ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ГАЛКОВСКАЯ Ю.Н. ФИЛИАЛ КАФЕДРЫ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРООВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ БЕЛАРУСИ

 Современное библиотечно-информационное образование Беларуси нацелено на подготовку конкурентоспособных, востребованных, владеющих практическими умениями специалистов. Во многом этому содействует создание на базе ведущих библиотечно-информационных учреждений филиалов кафедр. По специальности библиотечно-информационная деятельность филиалы кафедр факультета информационно-документных коммуникаций (ФИДК) учреждения образования «Белорусский государственный университете культуры и искусств» создаются при ведущих и крупнейших библиотеках Республики Беларусь.

  Устойчивая тенденция создания филиалов кафедр учреждений образования наблюдается в Беларуси как минимум в течение последних 10 лет. В 2011 г. в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы [1],отмечалась необходимость создания филиалов университетских кафедр на предприятиях в контексте общей цели – повышение «инновационности» экономики Республики Беларусь. Затем последовал ряд последующих нормативных правовых актов, закрепляющих и детализирующих данное положение.

  На современном этапе создание и функционирование филиалов университетских кафедр осуществляется в соответствие с рядом официальных документов:

– Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016 – 2020 годы» [2] – включает Подпрограмму 5 «Развитие системы высшего образования», которая направлена на решение трех задач, среди которых: «задача 1 – повышение качества подготовки специалистов, эффективности практико-ориентированной подготовки и углубление связей с организациями-заказчиками кадров». Реализация этой задачи оценивается по выполнению целевых показателей, в том числе по количеству созданных филиалов кафедр;

– «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года» [3], где отмечается, что одной из основных задач в сфере высшего образования является повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов, углубление связей с организациями-заказчиками кадров. Среди механизмов реализации поставленных задач до 2020 года называется – обеспечение практико-ориентированности образования, в том числе на базе филиалов кафедр в учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров.

 Инициирование создания филиалов кафедр – это стремление, во-первых, обеспечить реализацию практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов; во-вторых, улучшить качество профессиональной подготовки через создание площадок на базе профильных учреждений для развития академических, социально-личностных и профессиональных компетенций студентов; в-третьих, повысить эффективность научно-исследовательской работы студентов и преподавателей на основе использования научно-производственной базы учреждения, при котором создается филиал кафедры.

  На ФИДК функционирует 3 филиала. Они были открыты в период с июля 2017 г. по декабрь 2019 г., при этом 2 филиала содействуют подготовке именно по специальности библиотечно-информационная деятельность. Их работа в полной мере отвечает одной из основных задач в сфере высшего образования – повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов, углубление связей с организациями-заказчиками кадров. Все филиалы кафедр действуют на основе «Положения о филиале кафедры … », утвержденного ректором университета и руководителем учреждения, на основе которого функционирует конкретный филиал. Филиалы кафедр созданы и функционируют на базе следующих учреждений-партнеров:

– филиал кафедры истории Беларуси и музееведения – на базе учреждения «Государственный литературный музей Янки Купалы»;

– филиал кафедры информационных ресурсов и коммуникаций – на базе государственного учреждения «Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси»;

– филиал кафедры информационных ресурсов и коммуникаций – на базе государственного учреждения «Президентская библиотека Республики Беларусь».

  Создание филиалов кафедр позволяет на их площадках:

– проводить учебные занятия и мероприятия, способствующие лучшей адаптации студентов к конкретным производственным условиям, получению ими умений работы в трудовых коллективах;

– организовывать прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практик;

– организовывать научно-исследовательскую работу студентов, магистрантов и аспирантов: выполнение курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций по практико-ориентированным темам, связанным с направлениями деятельности организации;

– проводить совместные научные исследования, внедрять в практическую деятельность и учебный процесс результаты научных исследований и разработок;

– осуществлять совместные научные и социокультурные проекты;

– повышать квалификацию и профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава факультета.

  На примере филиала, существующего на базе государственного учреждения «Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси», можно проследить как потенциально возможные направления сотрудничества реализуются на практике:

− организуются семинары-тренинги для преподавателей кафедры и факультета с привлечением ведущих специалистов библиотеки (в частности, в 2019 г. на такие темы, как «Базы данных собственной генерации», «Базы данных крупнейших мировых производителей», «Базы данных цитирования для проведения библиометрических исследований»; в 2020 г. – на тему «Маркетинговые коммуникации в научной библиотеке»);

− проводятся учебные занятия на базе библиотеки со студентами II, III и IV курсов ФИДК, организуется выполнение ими самостоятельной работы по учебным дисциплинам «Информационные ресурсы научно-технической и медицинской сферы», «Информационные ресурсы социально-гуманитарной сферы», «Каталогизация документов», «Основы управления интеллектуальной собственностью»;

− порядка 50 студентов проходят практику за один учебный год на базе данной библиотеки;

− выполняются курсовые и дипломные работы (например, на темы «Информационно-коммуникационные технологии в библиотеке (на примере ЦНБ НАН Беларуси)», «Информационное обслуживание пользователей в условиях автоматизации научной библиотеки (на примере ЦНБ НАН Беларуси)» и др.);

− руководители и ведущие специалисты библиотеки работают в качестве председателей государственных экзаменационных комиссий;

− специалистами библиотеки осуществляется рецензирование учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями (в 2019 г. – учебно-методических комплексов «Теория информации и коммуникации», «Электронные библиотеки» и др.);

− организация и проведение конференций в партнерстве с ФИДК – ежегодные Международные научно-практические конференции молодых ученых и специалистов «Библиотека в 21 веке: Молодежь в науке» (2017, 2018, 2019); семинар-конференция «Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития» в Деловом культурном комплексе Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации (2018).

– организация и проведение в партнерстве ежегодного, проходящего весной, социокультурного мероприятия «Библионочь» (2017, 2018).

  Безусловно, совместная деятельность сотрудников библиотеки и преподавателей позволяет выстроить учебный процесс, который дает возможность апробировать студентам полученные теоретические знания в условиях практической среды, позволяет наглядно увидеть технологические процессы, принять в них участие и представить работу библиотеки как системы. Работа филиала кафедры способствует усилению практической направленности подготовки будущих библиотечных кадров, организации и участию студентов в реальных библиотечных проектах, активизации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.

  В 2019 г. Белорусским государственным университетом культуры и искусств (БГУКИ) было реализовано исследование по заданию Министерства культуры Республики Беларусь «Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности "библиотечно-информационная деятельность" на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров» [4]. Наряду с другими задачами, изучалось отношение организаций-заказчиков кадров к существующему сотрудничеству с БГУКИ и степень потенциальной готовности к дальнейшему сотрудничеству, предполагающему расширение направлений взаимодействия. Из 27 библиотечно-информационных учреждений, которые находятся в договорных отношениях с университетом и постоянно осуществляют заказ кадров по специальности библиотечно-информационная деятельность, – 14,8%  обозначили готовность к созданию филиалов кафедр на базе своей библиотеки. Из наиболее приемлемых для библиотек форм сотрудничества были названы: разработка программ практики студентов (81,4%); инициирование новых учебных курсов (55,5%); разработка учебных программ (44,4%); разработка образовательных стандартов (37%).

 Расширение форм сотрудничества с библиотеками-заказчиками кадров является перспективным направлением развития библиотечно-информационного образования. Открытие филиалов кафедр – один из наиболее оптимальных путей наполнения учебного процесса практико-ориентированными семинарскими, практическими и лабораторными занятиями, формами и методами освоения учебного материала, позволяющим студентам апробировать полученные знания в актуальных технологических условиях (работать с реальными пользователями библиотек; разрабатывать и реализовывать проекты, соответствующие условиям конкретной библиотеки; участвовать в решении практических задач в условиях библиотек).

 Есть ряд аспектов, которые требуют дальнейшей проработки с целью наиболее эффективного использования образовательного потенциала филиалов кафедр. Одним из них является проведение совместных научных исследований кафедр и учреждений, на базе которых созданы филиалы, с привлечением во временные научные коллективы студентов, магистрантов и аспирантов.

  Место и роль филиалов кафедр в образовательном пространстве неоспоримы: с одной стороны, с позиции закрепления теоретических знаний, формирования профессиональных компетенций студентов, развития комплексного взгляда на предметное поле будущей профессиональной деятельности; с другой стороны, с точки зрения осуществления научно-исследовательских работ. Библиотеки, музеи, центры исследований, являющиеся филиалами кафедр университета, – это уникальная образовательная база, в рамках которой формируется профессиональное мышление будущих специалистов, значимые для будущей профессиональной деятельности качества личности, а также знания и умения, обеспечивающие качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

 Таким образом, создание и развитие филиалов кафедр является перспективным направлением деятельности. Оно дает возможность расширения образовательной среды университета, создает условия для использования новейшего практического опыта в учебном процессе, для включения студентов в реальную деятельность. Это содействует усилению практико-ориентированности образовательного процесса и подготовке конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться на рынке труда.

 Список источников

  1. 1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: Утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 26.05.2011 № 669. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file5a5cae06fafe4b28.PDF. – Дата доступа: 14.02.2020.
  2. 2. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы (в ред. постановлений Совета Министров Респ. Беларусь от 04.11.2016 № 905, от 31.12.2017 № 1054). – Режим доступа: https: //www.adu.by/images/2018/07/Gos_programma_Obrazovanie_i_molodej.docx. – Дата доступа: 14.02.2020.
  3. 3. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года: Утв. приказом М-ва образования Респ. Беларусь от 29.11.2017, № 742. – Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=88011. – Дата доступа: 14.02.2020.
  4. 4. Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности «библиотечно-информационная деятельность» на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров: отчет о НИР (заключ.) / рук. темы Ю.Н. Галковская ; Белорусский государственный университет культуры и искусств. 2019. 374 с. № Гос. рег. 20191125.

Сведения об авторе

Галковская Юлия Николаевна, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Факультет информационно-документных коммуникаций, декан факультета информационно-документных коммуникаций, кандидат педагогических наук, доцент.

E-mail: , galaktikajul@gmail.com

К оглавлению выпуска

Library education, мероприятия, проекты, конференции, библиотеки музеи

04.06.2020, 1048 просмотров.