ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ТУРАНИНА Н.А., ДОЛЖЕНКО, Э.Н., СУШКОВА Ю.Н. ТЕХНОЛОГИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ ВУЗА
В современном обществе знания являются важнейшим ресурсом. Они закладывают основу для успешной работы, делают человека состоявшимся в избранной профессии. В подготовке специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью, вузовская библиотека играет важную роль, так как высокое качество образования сегодня возможно только при наличии информационного обеспечения пользователей библиотеки.
Библиотека вуза всегда являлась и является важной частью воспитательного и образовательного процесса. Она помогает учебному процессу и содействует научно-исследовательской работе студентов, аспирантов, профессоров и преподавателей.
XXI век окрестили веком информации и, без сомнения, будущее будут определять информационные технологии. Внедрение новых информационных технологий стало главным фактором повышения эффективности и качества обслуживания студентов-пользователей.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция замещения использования традиционных видов библиотечных услуг (книга в традиционном виде, каталоги) на использование электронных ресурсов (электронный каталог, электронная библиотека, электронно-библиотечные системы).
Но никакие электронные ресурсы нельзя сразу освоить без помощи квалифицированного специалиста, в частности, высокопрофессионального библиотекаря, что очень важно для библиотечного обслуживания студенческой аудитории.
На сегодняшний день в управлении библиотечно-информационных ресурсов (далее – Управление) Белгородского государственного аграрного университета имени В. Я. Горина используются следующие технологии библиотечного обслуживания студентов:
- выдача первичных бумажных (на абонементе, в читальном зале);
- справочно-библиографическое обслуживание (каталоги, тематические картотеки, базы банных (БД), электронный каталог (ЭК), электронная библиотека (ЭБ), электронно-библиотечные системы (ЭБС);
- выставочное обслуживание (тематические выставки, экспресс-выставки, выставки новых поступлений, виртуальные выставки);
- библиографическое информирование;
- библиотечное ориентирование, включающее консультационное обслуживание;
- библиотечное обучение (библиотечно-библиографическое обучение);
- библиотечное стимулирование (рекомендация библиотекарем документов, влияние всей библиотечно-информационной среды) и др.;
- массовые мероприятия (культурно-просветительская работа со студентами университета) [1].
Технология обслуживания студентов и читателей (пользователей) в Управлении выполняется традиционным и электронным (компьютеризированным) методами.
Библиотечно-информационное обслуживание студентов вуза осуществляется:
- в универсальном читальном зале;
- в читальном зале технологического факультета;
- на универсальном абонементе;
- в электронной библиотеке Белгородского ГАУ.
Электронная библиотека Белгородского ГАУ размещена на сайте университета на базе программного обеспечения системы Web-ИРБИС 64, что позволяет пользователям в рамках университетской программы «Электронный ВУЗ» удаленно работать с ЭК, ЭБ, ЭБС. Электронная библиотека предоставляет возможность накапливать, сохранять и эффективно использовать коллекции электронных полнотекстовых изданий, доступных в удобном для пользователей виде (формат PDF) через локальные и глобальные сети передачи данных. Также в электронном каталоге отображен счетчик запросов и посещений электронного каталога Белгородского ГАУ, что позволяет в режиме реального времени проследить его востребованность [2].
Особое внимание уделяется размещению в электронной библиотеке Белгородского ГАУ электронных текстов учебных и учебно-методических пособий, изданных преподавателями университета, а также приобретенных во внешних издательствах.
Обеспечена возможность доступа к удаленным ресурсам, используемых библиотекой на основании лицензии – ЭБС издательства «Лань», ЭБС «Znanium.com», ЭБС «AgriLib», ЭБС «Руконт», электронная справочная система «Информио».
В целях повышения доступности указанных электронных ресурсов со всеми студентами университета проводятся практические библиотечно-библиографические занятия – Дни первокурсника, Дни курсового и дипломного проектирования. Библиотечно-библиографическое обучение позволяет формировать у студентов навыки поиска информации, развивать информационную культуры и грамотность использования электронной информации.
Также на протяжении всего учебного года в читальных залах пользователям предоставляются индивидуальные консультации по использованию электронных ресурсов.
Информация о новых поступлениях литературы в Управление «Бюллетень новых поступлений» размещается на сайте Белгородского ГАУ в новостной ленте университета, каждый квартал текущего года как для студентов, так и для всех пользователей.
В помощь учащимся среднего профессионального образования на сайте университета размещены «Онлайн-ресурсы для учреждений СПО», содержащие видеоматериалы к учебным дисциплинам по основным тематическим блокам с указанием электронного адреса: «Агрономия», «Ветеринария», «Естественные науки», «Животноводство», «Инженерное дело. Агроинженерия», «Общественные науки», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Экономика» (около 1000 видео).
Для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава на сайте университета в разделе «Инфоресурсы» размещен «Каталог учебных видеоматериалов и интервью с руководителями и специалистами АПК Белгородской области», систематизированный по сельскохозяйственным отраслям: «Общие вопросы сельского хозяйства», «Экономика АПК», «Ветеринария», «Механизация и электрификация сельского хозяйства», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Растениеводство», «Животноводство».
В университетской библиотеке массовая работа традиционно рассматривается как совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати среди читателей (пользователей) и всегда соотносится с общечеловеческими ценностями, в первую очередь, культурно-историческими, эстетическими, нравственными.
Отдел обслуживания Управления сделал массовые мероприятия одним из направлений своей работы, потому что в условиях трансформации ценностных ориентиров общества именно пропаганда классических литературных произведений может возместить потребность студенческой молодежи в духовной жизни и поисках идеалов.
На ряду с использованием этих видов технологий библиотечного обслуживания студенты и аспиранты хотели бы получать новые информационные услуги, в том числе в удаленном режиме:
- доступ к фонду диссертаций РГБ (для совершенствования справочно-библиографического обслуживания библиотеки);
- межбиблиотечный абонемент (МБА);
- электронная доставка документа (ЭДД);
- виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря».
Для успешного внедрения технологий библиотечного обслуживания студентов большое значение имеет внедрение централизованной системы оповещения для пользователей библиотечно-информационных ресурсов в рамках программы «Электронный ВУЗ». Особенно актуальна данная функция для студентов факультета заочного образования и международной работы, т.е. студенту-заочнику наравне со студентами очной формы обучения дистанционно будет предоставлена наиболее полная библиотечно-информационная поддержка (рассылки в личный кабинет сообщений о книговыдаче, информации о мероприятиях, выставках, поступлении новой литературы и др.). Над этими и другими вопросами в настоящее время работает управление по информатизации Белгородского ГАУ.
Для усовершенствования технологий библиотечного обслуживания студентов необходимо осуществлять:
- 1. Систематическое пополнение и актуализацию электронного каталога, включая каталог видеоматериалов.
- 2. Установление обратной связи, как со студентами, так и с ППС университета.
- 3. Оперативное выполнение запросов по подбору литературы, и других библиотечно-информационных потребностей (индивидуальная работа с пользователями библиотечных услуг путем рассылки в личный кабинет студента сообщений о книговыдаче, информации о мероприятиях, выставках, поступлении новой литературы и др.).
- 4. Частичная оцифровка (сканирование) книжного фонда управления библиотечно-информационных ресурсов, для дальнейшего размещения в электронной библиотеке Белгородского ГАУ, дополняя полнотекстовые базы данных.
- 5. Разработку и размещение новых баз данных.
- 6. Комплектование компьютерами читальных залов.
Список источников
- 1. Абдалимова, Ж. С. Современные модели библиотечного обслуживания: результаты внедрения и перспективы развития (на региональном материале) : монография / Ж. С. Абдалимова, Д. М. Мергалиев, Т. М. Степанская. – Барнаул : АлтГУ, 2018. – 123 с. – Текст : непосредственный.
- 2. Туранина, Н. А. Информационные технологии как средство повышения качества обслуживания студентов в библиотеке вуза / Н. А. Туранина, Э. Н. Долженко. – Текст : электронный // Румянцевские чтения – 2019: материалы Международной научно-практической конференции : в 3 частях (Москва, 23–24 апреля 2019 г.). – Москва : Издательство «Пашков дом», 2019. – Часть 3. – С. 180–183.
Cведения об авторах
Туранина Неонила Альфредовна - Заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор филологических наук, профессор, Белгородский государственный институт искусств и культуры: idb@bgiik.ru
Долженко Эльмира Нуретдиновна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Сушкова Юлия Николаевна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
мероприятия, конференции, информационная грамотность
13.04.2020, 1483 просмотра.