционной культуры, формирования мировоззренческих позиций молодёжи.

   Сотрудники библиотеки понимают необходимость сохранения в умах и думах людей, особенно живущих в глубинке, интерес к жизни, книге, культуре, надежду на будущее. Они приезжают в Чистополье с учёными, писателями, артистами, художниками и, конечно, с книгами. Живое обсуждение, внимание к вопросам, поднимаемым во время встреч, – это главный результат работы библиотеки. Для всех участников проекта очень важно, чтобы поднимаемые в нём проблемы рассматривались через призму литературы, это побуждает к серьёзному обсуждению, помогающему утвердится в своих мировоззренческих исканиях, в нравственной позиции.

  В ходе мероприятий, проводимых в рамках проекта, была расширена читательская аудитория, удалось привлечь к общению с книгой людей разных профессий и поколений. У молодых людей, участвующих в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, постепенно формируется умение вдумчиво читать, соединяя вновь узнанное с ранее прочитанным. Это свидетельствует о развитии читательской культуры, основанной на продуктивной работе с тестом. На лекциях, экскурсиях, мастер-классах участники проекта не только внутренне осмысленно воспринимают текст, но и фиксируют возникающие в ходе его чтения вопросы, делают собственные творческие открытия.

  Таким образом, проектная деятельность, основанная на краеведческом материале, помогает решать важнейшие задачи, стоящие перед современным обществом, позволяет выстраивать стратегическую линию работы библиотеки с целью развития читательских интересов пользователей, их читательской культуры.

Список источников

  1. 1. Мелентьева Ю. П. О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения. М., 2014. 184 с.
  2. 2. Мангель, А. Curiositas. Любопытство. СПб., 2017. 466 с.
  3. 3. Пономорева Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества: дис. … канд. пед. наук. URL: http://www.mcbs.ru/about/
  4. 4. Плотников С. Н. Читательская культура в России // HomoLegens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995 г.). М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 272 с.
  5. 5. Зборовская В. Н. Формирование культуры чтения в обще-доступных библиотеках: дис. … канд. пед. наук. URL: http://www.mcbs.ru/about/
  6. 6. Моруа А. Эссе. М., 2001. 350 с.

Сведения об авторе

 Стрельникова Наталья Владимировна - директор Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена.

К оглавлению выпуска

информационная культура, проекты, чтение, информационная грамотность

13.02.2020, 1178 просмотров.