БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г. Н. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ

  Одним из «горячих» или даже «горящих», по словам Ю. Н. Столярова, науковедческих вопросов в настоящее время является вопрос о месте библиотековедения в системе наук. Из плоскости теоретической, где он обсуждался без особой спешки и эмоций, он вдруг переместился в область практической организации российской науки, а в перспективе — и образования, причём с угрозой самому существованию библиотечной отрасли как в науке, так и в образовании [1].

  Ю. Н. Столяров предложил несколько вариантов вполне удовлетворительного решения этого вопроса по отношению к Номенклатуре научных специальностей, однако, по его мнению, для обоснованного решения вопроса о месте библиотековедения существует несколько препятствий. Судя по аргументам, наиболее существенным препятствием является субъективное мнение представителей «титульных» наук и давно утвердившихся специальностей. Например, в отношении предложения Н. В. Лопатиной о выделении группы специальностей «Социальные коммуникации», по словам Ю. Н. Столярова, «трудно рассчитывать, что мы встретим понимание у социологов со столь для них неожиданным и радикальным предложением». Возможно, что Юрий Николаевич прав, и в настоящий «пожарный» момент действительно следует ограничиться менее радикальным вариантом. Но аргументация Н. В. Лопатиной представляется более убедительной: лучше сразу добиваться наиболее обоснованного решения, чем возвращаться к этому вопросу в какое-то неопределённое время в будущем [2]. К тому же мнение о «несговорчивости» представителей фундаментальных наук может оказаться ложным.

  Другие аргументы против выделения группы специальностей «Социальные коммуникации» можно легко опровергнуть, исходя из опыта существования такой группы в украинской номенклатуре научных специальностей. Так, отсутствие докторов и кандидатов наук указанной категории вполне объяснимо на начальном этапе существования такой специальности, оно не должно быть препятствием для открытия специализированных советов по защите диссертаций. Расхождения с перечнем учебных специальностей никак не мешают организации учебного процесса, который, в свою очередь, совершенствуется и находится в процессе развития. Украинская учебная специальность «029 Информационное, библиотечное и архивное дело» находится в настоящий момент в комплексе «02 Культура и искусство», что, конечно, не является лучшим вариантом, но не мешает тому, что подготовка специалистов по нашей специальности ведётся, кроме институтов культуры, во многих университетах Украины. При этом вузы культуры остаются в подчинении Министерства культуры, а университеты различного профиля (не только гуманитарного, но и технического) — в Министерстве образования и науки.

  Важен другой аргумент Ю. Н. Столярова: «Нужно найти консенсус прежде всего в нашем профессиональном сообществе». К сожалению, за 200 лет существования наших наук такой консенсус не установлен. Может быть, следует принять наиболее подходящее временное решение об отражении библиотековедения в номенклатуре специальностей, а теоретическое решение данного вопроса отложить до лучших времён и продолжить его обсуждение в различных формах?

  Предлагаемая статья написана именно в расчёте на аргументированный теоретический подход, который останется актуальным при любом организационном решении.

   Идея комплексов наук и их сложной подчинённости позволяет определить место библиотековедения в науке.

 Используя методологию коммуникационного подхода, мы характеризуем документ как средство социальной информационной коммуникации, применяемое для передачи информации в обществе. Документ — это материальный объект, передающий социальную информацию; это единство материального носителя и передаваемой информации. Документа без информации не существует. Следовательно, любой социальный институт, содействующий использованию документов, выполняет не только документо-коммуникационную функцию, но и информационную. Именно в этом смысле библиотеке как социальному институту присуща информационная функция, и любая библиотечная деятельность является деятельностью информационной.

 Информационная деятельность библиотеки не зависит от того, какая наука появилась раньше — библиотековедение или информатика, или от того, использует ли библиотека достижения технической информатики для создания информации о документах, а также от того, являются ли документы в библиотечном фонде рукописными, печатными или электронными. Собирание и хранение документов — это уже накопление информации, или создание информационных ресурсов, а документный фонд и есть информационный ресурс.

 Речь идёт о понимании сущности документа, а значит — и всех видов деятельности, связанных с его созданием, хранением, организацией использования.

 Словосочетание «информационно-библиотечная деятельность», по-видимому, предполагает, что библиотечная деятельность является разновидностью информационной и существуют ещё другие виды информационной деятельности.

 Словосочетание «библиотечно-информационная деятельность» можно понять иначе: не вся библиотечная деятельность является информационной, а только её часть. В принципе такое понимание возможно, если считать информационной деятельностью библиотеки только «производство информации»: аналитико-синтетическую обработку документов с целью создания каталогов и переработку содержащейся в документах информации в соответствии с запросами потребителей информации, то есть, по существу, библиографическую деятельность библиотеки, отличающуюся от всех других библиотечных процессов.

 Для дисциплин, которые используют информационный подход и изучают информационные явления разного рода и во всех аспектах, обобщающей наукой может быть информология. Не информатика, потому что понимание информатики слишком неоднозначно (она может быть научная, техническая, компьютерная, социальная, прикладная, теоретическая и т.д.).

 В информологическом комплексе выделяются теория информации, информатика социальная и информатика прикладная (или компьютерная наука). Цикл информологических наук включает науки о любой информационной коммуникации: природной, технической, социальной. Социальная информационная коммуникация — это передача социальной информации, или нооинформации. Информатика социальная приравнивается к теории социальной информационной коммуникации и может быть иначе названа ноокоммуникологией. Термин «ноокоммуникология» заменяет словосочетание «теория социальной информационной коммуникации», поскольку является более удобным для образования производных терминов.

  В пределах ноокоммуникологии можно выделить теорию социальной информации и документологию — комплекс наук о документе, который рассматривается как средство передачи социальной информации. В границах документологии выделяем такие комплексные науки, как документоведение (наука о подготовке и функционировании документа), архивоведение (наука об архивном деле), библиология (наука о книжном деле).

 Дальнейшая дифференциация научного знания в комплексе библиологии объясняет место науки о библиотечном деле — библиотековедения. Библиотековедение можно характеризовать как науку информологическую, ноокоммуникологическую, документологическую, библиологическую. Перечисленные определения не противоречат друг другу, они лишь отражают последовательность включения библиотековедения в комплексы наук.

 Современный подход к библиотековедению позволяет рассматривать его не только как особую самостоятельную научную дисциплину, но и как часть определённого комплекса наук. Библиотековедение, в свою очередь, представляет собой комплекс «библиотечных» наук. Среди последних: библиотечное фондоведение, библиотечное читателеведение, теория библиотечного менеджмента, теория библиотечного обслуживания, библиотечное библиографоведение, библиотечное краеведение. Возможно выделение других научных дисциплин. Например, ставится вопрос о выделении электронного библиотековедения. Все перечисленные дисциплины — частные по отношению к библиотековедению, объединяющему их в комплекс. Само ж библиотековедение является частью по отношению к другим комплексам наук.

 Примем за аксиому: информация без коммуникации не существует! В отличие от коммуникации, которая может быть как информационной, так и неинформационной (передача материальных предметов, веществ и т.п.), информация возникает только в процессе коммуникации. Эпитет «информационный» можно просто заменять на «коммуникационный», имея в виду именно информационную коммуникацию.

 Методологический информационный подход является одновременно коммуникационным подходом. В то же время термин «социальная информационная коммуникация», обозначающий объект исследования, часто заменяют сокращённым: «социальная коммуникация» или даже просто «коммуникация». Словом «коммуникация» обозначают также такой объект исследований, как «массовая коммуникация», которая является видом социальной информационной коммуникации.

 Как известно, цикл наук, к которому относится библиотековедение, многие учёные называли «социально-коммуникационными науками» [3] или «науками информационно-коммуникативного цикла» [4]. Признание социально-коммуникационной и одновременно информационно-коммуникационной природы цикла наук, изучающих процессы социальной информационной коммуникации, присутствует во многих частных теориях.

 Науки о социальной информационной коммуникации, или «социально-коммуникационные науки» — это часть информологических наук. Их можно назвать «Науки о социальной коммуникации» (Social communication sciences), что равно понятию ноокоммуникологии, но более привычно.

 Следует заметить, что название комплекса наук «Социальные коммуникации» терминологически неправильно, потому что обозначает только объект исследований, а не науку (или науки). Поэтому комплекс наук следовало бы назвать если не «ноокоммуникология», то «социально-коммуникационные науки». И степени кандидата и доктора наук присуждать не «по социальным коммуникациям», а «социально-коммуникационных наук» или «ноокоммуникологических наук».

 Среди социально-коммуникационных наук можно выделять конкретные науки соответственно объекту исследования. В том числе библиотековедение (Library science), библиографоведение (Bibliography science), книговедение (Book science). В последнем выделять эдициологию (Edition science) и библиополистику (Bibliopolistyk). Книговедение в таком понимании не равно библиологии (Bibliology), которая представляет собой более высокий уровень комплексирования наук, к которому относятся библиотековедение, библиографоведение и книговедение (в указанном выше значении). При необходимости указанные науки можно рассматривать вместе как части библиологии, но в номенклатуре специальностей обойтись без выделения данного уровня.

 Кроме перечисленных, к социально-коммуникационным наукам относятся: наука о массовой коммуникации (Mass communication science) и наука о научной коммуникации (Science communication science).

 Науку о массовой коммуникации иначе называют коммуникативистикой [5]. Она включает науку о газетном деле, о популярных журналах, о радио- и тележурналистике, об онлайн-журналистике. Традиционно эту область знания называли журналистикой, но это неправильно, потому что журналистика — это область практической деятельности, а науку о ней в Украине стали называть журналистиковедением. В современной украинской классификации научных специальностей она относится к «социальным коммуникациям» и называется «Теория и история журналистики».

 Наука о научной коммуникации возникла под названием «информатика», иногда с уточнением: «информатика научная», в отличие от информатики технической (компьютерной науки). В последнее время адепты научной информатики предпочитают характеризовать её как «информатику семантическую», распространяя её объект исследований на всю сферу семантической (иначе говоря — социальной) информации. В таком варианте информатика претендует на охват всех социально-коммуникационных наук, однако этот подход не получил практического применения.

 Среди социально-коммуникационных наук должны быть выделены также: наука о документах — документоведение (Document science) и наука об архивном деле — архивоведение (Archive science). Документологию (Documentology) здесь не выделяем, поскольку она представляет собой комплекс наук более высокого уровня классификации, охватывающий как документоведение и архивоведение, так и библиологию, со всеми её составными частями.

 Если исследование посвящается объекту, характерному для разных конкретных наук, его можно представить как комплексное, например, библиотечно-библиографическое — Library and bibliography science.

 Таким образом, для отражения библиотечных, библиографических и книговедческих дисциплин в номенклатуре специальностей достаточно выделить отрасль «социально-коммуникационные науки», будь то в качестве особого подразделения или в составе науки об обществе — социологии. При этом информационный характер социально-коммуникационных наук остаётся неизменным, не зависящим от связей с технической информатикой и её практическим следствием — цифровизацией многих общественных процессов.

 Библиотековедение — информационная наука не потому, что испытывает влияние научной (или семантической) информатики, и не потому, что современная библиотека немыслима без достижений технической информатики. А потому, что объект его исследований — библиотека — с теоретической точки зрения является социальным институтом, обеспечивающим функционирование социальной информации, заключённой в документах. Хотя последнее выражение теоретически неверно, потому что информация не «заключается в документах», а проявляется при использовании документов человеком — социальным субъектом.

 Теоретический анализ необходим для осознания сущности библиотечной науки, её родства со многими «промежуточными» уровнями структуры научного знания, которые, возможно, не найдут отражения в конечном результате, ориентированном на формальное, условное представление этой структуры.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Столяров Ю. Н. О возможности сохранить библиотековедение, библиографоведение и книговедение в номенклатуре научных специальностей [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2020. URL:http://theoryofculture.ru/issues/114/1352/
  2. 2. Лопатина Н. В. Найдут ли место библиотечно-информационные исследования в новой структуре российской науки? [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2020. URL:http://theoryofculture.ru/issues/113/1345/
  3. 3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. Гл.10.1. Система социально-коммуникационных наук. С. 440—450.
  4. 4. Гречихин А. А. Общая библиография. Гл. 1.7. Библиографоведение и смежные науки. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/bib009.shtml
  5. 5. Землянова Л.M. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Швецова-Водка Галина Николаевна, доктор исторических наук, профессор, Ровенский государственный гуманитарный университет (Ровно, Украина), профессор кафедри документальных коммуникаций и библиотечного дела

К оглавлению выпуска

библиотековедение

26.06.2020, 1127 просмотров.