ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. ГРИБКОВ Д.Н. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является  переход к цифровой экономике [4], формированию информационного общества [2], в реализации которых повышается значимость процесса цифровизации образования на всех уровнях, что подтверждается рядом нормативно-правых документов[6,7]. Вследствие реализации данных тенденций в сфере высшего образования происходит трансформация, направленная на формирование электронной информационно-образовательной среды и модернизацию образовательной деятельности. На наш взгляд, одним из ключевых игроков в этом процессе становится научная вузовская библиотека.

 Развитие современной библиотеки вуза характеризуется возрастанием темпов изменений, происходящих в информационном пространстве, системе образования и научной коммуникации. Доказательством данных тенденций служат концептуальные трансформации в стандартах ГОС, ФГОС3+, ФГОС3++, которые регулируют и задают условия для вузов, являющиеся обязательными для исполнения. Достаточно подробный анализ данных изменений по подготовке будущих специалистов дан в работе коллектива авторов[14], но нас в большей степени интересуют трансформации, которые касаются непосредственно вузовских библиотек. Важное изменение, относящиеся к формированию фондов вузовских библиотек, прописано в проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», где основным результатом является создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу "одного окна" доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанного и реализуемого разными организациями на разных платформах онлайн-обучения[5].

  В «Концепции развития вузовских библиотек России»[1] отмечается, что глобальная трансформация образовательной среды, с одной стороны, представляет определенный вызов для деятельности вузовских библиотек, однако с другой открывает совершенно новые перспективы, реализация которых не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества.

 В связи с этим каждая образовательная организация формирует собственную электронную информационно-образовательную среду для создания перспективной системы образования и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов в новых условиях. В Письме Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» отмечается, что электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих[3].

 В Концепции [1], определены модели развития вузовских библиотек мира, которые определяют парадигму развития библиотечного сообщества. Из перечисленных моделей, для создания межвузовской электронной библиотеки, на наш взгляд, наиболее подходящей моделью является DELOS DLRM [8]. Она позволит создать электронное информационное пространство образовательной организации, аккумулирующее такие материалы, как базы данных, статьи в исследовательских журналах, рецензирование и цифровые версии тезисов и научных трудов, электронные образовательные ресурсы, а также могут быть включены другие цифровые активы, генерируемые академическим (вузовским) сообществом.

 Необходимость создания межвузовской электронной библиотеки обусловлена следующими факторами:

–  возросшими требованиями к качеству высшего образования;

–  реализацией требований федеральных государственных образовательных стандартов 3+ и 3++ поколения;

–  внедрением в практику работы научных библиотек вузов новых библиотечно-информационных технологий;

–  возможностью точечного комплектования межвузовской электронной библиотеки необходимым ассортиментом электронных ресурсов;

–  технологией интеграции с внутренними автоматизированными библиотечно-информационными системами вузов.

  Ответственность за формирование электронной информационно-образовательной среды возлагается в значительной степени на вузовскую библиотеку как основного держателя документных фондов, поэтому уровень электронной среды и рейтинг вуза определяется качеством ресурсной составляющей библиотеки.

 Цифровая эпоха и новые информационные технологии, определяющие индивидуальный подход в образовательной деятельности для каждого обучающегося в вузе, существенно изменяют роль вузовских библиотек. Важнейшая задача, которая обозначена в ряде нормативно-правовых документах [1,2,4,5], связана с поиском и разработкой новых цифровых информационно-образовательных ресурсов, обеспечением и внедрением современных технологий доступа к ним в условиях меняющейся образовательной парадигмы. Все это имеет прямое отношение к формированию нового образа вузовской (а скорее всего межвузовской) библиотеки, модель которой направлена на обслуживание нового пользователя – читателя цифровой эпохи с новыми цифровыми компетенциями и новыми потребностями в них.

 Создание межвузовских электронных библиотек – довольно сложное и дорогостоящее явление. Каждая такая библиотека имеет свою специфику и особенность. В частности, межвузовская электронная библиотека для институтов культуры, в отличие от других существующих электронных библиотек, предполагает содержание в своём фонде помимо учебников, учебных пособий, методических материалов, произведений художественной литературы, также изданий, являющихся специфичными и характерными исключительно для вузов культуры, а также ряд открытых информационных ресурсов характерных для академического сообщества (Национальная Электронная Библиотека; Научная электронная библиотека (eLibrary.ru.), Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА», зарубежные ресурсы: DART-Europe, Dialnet, HAL, OATD (Open Access Theses and Dissertations) и ряд других открытых баз данных, в том числе в области культуры).

  Проанализируем как обстоят дела в рамках реализации проектов по созданию межвузовских библиотек вузов культуры. В 2013 году Кемеровский государственный институт культуры в лице его сотрудников М.Н. Деминой, Л.Г. Тараненко [13] предложили проект по созданию интегрированных электронных полнотекстовых учебно-методических ресурсов в сфере культуры и искусства в единое информационно-образовательное пространство на базе существующих электронно-библиотечных систем. Авторы, безусловно, выдвинули хорошую идею, но по факту мы сегодня видим, что предложенную модель каждый вуз культуры пытается создать своими силами.

 В рамках решения данной научной проблемы и задач Министерства науки и образования, Министерства культуры Российской Федерации по совершенствованию содержания образовательных программ и их методического обеспечения Московский государственный институт культуры совместно с Орловским государственным институтом культуры с 2015 года реализует инициативный проект по созданию Межвузовской электронной библиотеки для институтов культуры (МЭБИК). Этот проект был поддержан учебно-методическим объединением вузов культуры. Основополагающие принципы изложены в различных работах [9,10,11,12], кроме того получено свидетельство о регистрации МЭБИК. Названная выше система должна была решать проблему по книгообеспеченности, как одного из основных критериев при прохождении государственной аккредитации вузов. К сожалению, данный проект не был реализован в полном объеме, так как большинство вузов неохотно принимали участие в нем.

 Таким образом, данная статья призвана привлечь внимание руководителей вузов культуры, поскольку реализация данной научной проблемы не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества. Осуществляемое в настоящее время расширение объёма информационных ресурсов требует развития вузовской инфраструктуры для эффективного доступа к информации и совершенствования навигации в информационной среде, делая ее более комфортной для пользователей (студентов, профессорско-преподавательского состава) и сотрудников вузовской библиотеки.

 Список источников

  1. 1. Концепция развития вузовских библиотек России: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). – Текст: электронный.
  2. 2. О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ - (дата обращения: 15.02.2020). – Текст: электронный.
  3. 3. О федеральных государственных образовательных стандартах: Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 [Электронный ресурс].– URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/#review - (дата обращения:01.12.2019)
  4. 4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). - URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). – Текст : электронный.
  5. 5. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 протокол № 9 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). – Текст: электронный.
  6. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы”: [Электронный ресурс]. - URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 - (дата обращения: 13.12.2019). – Текст : электронный.
  7. 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 - (дата обращения: 18.12.2019). – Текст : электронный.
  8. 8. The DELOS Digital Library Reference Model. Foundations for Digital Libraries: [Электронный ресурс]. - URL http://elib.ict.nsc.ru/jspui/handle/ICT/1440. - (Дата обращения: 18.01.2019).
  9. 9. Грибков, Д.Н. Интегрированная база данных «книгообеспеченность» как механизм создания межвузовской электронной библиотеки /А.Б. Антопольский, Д.Н. Грибков // Информационные ресурсы России. - 2016. - № 1. - С. 2-4.
  10. 10. Грибков, Д.Н. Концептуальная схема базы данных «Книгообеспеченность» для межвузовской электронной библиотеки для институтов культуры /Д.Н. Грибков // Научные и технические библиотеки. - 2017. -№ 4. - С.13-21.
  11. 11. Грибков, Д.Н. Межвузовская электронная библиотека как механизм управления процессом книгообеспеченности для институтов культуры /Д.Н. Грибков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 206-210.
  12. 12. Грибков, Д.Н. Формирование многофункциональной межвузовской электронной библиотеки в новой медийной среде /Д.Н. Грибков, А.В. Каменев // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2017. - № 2. - С. 18-21.
  13. 13. Демина, М.Н. Электронные информационно-образовательные ресурсы библиотек вузов культуры и искусств /Л. Г. Тараненко М.Н. Демина [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-informatsionno-obrazovatelnye-resursy-bibliotek-vuzov-kultury-i-iskusstv/viewer (дата обращения: 15.02.2020). – Текст: электронный.
  14. 14. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ /Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Мазитов Р.М., Шайхутдинова Н.А. // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 5. - С. 104-110.

 Сведения об авторе

Грибков Дмитрий Николаевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры», заведующий кафедрой информатики и документоведения, кандидат педагогических наук, доцент

e-mail:

К оглавлению выпуска

информационная среда, Library education

26.06.2020, 913 просмотров.