КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЛАДОЖИНА Т. Н., БАНДОРИН А.А. ВИРТУАЛЬНАЯ РИДИНГ-ГРУППА АНДРЕЯ БАНДОРИНА КАК ПРИМЕР СОВРЕМЕННОГО ФОРМАТА РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ МОЛОДЁЖИ К КНИГЕ И ЧТЕНИЮ

  1. 1. О популярности ридинг-групп в России 
  2.  Современным форматом объединения людей с целью приобщения к книге и чтению, преимущественно в больших городах, являются ридинг-группы (от англ. reading – чтение). Такие встречи называют ещё практикой коллективного или медленного чтения, по формату аналогичные философским кружкам, действовавшим при университетах и интеллектуальных салонах в XIX-XX веках, а также кружкам чтения в библиотеках России в дореволюционный и советский период. 

 Местом проведения встреч становятся помещения библиотек, книжных магазинов, музеев, площадки возле учреждений культуры, парки, арт-пространства, торговые центры и другие учреждения. Модераторами ридинг-групп выступают библиотекари, учёные (чаще всего филологи), аспиранты, студенты и другие любители чтения. В качестве декламаторов участвуют поэты, писатели, артисты, знаменитые люди и другие. 

 В целом в разных сферах деятельности заседания ридинг-групп проходят с соблюдением обязательных элементов: 

  1. 1) Оповещение участников группы (анонс или установочная информация модератора о теме, программе и времени встречи) в соцсетях или на сайтах организаций за 10-14 дней до начала встречи. 
  2. 2) Обязательная подготовка участников накануне встречи: чтение произведения или его отрывков. 
  1. 3) Чтение текста в ходе мероприятия декламатором и дальнейшее обсуждение прочитанного. Дополнительное использование элементов театрализации, демонстрация видеороликов, презентаций, выступление приглашённых лиц. 
  1. 4) Периодичность встреч – 1-2 раза в месяц. 
  1. 5) Среднее количество участников группы – 5-10 человек, т.к. в небольшой группе у участников имеется больше возможностей высказать свое мнение. 
  1. 6) Обновление состава участников (частичное или полное), т.к. ридинг-группой не считается организованная аудитория (школьные классы, группы высших и средних учебных заведений и т.п.). 
  1. 7) Вход для всех желающих бесплатный (как правило, после регистрации в группе и прочтения текста). Исключение – закрытые платные ридинг-группы для избранного круга читателей с целью послушать фрагменты произведения в исполнении автора и т.п. 

  Рассмотрим опыт популярности ридинг-групп в разных областях деятельности: книжной торговле, библиотечном деле, досуговой сфере, искусстве. 

  Актуально использование такого формата для поддержания и развития книжной торговли. В связи с развитием пространств книжных магазинов с целью рекреационно-образовательных функций ридинг-группы становятся одной из интерактивно-образовательных площадок, способных обеспечить общение посетителей в режиме реального времени [16, с. 275]. 

 Таким примером можно назвать ридинг-группу в г. Екатеринбурге, организованной на площадке книжного магазина «Пиотровский», а также в Уральском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). На встречах обсуждают сложные тексты после предварительного домашнего прочтения. В «Пиотровском» читают тексты по политической и социальной философии, в ГЦСИ – темы современного искусства. Модератор обеих групп – выпускник философского факультета Уральского федерального университета и социологического факультета Московской Высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Д. Безуглов. Встречи проводятся по модели семинаров студентов и преподавателей Высшей школы экономики и МВШСЭН. В группах появилось постоянное ядро участников, помогающих новым людям включаться в обсуждение. В группе ГЦСИ имеется общий чат, в котором общаются студенты философского и филологического факультетов, дизайнеры и журналисты, а также специальный гость – М. Петрик, физик и диджей. В группе в «Пиотровском» также разносторонняя публика: программисты, киноведы, студенты исторического и философского факультетов [5]. 

В г. Перми Библиотека и ридинг-группа ДГ начала свою работу в июле 2019 г. на площадке лаборатории современного искусства «Дом грузчика» (дополнительно – на площадке Центра городской культуры) при поддержке независимого книжного магазина «Пиотровский» и Музея современного искусства «Гараж» (Москва) с целью популяризации современного гуманитарного знания [1]. Программа ориентирована на художников и зрителей старше 18 лет, интересующихся актуальным художественным процессом. В основе «Библиотеки ДГ» – книги совместной издательской программы Музея «Гараж» и «Ad Marginem». До начала встречи в соцсетях выкладываются тексты с вопросами, предложенные к обсуждению. Кураторы проекта: философ и издатель Я. Цырлина и научный сотрудник отдела новейших течений Пермской галереи М. Пугина. 

В библиотеке Музея современного искусства «Гараж» в г. Москве в Парке Горького организована ридинг-группа, посвященная современному искусству и культуре. Например, в 2018 г. группа работала по шести направлениям: «Дизайн и искусство» (модератор – М. Морозова, кандидат искусствоведения, ст. преподаватель кафедры теории и истории дизайна и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна), «Новая теория фотографии» (модератор – В. Мусвик, кандидат филологических наук, сотрудник Лаборатории исследований визуальной культуры и современного искусства Европейского гуманитарного университета, Вильнюс), «Лакановский психоанализ и означающее желания» (модератор – А. Бронников, практикующий психоаналитик, стажировавшийся в клинических учреждениях Парижа, соведущий семинара по лакановской топологии в Российском государственном гуманитарном университете) и др. Участники перед каждой встречей индивидуально знакомятся с предложенными текстами в библиотеке Музея «Гараж», а затем коллективно обсуждают прочитанное с модератором. Вход в группу свободный по предварительной регистрации [3]. 

В целом ридинг-групп в России насчитывается несколько сотен. Они популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Перми, Калининграде и других городах. 

Тематика встреч разнообразна. Реже всего тема связана с классикой, поэзией, новинками художественной литературы. В числе модных тенденций – нон-фикшн, литература по философии, современному искусству, произведения малоизвестных авторов, рэп, чтение иностранной литературы (итальянской, китайской и др.) на языке оригинала или ещё не переведённых произведений. Популярны феминистские книжные клубы, где читают или художественные произведения, написанные женщинами, или тексты по данной тематике. 

Число участников ридинг-групп – от менее десятка человек до трёх сотен участников. Возраст разнообразный – молодёжь, средний и пожилой возраст. По сфере занятости – это чаще всего студенты и аспиранты, но также интерес к группам имеется у служащих, творческой интеллигенции и домохозяек. По мнению некоторых модераторов, основной аудиторией являются студенты, т.к. на встречах они узнают то, что недополучают на занятиях в своих вузах [6]. 

 2. Ридинг-группы в библиотеках 

 В современное время в библиотеках популярным форматом объединения читателей становятся ридинг-группы, основанные на примере традиционных способов коммуникации, например, книжных клубов. 

 Наше внимание привлёк опыт работы Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова. Тематические ридинг-группы этой библиотеки уже стали объектом исследований, опубликованных в научной печати, например, в статье сотрудницы Московского педагогического государственного университета А.С. Нечушкиной, и в общественно-политических изданиях, например, в журнале «Огонёк» [4, с. 96; 6]. 

 Мы изучили состав разнообразных по тематике ридинг-групп на сайте библиотеки в разделе «Клубы» [12]. 

 Группа «BRC (Bauman Reading Club)» объединяет молодёжь. На встречах (1 раз в месяц) происходит обсуждение и анализ произведений, определяемых голосованием (без жанровых ограничений). Правила клуба и новости размещены в группе «ВКонтакте». Ведущий – В. Худояров, студент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. 

 В группе «Старый добрый детектив» на встречах (2 раза в месяц) происходит чтение детективов, анализ жанра, просмотр экранизаций, решение логических головоломок, рассказы о подлинных загадочных преступлениях, которые так и не были раскрыты. Тексты и темы встреч доступны на странице группы в «Facebook». Ведущая – Е. Додзина, руководитель театра «Лабиринт». 

 «Клуб любителей Интернета и общества» – это сообщество людей, в числе которых социологи, психологи, математики, экономисты, работники IT-сферы, журналисты и др. Кроме чтения, анализа и обсуждения научных статей и книг, происходит обмен информацией об исследованиях, участие в общих проектах и популяризация Internet Studies. Ведущие: П. Колозариди и Л. Юлдашев. Имеется у клуба своя страница «Facebook». 

 Группа «Города и аллегории» работает в рамках проекта «Антиуниверситет». Каждый текст рассматривается двояко – и как художественный или документальный, и как теоретический. Каждое чтение предваряется кратким лекционным введением о тексте. Ведущая – Н. Волкова, архитектор, городской планировщик, исследователь и журналист. 

 «История феминизма в России» – это ридинг-группа, в рамках которой читают и обсуждают тексты российских феминисток, начиная с XIX века и заканчивая 90-ми годами XX века. Ведущая – Н. Красильникова, феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS. 

 «Reading club по ANT» посвящен проблематике акторно-сетевой теории (ANT). Участники группы читают тексты этого социологического направления, а затем прочтение текстов используется в профессиональной деятельности (в форме написания статей, создания арт- или образовательных проектов и т.п.). 

 Группа «Yellow Blue Vase» изучает произведения мастеров русской и американской литературы с XIX века до наших дней и их обсуждения на английском языке. На встречах (2 раза в месяц) изучаются темы, которые пересекаются у авторов двух континентов, особенно тема семьи. Встречи проходят в формате сравнения отрывков из двух заявленных заранее произведений. Ведущая – К. Моне, аспирант факультетов политологии и славяноведения Чикагского университета. 

Группа «Rapping about» изучает историю развития хип-хоп-культуры, движений Black Arts и Hip Hop Studies. На встречах проводится анализ русской хип-хоп-лирики, особенностей русского рэпа и причин его популярности. Ведущая – Т. Пырова, аспирант Московского государственного университета. 

 В группах «Французская революция и социальная теория» на встречах (1 раз в неделю) происходит чтение сложных текстов, в первую очередь на английском языке, ведётся работа с французскими оригиналами. Тексты к обсуждению доступны на сайте библиотеки. Организаторы группы – студенты и исследователи из МВШСЭН. 

 Группа «POEMS PER SE» («стихи как они есть») – это новая версия проекта Е. Ванеян и А. Прокопьева «СТИХИ AN SICH». Основной формат – это семинары, посвященные чтению и обсуждению поэтических текстов, написанных на английском, немецком, японском, болгарском, итальянском, испанском языках, на идише и иврите. 

 «Литературные среды в испанском клубе» – это изучение на языке оригинала латиноамериканской литературы, сформированной в процессе взаимодействия двух различных богатых традиций – европейской и индейской. На встречах (2 раза в месяц) в компании любителей испанского языка и латиноамериканской литературы изучаются идиоматические выражения и фразеологические конструкции, биографии и литературное наследие латиноамериканских прозаиков и поэтов. Ведущая – И. Шубина. 

 Группа «Становясь постчеловеком» изучает проблематику постгуманизма на примере художественной литературы и искусства. Тексты и для предстоящих встреч доступны на «Facebook» и «ВКонтакте». Ведущая – Е. Никитина, выпускница Силезского университета (Польша). 

 Группы проекта «No Kidding» посвящена современной литературе, созданной женщинами, – всем жанрам в их многообразии. Встречи проходят 2 раза в месяц. Язык общения русский/английский, в зависимости от состава участников. Вход в группу при условии прочтения текстов. Ведущая – С. Шадрина, со-основательница проектов No Kidding и Write Like a Girl. 

 Философский клуб «ААА» – группа по изучению современной континентальной мысли, организованная исследователями из НИУ ВШЭ, РГГУ и МВШСЭН. На встречах обсуждаются тексты актуальных философcких течений – акселерационизма, киберфеминизма, спекулятивного реализма, акторно-сетевой теории, – которые в определенной степени игнорируются российским исследовательским сообществом. Тексты для чтения можно найти на «Facebook» и «ВКонтакте». 

 Философский клуб «Платон и К°» открыт библиотекой совместно с издательством Ad Marginem по одноименной серии научно-популярных книг о философах. Встречи проходят в формате совместного чтения и обсуждения книг этой серии, а также самостоятельных эссеистических опытов участников. Предварительная запись по электронной почте. Ведущий – Б. Клюшников, философ и историк искусства. 

 Место проведения всех встреч ридинг-групп ЦУНБ им. Н.А. Некрасова – библиотека. Вход для участников свободный. 

 Другую московскую ридинг-группу, организованную в библиотеке Культурного центра ЗИЛ, ныне современного арт-пространства, проводят в вечернее время библиотекари. Тематика встреч – современная литература, например, роман Салмана Рушди «Ярость» [6]. 

 В целом ридинг-группы, организуемые при библиотеках и других учреждениях, содействуют не только организации досуга с пользой, но и самообразованию и просвещению всех желающих. У участников встреч имеется и индивидуальная мотивация: «поговорить с умными людьми», познакомиться с единомышленниками, стать писателем и научиться общаться с потенциальными читателями [6]. 

 3. Конкурс на лучшую ридинг-группу среди смоленских библиотек

 В декабре 2019 г. в МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Смоленска стартовал проект «Читающий бум», цель которого – создание при библиотеках ридинг-групп, объединяющих любителей книги и чтения разных возрастов и социальных статусов [15]. На встречах участники читали и обсуждали произведения разных жанров и направлений. В качестве декламаторов были привлечены известные люди города, представители творческих профессий. 

 Так, в центральной библиотеке г. Смоленска им. Н.С. Клестова-Ангарского в рамках ридинг-группы «Эволюция мысли» состоялось литературное свидание «Один на один с Харуки Мураками». В роли декламатора выступил актер Смоленского камерного театра А. Иванов, известный также как писатель под псевдонимом Хакки Фрум. После прочтения рассказа Х. Мураками «Повторное нападение на булочную» собравшаяся молодёжь обсудила прочитанное. 

 Первая встреча ридинг-группы «Несмешное в смешном» в библиотеке-филиале № 12 была посвящена рассказу А. Аверченко «День госпожи Спандиковой». На мероприятии состоялось знакомство с жизнью писателя, особенностями его юмористических рассказов, чтение рассказа и его обсуждение. В ходе ридинг-исследования «Посмотри на себя со стороны» участники ответили на вопросы тестов и узнали, насколько они сами суеверны. 

 В детской библиотеке № 3 любители семейного чтения на заседании ридинг-группы «Почитайка» совместно прочитали сказку Е. Каргановой «Как синичка волка спасла», обсудили идею произведения и поступки главных героев. Каждой семье была порекомендована книга для домашнего прочтения и дальнейшего обсуждения на следующей встрече. 

 Заседания ридинг-групп центральной детской библиотеки им. А.В. Мишина и библиотеки-филиала № 3 им. Б.Л. Васильева были посвящены теме Великой Отечественной войны. 

 В ходе реализации проекта «Читающий бум» 6 декабря состоялся первый этап конкурса на лучшую организацию деятельности ридинг-группы среди муниципальных библиотек и студентов Смоленского государственного института искусств. В конкурсе соревновались 11 участников в номинациях: «Лучшая детская ридинг-группа» (до 14 лет); «Лучшая молодёжная ридинг-группа» (от 14 до 30 лет); «Лучшая разновозрастная ридинг-группа»; «Лучшая семейная ридинг-группа». Задачи конкурса: стимулирование библиотечных работников к продвижению инновационного опыта; выявление лучших практик по созданию ридинг-групп и внедрение их в работу библиотек в 2019-2020 гг.; повышение престижа книги и чтения, позиционирование библиотечной профессии как социально востребованной деятельности. 

 В числе представленных проектов была и виртуальная ридинг-группа студента СГИИ Андрея Бандорина (номинация «Лучшая молодёжная ридинг-группа»)По итогам 1-го отборочного тура этот проект занял 4-е место по результатам презентаций кейсов ридинг-групп. Окончательные итоги конкурса будут подведены в апреле 2020 г. [2] 

 4. Виртуальная ридинг-группа Андрея Бандорина 

 Виртуальная ридинг-группа А. Бандорина велась на личной странице в социальной сети «ВКонтакте». Возрастная категория участников, принявших участие в виртуальных встречах, – от 16 до 27 лет. География участников: г. Смоленск и Смоленская область. Периодичность проведения встреч – 2 раза в месяц. Тематика встреч отличалась от модных тенденций в организации ридинг-групп.  

 Первая встреча с названием «Тема доброты в произведениях художественной литературы» была организована 1 декабря 2019 г. [7] Тема была рассмотрена на примере рассказов «Багульник» Ю.Я. Яковлева, «Юшка» А.П. Платонова, «Судьба человека» М.А. Шолохова. Продолжительность видеотрансляции (без названия в приглашении) – 1 час.10 мин. Приняли участие в обсуждении всего 16 участников. Комментариев по теме было немного, хотя общее их количество 142. Участники порекомендовали произведения: рассказ «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендрякова, пьесу «На дне» М. Горького и др. Отметим наиболее положительный отзыв: «Интересная тема для обсуждения!» В итоге видеотрансляцию посмотрели 830 раз на видеохостинге «YouTube» и 388 раз в группе «ВКонтакте». 

 Эффективность первой встречи по привлечению к чтению была невысокой. Активно обсуждали тему первой встречи только 3 участника. 

 Вторая встреча с названием «Новый год в произведениях художественной литературы» состоялась 15 декабря 2019 г. [8] Тема была представлена рассказом «Девочка со спичками» и сказкой «Снежная королева» Х.К. Андерсена, повестью-сказкой «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Т.А. Гофмана. Продолжительность видеотрансляции с названием «Виртуальная ридинг-группа! Тема - Новый год в произведениях художественной литературы! Присоединяйтесь и активно участвуйте!» – 1 час. Приняли участие в обсуждении всего 13 человек, в т.ч. двое – во 2-й раз. Самая активная участница (по количеству комментариев) предложила больше всего книг по теме – 5. В итоге на встрече порекомендовали произведения по теме: сказку «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, повесть «Чук и Гек» А.П. Гайдара, сказку «Серебряное копытце» П.П. Бажова, сказку «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Волшебная зима» из серии романов о муми-троллях Т. Янссон, сказку «Однажды в зимнем городе» Я. Мишарина, сказку «Маленький Дед Мороз» А. Штонера. В числе комментариев по теме обсуждения (всего 60 комментариев): «Чук и Гек (у меня есть такая книга)», «Я читал Щелкунчика» и др. В целом трансляция просмотрена 483 раза на «YouTube» и 171 раз «ВКонтакте». 

 Эффективность второй встречи была более невысокой. Участников, активно обсуждавших тему, было больше, чем на первой встрече (5 человек), они предложили большее количество произведений. Отвлечённых тем в прямом эфире было меньше. 

 Третья встреча с названием «Тема безграничной любви в художественной литературе» состоялась 4 января 2020 г. [9]. Тема встречи была рассмотрена на примере повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова, рассказа «Багульник» Ю.Я. Яковлева и др. Прямая видеотрансляция с названием «Ну что, просыпаемся, дорогие друзья, и активно участвуем в сегодняшнем эфире. "Тема любви в произведениях художественной литературы"» длилась 1 час. Приняли участие в обсуждении 10 человек (190 комментариев), в т.ч. 1 участник – 2-й раз. Самый активный участник предложил мало книг, но больше фильмов по теме, порекомендовал темы к следующей прямой трансляции. Самые интересные комментарии этой встречи: «Евгений Онегин пишет Татьяне письмо, это тоже затрагивает сердце и душу, Евгений выражает именно как любит Татьяну Ларину», «Я бы нашёл в себе сил, нашёл любимого человека и продолжаю жить», «Я книги такие не читаю», «Мне нравится больше ужастики и боевики... и Хатико», «Моя мама читала», «Я много читаю и смотрю», «У меня словарный запас кончился». Участники предложили много произведений, но не всегда по теме: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Муму» И.С. Тургенева, рассказ «Петька в деревне» Л.Н. Андреева, «Скафандр и бабочка» – автобиографическая книга Ж.-Д. Боби и её экранизация, «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, комедия «Дом с паранормальными явлениями», фильмы Любовь и голуби», «Экипаж», комедия «Кавказская пленница», мелодрама Двойная жизнь», фильм «Хатико», «Пила 5», мультфильм «Тайная жизнь домашних животных», сказка и мультфильм «Красавица и чудовище» Ж.-М. Лепренс де Бомон, мультфильм «Алладин» (по мотивам сказки «Тысяча и одна ночь»), мультфильм «Принцесса и лягушка» по мотивам сказки Братьев Гримм «Король-лягушонок» и книги Э. Бейкер «Принцесса-лягушка», фильмы «Лёд» и «Лёд 2», роман «Сумерки» С. Майер, романы «Оно» и «Зелёная миля» С. Кинга, художественный фильм «Чернильное сердце» по мотивам одноимённого романа немецкой писательницы К. Функе, боевик «Трансформеры» режиссёра Майкла Бэя. В итоге трансляция просмотрена 462 раза на «YouTube» и 171 раз «ВКонтакте». 

 Эффективность третьей встречи была невысокой. Активных участников было мало (3 человека), обсуждение темы было заинтересованным, но больше поверхностным и с использованием кинофильмов. В то же время предлагалось много названий произведений; было много комментариев. 

 Четвёртая встреча с названием «Проблема отцов и детей в художественной литературе» была проведена 9 февраля 2020 г. [10] Тема представлена романом «Отцы и дети» И.С. Тургенева, повестью «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, пьесой «Гроза» А.Н. Островского. Продолжительность видеотрансляции с названием «Виртуальная ридинг-группа. Тема трансляции: "Отцы и дети". Присоединяйтесь!» – 30 минут. Приняли участие в комментариях (82 комментария) 13 участников, в т.ч. 2 человека – 3-й раз, 3 человека – 2-й раз. Комментариев по теме обсуждения было мало, например, «Я занимаюсь стантрайдингом [от авт. - популярное направление мотоспорта, экстремальное – езда на заднем колесе], но мои родители против». В целом трансляция была просмотрена 481 раз на «YouTube» и 196 раз в «ВКонтакте». 

 Эффективность четвёртой встречи была невысокой. Активных участников было всего 2 человека, не было предложено произведений по теме. Были пожелания одного участника о дальнейшей перспективе ридинг-группы: «Что так скучно», «Давай с музыкой». С другой стороны, имеется группа поддержки (комментарий «Спасибо. Класс!»). В итоге в целом единой концепции в трансляции не было. 

 Пятая встреча с названием «Тема предательства в произведениях художественной литературы» состоялась 24 февраля 2020 г. [11] Тема была рассмотрена на примере повести В. Быкова «Сотников», повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Прямая видеотрансляция с названием «Всем привет! Я, Андрей, жду вас в гости. Присоединяйтесь!» длилась 38 минут. Приняли участие в комментариях (72 комментария) 15 участников, в т.ч. один участник 4-й раз, два – 3-й раз, один – 2-й раз. Всего лишь один участник предложил произведения по теме: повесть «Бедная Лиза», ещё один – фильмы по теме– «Приказ перейти границу», «Т 34», «Грозовые ворота». Были комментарии, близкие к теме обсуждения, но не о литературе (поздравления к 23 февраля, служба в армии и т.п.). Параллельно было обсуждение не по теме (Масленица, весна, погода и др.). Итог просмотра трансляции – 604 просмотра на «YouTube» и 242 просмотра «ВКонтакте». 

 Эффективность пятой встречи также была невысокой. Участников было только 2 человека, обсуждение темы не было заинтересованным, больше рассматривались отвлечённые темы. Были пожелания участников о дальнейшей перспективе ридинг-группы («Когда музыка будет?»). В целом атмосфера была доброжелательная, несмотря на отсутствие единой концепции в трансляции. 

  По итогам сравнительного анализа исследования деятельности ридинг-групп в России и проведения пяти встреч виртуальной ридинг-группы А. Бандорина можно сделать следующие выводы. 

  1.  Виртуальный формат ридинг-группы имеет свою специфику, в отличие от групп при библиотеках и других учреждениях. Использованный формат больше подобен онлайн-ресурсам, посвящённым книгам. В связи с этим обязательные элементы, присущие ридинг-группе, требуют дальнейшего изучения. Для развития группы можно рассмотреть аккаунты самых популярных книжных Instagram блогеров и книжных YouTube блогеров, которых больше всего читали и комментировали любители книг [13; 14]. Как один из вариантов продвижения группы можно использовать создание собственного блога в «Instagram», т.к. смена аудитории может вызвать более активный интерес к ридинг-группе. 
  2.  Тематика встреч (в основном – классическая литература) не соответствовала современным трендам развития ридинг-групп. Наибольший отклик вызвала праздничная тематика («Новый год в произведениях художественной литературы»), а также самые положительные комментарии были на встрече «Тема доброты в произведениях художественной литературы» (в том числе 830 просмотров). Несмотря на отвлечённые обсуждения участников (музыка и др.), нельзя обоснованно утверждать, что классика не вызывает интереса у современной молодёжи. В перечне тем в «ТОП-50 книжных Instagram блогеров» и «ТОП-50 книжных YouTube блогеров» имеются не только современные литераторы, бестселлеры и т.п., но и классика мировой литературы и шедевры классической поэзии [13; 14]. 
  3.  Подробный пересказ произведений и краткая информация по теме (предлагались оба варианта) вызвал одинаковый результат, что вызывает необходимость изменения подачи художественного произведения. В дальнейшем возможно использование разнообразных инструментов в работе ридинг-группы: использование видео-обзоров,отзывов на произведения от ведущих книжных блогеров, ярких фотографий обложек книг, вайнов про книголюбов, анонсов книжных новинок и др. 
  4. Важное значение в ридинг-группе имеет уютная атмосфера встречи, дизайн и оформление внешней обстановки, индивидуальный стиль подачи материала (например, фирменный стиль приветствия) и т.п. Для создания атмосферы нужно учитывать пожелания участников (например, музыкальное сопровождение). Всё это поможет создать в перспективе единую концепцию трансляции встречи.
  5. В итоге проведения пяти встреч снизились следующие показатели: продолжительность встреч от 1 часа до 40 мин.; количество просмотров от 830 до 604; общих комментариев со 190 до 60. Количество участников ридинг-группы, оставивших комментарии, оставалось стабильным (16, 13, 10, 13, 15). Хороший показатель – многократное участие во встречах (например, 4 раза). Активных участников, обсуждающих тему встречи, не прибавляется (3, 5, 3, 2, 2), но при этом имеется постоянная заинтересованная группа и группа поддержки.

 В итоге учёта этих показателей можно отметить наличие актива ридинг-группы, рекомендовавший мало книг и больше художественных фильмовДля развития группы важен учёт пожеланий постоянных участников (например, включение информации об экранизации художественных произведений или отрывки из фильмов). Это позволит установить более тесное сотрудничество с группой поддержки и привлечь новых участников. 

 Основной итог проведения пяти встреч виртуальной ридинг-группы состоит в достижении главной цели ридинг-групп: данный формат позволил найти единомышленников по проведению интеллектуального досуга, несмотря на недостаточное количество участников, увлечённых чтением. 

 Список источников

  1. 1. Библиотека и ридинг-группа ДГ. – URL : https://vk.com/readinginprogress (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 2. Конкурс на лучшую организацию деятельности ридинг-группы «Читающий бум» (12+). – URL : http://smolensk.library67.ru/news/konkurs-na-luchshuyu-organizaciyu-deyatelnosti-riding-gruppy-chitayuschij-bum-12-/ (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 3. [GARAGE. Ридинг-группы]. – URL : https://garagemca.org/ru/event/reading-groups-2018 (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 4. Нечушкина, А.С. Изменение коммуникативного взаимодействия с читателем в современной библиотеке / А.С. Нечушкина // HOMO INSTAGRAMUS : Человек в цифровом обществе : материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. – Москва : Московский пед. гос. ун-т, 2018. – С. 91-96. – URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41854518_ 
    67427956.pdf (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 5. Новикова, А. Ридинг-группа : зачем читать умные тексты в компании умных людей / Александра Новикова. – URL : https://itsmycity.ru/2017-08-17/riding-gruppa-zachem-chitat-umnye-teksty-v-kompanii-umnyh-lyudey (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 6. Портнягина, М. Чтоб не читать поодиночке / Мария Портнягина // Огонёк. – 2018. – № 17 (14 мая). – С. 28. – URL : https://www.kommersant.ru/doc/ 
    3622917 (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 7. [Ридинг-группа А. Бандорина. 1 декабря 2019 г.]. – URL : https://vk.com/id562546865?z=video562546865_456239069%2Fvideos562546865%2Fpl_562546865_-2 (дата обращения : 22.02.2020). – Изображение : видео. 
  1. 8. [Ридинг-группа А. Бандорина. 15 декабря 2019 г.]. – URL : https://vk.com/id562546865?z=video562546865_456239082%2Fpl_562546865_-2 (дата обращения : 22.02.2020). – Изображение : видео. 
  1. 9. [Ридинг-группа А. Бандорина. 4 января 2020 г.]. – URL : https://vk.com/id562546865?z=video562546865_456239101%2Fca1b71e7675f5c8efb%2Fpl_wall_562546865 (дата обращения : 22.02.2020). – Изображение : видео. 
  1. 10. [Ридинг-группа А. Бандорина. 9 февраля 2020 г.]. – URL : https://vk.com/id562546865?z=video562546865_456239137%2F9e8428082b1fda20bb%2Fpl_wall_562546865 (дата обращения : 22.02.2020). – Изображение : видео. 
  1. 11. [Ридинг-группа А. Бандорина. 24 февраля 2020 г.]. – URL : https://vk.com/id562546865?z=video562546865_456239142%2Fa9df49fa3b26d88bce%2Fpl_wall_562546865 (дата обращения : 22.02.2020). – Изображение : видео. 
  1. 12. Ридинг-группы // Библиотека им. Н.А. Некрасова. – URL : https://nekrasovka.ru/clubs/reading-groups (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 13. ТОП-50 книжных Instagram блогеров. Итоги 2019-го года // ЧБ. Читай Быстро : блог. – URL : https://bukva.info/blog/top-insta-books/ (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 14. ТОП-50 книжных YouTube блогеров. Итоги 2019-го года // ЧБ. Читай Быстро : блог. – URL : https://bukva.info/blog/top-youtube-books/ (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 15. «Читающий бум». В муниципальных библиотеках города Смоленска начали работать ридинг-группы // Департамент Смоленской области по культуре. – URL : https://kultura.admin-smolensk.ru/476/libraries/libr1/news_11963.html (дата обращения : 22.02.2020). – Текст : электронный. 
  1. 16. Юркова, Е.В. Рекреационно-образовательный потенциал книжных магазинов / Екатерина Валерьевна Юркова // Лики культуры в эпоху социальных перемен :  материалы Всерос. с междунар. участием науч. конф. (Екатеринбург, 23-24 марта 2018 г.) / под ред. Н.Б. Кирилловой. – Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2018. – С. 273-278. 

 

Сведения об авторах  

Ладожина Татьяна Николаевна, Смоленский государственный институт искусств, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и музеологии Смоленского государственного института искусств, кандидат педагогических наук 

Бандорин Андрей Алексеевич, Смоленский государственный институт искусств, студент направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельности» 

Рецензент

Динер Елена Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, член редакционного совета журнала "Культура: теория и практика"

К оглавлению выпуска

информационная культура, мероприятия, популяризация литературы, чтение, современные поэты, Год литературы, история книги

31.10.2020, 141 просмотр.