ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  Переживаемый в настоящее время период кардинальных  трансформаций  библиотечной деятельности объективно обусловлен «погружением» ее в цифровую среду, развитием   информационно-коммуникационных технологий,  автоматизацией библиотечно-информационных процессов. Оцифровка книжных памятников, создание цифровых коллекций, организация удаленного доступа к электронным  информационным ресурсам, предоставление виртуальных услуг, взаимодействие с пользователями в виртуальной среде – эти и другие направления деятельности вошли в повседневную практику  библиотек, требуя от их сотрудников формирования и развития новых – цифровых – компетенций.

  Профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (ДПО) призваны реагировать на эту потребность  библиотечного сообщества.  Национальный проект «Культура» ставит  задачи устранении «цифрового неравенства», увеличения  к 2024 г. в 10 раз числа обращений к цифровым ресурсам культуры. Федеральный проект «Творческие люди» предусматривает в период 2019-2024 гг. повышение квалификации 40 000 специалистов ежегодно.  В их числе  персонал общедоступных библиотек. Без использования потенциала дистанционных образовательных технологий  (ДОТ) обучение цифровым технологиям такого количества практикующих специалистов не представляется возможным.

  Многолетний опыт применения ДОТ в профессиональном образовании, позволил убедиться в несомненных преимуществах их использования в программах профессиональной переподготовки и повышении квалификации, в обучении лиц, мотивированных на освоение профессии или развитие обретенных ранее компетенций. Это: гибкий график организации учебного процесса во времени, некритичность к месту проведения занятий, наглядность представления учебного материала, возможность учета индивидуальных и групповых потребностей, опора на актуальные информационно-коммуникационные и образовательные технологии.

 Организационные аспекты цифровизации  образования, включая дополнительное, отражает утвержденный приказом Министерства науки и образования РФ «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1].

  Все виды работ, связанных с внедрением ДОТ, детально освещены  в «Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» [2].

 Обязательным условием реализации неоспоримых преимуществ дистанционного образования является оригинальный учебный контент и адаптированные к форме обучения организационно-методические решения (вариативный календарный график, предусматривающий мягкий и жесткий дедлайн; способы реализации прямой и обратной связи между преподавателем и обучающимися; формы контроля осваиваемых знаний и практических умений).

 Подготовка и реализация дополнительной профессиональной программы в дистанционном формате предполагает наличие собственной или арендуемой образовательной платформы, на базе которой формируется электронная информационно-образовательная среда (ЭОИС).  Хорошо разработанная среда дистанционного обучения (СДО) и содержательно наполненная ЭИОС обладают достаточными телекоммуникационными и интерактивными  возможностями для эффективной коммуникации  online  и offline. В ЭИОС размещаются необходимые и достаточные для успешного освоения курса  виды учебно-методического обеспечения: лекции (в форматах видео, текстовом,  мультимедийном), методические рекомендации по выполнению практических, ситуационных  и проектных заданий, наглядные и справочные материалы, базы данных, глоссарии, компьютерные тесты.

 У преподавателей, приступающих к освоению ДОТ, существует  устойчивое  заблуждение, что материалы, разработанные для контактного обучения, могут быть без какого-либо редактирования перенесены в ЭИОС для реализации онлайн-курсов. Поэтому работе в дистанционных образовательных программах должна предшествовать специальная подготовка. Так, 6 преподавателей библиотечно-информационного факультета (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) прошли повышение квалификации в  Северо-Западном региональном центре компетенций в области онлайн-обучения при Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого. Другие преподаватели и практикующие специалисты, привлекаемые к реализации ДПП, стали выпускниками образовательной программы «Разработка  и   реализация онлайн-курса в   среде дистанционного обучения МИРАПОЛИС»

  Первая и важная особенность онлайн-курсов – их модульная структура (см. рис. 1).  Онлайн-курсы содержат информацию в формах, ориентированных на различные каналы ее восприятия: зрение, слух, осязание, а также на людей, склонных к логическому восприятию  и осмыслению  действительности. Поэтому в структуре модуля представлена текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация.

Рисунок 1 – Структура модуля/темы онлайн-курса

   Требования к содержательному наполнению учебных материалов и их формальным характеристикам  рамочно определены дидактикой дистанционного образования (см. табл. 1).

 Таблица 1 – Учебно-методические материалы для онлайн-курса

 

Вид учебно-методического обеспечения

Рекомендуемые характеристики

1.

Лекция

1 академический час

1.1.

Видео к лекции

5-7 (максимум -11) минут

1.2.

Презентация лекции

до 10-ти слайдов

1.3.

Конспект лекции

4-6 страниц текста

2.

Методические указания к практическому занятию

Не менее 2-х страниц текста

3.

Тесты для промежуточной аттестации

20-25 тестовых вопросов/заданий

4.

Тесты для итоговой аттестации

30-60 тестовых вопросов/заданий

    Научно-образовательный центр библиотечно-информационных технологий СПбГИК, ответственный за реализацию ДПП для специалистов библиотек, учитывает эти требования при разработке своих программ. Так, в  2019 г.  в проекте «Творческие люди»  были представлены три образовательные программы повышения квалификации: «Современная библиотека: актуальные практики и технологии» (для сотрудников публичных библиотек), «Игровые технологии библиотеки в продвижении чтения» (для библиотекарей, работающих с детской аудиторией), «Инновационные технологии подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности» (для  преподавателей библиотечно-информационных дисциплин вузов и колледжей культуры). Обучение велось в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Объем каждого курса составил 36 часов.

  При разработке учебно-методического обеспечения были приняты следующие решения по его составу: видеолекции (1-3 видеофрагмента  по каждой программе), конспекты лекций  (6-8), мультимедийные презентации лекций  (6-8), описания практических работ  (5-6), тесты текущего (по отдельным темам), промежуточного (по модулям)  и итогового (по курсу в целом) контроля (1-3).

  Процесс реализации ДПП обеспечивали следующие организационные решения:

  • - формы контроля: знаний – компьютерные тесты; умений – результаты выполнения практических работ.
  • - формы реализации прямой и обратной связи, обеспечивающие интерактивный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса – сервисы СДО МИРАПОЛИС:  «Комментарии», «Мои сообщения», «Форум».
  • - оперативное организационно-методическое сопровождение обеспечивает диспетчер программ посредством телефонного общения с обучающимися, электронной почты, сервиса «Мои сообщения».

   Заявки на повышение квалификации библиотечных специалистов в 2019 г. поступили из 46  регионов России.

   Специалисты библиотек  уже «на входе» в процесс обучения (при регистрации на образовательную программу)  запрашивали рекомендуемую для освоения учебного материала  литературу.  Реагируя на эту потребность, библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры обеспечила  доступ  к электронной библиотеке «Профи-Либ» издательства «Профессия», предоставив возможность повышающим свою квалификацию поработать  с  актуальными профильными учебными и справочными изданиями.

   Обучение в 2019 г. успешно прошли 986 практикующих специалистов и преподавателей специальных дисциплин. Они освоили теоретический материал и подтвердили полученные знания результатами компьютерного тестирования. Акцент в обучении был сделан на выполнении практических заданий, связанных с освоением актуальных методик и технологий библиотечной или образовательной деятельности. 

  Дистанционная форма обучения, как и любая иная, имеет свои ограничения.  

  Для обучающихся  это:

  • - необходимость высокой степени дисциплины и самоконтроля;
  • - отсутствие прямого контакта с преподавателем;
  • - недостаточная мотивация на завершение обучения. В рамках Национального проекта «Культура» сильным мотивирующим фактором для обучающихся является вовлеченность в процесс серьезного административного ресурса.

         Для преподавателя основные ограничения обусловлены:

  • - трудоемкостью разработки онлайн-курса и его компонентов;
  • - трудоемкостью «ручной» проверки практических заданий по курсам гуманитарной направленности;
  • - необходимостью постоянного сопровождения, настройки, актуализации курса.

 Однако эти сложности окупаются интересными работами практикующих специалистов, конструктивным и познавательным общением; позитивной реакцией участников образовательных программ;  чувством исполненного профессионального долга.

 

Cписок источников

  1. 1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. – URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.
  2. 2. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. – URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.

 

Сведения об авторе

Пилко Ирина Семеновна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор

E-mail:  skip_95@ mail.ru  

К оглавлению выпуска

Library education

04.06.2020, 1025 просмотров.