БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ДОРОНИНА И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ

Константин Иванович Абрамов, памяти которого посвящены нынешние «Скворцовские чтения», был выдающимся отечественным библиотековедом и обладал незаурядной личностной харизмой. Этому свидетельствуют его труды и публикации о жизненном и научном пути, однако, особо хочется отметить заслуги К.И. Абрамов в деле организации библиотечного образования. Вся его деятельность была неразрывна связана с Московским государственным институтом культуры (Московским библиотечным институтом) и тот факт, что К.И. Абрамов руководил 40 лет кафедрой библиотековедения, которая в это время обладала самым высоким научным потенциалом, вызывает самое глубочайшее уважение [7,8]. Профессор М.Я. Дворкина, характеризуя личность К.И. Абрамова как библиотечного деятеля, педагога и исследователя отмечала, что он был  «сторонник фундаментальности библиотечного образования, подготовки специалистов широкого профиля, соответствия образования международным стандартам, компьютеризации учебного процесса, ознакомления студентов с математическими методами» [2]. К.И. Абрамов, несомненно, умел предвидеть векторы развития библиотечного образования, так как в нынешних условиях цифровой экономики, принцип фундаментальности является едва ли не главным принципом, обеспечивающим ответ вызовам системе всего высшего образования Российской Федерации, в том числе и библиотечного. 

Чтобы четко понимать эти вызовы необходимо внести терминологическую ясность. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая в 2019 году, опирается на важнейший концептуальный документ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», принятый указом президента РФ в 2017 г. В этом документе предлагается обновленная формулировка системообразующего понятия «информационное общество». Если ранее  «информационное общество» представлялось обществом, в котором большинство работающих занято осуществлением информационных процессов, то в современном выражении – «это общество, в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [6].  Тем самым, очевиден переход на качественно новый уровень отношения к информации, предполагающий уже не только её приоритетность во всех сферах жизнедеятельности человека, но и признание её фундаментальной практической значимости в решении проблем различного уровня: от бытовых до государственных; от чисто прикладных до творческих. Термин «цифровая экономика» также определен в этом документе как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [6]. Это определение адекватно определению цифровой компетентности, сформулированной профессором Н.И. Гендиной как «интегративное качество личности, проявляющееся в готовности, способности и умении самостоятельно эффективно, критично и безопасно выбирать и применять цифровые технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа, учеба, досуг и др.)». Акцентируем, что именно умение выбирать и применять цифровые технологии, а не только знать их составляет основу цифровой компетентности.

Особый интерес вызывает направление «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы результатами которого «будут выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов», кроме того, к 2024 году будут «актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части требований к формированию компетенций цифровой экономики, и разработаны рекомендации по актуализации примерных основных образовательных программ» [5].

Эти факты естественным образом влекут за собой изменения и профессиональных, и персонифицированных характеристик специалистов всех направлений, в том числе и библиотечного.

Можно конкретизировать некоторые закономерности развития библиотечной сферы и образования, вытекающие из положений данных документов.

  1. Развитие индустриального интернета предполагает информатизацию всех библиотечных процессов, а том числе автоматизацию не только физического, но и умственного труда.
  2. Развитие «интернета вещей», сетей 5 поколения потребуют от библиотечного специалиста не только уверенного владения компьютером на пользовательском уровне, но и необходимого понимания сущности информационных и телекоммуникационных технологий.
  3. Стремительная смена технологий потребует от библиотечных специалистов необходимости не столько знать эти технологии, а иметь фундаментальную подготовку, обеспечивающую способность оперативно реагировать на изменения и адаптироваться в изменяющихся условиях.
  4. Развитие междисциплинарных направлений на основе глубоких и фундаментальных знаний.
  5. Рост технологически наукоемких производств потребует от библиотечных специалистов знаний основных классических методологий IT-сферы.
  6. Риски и угрозы, связанные с «информационным» шумом, предполагают наличие у библиотечных специалистов аналитического алгоритмизированного мышления и умения проводить отбор ценных ресурсов, их верификацию на основе аналитической деятельности [3].

Перечисленные закономерности и общепризнанный факт, что в области образования профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по принципу перехода от общего – фундаментального к специальному – частному, можно утверждать, что принцип фундаментальности представляет собой базовую основу обеспечения адекватного современным обновляемым требованиям качества образования.

Профессор Т.И. Ключенко еще в 2006 году определила главную цель фундаментализации профессионального образования библиотечного специалиста в вузе культуры и искусств, которая в условиях цифровой экономики приобрела особую актуальность – «усиление фундаментальных составляющих информационно-естественнонаучных, математических, технологических дисциплин с целью подготовки кадров, способных осваивать, эксплуатировать и создавать новые наукоемкие и культуроемкие технологии» [4].

Таким образом, цифровые компетенции должны быть «интегрированы в личность» и составлять основу ее информационной культуры, а принцип фундаментальности позволит библиотечному специалисту адекватно вписаться в современное информационное общество.

 Список источников

  1. 1. Гендина, Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография / Н.И. Гендина. – Москва: Литера. - 2016. – 392 с.
  2. 2. Дворкина М.Я. К.И. Абрамов – библиотечный деятель, педагог, исследователь [Электронный ресурс] / М.Я. Дворкина // Библиотековедение. – 2015. - № 6. – С. 74-77. – URL: https://bibliotekovedenie.rsl.ru/jour/article/viewFile/291/384 (дата обращения: 18.01.2020).
  3. 3. Доронина И.Н., Киреева О.А. К вопросу о фундаментальности гуманитарного образования в высшей школе / И.Н. Доронина, О.А. Киреева // Тенденции развития высшего образования в современном мире: материалы докл. Всерос. науч.-практ. конф., Сочи, 11 сентября 2018 г. / под ред. Г. А. Берулава. – Сочи : ОЧУВО МИУ, 2018. – С. 72-76.
  4. 4. Ключенко, Т.И. Математика в библиотечной профессии : учебно-методическое пособие / Т.И. Ключенко. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 160 с.
  5. 5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 18.01.2020).
  6. 6. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы” [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 17.01.2020).
  7. 7. Соков П.С. Абрамов Константин Иванович / П.С. Соков // Библиотечная энциклопедия. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 10-11.
  8. 8. Соков П.С., Божьев Е.М. Педагоги факультета информационных ресурсов и их вклад в формирование системы подготовки библиотечных кадров [Электронный ресурс] / П.С. Соков, Е.М. Божьев // Вестник МГУКИ. –2010.– №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogi-fakulteta-informatsionnyh-resursov-i-ih-vklad-v-formirovanie-sistemy-podgotovki-bibliotechnyh-kadrov (дата обращения: 17.01.2020).

 

Сведения об авторе

Доронина Инна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры БИД; Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры», кафедра библиотечно-информационной деятельности

К оглавлению выпуска

библиотековедение, Library education, информационная культура

13.04.2020, 705 просмотров.