ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. КУМАНОВА А.В., ВАСИЛЕВ Н.К. ЭЛЕКТРОННЬІЕ БИБЛИОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЬІХ ТЕХНОЛОГИЙ БОЛГАРИИ КАК ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ШКОЛЬІ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

І. Планетарное мышление мира информации и методология электронных библиотек  

  Известно, что БИБЛИО-ИНФО-НООСФЕРА представляет собой естественно зарожденное систематическое целое – плод мышления о мире как о единстве многих уровней:

              1) Когда информационные реалии – документы (книги /гр.: biblos – книга/, статьи, все прочие продукты записанной информации – ноты, карты, графика, компакт-диски, ...) отражаются в библиографической информации международного охвата и универсального содержания, активизируется представление о мировой БИБЛИОСФЕРЕ (А.В. Соколов, А.В. Куманова);

              2) Когда документы рассматриваются как информационные феномены – с их особенностью трансформироваться в: а) реальность (каталоги, издания, появляющиеся в традиционно тиражируемом полиграфическом и виртуальном мире) и б) сознание (самые разнообразные точки зрения на эти документы, зарождающиеся в среде пользователей информации), активизируется ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (англ.: information space), являющееся областью функционирования и взаимодействия принципиально без географических и административных границ: планетарная ИНФОСФЕРА (Р.С. Гиляревский, А.В. Куманова) (С.Г. Денчев, А.В. Куманова);

              3) Когда информационные реалии трактуются как плод их разумного использования человеком, активизируется „мыслящая” оболочка земного шара, формирование которой связано с развитием человеческого сознания; активизируется сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится важнейшим и определяющим фактором развития – НООСФЕРОЙ (гр.: noos, nous – разум) (В.И. Вернадский, А.И. Субетто, А.В. Куманова) (для обозначения ноосферы используются и сходные термины: антропосфера, семиосфера, … /Ю.М. Лотман, Т. Себеок, У. Эко/).

           Как показывает опыт, одна из основных тенденций библиотечно-информационного образования, поддерживаемая самых престижных университетов мира, ибо она ориентирована на эффективное выстраивание планетарной инфраструктуры библио-инфо-ноосферы, – это сочетание теоретической и практической подготовки студентов, и на переднем рубеже здесь выходят создаваемые и функционирующие силами студентов электронные библиотеки в университетах. Комплексная методология электронных библиотек, информационных ресурсов, технологий в библиотечно-информацион­ной сфере, проблем авторского права и защиты интеллектуальной собственности в библиотеке, вопросов разработки и реализации библиотечных интернет-комплексов, корпоративных библиотечных технологий, лингвистического обеспечения  автоматизированных библиотечно-информационных систем хорошо освещена в научной литературе в плане планетарной библио-инфо-ноосферы: А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг [1], Я. Л. Шрайберг [5], Л. Б. Кутубаева [2], Н. В. Соколова [3], Эндрю Уайт (Andrew White), Эрик Джива Камаль (Eric Jiiva Kamal) [4], С. Абрамович (S. Abramovich) [7], Сумер Гул (Sumeer Gul) [9], Дж. Грифин (J. Griffin) [11], Мареке де Беер (Marietjie De Beer) [13], Фабрис Папи (Fabrice Papy) [14], Фабрис Папи, Кирилл Якубович (Cyril Jakubowicz) [15-16], Сие Айрис (Xie Iris), Кристина Матушяк (Krystyna Matusiak) [18], Н. Е. Янгблъд (N. E. Youngblood) [19]; здесь следует отнести и целый ряд научных сборников от различных форумов в России [6], Швейцарии [8, 17], Германии [12]…

 ІІ. Проблема целостностности и фрагментарности познания в электронных библиотеках Государственного университета библиотековедения и информационных технологий Болгарии

    В силу ее энциклопедичности как многостепенной формы библиотечной и информационной деятельности, можно определить адресную структуру международных научных сборников Государственного университета библиотековедения и информационных технологий (ГУБИТ) типа GLORIA BIBLIOSPHERAE (Нить Ариадны) (GB. НА) (2016) [10], созданных в содружестве с широким международным коллективом авторов из тринадцати стран и четырех континентов мира.  

     В данных ризоматически структурированных изданиях в адекватной интерпретированной через них принципиально ризоматической интерактивной форме информационного трансформатизма коренится семантический аспект библиотечно-информационной деятельности. Таким образом, сама описываемая деятельность естественно сформирована как бесконечное и постоянно изменяющееся, нарастающее семиологическое ЦЕЛОЕ.

      Основными задачами таких энциклопедических книг являются: учебно-педагогическая;  теоретико-исследовательская; информационно-поисковая; практическая (методическая); справочно-поисковая.

     Международные научные энциклопедические издания типа GB. НА [10] служит синархической идее существования естественного многообразия – и как смыслового и понятийного, и как языкового (в связи с философским науковедением, синергетикой, системологией, структурализмом и культурологической феноменологией) – как плюралистической совокупности взаимосвязанных разнообразных элементов (не только фактологических, семантических, языковых, но и концептуальных)

 Вне ризомно-ретикулярной методологии познания библио-инфо-ноосферы все иные формы информационного моделирования являются изначально фрагментарными...

  К такому видению связей между вещами приводят электронные библиотеки ГУБИТ.

 ІІІ. Макроинформационная картина гармонии многообразия в электронных библиотеках ГУБИТ

   В энциклопедической книге GB. НА библиотечно-информационная реальность представлена как семантическая и языковая понятийная комплексная реальность. Это является естественным ментальным и практическим ответвлением многообразных форм языков (и их пермутаций) для фиксации знания, нашедшая отражение в следущем издании – НА. GB (2017) [10]... Идея составителей заключается в том, что нельзя пренебрегать ни одним из существующих языков человечества. Ибо библиотечно-информационная реальность (как порождающая библио-инфо-ноосферу!) – и для ее архитекторов (специалистов: создателей, хранителей и распространителей информации), и для ее реципиентов и перципиентов (пользователей данной информации: участвующих – наравне с ее составителями – в постоянном и принципиально бесконечном порождении новых связей в информационной реальности) – прежде всего является ЕСТЕСТВЕННОЙ, УНИВЕРСАЛЬНОЙ, СЕМАНТИЧЕСКОЙ, ЯЗЫКОВОЙ (Н.К. Василев, А.В. Куманова)…

  Через ретикулу структуры GB. НА и НА. GB наблюдается ризоматическое ментальное целое уровня компаративистического познания библиотечной и информационной деятельности.

  Гуманной, полностью благотворительной (без коммерческих целей), идее служат и издания типа GB. НА, и электронные библиотеки, увидевшие свет в ПОТЕНЦИАЛЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ГУБИТ. Они созданы для развития этого потенциала и благодаря ему, обращенному к изучению библиотечно-информационного дела как к истинному многомерному его библио-инфо-ноосферному исследованию.

   В лоне рассмотренных изданий просвечивает предельно лапидарная обрисовка панорамы научной школы библио-инфо-ноосферы Болгарии, сложившаяся в содружестве с ведущими учеными мира. Данная школа не обрывается на указанные издания, введенны в электронное пространство ГУБИТ через сайт Студенческого научного общества ГУБИТ (URL: sno.unibi.bg)

- Автобиобиблиографика (структурирование автобиобиблиографий деятелей – архитекторов Студенческого научного общества ГУБИТ – сред которых – не только преподаватели, но и студенты, докторанты, молодые ученые – отражаемые информационные реалии – на языках публикаций);

- Антологика (об информационном коде болгарской литературы и духовности: ІХ-ХХІ вв.);

- Арианика (о распространении северного солярного культа, проникшего на Балканском полуострове под формой нестинарства – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Гратулаторика (о публикацииях членов Студенческого научного общества ГУБИТ со справочным аппаратом – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Эвристиана (о персоналиях – авторы научных открытий человечества – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Эковиана (биобиблиография на У. Эко в Болгарии – публ. на болг. итал., рус. и англ. яз.);

- Этимологика (о языковом многообразии терминов и понятий о библио-инфо-ноосфере – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Нестинариана (о нестинарском феномене – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Паисиада (о личности и языке Св. о. Паисия Хилендарского – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Психологика (о персоналиях – авторы психологических концепций о человеке – публ. на болг. рус. и англ. яз.);

- Универсалика (о генезисе мировой универсальной библиографии с ІІІ в. до н.э. по ХХІ в. – публ. на 20 яз. по ориг. тр.);

- Гуманитариана (о персоналииях – авторы концепций о гуманитарном знании – публ. на болг. рус. и англ. яз.)...

  В описанных электронных библиотеках ГУБИТ заключен СЕМАНТИЧЕСКИЙ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИК БИБЛИО-ИНФО-НООСФЕРЫ КАК ПРИНЦИПИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ.

  Принципиальным является ВИДЕНИЕ ОПИСЫВАЕМОГО МНОГООБРАЗИЯ КАК ИЗНАЧАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ. Здесь не только отделение предшествует объединению, скорее само оно (отделение) является видом ЕДИНЕНИЯ. Потому что недостаточно мыслить о МНОЖЕСТВЕ как о единстве. Необходимым является также требование МЫСЛИТЬ О ЕДИНСТВЕ КАК О МНОЖЕСТВЕННОСТИ.

 ІV. Панэпистемия электронных библиотек ГУБИТ

   Энциклопедическим книгам о библиотечно-информационной деятельности – типа представленных посредством GB. НА и электронным библиотекам Студенческого научного общества ГУБИТ – принадлежит уникальная роль, ибо через них человек пребывает в НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ДИАЛОГЕ С БИБЛИО-ИНФО-НООСФЕРОЙ – БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ.

  Будучи резюмировано до предельной лапидарности, описываемое заключается в создании РИЗОМНО-РЕТИКУЛЯРНОГО ИНСТРУМЕНТА – ИНСТРУМЕНТА ГУМАНИТАРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ХХІ ВЕКА.

    Данный инструмент представляет собой ИНСТРУМЕНТ ГУМАНИТАРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ САМОЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ.

   Данный инструмент является ИНФОРМАЦИОННОЙ РИЗОМОЙ. Ее методология РЕТИКУЛЯРНА. РИЗОМАТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ в виде смыслового и лингвистического гармоничного семиологического целого библиотечно-информационного дела предназначен для особо точного ПАНЭПИМЕСТИЧЕСКОГО (гр.: pan – всë + гр.: epistemologia – теория познания: всенаука) оперирования потоком связей информационного моделирования реальности (информационной среды) и сознания (знания).

   К такому пониманию нас приводит сущностная особенность ЕДИНИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ. Любой из этих актов ОБЛАДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ГРАНДИОЗНО СОВПАДАТЬ – в своих наиболее ярких образцах воплощения! – С УНИВЕРСАЛЬНЫМ ПОТОКОМ КУЛЬТУРЫ. В данном кругу взаимозависимостей находятся И НАУКА, И ПРАКТИКА, рассматриваемые КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ!) – КАК ЗНАКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИО-ИНФО-НООСФЕРЫ.

 

Список источников

 1. Земсков, А. И. и др. Электронные библиотеки : Учебное пособие для студентов университетов и вузов культуры и искусств и других учебных заведений / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Гос. публ. науч.-техн. б-ка России. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Изд-во ГПНТБ России, 2012. – 401 с. : ил. – Библиогр.: с. 379-387.

  1. 2. Кутубаева, Л. Б. О возможностях создания электронной библиотеки в колледже. // Тенденции развития библиотечно-информационных ресурсов Омской области : Материалы рег. науч.-практ. конф., 11-12 декабря 2012 г. – Омск, 2012. – С. 98-102.
  2. 3. Соколова, Н. В. Электронные ресурсы в библиотеках : векторы развития. // Качество электронных ресурсов и сервисов библиотек, музеев, архивов как фактор эффективного взаимодействия с пользователями : Материалы XI всерос. науч.-практ. конференции „Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов”, 31 октября – 1 ноября 2013 г. – Москва, 2013. – С. 17-26.
  3. 4. Уайт, Э. (Эндрю) и др. Статистические методы работы с электронными документами в библиотечной сфере, или Э-метрики : Как использовать данные для управления и оценки электронных ресурсов и фондов = E-metrics for library and information professionals : How to use data for managing and evaluting electronic resource collections / Э. Уайт, Э. Д. (Эрик Джива) Камаль ; Пер. с англ. А. И. Земскова ; Науч. ред. Я. Л. Шрайберг. – Москва : Омега-Л, 2006. – 393 с. : схем., ил. – Библиогр. : с. 357-374.
  4. 5. Шрайберг, Я. Л. Электронные библиотечные ресурсы, так что же это все-таки означает? // Электронные ресурсы : Oт издателей к читателям : Материалы Всерос. науч.-практ. конференции, Рос. нац. б-ка, Санкт-Петербург, 28 марта – 1 апреля 2011 г. / Сост. Т. В. Петрусенко, И. В. Эйдемиллер ; Отв. ред. Н. О. Тихонова. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 21-24.
  5. 6. Электронные библиотеки : Перспективные методы и технологии, электронные коллекции [Текст] = Digital libraries : Аdvanced methods and technologies, digital collections : XVI Всероссийская научная конференция RCDL-2014, Дубна, 13-16 октября 2014 г. : Труды конференции / Рос. фонд фундамент. исслед. [и др.] ; [Сост. Л. А. Калмыкова, М. Р. Когаловский]. – Дубна : Объед. ин-т ядерных исслед., 2014. – 455 с. : ил.
  6. 7. Abramovich, S. Understanding digital badges in higher education through assessment. // On the Horizon, Vol. 24, Issue 1, 2016. <www.emeraldinsight.com/>. – PDF (99 KB)
  7. 8. Digital Libraries and Multimedia Archives. – Cham, Switzerland : Springer, 2018. – 257 p.
  8. 9. Effects of gender in library and information science research : A case study of The Electronic Library / Sumeer Gul et al. // The Electronic Library, Vol. 34, Issue 3, 2016. // <www.emeraldinsight.com/>. – PDF (427 KB)
  9. 10. GLORIA BIBLIOSPHERAE (Нишката на Ариадна) :Изследвания в чест на акад. проф. Александра Куманова: Юбилеен сборник по случай 65 години от основаването на УниБИТ = GLORIA BIBLIOSPHERAE (Ariadne’s Thread) : Studia in honorem Acad. Prof. Alexandra Kumanova : A Festschrift for 65th Golden Jubilee of the University of Library Studies and Information Technologies in Sofia / Науч. ред. С. Денчев; Състав., предг. и интервю Н. Василев; Библиогр. ред. М. Максимова; Ил. К. Константинова; Рец. Н. Яръмов ... [и др.]. – София : За буквите – О писменехь, 2016. – 1774 с.: с ил. (Факлоносци; ХVІ)
  10. 11. Griffin, J. Access to Research : How UK public libraries are offering access to over 15 million academic articles for free. // Interlending & Document Supply, Vol. 44, Issue 2, 2016. // <www.emeraldinsight.com/>. – PDF (326 KB).
  11. 12. International Bielefeld Conference (7th : 2004 : Bielefeld, Germany). Thinking beyond digital libraries [electronic resource] : Designing the information strategy for the next decade : Proceedings. – Bielefeld, Germany : Bielefeld University Library. // <http://conference.ub.uni-bielefeld.de/proceedings/>. – 5.01.2020. – [S.p.]
  12. 13. Legal deposit of electronic books – a review of challenges faced by national libraries / Marietjie De Beer et al. // Library Hi Tech, Vol. 34, Issue 1, 2016. // <www.emeraldinsight.com/>. – PDF (195 KB)
  13. 14. Papy, Fabrice. Digital Libraries: Interoperability and Uses. – London : ISTE Press, 2016. – 152 p.
  14. 15. Papy, Fabrice et al. Bibliothèque numérique et innovation : Vol. 2 / Fabrice Papy, Cyril Jakubowicz. – London: ISTE Press, 2018. – 140 p.
  15. 16. Papy, Fabrice. Digital Libraries and Innovation / Fabrice Papy, Cyril Jakubowicz. – London: ISTE Press, 2017. – 160 p.
  16. 17. Research and advanced technology for digital libraries. – Cham, Switzerland : Springer, 2017. – 678 p.
  17. 18. Xie, Iris et al. Discover Digital Libraries : Theory and Practice / Iris Xie, Krystyna Matusiak.Amsterdam : Elsevier, 2016. – 388 p.
  18. 19. Youngblood, N. The Digital Inclusiveness of State Library Websites. // Series : Advances in Librarianship; Vol. 40, 2015. // <www.emeraldinsight.com/>. – ePub (255 KB) ; PDF (187 KB)

Сведения об авторах

Куманова Александра Венкова, профессор, доктор педагогических наук, Государственный университет библиотековедения и информационных технологий – София (Болгария)

alexkum@abv.bg

Николай Куртев Василев, ассистент, д-р, Государственный университет библиотековедения и информационных технологий – София (Болгария)

n.vasilev@unibit.bg

К оглавлению выпуска

Library education, конференции

26.06.2020, 803 просмотра.