ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПОПОВА Е.Д. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ В ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ И СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (Часть 1)

 Мы наблюдаем беспрецедентный темп развития информационных и телекоммуникационных технологий. Существует множество различных источников, полных поразительных чисел, описывающих динамику и объем информационных потоков в современном мире. Воображение людей, которые непосредственно не вовлечены в информационную индустрию, вряд ли может создать представление, хотя бы приблизительноe,  о реальности, о маштабах, содержащющихся в огромных цифрах. Поэтому профессиональный анализ роста и движения информации ищет сравнения, близкие к привычным вещам. Например, в годишном докладе ИФЛА об основных направлениях развития приводятся ссылки на данные международных компаний, занимающихся исследованиями и анализом технологий: новое Агентство национальной безопасности (АНБ), открытое в конце сентября 2013 года в США, которое сможет хранить до 12 эксабайт (12000 петабайт) информации. «Для сравнения, для сохранения всех когда-либо написанных книг на всех языках требуется около 400 терабайт, что составляет менее одного процента от емкости хранилища нового Центра АНБ (0,0033%), как в один петабайт содержит 1000 терабайт». (12)

 В другом ежегодном отчете Всемирного экономического форума 2016 года говорится: «Фактически, к 2020 году в мире будет более 26 миллиардов подключенных к Интернету устройств и более 4 миллиардов пользователей Интернета во всем мире. Широкополосный доступ категоризирован как одна из самых важных целей в мире технологий, с потенциалом, чтобы оказать значительное влияние на социальные структуры и целые экономики. Каждый день появляются эксабайты новых данных, создаваемых и передаваемых через IP-сети. В 2016 году мир вступил в «эру дзета-байтов»: глобальный IP-трафик достигнет 1,1 зетабайта или более 1 триллиона гигабайт. К 2020 году мировой IP-трафик достигнет 2,3 зетабайта. Этот рост данных стимулирует экономику, стимулирует инновации и создает волны творчества. <...> Но никакие инновации не могут произойти без сети ". (15)

 Еще одной устойчивой чертой современной эпохи является растущее разнообразие вариантов связи, каналов и устройств для распространения и обмена информацией, проникновение информационных моделей во все области и доминирование информационной индустрии.

 В области библиотечной и информационной деятельности и услуг была открыта широкая и интересная область исследований, продолжаются и проводятся разнообразные дискуссии и определения: какова судьба библиотек и их пользователей в этом потрясающе ином мире бесконечной связаности, бесграничного обмена сообщений и огромные потоки информации по все более быстрым информационным магистралам?

 В этой статье рассматриваются факторы и документы, которые определяют будущее библиотек в этой совершенно другой, качественно новой информационной среде, с целью выявить их соответствия потребностям потребительской аудитории. Перед тысячелетной  библиотекой стоит задача доказать свою ценность и найти новые возможности для обслуживания своих пользователей в соответствии с их текущими потребностями. Цель этой статьи состоит в том, чтобы наметить необходимость обсуждения и исследования осведомленности и двухнаправленной силы изменений – библиотек и потребителей в международных документах, национальной политике, как и где акценты поставляются.

 Библиотеки – это общественные учреждения, созданные и призванные предоставлять услуги на основе управления документами, информацией и знаниями. Качество отношений между библиотеками и потребителями  определяется степенью соответствия между возможностями для создания и предоставления услуг библиотечными учреждениями, с одной стороны, и  реальными и потенциальными потребностями потребителей. На качестве потребления библиотечных услуг накладываються и иные факторы. Например уровень способностьи и умений потребителей воспользоваться предоставленным  доступом, интелектуальные возможности личности добиться стойностного знания через предлагаемые услуги и приложить их еффективно в своей личной или профессиональной жизни.

 Международная организация библиотечных федераций (ИФЛА) в своих публикациях, встречах и обсуждениях на ежегодных всемирных конгрессах, в серии регулярных документов и рекомендаций за последнее десятилетие ведет оживленную дискуссию о будущем библиотек, об их месте в новых реалиях и образе жизни, об их эффективном присутствии в удовлетворении потребностей новых поколений потребителей. Глобальные проблемы и возможности для библиотек отражены в отчетах о развитии организации. Еще в 2013 году ИФЛА опубликовала значительный документ о своих руководящих принципах развития, озаглавленный «На гребне волн или пойманных течением: Для ориентации в меняющейся информационной среде».(12) В нем определены пять наиболее распространенных тенденций в глобальной информационной среде: доступ к информации; образование; конфиденциальность личной информации; гражданское участие и технологические преобразования. Документ динамический. И, «хотя он действительно указывает на существующие и вероятные будущие тенденции, характерные для новой цифровой парадигмы, он не предсказывает будущее библиотек. Здесь необходимо  ваше участие. Возможно, самый актуальный вопрос для профессии сегодня – как развивать библиотеки, чтобы они продолжали соответствовать новому информационному ландшафту».

 Некоторые из тенденций, обозначенных в этом отчете, напрямую связаны с потребителями. Тенденция 1: Новые технологии будут одновременно расширять и ограничивать круг людей, имеющих доступ к информации. Повышение значения навыков информационной грамотности «как базового понимания и компетентности в использовании цифровых инструментов» ставит перед библиотеками несколько задач:

  1.  1. Адекватно реагировать на запросы и ожидания людей с хорошими и современными навыками использования технологий и их применения в использовании информации (поиск, оценка, отбор, усвоение и использование, творческое применение для изменения окружающей среды);

и очерчивает новую ключевую роль:

  1.  2. Помочь повысить навыки тех потребителей, которые рискуют быть изолированными от цифрового мира, вовлечь их в активную жизнь и общение посредством обучения, образовательных программ и инициатив.
  2.  3. Работать над постоянным совершенствованием навыков своих сотрудников реагировать на современные модели управления информацией, чтобы помочь квалифицированным пользователям; в полной мере участвовать в обучении отстающих пользователей.

 Тенденция 2 указывает на то, что «Онлайн-образование демократизирует образование и приведет к изменениям в глобальной системе обучения». В документе подчеркивается, что глобальное «расширение ресурсов онлайн-образования сделает возможности обучения более дешевыми и доступными. Важность обучения в течение всей жизни будет возрастать, а неформальное и неофициальное обучение будет получать все большее признание». В последнее десятилетие библиотеки всех видов все чаще находят свое место в качестве учебных центров для потребителей с разнообразными областями и темами.

 Мы ограничимся первыми двумя тенденциями в качестве иллюстрации творческого и ответственного профессионального подхода ИФЛА, который связывает будущее библиотек с глобальными тенденциями развития общества. Эта специфика в работе организации сохраняется на ежегодных мировых форумах.

 Последний отчет за 2018 год с заголовком: Мы не знаем, что произойдет в ближайшие десять лет, но мы знаем, что, объединяя наш интеллект, наши сильные стороны и наш голос, мы [библиотеки] будем лучшим местом для ответа на потребности. („We cannot tell what will come in the next ten years, but we do know that by joining our intelligence, our forces, and our voices, we will be best placed to respond.”) (14) В отчете подчеркивается, что библиотеки не умрут. Они настолько прочно укоренились в жизни своих общин, что по мере изменения условий их роль обогащается и развивается. Ресурсы, которыми они располагают, услуги, которые они предлагают своим пользователям и их миссия, определяются в соответствии с возникающими потребностями и ожиданиями пользователей, «часто способами, которые невозможно было увидеть несколько лет назад». Существенное значение оценивается не отсутствием безопасности, а тем, что доверие к библиотекам не потерялось. «Нам это понадобится, потому что нам есть чем гордиться и что защищать. Изменение времени не должно означать изменение ценностей, особенно когда ценностями являются предоставление общественных услуг, расширение прав и возможностей отдельных лиц и общества, содействие инновациям и защита наследия».  

 ИФЛА полагается на мнение ряда современных библиотечных ученых и практиков, которые считают, что «библиотеки являются ключом к принятию цифровой революции, которая, как считалось когда-либо, привела бы к их вымиранию». (Кэсси Робинсон) Вклад Роджера Бэйга, например, заключается в том, что он «определяет, как библиотеки могут найти новые роли в цифровую эпоху и действительно стать частью альтернативы крупным телекоммуникационным компаниям, которые сегодня выглядят такими мощными».<…>«Сообщение понятно. Библиотеки – это то, что нужно для выживания и процветания». Но Глобальное видение (Global Vision) ИФЛА для библиотек «не о предсказании будущего, а о подготовке к нему».

 Другой документ, «Позиция ИФЛА о библиотеках и развитии»(5), содержит важные рекомендации по укреплению связей между библиотеками и их пользователями на основе меняющихся потребностей новой среды: «Они могут помочь любому взаимодействовать с общественными учреждениями, когда им нужен доступ к услугам и они служат посредниками между гражданами и новыми услугами электронного правительства.»; «... библиотеки являются естественными партнерами для обеспечения общественного доступа к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) и общим информационным ресурсам».

 В документе изложены принципы взаимоотношений между библиотечным учреждением в его современном существовании и потребностями людей, связанными с их качеством жизни сегодня: «Сотрудники библиотеки являются высококвалифицированными и надежными посредниками, призванными помочь людям найти информацию, которую они ищут. Библиотекари проводят тренинги по медийной и информационной грамотности, которые необходимы людям для лучшего понимания и участия в информационном обществе.»; и еще: «Библиотеки эффективно работают с различными группами заинтересованных сторон в разных ситуациях. Они предлагают программы и услуги местным и государственным органам власти, общественным группам, благотворительным организациям, спонсорам, частным и корпоративным организациям. Библиотекари являются гибкими субъектами, способными работать бок о бок с разными уровнями управления, гражданским обществом, бизнесом, научными и техническими сообществами для достижения стратегических целей».

 Организация Объединенных Наций (ООН) присутствует в программах развития библиотек. ИФЛА ищет точки соприкосновения с ее целями, которые имеют отношение к глобальным проблемам человечества (6), а также к развитию каждого современного человека с его или ее конкретными потребностями. Приведенная выше позиция гласит: «Призывает государства-члены ООН поддерживать информационные структуры, лежащие в основе развития, и предоставляющие сетевые, информационные и человеческие ресурсы, такие как библиотеки и другие общественные учреждения». Глобальное библиотечное сообщество всегда сопереживает и проявляет чуткость к проблемам общества. В сентябре 2015 года государства-члены ООН приняли Программу 2030 года, озаглавленную «Преобразование нашего мира». Повестка дня Всемирной организации представляет собой всеобъемлющую интегрированную структуру, содержащую 17 целей и 169 подцелей в области устойчивого развития.(17) Согласно ИФЛА, доступ к информации является существенным и необходимым условием для достижения Целей в области устойчивого развития, и что библиотеки являются не только ключевыми партнерами правительств, но УЖЕ вносят вклад в прогресс в достижении 17 целей.(11) К каждой из них ИФЛА разрабатывает руководящие принципы для воздействия библиотек для реализации Программы. Лионская декларация – это документ для заступничество, подготовленный ИФЛА и ее стратегическими партнерами в период с января по май 2014 года, используемый для оказания позитивного воздействия на содержание Программы развития Организации Объединенных Наций после 2015 года. В нем говорится, что «Доступ общественности к информации помогает людям принимать обоснованные решения, которые могут улучшить их жизнь. Сообщества, которые имеют доступ к своевременной и актуальной информации для всех, находятся в лучшем положении для искоренения нищеты и неравенства,<...>,обеспечение качественного образования и поддержки здоровья человека, культуры, исследований и инноваций». (13)

 Было разработано несколько документов, касающихся ориентации библиотек на достижение целей Программы ООН. Данные одной из них, брошюры ИФЛА, гласят: «Во всем мире 320 000 публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных и академических, школьных и специальных библиотек гарантируют, что информация, а также навыки, необходимые для ее усваивания доступно каждому – это делает их жизненно важными институтами в эпоху цифровых технологий. Библиотеки предоставляют инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), помочь людям развить способность эффективно использовать информацию и хранить ее, чтобы она была доступна для будущих поколений. Они представляют собой проверенную и надежную сеть учреждений в различных сообществах, которые эффективно охватывают все слои населения». (4, с.3)

 Все цели в области устойчивого развития имеют прямое или косвенное отношение к ведению диалога между различными сообществами в библиотеках и через них. Примеры в брошюре ИФЛА имеют конкретные направления и четкие результаты.(8)

 Политика и стратегии развития библиотечного сектора в Европе набирают силу с 1980-х годов. Они обобщены в документе, подготовленном Александром Димчевым.(1) В нем он отмечает, что библиотеки являются «наиболее распространенными культурными и информационными учреждениями в европейском регионе». Они описываются как учреждения с «чрезвычайно серьезным опытом», которые доказали «свое место в удовлетворении потребностей в информации для различных целей населения и государственного сектора» и пользовались «широкой поддержкой и доверием общественности». Признавая их место в «облегчении и расширении доступа граждан к информации и развитию образования, науки, экономики, технологий и качества жизни людей».

 Глобализация и развитие информационного общества являются ключевыми факторами, которые вносят динамические характеристики в адаптацию библиотек к быстрым изменениям. Как часть общественного  сектора, они призваны реагировать на потребности общества и бизнеса. Но необычная динамика «также создает некоторую неопределенность в отношении их функционирования, развития и будущего». Вот некоторые из основных моментов европейской библиотечной политики, отмеченные в рассматриваемом документе, которые отражают отношения между современными библиотеками и их пользователями:

  •  - Изменения и проблемы в мире информации, интернет-среды и «экономика знаний» требует адаптации к новым ролям и моделям развития и действия.
  •  - Прилагаются серьезные усилия для соответствия с новыми реалиями и потребностями и об утверждении библиотек как важнейших центров для информирования населения.
  •  - Особенно актуальные для расширения доступа к информации и для увеличения значимости библиотек в обществе предлагаемые руководящие принципы развития, отраженные в документах ЮНЕСКО, ИФЛА, EBLIDA и других международных организации.»(1)

 Библиотеки продвигают демократию и гражданское общество «обслуживая потребности всего общественного сектора, предоставляя свободный доступ ко всем культурам и знаниям, предлагая привлекательные и интересные виды деятельности и события. Потребности особых групп – таких как инвалиды, подростки, пожилые люди, безработные и те, кто живет в малонаселенных районах – должны быть первостепенными. Усилия должны быть «направлены на удовлетворение потребностей детей, молодежи и тех, кто о них заботится, обеспечивая приятную, спокойную и стимулирующую среду для учебы и отдыха", объединяя игры и новые технологии и создавая партнерские отношения со школами, университетами и другими образовательными структурами», «помогая гражданам в процессах образования и самообразования на протяжении всей их сознательной жизни». В контексте новой информационной среды библиотеки призваны «поддерживать борьбу с цифровой неграмотностью и цифровым неравенством, обеспечивая открытый доступ к информации как наиболее используемыми общедоступными точками интернет-услуг», «предоставляя доступ и обучение для людей, подверженных риску и электронной изоляции посредством предоставление услуг через новые широко доступные каналы такие, как цифровое телевидение».

 Для достижения целей европейской политики для библиотек и их роли в жизни людей в документах содержатся «рекомендации властям по разработке национальной информационной политики для развития и координации всех соответствующих ресурсов, представляющих общественный интерес, для формирования адекватной политики и стратегии развития и финансирования библиотек и т. д.» (1)

 Вот и позиция Стефано Паризе – директора Миланской системы публичных библиотек и вице-президента EBLIDA в 2018 году:

 «Европейские библиотеки играют важную роль в переходе от преимущественно аналогового мира к цифровой среде, где способы доступа и обмена информацией и знаниями кардинально изменились (и будут меняться снова и снова). Библиотеки являются мощным инструментом для балансирования возможностей и уменьшения неравенства. Библиотекари, особенно наиболее хорошо подготовленные и опытные, могут внести свой вклад в устранение цифровых барьеров, просто предоставляя инструменты и экспертные знания для обеспечения разумного доступа к Интернету и формирования понимания цифрового мира, предлагая возможности для улучшения цифровых навыков.

 Такова беспрецедентная ценность наших библиотек. Это продукт нашей повседневной работы и отражает нашу роль в современном обществе. Все вы должны защищать и повышать ценность европейских библиотек ». (7, с.10)

 В 2005 году была запущена инициатива i2010: ЦИФРОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ.(9) Цель этой инициативы - сделать богатое наследие Европы видимым путем сочетания многокультурной и многоязычной среды с технологическими достижениями и новыми бизнес-моделями. Есть три основных области реализации потенциала цифровых технологий для широкого и легкого доступа к информации:

- Доступность в режиме онлайн, которая оценивается как предпосылка к получению максимальной выгоды от получаемой информации для граждан, исследователей и компаний;

- Оцифровка аналоговых коллекций для более широкого использования потребителями в информационном обществе;

- Сохранение и хранение, чтобы гарантировать будущим поколениям доступ к цифровым материалам и предотвратить потерю ценного контента.

 Европейские библиотеки и архивы содержат обширные коллекции, богатые по содержанию и разнообразные по виду документы, которые являются бесценным достоянием европейской истории и ее культурного и языкового разнообразия, которое также признает национальную самобытность народов.

 Информационные технологии обладают потенциалом и ответственностью для обеспечения наглядности и доступности культурного и научного наследия Европы как в настоящем, так и для будущих поколений. Адекватная политика может ускорить оцифровку, повысить доступность информации и обеспечить долгосрочное сохранение цифрового контента. Европейская комиссия вместе с Европейским парламентом и Советом ищут правильный подход к участию государств-членов в превращении цифровых библиотек в реальность во всей Европе. Портал Европеана (Еuropeana) предоставил информацию о культуре европейских народов по всему миру.

 Оцифровка и сохранение европейского культурного наследия, которое включает печатные материалы (книги, журналы, газеты), фотографии, музейные экспонаты, архивные документы, звуковые и аудиовизуальные материалы, памятники и археологические объекты (так называемые «материалы в области культуры»), является одним из ключевых областей к которым направлена Программа в области цифровой технологии «Европа 2020» («Digital Agenda for Europe»)(3), одной из ведущих инициатив стратегии Европа 2020. (10)

 Доступность культурных материалов через Интернет позволяет гражданам по всей Европе использовать их для образования, самообразования, развлечений, исследований или работы.(2) Это, в свою очередь, создает новый тип отношений между современными библиотеками и их пользователями.

Продолжение следует.

Список источников

  1. 1. Димчев, Александър. Тенденции в развитието на библиотечното законодателство и политика в Европа. [онлайн] [Прегледано на 13.04.2018] Достъпно от: https://www.lib.bg/proekti/evr_bibl.pdf
  2. 2. Европейска комисия. Препоръка на Комисията от 27 октомври 2011 година относно цифровизацията и предоставянето чрез Интернет на материали в областта на културата, както и за съхранението на материали в цифров вид [онлайн][Прегледано на 2.04.2020]. Достъпно от: https://op.europa.eu/bg/publication-detail/-/publication/510c5e78-3ec5-4f7a-a9ef-e4b5f044b1d0
  3. 3. Европейска комисия. Съобщение на Комисията до Европейския парламент, Съвета, Европейския икономически и социален комитет и Комитета на регионите. Програма в областта на цифровите технологии за Eвропа („Digital Agenda for Europe“). [онлайн][Прегледано на 2.04.2020]. Достъпно от: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/BG/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC0245R(01)&from=EN
  4. 4. ИФЛА. Достъп и възможности за всички. Как библиотеките допринасят за изпълнението на Програма 2030 на Организацията на обединените нации. [oнлайн] [Прегледано на 07.2017]. Достъпно от: http://www.lib.bg/kampanii1/nbs2017/access-and-opportunity-for-all-Bulgarian.pdf, с. 3
  5. 5. ИФЛА. Становище на ИФЛА относно библиотеките и развитието [онлайн]. [Прегледано на 3.09.2018]. Достъпно от: https://www.lib.bg/consult/Полезни-документи/Документи-на-ИФЛА/Манифести/45-Становище-на-ИФЛА-относно-библиотеките-и-развитието/
  6. 6. ООН. Глобални въпроси [онлайн].[Прегледано на 3.09.2018]. Достъпно от: http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/global-issues-overview/
  7. 7. Паризо, Стефано. Библиотеките свалят дигиталните бариери. В: ББИА онлайн, Год. IX, 2019, бр. 1, с.7-10, с.10
  8. 8. Попова, Ели. Социалната значимост на обществената библиотека през призмата на съвременните пространства за междукултурен диалог. В: Годишник на Софийски университет "Св. Климент Охридски", Философски факултет, Книга Библиотечно-информационни науки, Т.9,2017. София, Унив. издат., 2018, с.10-15
  9. 9. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. i2010: DIGITAL LIBRARIES.[online][Viewed 2.04.2020]. Available from: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0465:FIN:EN:PDF
  1. 10. European Commission. Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. [online][Viewed 2.04.2020]. Available from: https://www.eea.europa.eu/policy-documents/com-2010-2020-europe-2020
  2. 11. IFLA. Libraries, Development and the United Nations 2030 Agenda [online]. [Viewed 31.07.2017]. Available from: https://www.ifla.org/libraries-development
  3. 12. IFLA. Riding the Waves or Caught in the Tide? Navigating the Evolving Information Environment: Trend report, 3. [online] [Viewed 3.09.2018]. Available from: https://trends.ifla.org/files/trends/assets/insights-from-the-ifla-trend-report_v3.pdf
  4. 13. IFLA.The Lyon Declaration [online][Viewed31.07.2017]. Available from: https://www.ifla.org/publications/node/11146?og=7409
  5. 14. IFLATrend report 2018 update. We cannot tell what will come in the next ten years, but we do know that by joining our intelligence, our forces, and our voices, we will be best placed to  respond.”, p. 2. [online].[Viewed 3.09.2018].  Available from: https://trends.ifla.org/update-2018
  1. 15. World Economic Forum. The Global Information Technology Report 2016. Innovating in the Digital Economy, p. IX. [online] [Viewed 09.2018]. Available from:  http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf
  2. 16. UN. Sustainable Development Goals. 17 Goals to Transform Our World [online]. [Viewed31.07.2017]. Available from: http://www.un.org/sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/
  3. 17. UN.Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development [online]. [Viewed31.07.2017]. Available from:https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld

Сведения об авторе

Попова, Ели Драганова - доктор наук, доцент кафедры „Библиотековедения, научная информация и культурная политика“, философский факультет, Софийский университет им. Св. Климента Охридского, г. София, Болгария

e_popova@phls.uni-sofia.bg

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, гражданское общество, information environment

04.06.2020, 778 просмотров.