ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Переживаемый в настоящее время период кардинальных трансформаций библиотечной деятельности объективно обусловлен «погружением» ее в цифровую среду, развитием информационно-коммуникационных технологий, автоматизацией библиотечно-информационных процессов. Оцифровка книжных памятников, создание цифровых коллекций, организация удаленного доступа к электронным информационным ресурсам, предоставление виртуальных услуг, взаимодействие с пользователями в виртуальной среде – эти и другие направления деятельности вошли в повседневную практику библиотек, требуя от их сотрудников формирования и развития новых – цифровых – компетенций.
Профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (ДПО) призваны реагировать на эту потребность библиотечного сообщества. Национальный проект «Культура» ставит задачи устранении «цифрового неравенства», увеличения к 2024 г. в 10 раз числа обращений к цифровым ресурсам культуры. Федеральный проект «Творческие люди» предусматривает в период 2019-2024 гг. повышение квалификации 40 000 специалистов ежегодно. В их числе персонал общедоступных библиотек. Без использования потенциала дистанционных образовательных технологий (ДОТ) обучение цифровым технологиям такого количества практикующих специалистов не представляется возможным.
Многолетний опыт применения ДОТ в профессиональном образовании, позволил убедиться в несомненных преимуществах их использования в программах профессиональной переподготовки и повышении квалификации, в обучении лиц, мотивированных на освоение профессии или развитие обретенных ранее компетенций. Это: гибкий график организации учебного процесса во времени, некритичность к месту проведения занятий, наглядность представления учебного материала, возможность учета индивидуальных и групповых потребностей, опора на актуальные информационно-коммуникационные и образовательные технологии.
Организационные аспекты цифровизации образования, включая дополнительное, отражает утвержденный приказом Министерства науки и образования РФ «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1].
Все виды работ, связанных с внедрением ДОТ, детально освещены в «Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» [2].
Обязательным условием реализации неоспоримых преимуществ дистанционного образования является оригинальный учебный контент и адаптированные к форме обучения организационно-методические решения (вариативный календарный график, предусматривающий мягкий и жесткий дедлайн; способы реализации прямой и обратной связи между преподавателем и обучающимися; формы контроля осваиваемых знаний и практических умений).
Подготовка и реализация дополнительной профессиональной программы в дистанционном формате предполагает наличие собственной или арендуемой образовательной платформы, на базе которой формируется электронная информационно-образовательная среда (ЭОИС). Хорошо разработанная среда дистанционного обучения (СДО) и содержательно наполненная ЭИОС обладают достаточными телекоммуникационными и интерактивными возможностями для эффективной коммуникации online и offline. В ЭИОС размещаются необходимые и достаточные для успешного освоения курса виды учебно-методического обеспечения: лекции (в форматах видео, текстовом, мультимедийном), методические рекомендации по выполнению практических, ситуационных и проектных заданий, наглядные и справочные материалы, базы данных, глоссарии, компьютерные тесты.
У преподавателей, приступающих к освоению ДОТ, существует устойчивое заблуждение, что материалы, разработанные для контактного обучения, могут быть без какого-либо редактирования перенесены в ЭИОС для реализации онлайн-курсов. Поэтому работе в дистанционных образовательных программах должна предшествовать специальная подготовка. Так, 6 преподавателей библиотечно-информационного факультета (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) прошли повышение квалификации в Северо-Западном региональном центре компетенций в области онлайн-обучения при Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого. Другие преподаватели и практикующие специалисты, привлекаемые к реализации ДПП, стали выпускниками образовательной программы «Разработка и реализация онлайн-курса в среде дистанционного обучения МИРАПОЛИС»
Первая и важная особенность онлайн-курсов – их модульная структура (см. рис. 1). Онлайн-курсы содержат информацию в формах, ориентированных на различные каналы ее восприятия: зрение, слух, осязание, а также на людей, склонных к логическому восприятию и осмыслению действительности. Поэтому в структуре модуля представлена текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация.
Рисунок 1 – Структура модуля/темы онлайн-курса
Требования к содержательному наполнению учебных материалов и их формальным характеристикам рамочно определены дидактикой дистанционного образования (см. табл. 1).
Таблица 1 – Учебно-методические материалы для онлайн-курса
|
Вид учебно-методического обеспечения |
Рекомендуемые характеристики |
|
1. |
Лекция |
1 академический час |
|
1.1. |
Видео к лекции |
5-7 (максимум -11) минут |
|
1.2. |
Презентация лекции |
до 10-ти слайдов |
|
1.3. |
Конспект лекции |
4-6 страниц текста |
|
2. |
Методические указания к практическому занятию |
Не менее 2-х страниц текста |
|
3. |
Тесты для промежуточной аттестации |
20-25 тестовых вопросов/заданий |
|
4. |
Тесты для итоговой аттестации |
30-60 тестовых вопросов/заданий |
|
Научно-образовательный центр библиотечно-информационных технологий СПбГИК, ответственный за реализацию ДПП для специалистов библиотек, учитывает эти требования при разработке своих программ. Так, в 2019 г. в проекте «Творческие люди» были представлены три образовательные программы повышения квалификации: «Современная библиотека: актуальные практики и технологии» (для сотрудников публичных библиотек), «Игровые технологии библиотеки в продвижении чтения» (для библиотекарей, работающих с детской аудиторией), «Инновационные технологии подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности» (для преподавателей библиотечно-информационных дисциплин вузов и колледжей культуры). Обучение велось в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Объем каждого курса составил 36 часов.
При разработке учебно-методического обеспечения были приняты следующие решения по его составу: видеолекции (1-3 видеофрагмента по каждой программе), конспекты лекций (6-8), мультимедийные презентации лекций (6-8), описания практических работ (5-6), тесты текущего (по отдельным темам), промежуточного (по модулям) и итогового (по курсу в целом) контроля (1-3).
Процесс реализации ДПП обеспечивали следующие организационные решения:
- - формы контроля: знаний – компьютерные тесты; умений – результаты выполнения практических работ.
- - формы реализации прямой и обратной связи, обеспечивающие интерактивный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса – сервисы СДО МИРАПОЛИС: «Комментарии», «Мои сообщения», «Форум».
- - оперативное организационно-методическое сопровождение обеспечивает диспетчер программ посредством телефонного общения с обучающимися, электронной почты, сервиса «Мои сообщения».
Заявки на повышение квалификации библиотечных специалистов в 2019 г. поступили из 46 регионов России.
Специалисты библиотек уже «на входе» в процесс обучения (при регистрации на образовательную программу) запрашивали рекомендуемую для освоения учебного материала литературу. Реагируя на эту потребность, библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры обеспечила доступ к электронной библиотеке «Профи-Либ» издательства «Профессия», предоставив возможность повышающим свою квалификацию поработать с актуальными профильными учебными и справочными изданиями.
Обучение в 2019 г. успешно прошли 986 практикующих специалистов и преподавателей специальных дисциплин. Они освоили теоретический материал и подтвердили полученные знания результатами компьютерного тестирования. Акцент в обучении был сделан на выполнении практических заданий, связанных с освоением актуальных методик и технологий библиотечной или образовательной деятельности.
Дистанционная форма обучения, как и любая иная, имеет свои ограничения.
Для обучающихся это:
- - необходимость высокой степени дисциплины и самоконтроля;
- - отсутствие прямого контакта с преподавателем;
- - недостаточная мотивация на завершение обучения. В рамках Национального проекта «Культура» сильным мотивирующим фактором для обучающихся является вовлеченность в процесс серьезного административного ресурса.
Для преподавателя основные ограничения обусловлены:
- - трудоемкостью разработки онлайн-курса и его компонентов;
- - трудоемкостью «ручной» проверки практических заданий по курсам гуманитарной направленности;
- - необходимостью постоянного сопровождения, настройки, актуализации курса.
Однако эти сложности окупаются интересными работами практикующих специалистов, конструктивным и познавательным общением; позитивной реакцией участников образовательных программ; чувством исполненного профессионального долга.
Cписок источников
- 1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. – URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.
- 2. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. – URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.
Сведения об авторе
Пилко Ирина Семеновна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: skip_95@ mail.ru
04.06.2020, 1173 просмотра.