БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КАЛАШНИКОВА Г.В. О ПОДХОДАХ К ВОПРОСАМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕН РАН)

В развитии библиотечного мира на настоящем этапе наблюдается некая двойственность. Это, с одной стороны, необходимость сохранить накопленные человечеством  знания в форме  традиционных  книг, журналов и прочих изданий,  с другой стороны,  стремительное  развитие и проникновение в библиотечную практику новых информационных технологий, включая электронные каталоги, электронную доставку документов, электронные издания, базы и банки данных, поставило перед библиотеками задачу  развертывания принципиально новых методов работы.   Решение этих непростых вопросов требует от сотрудников очень высокой квалификации, новых компетенций, новых знаний, как традиционного библиотековедения, так и владения новыми технологиями, электронными ресурсами открытого и лицензионного доступа.

Следует признать, что в стране отсутствует целостная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных работников. И это при стремительно развивающихся информационных технологиях, повсеместном внедрении электронного обслуживания, необходимости работать в среде интернет с электронными ресурсами.

Именно поэтому вопрос о постоянном обучении и повышении квалификации сотрудников библиотечной сферы стал одной из приоритетных задач.  Не секрет, что эффективность работы любой библиотеки зависит от уровня квалификации ее сотрудников. Библиотекарю нужно специальное профильное образование, ориентированное на сочетание библиотечных и информационно-коммуникационных технологий. Овладеть базовыми знаниями и умениями можно в профильных колледжах и институтах. Примером, где готовят специалистов библиотечного дела, служит Московский государственный институт культуры (МГИК). Создание системы высшего библиотечного образования началось там с организации 10 июля 1930 года Московского библиотечного института [1]. Но базовых умений и навыков, в век, когда все стремительно растет и развивается, недостаточно. В институте будущий специалист получает теоретические знания в области библиотечной деятельности, которых не всегда достаточно в практической работе библиотеки. Важно, чтобы будущий сотрудник библиотеки, мог применять полученные знания на практике. Сотрудничество института с различными библиотеками - это следующая ступень в получение не только новых знаний, но и возможность применить полученные знания на практике. МГИК сотрудничает со многими ведущими библиотеками Москвы. Одним из таких примеров служит сотрудничество МГИК с Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН). БЕН РАН не первый год принимает студентов из института, чтобы ознакомить их с работой библиотеки. В БЕН РАН студенты проходят производственную практику, знакомятся со структурой библиотеки в ходе производственно-ориентированных экскурсий. Во время практики студенты подробно знакомятся с работой каждого отдела, участвуют в рабочих процессах. Отметим, что такая практика предполагает обратную связь, поскольку взгляд молодого специалиста может оказаться ценным и важным для развития библиотеки.

Сегодня высокая квалификация, а также востребованность и успешность специалиста определяются не только и не столько обладанием базового набора знаний, сколько готовностью постоянно дополнять его, получать и применять новые знания, умения, навыки, адаптировать уже полученные к изменяющимся условиям.

Поддерживать на нужном уровне компетенцию библиотечных специалистов на протяжении всего периода трудовой деятельности призвана система непрерывного библиотечного образования, составной частью которого является система повышения квалификации. В этой системе используются различные методы, например, специальные курсы по повышению квалификации, лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, вебинары, видеоуроки и т.д. Повышение квалификации может проходить на разных площадках.  Это могут быть библиотеки, информационные центры, институты и т.д., но оно должно иметь одну принципиальную особенность: быть непрерывным, постоянным.

 Процесс повышения квалификации может осуществляться по следующим моделям [2]:

- в специальных институтах повышения квалификации, которых в стране практически не осталось – форма дополнительного профессионального образования;

- на рабочем месте путем индивидуального самообразования и обмена опытом с коллегами;

- путем организации специальных занятий: семинаров, тренингов в рамках библиотеки, проводимых по актуальным проблемам, как приглашенными специалистами, так и наиболее квалифицированными специалистами самой библиотеки;

- участие в web- семинарах, организуемых ведущими держателями  отечественных и зарубежных информационных ресурсов: Научная электронная библиотека – elibrary.ru (РИНЦ), Clarivate Analitics (Web of Science Core Collection), Elsevier (Scopus),  Директ-Медиа, Ассоциация научных работников и издателей (АНРИ)  и др.

Развивается система самообразования, захватывая наиболее способных и готовых к восприятию новых сотрудников. Тезис Н.А. Рубакина: «Самообразование – характерное явление наших дней, это знамение нашего времени» [3], - актуален сегодня, как никогда.

На протяжении всего периода своего существования БЕН РАН уделяла значительное внимание профессиональной подготовке,  как библиотечных специалистов, так и учёных — пользователей Библиотеки, избрав для этого модели а) проведения научно-практических семинаров и б) участия в Web-семинарах [4].

С 2016 года научно-информационные семинары в БЕН РАН стали регулярными. Презентации прошедших семинары можно посмотреть на сайте Библиотеки по естественным наукам РАН, в разделе «Научно-информационные семинары» http://www.benran.ru [5] (размещены с разрешения авторов). Научно-информационные семинары проводятся с приглашением ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Семинары становятся популярными не только среди специалистов отделов БЕН РАН, но и специалистов других библиотек. Каждый семинар посещает до 60 человек. В 2019 году было проведено анкетирование участников семинаров. В ходе анкетирования участниками семинаров была отмечена их большая значимость не только для сотрудников библиотеки, но и для научных сотрудников, которые активно пользуются информационными ресурсами.

Научно - информационные семинары являются частью непрерывного образования, ориентированные на формирование высокого уровня мастерства библиотекаря, его интеллектуальное развитие и творческий потенциал [6]. Специалист библиотечной сферы должен понимать, что быть в курсе информационных новинок это часть их работы. В процессе прослушивания семинаров наши коллеги получают, не только теоретические знания, но и возможность применить их на практике. Это может быть практическое занятие в компьютерном классе, а возможно, и получение тестового доступа к новому ресурсу. Тестовый доступ может предоставляться на срок от 1 месяца до 3-х.

Семинары не только дают новые знания, но и помогают систематизировать уже имеющиеся, помогают узнать о современных тенденциях в области информационного обеспечения научных исследований, библиотечного и издательского дела, а так же держат в курсе проблем библиотечного мира.

Проведение семинаров для библиотекарей способствует выполнению одной из важнейших задач библиотеки – повышению и развитию профессионального уровня библиотечных специалистов в соответствии с современными требованиями и профессиональными стандартами. Самое главное, что библиотечное сообщество понимает необходимость и активно участвует в формировании системы непрерывного профессионального образования.

Необходимость в семинарах учла и кафедра Библиотечно-информационных наук в Московском государственном институте культуры (МГИК), которая ведет активную деятельность в привлечении специалистов для проведения тренингов и мастер-классов для будущих работников библиотек. Такой формат обучения пользуется популярностью у студентов. Мастер - классы посещают студенты разных специальностей бакалавры, магистранты, а также аспиранты. Мастер-классы проходят в различных форматах, это могут быть практические и лекционные занятия. Специалисты с удовольствием делятся своим опытом, который оттачивался на протяжении многих лет.

 В последнее время стала широко использоваться такая модель непрерывного образования как вебинары.  Эту форму используют ведущие держатели информационных ресурсов. Компания Elsevier организует серию онлайн-тренингов, охватывая как широкий круг специалистов, использующих базу данных Scopus, так и библиотекарей. Именно библиотекари становятся посредниками между учеными и информационными, особенно библиометрическими, базами данных. На онлайн-тренингах можно узнать о передовых практиках, выборе контента и охвате, метриках для отслеживания и понимания результатов исследований и многое другое.

Компания Директ-Медиа организовывает большой цикл вебинаров, приглашая на них экспертов из разных областей, которые направлены на широкую аудиторию. Вебинары разделены на 4 цикла: «От первого лица» — в нём первые лица и создатели компаний поделятся опытом и расскажут о своих продуктах и системах; «Эксперт на связи» — в этом цикле ведущие специалисты-эксперты будут освещать актуальные вопросы в прикладных областях; цикл «В полдень с „Директ-Медиа“» — это цикл продуктовых вебинаров, а также вебинаров прикладного характера, который  ведут сотрудники компании «Директ-Медиа»; и цикл «Новое поколение» — это вебинары для работников дошкольных учреждений и учителей школ [7].

Модель бесплатных вебинаров на русском языке организует компания Clarivate Analytics (база данных Web of Science Core Collection). Для участия в вебинарах необходимо зарегистрироваться на сайте https://clarivate.ru/webinars [8]. Вебинары Clarivate Analytics проходят ежемесячно в виде серий, в каждой из которых по 3 вебинара на различные темы. Серия 1 посвящена работе с информационной платформой Web of Science, серия 2 - оценки научной результативности инструментами Clarivate Analytics, серия 3 - практическим рекомендациям по   подготовке публикаций для международных журналов. Данные вебинары полезны библиотекарям, ученым, аспирантам, студентам. Участникам, которые прослушают не менее 90% каждого из вебинаров в одной из трех серий, выдается сертификат участника, что важно для подтверждения компетенций. Длительность каждого вебинара от 1 -1,5 часов. За выделенное время спикеры успевают ознакомить участников с теоретической частью рассматриваемой темы, но большая часть вебинара отведена на практические занятия, так как это наиболее сложный аспект, поскольку впоследствии именно практические навыки становятся определяющими. Для ответов на вопросы, которые возникают у участников во время прослушивания вебинара или непосредственно уже в работе с базой данных, выделяется дополнительное время. Этот формат проведения семинаров очень удобен. Он позволяет прослушать только ту тему, которая наиболее интересна и вызывает вопросы, не требуя обязательного прослушивания всей серии вебинаров.  Возможность выбора удобного времени для прослушивания вебинара тоже является дополнительным плюсом. А для тех, кто по каким-либо причинам не смог прослушать вебинар онлайн, смогут посмотреть запись вебинара спустя некоторое время на канале YouTube по ссылке https://www.youtube.com/user/WoSTraining  [9].

Вопросы профессиональной подготовки обострились в период вынужденного перехода библиотечно-информационных структур на дистанционный режим работы (март-апрель 2020 г.) [10]. Этот режим потребовал оперативной переориентации специалистов на условия работы в электронной среде, включая как простейшие операции общения по электронной почте, так и выполнения сложных поисковых задач для поддержки информационного сопровождения научных и образовательных процессов. Оперативно сформированы обучающие курсы для бакалавров, магистров, аспирантов, включающие практические задания. Именно эти навыки необходимо распространить и на процессы непрерывного профессионального образования в дистанционном режиме для специалистов библиотечно-информационной сферы.  

Повышение квалификации библиотечных работников - это постоянный и планомерный процесс, целью которого является улучшение деятельности библиотеки. Конечными результатами проведения таких мероприятий как семинар, мастер-класс и т.п. является не количественные показатели, такие как число проведенных семинаров, мастер – классов, количество студентов, принятых на практику, а полученные в итоге знания. Непрерывное образование повышает качество оказания библиотечно - информационных услуг, формирует социальный имидж библиотеки, позволяет глубже осознать её роль в обществе.

 

Список источников

  1. 1. Калашникова Г.В. Библиотекарь в современном информационном обществе глазами магистранта МГИК // Культура: теория и практика. - 2016. - Т. 4. - № 13. Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/64/66/885/ Дата публикации: 24.08.2016
  2. 2. Каленов Н.Е., Цветкова В.А. Новые вызовы в библиотечно-информационном пространстве: современные кадры — забота самих библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 5. С. 587—591. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-5-587-591.
  3. 3. Рубакин А.Н. Избранное: в 2 томах. М.: Книга - Т.1. – 224 с. – с. 126, 139
  4. 4. Соловьева Т.Н., Цветкова В.А. Научно-информационные семинары как вид деятельности БЕН РАН // Информационное обеспечение науки: новые технологии: Сборник научных трудов / Н. Е. Каленов, В. А. Цветкова (ред.). - М.: БЕН РАН, 2017. - С. 285-291
  5. 5. Сайт Библиотеки по естественным наукам РАН. - URL: http://www.benran.ru (дата обращения 1.04. 2020 г.)
  6. 6. Неверова Т.А. Активные методы обучения в повышении профессионального мастерства библиотекарей региона. // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 12 (34). - С. 354-356.
  7. 7. О проекте компании «Директ-Медиа». - URL: http://directacademia.ru/about
  8. 8. Онлайн-семинары Clarivate Analytics. - URL: https://clarivate.ru/webinars (дата обращения 04. 2020 г.)
  9. 9. Web of Science Training. - URL: https://www.youtube.com/user/WoSTraining (дата обращения04. 2020 г.)
  10. 10. Приказ от 16 марта 2020 г. N 357 «О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019 – NCOV) на территории Российской Федерации»

 

Сведения об авторе

Калашникова Галина Валерьевна, научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН, аспирантка Московского государственного института культура, кафедра библиографоведения, библиотековедения и книговедения.

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, библиотековедение, Library education

13.04.2020, 731 просмотр.