ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. КЛИМЕНКОВА Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТОЙ БИБЛИОТЕКИ

Происходящие в обществе изменения, информатизация всех сторон жизнедеятельности, преобразования в сфере создания, распространения и потребления информации порождают необходимость пересмотра концептуальных подходов к определению основных направлений трансформации библиотеки и перспектив ее развития как социального института.

В настоящее время доминирующую позицию занимает концепция открытой библиотеки, которая формируется, исходя из анализа ее деятельности, определяет статус, цели и функции, пути, методы и средства достижения этих целей. Происходит разработка и описание действующих и перспективных моделей библиотечно-информационного учреждения в обстановке кризиса чтения.

Если рассматривать открытую библиотеку как педагогическую систему, одним из ключевых аспектов, требующих пристального внимания, является определение, обоснование и проверка педагогических условий, от которых зависит успешность и эффективность ее функционирования, Выделяя различные виды педагогических условий, специалисты наиболее часто называют организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия [2].

Организационно-педагогические условия представляют собой, с одной стороны, совокупность объективных возможностей, необходимых для решения педагогических задач, а с другой – совокупность средств и ресурсов, способствующих достижению педагогических целей. Не менее значимым компонентом выступают также аспекты, связанные с управлением, как отдельными педагогическими процессами, так и полностью всей педагогической системой.

Организационно-педагогические условия создания и функционирования открытой библиотеки это –   сама библиотека как педагогическая система; ее связи и взаимодействия с другими педагогическими системами; надлежащим образом сформированные и подготовленные к использованию информационные ресурсы; доступ к информационным ресурсам мирового информационного пространства; соответствующая система обслуживания; материально-техническая база; система управления библиотекой и библиотечно-информационными процессами.

В рамках концепции открытой библиотеки одним из ключевых организационно-педагогических условий является создание  креативного пространства, открытого для всех и предназначенного для индивидуальной или коллективной активности, реализации творческих инициатив членов конкретного сообщества [3].

Не менее важным сущностным признаком открытой библиотеки является стремление отойти от устоявшихся шаблонов, выйти за рамки традиционных функций, расширить сферу влияния, обеспечить открытый доступ к своим уникальным информационным ресурсам всем слоям населения. Так, например, Центральная научная библиотека им. Я.Колоса   Национальной Академии Наук республики Беларусь (ЦНБ НАН РБ) в рамках своей социокультурной деятельности проводит мероприятия с воспитанниками детских садов, школьниками, студентами, организует «библионочи», игровые площадки в Ботаническом саду и другие акции.

Библиотека Белорусского Национального технического университета (БНТУ) – регулярно проводит фестивали «Город и книги» [1], создает тактильные книжки-игрушки для слабовидящих детей, участвует в движении «За чтение», открывает первый в городе коворкинг [4]. Национальная библиотека Беларуси (НББ) организует мероприятия для всех категорий пользователей, уделяя особое внимание детям и подросткам, а также социально незащищенным пользователям.

Организационно-педагогические условия «открытости» библиотеки проявляются и в активном использовании информационного пространства, сети интернет, социальных сетей, создании и совершенствовании сайта библиотеки, использовании вебинаров, телемостов и телеконференций и других средств телекоммуникации во взаимодействии с реальными и потенциальными пользователями.

Психолого-педагогические условия формирования открытой библиотеки отражают личностный аспект библиотечно-информационной деятельности. Они включают: изучение пользователя библиотеки;  подготовку библиотекаря как субъекта педагогической деятельности; оптимизацию читательской деятельности пользователя; возвышение отношения пользователя к собственной читательской деятельности; педагогическую деятельность библиотекаря, направленную на формирование информационной культуры пользователей;  целенаправленное влияние на содержание и характер внутренней среды библиотеки; учёт особенностей внешней среды и взаимодействие с ней.

Под дидактическими условиями функционирования открытой библиотеки понимается совокупность форм методов, приёмов, направленных на обеспечение продуктивной читательской деятельности по поиску, выбору и освоению информации, превращению ее в знания, а также организации читательского общения как средства закрепления и углубления этих знаний.

Специфически библиотечными формами реализации дидактических условий педагогического сопровождения чтения являются: книжная выставка, библиотечный диалог, консультация, беседа, программы и планы чтения, все виды справок, уроки и школы информационной культуры, читательские объединения и клубы по интересам, групповые и массовые мероприятия и т.д.

В процессе подготовки и проведения каждой из отмеченных форм взаимодействия с пользователем библиотекарь ставит ряд педагогических задач, решение которых находится в непосредственной зависимости от дидактических условий: психолого-педагогического мастерства библиотекаря; соответствия содержания информации интересам пользователей;  смысловой доступности информации;  наглядности;  наличия интерактивных элементов; активности и заинтересованности самих пользователей.

Открытая библиотека как педагогическая система представляет собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей читательского развития пользователя через обеспечение ему свободного доступа к информации и культурным ценностям и соответствующей психолого-педагогической поддержки в процессе их освоения. Библиотекарь и пользователь выступают в качестве субъектов взаимодействия. В четырёхэлементной системе «библиотека» они являются ведущими элементами: «контингент пользователей» и «библиотечный персонал».

Информационные ресурсы – это объект, на который направлено внимание субъектов обслуживания. Удовлетворение информационных потребностей пользователей, как предмет психолого-педагогического взаимодействия субъектов обслуживания, невозможно даже представить без современных средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности, информационных технологий и других компонентов материально-технической базы библиотеки.

Таким образом, все элементы системы «библиотека»: контингент пользователей, библиотечный персонал, информационные ресурсы, материально-техническая база – органично включены в педагогический процесс, а организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия, необходимые для реализации потенциала каждого из этих элементов, играют значительную роль в обеспечении функционирования и постоянного совершенствования данной системы.

Реализация концепции открытой библиотеки требует системного подхода: изучения потребности населения в новых форматах взаимодействия, реорганизации библиотечного пространства с акцентом на образовательную и исследовательскую деятельность, подготовки библиотекарей к работе в новых условиях, взаимодействия  со всеми социальными институтами системы производства и распространения информации, социокультурными и образовательными центрами. Только так можно обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение чтения в рамках концепции открытой библиотеки и достойное место библиотеке в современном информационном обществе.

 

Список источников

  1. 1. Вовк, О. «Город и книги»: первый Минский книжный фестиваль / О. Вовк // Інфармацыйна-камунікатыўныя тэхналогіі ў бібліятэках / склад.: Л.І. Макаранка. В.А. Тамашова. – Мінск: “Красіка-Прынт”, 2015. – С. 4 – 9.
  2. 2. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Наталья Ипполитова, Наталья Стерхова // General and Professional Education. – 2012. - № 1 . - P. 8 – 14.
  3. 3. Степанов В.К. Библиотеки и библиотекари в обществе знаний / В.К. Степанов // Университетская книга. – 2018. – № 11. – С. 42 –47
  4. 4. Юрик, И. «КБ-16» – первый в Минске библиотечный коворкинг / И. Юрик // Бібліятэчны свет. – 2017. – № 1. – С. 8–10.

 

Сведения об авторе

Клименкова Нина Владимировна, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, доцент.

Рецензент

Сладкова О.Б., член редакционного совета журнала, доктор культурологии, профессор

К оглавлению выпуска

чтение, мероприятия, Library education

19.12.2020, 843 просмотра.