СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. САХАРЧУК Е.С. АКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Статья посвящена опыту исследования актуальных информационных потребностей субъектов профессиональной туристской деятельности, с учётом которых разработаны рекомендации по уточнению содержания деятельности библиотек в контексте развития внутреннего туризма в России, а также по определению возможных направлений развития ассортимента предлагаемых библиотеками услуг, ориентированных на референтных потребителей.

 Диверсификация функций и услуг современных публичных библиотек представляет собой, по точному определению В.К. Клюева и М.П. Захаренко, направление преодоления вызовов современности [4], связанных, в том числе, с необходимостью соответствовать актуальным информационным запросам клиентов. Как «интегративный социокультурный институт», публичная библиотека  выполняет два типа социальных функций: 1) базовые (информационную, социально-коммуникационную и др.), 2) производные (научное обеспечение производственной деятельности, развитие интеллектуального досуга и др.) [4].

 А.В. Соколов определил информационную потребность как «потребность в информационной деятельности, устраняющей дисбаланс (рассогласование между наличным и нормальным состоянием) информационной сферы субъекта» [8, С.7]. По мнению исследователя, библиотеки, ставящие перед собой цель удовлетворение информационных потребностей, могут добиться её только при условии, что они будут способны удовлетворять конкретные информационные потребности, свойственные их абонентам [8]. Вид деятельности по удовлетворению информационных потребностей (коммуникационный, мнемический, познавательный, регуляционный, эстетический) зависит от цели и мотивации субъекта.

 Исходя из вышесказанного, очевидно, что библиотека, опирающаяся  на сформированные в той или иной сфере профессиональной деятельности представления об имеющихся информационных потребностях, в большей степени подготовлена к удовлетворению запросов референтных целевых групп. Исследования информационных потребностей, как правило, относятся к компетенции экспертных сообществ в предметных областях.

 В современной науке достаточно хорошо изучены особенности информационных потребностей в сферах: оптимизации амортизационной политики предприятий (Островенко Т.К., Гребнев Г.Д., 2002), управления центрами кризисных ситуаций (Антюхов В.И. и др., 2015), управления аптеками (Ежова Т.В., 2017), управления субъектами малого предпринимательства (Шухман М.Э., Чубарь Я.Д., 2019) и агропромышленными комплексами (Сладкова О.Б., Пирумова Л.Н., Пирумов А.А., 2019) и др. Исследована проблематика формирования отдельных отраслевых информационных систем (И.А. Ваганова, 2018).

 Информационные потребности субъектов развивающегося российского внутреннего туризма, в основном, попадают в фокус исследований в двух предметных областях: 1) цифровизация туризма (Павлюк В.П., 2019; Тесля Е.В., 2019; Попов Л.А., Козлов Д.А., 2016 и др.); 2) ресурсоведение отдельных туристских регионов (Романов В.А., 2019; Борзов В.С., Шарова И.С., 2018; Балюк Н.А., Куприна Л.Е., Ситева С.С., 2019 и др).

 Отдельно остановимся на региональных аспектах внутреннего российского туризма, имеющего в контексте государственной стратегии развития туристской деятельности на территории РФ решающее значение. Современные библиотеки определяют в качестве основных направлений «встраивания в развивающуюся туристическую инфраструктуру»: «информационное обеспечение краеведческого туризма» и «самостоятельное проведение краеведческих экскурсий» [1, С.4] и т.д., то есть фактически реализуют виды деятельности, относимые российским законодательством к туристским – по формированию, продвижению и реализации туристских услуг.

 Региональные аспекты все чаще попадают в фокус исследовательских интересов крупных российских исследователей, занимающихся проблемами содержания профессиональной подготовки; Н.В. Лопатина, отмечает необходимость учёта региональных аспектов общественной сферы, в том числе экономики региона, в содержании подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности.

 В представленном контексте обращает на себя внимание тот факт, что вне зоны внимания, как экспертного профессионального сообщества, так и библиотечно-информационного сообщества остаётся обширный пласт информационных потребностей, связанных с радикальными изменениями, происходящими в российской туриндустрии.

 Речь идёт, прежде всего, об изменении потребительского поведения и обусловленной им неизбежной трансформации рынка туризма. Современный потребитель все более самостоятелен (более 60% путешествий совершается самостоятельно) и независим от туроператоров и турагентов массового туризма, что ведёт к существенному сокращению их количества. Возросший уровень требований к туристским услугам, интерес туристов к посещению уникальных дестинаций, «погружению» в среду (так называемый «slow tourism»), прозрачность системы оказания услуг (сервисы отзывов и т.п.), развитие геоинформационных технологий, существенно облегчающих получение информации как о маршруте, так и об объектах туристского интереса – все эти и другие сопутствующие факторы приводят к тому, что большинство профессиональных участников туриндустрии должны, по мнению экспертов, либо радикально измениться, либо уйти с рынка.

 Е.Б. Конколь (директор ТК «Спектрум») считает, что будущее турбизнеса состоит в:

–  интеграции с системами искусственного интеллекта и нейросетями, использующих «большие данные»,

– поиске новых ниш (неохваченных массовым туризмом дестинаций, тематических путешествий, событий и т.п.),

– переориентации турагентств с продаж туров на продажи консультаций, формирование интернет-клубов сообществ турагентств,

– других направлениях специализации, узкой профилизации всех участников рынка, не являющихся «ключевыми игроками» массового туризма [2].

 Охарактеризованные выше изменения в среде турбизнеса обуславливают, как представляется, потребности референтных субъектов в информационной деятельности, способствующей созданию инноваций следующих типов:

– нововведений, развивающих существующие потребности туристов или создающих новые, ранее отсутствующие, потребности;

– инновационных единичных (уникальных) продуктов и услуг;

– инновационных организационно-управленческих решений [5].

 Каждый из вышеназванных типов нововведений соотносим с видами информационной деятельности (А.В. Соколов), базовыми и производными функциями библиотек. В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский предлагают рассматривать инновационное поведение, как «поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора: возможности человека, среда, отвечающая этим возможностям, и готовность человека реализовывать свои возможности «здесь и теперь» [3, с. 150].

 Таким образом, предложение библиотеками различных современных форматов организации тематической интерактивной информационно-коммуникационной среды (кейс-сессии, коучинг-сессии, идейные карусели, хакатоны и др.) обеспечит реализацию ее информационной, социально-коммуникационной, а также производной (научное обеспечение производственной деятельности) функций в отношении конкретной целевой группы потребителей.

 Конкретные информационные потребности «нишевого» турбизнеса, возникающие в контексте необходимости разработки инновационных организационно-управленческих решений реализуемы средствами организации дискуссионных площадок (дискуссионных панелей, семинаров (вебинаров) – обсуждений и др.); перспективной формой представляется предложение профессионально-ориентированного коворкинга.

 Реализуемые библиотеками услуги, связанные с удовлетворением информационных потребностей субъектов туристского рынка, как представляется, не подменяет бизнес-образование, осуществляемое крупными обучающими структурами, но напротив, расширяет ассортимент социально ориентированного предложения, приближает его к конкретному потребителю, в том числе географически, поскольку библиотеки продемонстрировали опыт участия в «малом туризме» на местах [7].

 Подытожим. Важная роль библиотек в информационном обеспечении российского внутреннего туризма очевидна; прежде всего, речь идёт о краеведческих проектах и различных формах поддержки «малого» (местного) туризма.  Однако, актуальная ситуация в туристской индустрии такова, что библиотека может выступить как мощный интегративный институт в становлении информационно-коммуникационной среды так называемых «нишевых» туристских предприятий (как правило, микро-предприятий), находящихся в ситуации выбора: предложить рынку инновационные продукты и подходы или уйти с рынка.  Как показало исследование, тематика «нишевого туризма» практически не отражена в аналитике информационных потребностей и в исследовательско-проектной деятельности библиотек. В связи с чем, предполагается, что тематика, связанная с проектированием продуктовых, технологических и управленческих инноваций, отражённая в различных формах базовой и вспомогательной деятельности библиотек, может быть востребована у референтных потребителей услуг.  Предложенные в статье тематические модули, а также формы работы с потребителями  могут представлять интерес для руководителей и сотрудников библиотек, а также исследователей в предметной области изучения актуальных информационных потребностей.

 Список источников

  1. 1. Библиотека и краеведческий туризм: сборник материалов по итогам областного мастер-класса / НМО ООУНБ им. Н. К. Крупской; сост. И. Н. Скробот, А. Р. Сунякина. – Оренбург: РИО ООУНБ им. Н. К. Крупской, 2017 – 66 с.
  2. 2. Евгения Конколь: «Куда идет туроператорский рынок?» - URL: //https://www.atorus.ru/articles/interview/article/4732.html
  3. 3. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 325. – С. 146-151.
  4. 4. Клюев В.К., Захаренко М.П. Современная публичная библиотека: диверсификация функций, услуг и предложений//Материалы Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения»: в 3 частях. – М.: Пашков дом, 2019. – С. 28–32.
  5. 5. Кузнецов В.В., Сахарчук Е.С. Корпоративное образование: стратегия развития. Монография. – М. Русайнс, 2019. – 129 с.
  6. 6. Лопатина Н.В., Булдина Г.И. Региональное информационное пространство как объект изучения в системе библиотечно-информационного образования// В сборнике: Пятнадцатые Денисьевские чтения 7. Материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности. –2019. – С. 155-157.
  7. 7. Сахарчук Е.С. Коллаборация библиотек и профессиональных участников рынка в целях развития внутреннего туризма// Теория и практика общественного развития.- 2020, №5.
  8. 8. Соколов А.В. Что есть информационная потребность? //В сборнике: Анализ информации в науке, культуре, бизнесе: сборник научных статей под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Г. Ф.Гордукаловой. Сер. "Информационная аналитика" Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Библиотечно-информационный факультет.- Санкт-Петербург, 2013. -С. 7-17.

 

Сведения об авторе

Сахарчук Елена Сергеевна, Московский государственный институт культуры, заведующий кафедрой туризма, доктор педагогических наук, доцент

E-mail:

К оглавлению выпуска

information environment

04.06.2020, 1034 просмотра.