ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. САТАГАЛИЕВА С.М. СОТРУДНИЧЕСТВО БИБЛИОТЕК И ВУЗОВ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 Библиотечно-информационное образование в Казахстане – это сложная многофункциональная система, направленная на развитие библиотечно-информационной деятельности, осуществляемая многогранной подготовкой кадров, а также постоянным наблюдением за тенденциями мировой глобализации в сфере библиотечных услуг. Его задачей является непрерывная специализация библиотекарей-специалистов, необходимых для качественного библиотечного обслуживания, обусловленная требованиями читателей и заинтересованных лиц в библиотечном деле. Каким должен быть сегодня высококвалифицированный специалист - одна из сложнейших проблем, волнующих и тех, кто готовит кадры, и тех, кто их получает. Несомненна трансформация всех профессиональных характеристик информационно-библиотечного работника, и это нашло отражение в государственных стандартах образования, образовательных  программах «Библиотечное дело», учебно-методических комплексах  дисциплин. Дальнейшее развитие науки, техники, культуры значительно повышают требования, предъявляемые к специалистам в области библиотечной науки и практики. Современный выпускник должен иметь широкий кругозор, четкое понимание тенденций в развитии общества, хорошую ориентацию в первичных и вторичных документальных потоках, обладать глубоким знанием аналитико-синтетических процессов, использовать новые информационные технологии.

 Современный этап развития высшего библиотечно-информационного образования предполагает введение компетентностного подхода, направленного на подготовку конкурентоспособных, мобильных специалистов с перспективным мышлением, готовых к постоянным изменениям, обладающих инициативностью и способностью к самообразованию на протяжении всей жизни. Одним из ключевых требований к современному библиотечному специалисту становится владение информационными компетенциями.

 Поскольку вузы являются одним из престижных учебных заведений, студенты которых стремятся стать профессионалами своего дела, то на них лежит огромная ответственность за воспитание и дальнейшее развитие студента как личности, соответственно и качество преподавания и системы образования должно быть на высоте своего положения и инвестировать в них все самое лучшее. Нынешнее состояние системы образования в Республики Казахстан подвергается постоянным изменениям, и институтам знаний, в том числе и университетам, приходится постоянно принимать вызовы нового дня и следить за дальнейшим развитием тенденций, которые не стоят на месте. Для дальнейшего хода этих обновлений вузам в действительности необходима помощь библиотеки при подготовке библиотечных кадров. Предстоящие изменения в системе образования – это дело времени, поэтому предугадать его невозможно. Учитывая большую ответственность, возложенную на вузы, нельзя представить спутника лучше, чем библиотека.

 Библиотека – социально-культурный институт, построенный на информационных материалах разного типа, находящийся в рабочем состоянии и не теряющий свою ценность и по сей день. Библиотека в наши дни является самым главным источником информаций, эпицентром образования и воспитания, пиком знаний всего человечества. Задача библиотеки со времен его основания всегда было и будет приобщение читателей и человечество в целом к познанию, к стремлению достичь высокого уровня образованности и интеллекта в целях духовного развития и получения признания и уважения окружающих. Библиотека также является хранилищем истории формирования человечества, свидетелем развития различных культур и проводником в неизвестное для нас будущее.

 Задачей библиотек на фоне библиотечно-информационного образования является постоянное п повышение квалификации библиотечных кадров, информационно-коммуникационных технологий. Идти следом за нововведениями и отвечать требованиям современного мира предоставит широкую возможность библиотекарям стать высококвалифицированным специалистом, соответствующим нынешним образовательным стандартам. Стабильная и непрерывная связь между библиотеками и вузами является гарантией расширения доверительных взаимоотношений, способствующие дальнейшему сотрудничеству и эффективному развитию в усовершенствовании образовательной программы «Библиотечное дело».

 Сосуществование библиотек с вузами приведет к большим результатам и к общей пользе обеих сторон. Поддержание постоянных связей станет причиной благоприятных взаимодействий с целью достижения общих целей. Сотрудничая с библиотеками, вузы получают возможность усовершенствовать качество преподавания, методы обучения, теорию и практику, с помощью которой студенты будут соответствовать требованиям новых стандартов и ко времени своего выпуска смогут предоставлять библиотечно-информационное обслуживание на высшем уровне. С помощью сотрудничества между вузами и библиотеками вузы могут определить конкретное направление в дальнейшем обучении будущих студентов; анализируя нынешние запросы читателей и учитывая современные проблемы в жизни библиотеки, студенты будут иметь представление о своей будущей профессии и о всех трудностях, с которыми им придется столкнуться будучи библиотекарем. Участвуя в жизни библиотеки, ощутив на себе всю ответственность за каждый источник информации, за их распределение и безопасность, а также за отзыв читателей, побудившийся в процессе обслуживания библиотекарем, студенты смогут выйти из призмы своих видений о легком и «спокойном» заработке. На практике студент также будет принимать участие в научно-исследовательских работах, чтобы закрепить свои знания не только практическим путем, но и теоретическим путем тоже. Записывая все накопленные знания как дневник, можно получить интересные наблюдения и предоставить их вузу, как свидетельство о жизни библиотеки и о состоянии в целом.

 Поскольку библиотека является общественным социо-культурным институтом, то он должен развиваться и функционировать не только как источник и хранитель информаций, но и местом встречи пользователей с разными вкусами, но общими интересами, интересами в библиотеке и в библиотечной жизни. Общественность привыкло считать библиотеку организацией, формирующая культурно-просветительское сознание человечества, представителем имеющихся библиотечно-информационных ресурсов, ответственным за его выдачу.  Но помимо того, библиотека может исполнять функции социального характера, содействовать развитию и росту способности читателя к саморазвитию и самореализации как личности и индивида.

 Можно также проводить культурно-досуговые мероприятия, такие как встречи, сходки студентов по схожим интересам, читательский клуб и т.д. для студентов вуза, устраивать активную студенческую жизнь, связывая ее с полезным времяпровождением. Подобные мероприятия способствуют развитию человека, как в социальном ключе, так и в духовном. Нахождение друзей с общими интересами, обмен идей и порождение новых, а также расширение кругозора студентов обеспечивает надежное и образованное поколение. Волонтерские часы в библиотеках для студентов, организация мероприятий для пользователей библиотек также стимулирует лидерские качества и умение работать в коллективе. Открытие в библиотеках кружков для любителей различных жанров книг с уютной атмосферой предоставит студентам возможность иметь свой второй дом, где они хотели бы находиться и проводить свое свободное время. Такое сотрудничество только позитивно влияет на студентов и на библиотеки. Таким образом, библиотека получает новое звание и становится «центром развития молодежи».

 На сегодняшний день мы можем наблюдать за подобной деятельностью. К примеру, можем представить работу библиотекаря Областной библиотеки для детей и юношества им. Хамзы Есенжанова, специалиста по связям с общественностью С. Быкова – «Комплекс мероприятий в честь дня рождения А. С. Пушкина» и «День русского языка». Данное мероприятие было проведено в рамках студентов, а также учащихся общеобразовательных школ. Юные любители литературы читали свои любимые произведения великого русского поэта, делились своими ощущениями. Студенты получили возможность показать себя и использовать накопленные знания на практике. На театральной сцене наряду с актерами театра выступали и студенты образовательной программы «Библиотечное дело». Они представили сценки из знаменитых произведений поэта: «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин».

 Также можно отметить, что в рамках юбилейного года, 175-летия великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбева, библиотеки Республики Казахстан масштабно отмечают и принимают участие в различных мероприятиях, одним из которых является челлендж от библиотеки им. Хамзы Есенжанова  в сотрудничестве со студентами вузов, суть которой заключается в том, чтобы вовлечь как можно больше людей в поэзию, ознакомить их ближе с творчеством Абая и поделиться с видео с прочтением одного или несколько его произведения, далее передать этот вызов своим друзьям.

 Таким образом, библиотеки и вузы связывают друг друга общей целью – с целью воспитания образованного, духовно развитого поколения, которые являются будущим нашей страны.

 Сведения об авторе

Сатагалиева Санди Муратова , Казахстан, аспирант Казанского государственного института культуры 

 

Рецензент

Клюев В.К., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой управления информационно-библиотечной деятельности МГИК

К оглавлению выпуска

мероприятия, Library education, Библиотечное образование, Моцарт

19.12.2020, 80 просмотров.