ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. НЕРЕТИН О.П., ЛОПАТИНА Н.В., РЫБАКОВА Ю.В. РАБОТА ВЕДОМСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ БИБЛИОТЕК С ЦИФРОВЫМИ РЕСУРСАМИ И СЕРВИСАМИ РОСПАТЕНТА

  Указом Президента Российской Федерации 2021 год объявлен в России Годом науки и технологии. Данное решение позволяет сформировать благоприятную среду инновационного развития экономики, основанной на науке и высокотехнологических разработках. Принципиальное значение приобретают системные усилия Роспатента, направленные на стратегическое развитие в стране института интеллектуальной собственности, на создание необходимых условий для защиты прав интеллектуальной собственности, для оборота результатов интеллектуальной деятельности, стимулирования инновационной активности. Задачи национального патентного ведомства нашей страны включают обеспечение «роста интереса отечественных заявителей к инновационной деятельности и повышению патентной активности», создание «комфортной среды для заявителей при обращении и подаче заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности в Роспатент». [6]

    Ключевым условием решения этой задачи выступает формирование цифровой инфраструктуры сферы интеллектуальной собственности как системной совокупности субъектов, организационных структур, процессов, информационных систем, цифровых платформ и сервисов, связей и отношений, необходимых для развития всех уровней экономики, построенной на инновациях.  Подобное – расширительное и полисистемное – трактование и моделирование цифровой инфраструктуры сферы интеллектуальной собственности, выходящее за рамки строгих ведомственных рамок, позволяет более эффективно спроектировать её конфигурацию, отразив всю сложность и мультиуровневость информационного взаимодействия.  Такой подход позволяет определить максимально полный пул стейкхолдеров различных типов и ролей и управлять отношением с ними, в том числе согласование целеполагания, ожиданий, зон ответственности, активных действий, оценки результатов.

   Чрезвычайную важность приобретает реализация решений макроуровня в области цифровизации сферы интеллектуальной собственности на повседневные практики научно-производственной деятельности предприятий, внедрение разработанных Роспатентом стратегических инициатив и программ развития, наукоёмких информационно-аналитических продуктов и сервисов. Эта задача имеет особую значимость в контексте Федерального проекта «Информационная инфраструктура» Национальной программы «Цифровая экономика», в частности – раздела «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, бизнеса и общества». Особый акцент должен быть сделан на задачи создания открытой общественной технологической инфраструктуры (п.1.55) и системы взаимодействия и информирования заинтересованных лиц по вопросам регистрации и охраны объектов интеллектуальной собственности (п.1.62), а также разработку и реализацию единой политики обеспечения деятельности Роспатента в цифровой среде, в том числе единой политики оснащения автоматизированных рабочих мест (п.1.64). [1]

   Таким образом, эффективность реализации идеи благоприятной среды инновационного развития экономики определяется,

во-первых, наличием понимания значения интеллектуальной собственности как экономического ресурса, IP-культуры населения, которая включает уважение к данному институту, соблюдение соответствующих правовых норм, базовые компетенции в области регистрации и оборота интеллектуальной собственности у субъектов инновационной активности [например, 5];

во-вторых, созданием цифровой инфраструктуры, доступной на уровне всех субъектов экономических отношений, субъектов инновационной деятельности, начиная от крупнейших научно-производственных объединений до малого и среднего бизнеса и представителей частной инициативы в R&D.

    Создание микроуровня цифровой инфраструктуры сферы интеллектуальной собственности включает специальные организационные механизмов и отношений, оптимизирующие эксплуатацию конкретным предприятием, научно-исследовательской структурой цифровых ресурсов и сервисов Роспатента для решения задач управления интеллектуальной собственностью. Сегодняшняя система цифровых ресурсов и сервисов, необходимых для регистрации и управления интеллектуальной собственностью включает электронные государственные услуги в области, предоставляемые через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги); электронные государственные услуги, предоставляемые через сайт ФИПС и через сайт Роспатента; электронный сервис Яндекс.Патенты и другие. В настоящее время на основе отечественного программного обеспечения создаются цифровая открытая платформа поиска патентной информации по российским и международным полнотекстовым массивам патентных документов; государственная информационная система распоряжения правами на зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности, позволяющая изобретателям и инвесторам с помощью технологии распределённых реестров совершать онлайн регистрацию перехода прав или предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности; информационно-аналитическая система, представляющая патентную активность в России и мире по различным индикаторам, в разрезе приоритетных направлений развития науки и техники и позволяющая строить прогнозы. Особое внимание уделяется внедрению трехмерных моделей в заявки на регистрацию объектов ИС и проведение их экспертизы с использованием технологий искусственного интеллекта; комплексу сервисов, позволяющих осуществлять взаимодействие с Роспатентом полностью в электронном виде, в том числе выдавать заявителям электронные охранные документы [3].

     Для результативного функционирования этих цифровых сервисов необходима готовность к эксплуатации этих сервисов «на местах» в режиме информационного самообслуживания в системе регистрации, защиты, оборота интеллектуальной собственности. Это подчас затруднено в силу, во-первых, высокой динамики ИТ-компетенций в сфере интеллектуальной собственности (профессионально-ориентированных ИТ-компетенций) и необходимости постоянной адаптации имеющихся знаний и умений к темпам цифровых трансформаций; во-вторых, необходимости дополнительных трудовых действий, отвлекающих от основной инновационной и интеллектуальной деятельности. Эффективное управление инновационной деятельностью и управление интеллектуальной собственностью в организациях и на предприятиях требует оптимизации механизмов и схем взаимодействия этих подсистем корпоративного менеджмента с внешней цифровой инфраструктурой. Требуются особые формы корпоративного информационного сервиса: от уровня формирования потребности в интеллектуальной деятельности до оказания консультационной помощи в работе с результатами  и выполнения данных действий («внутренние» услуги).

  Реализация данной модели информационного центра может быть результативно осуществлена библиотечно-информационными структурами конкретных организаций, занимающихся R&D. Субъектом решения данных задач в рамках предлагаемой модели выступают сотрудники библиотек организаций и ведомств, которые реализуют инновационное развитие.

   Вовлеченность сотрудников ведомственных и корпоративных библиотек в построение и функционирование  цифровой инфраструктуры сферы интеллектуальной собственности требует, во-первых, четкого определения специфики ведомственных и корпоративных библиотек в информационной инфраструктуре общества в целом; во-вторых, проектирования участия ведомственных и корпоративных библиотек в решении задач развития инновационной экономики. 

   Теоретическая разработка ведомственных и корпоративных библиотек в междисциплинарном поле библиотечно-информационных наук составляет на сегодняшний день сложную задачу. Во-первых, отсутствует единство в понимании границ и классификационных характеристик явлений «ведомственные библиотеки» и «корпоративные библиотеки» в разнообразии подходов к типологии библиотек. В данном случае мы обращаем внимание и на несовершенство понятийного аппарата, ибо наблюдается двойственность содержания понятия «корпоративный», значения которого варьируются от узких рамок принадлежности конкретной суверенной организации (юридическому лицу)  до объединения организаций библиотечного профиля для достижения целей совместной деятельности (например, корпоративная каталогизация).   Во-вторых, современные методологии изучения и проектирования корпоративных библиотек (библиотек организаций) базируются на теоретических основах менеджмента и рассматривают данное явление как факультативный элемент корпоративной культуры. Вместе с тем, в библиотечно-информационных науках недостаточно внимания уделяется корпоративной библиотеке как ключевому компоненту базовой архитектуры управления знаниями современных предприятий, её потенциалу для формирования интеллектуальных активов. Несмотря на то, что давние отечественные традиции, современные практики и положительный опыт дают богатейший материал для изучения данного явления и поиска путей его цифровой трансформации. В-третьих, сохраняется противостояние мейнстримовых течений библиотечной теории и практики сервисной концепции библиотековедения [2 и др.], что снижает готовность библиотек к информационному обслуживанию специалистов как особой группы потребителей, обладающих специфическими информационными потребностями. Одна из причин проблемной ситуации состоит в непонимании индивидуализации информационных потребностей специалиста, их функционального разнообразия и инструментального характера, а также усиления данных особенностей в ходе развития информационной среды. Разнообразие информационных потребностей специалистов не сводится только к потреблению информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности[8,9], но и включает потребности в оформлении, продвижении и обороте результатов интеллектуальной деятельности и т.д.

    Одним из ключевых условий реализации предлагаемой модели выступает готовность сотрудников ведомственных и корпоративных библиотек к работе с цифровыми ресурсами и сервисами Роспатента как показатель качества кадровой обеспеченности института интеллектуальной собственности. Формирование данной компетенции приобретает особую значимость в контексте программы «Цифровая экономика» [1], рассматривающей кадры как значимый элемент цифровой инфраструктуры. На уровне менеджмента организации ИТ-компетенция сотрудника корпоративной библиотеки выступает элементом системы управления интеллектуальной собственности предприятия, как особого рода нематериальный актив.

   В этой связи актуальны задачи подготовки специалистов к решению поставленных выше задач. В первую очередь, этой необходимо уделять внимание в ходе подготовки библиотечных кадров на уровне высшего образования [7], включая соответствующие тематические модули в дисциплины, связанные с интеллектуальной собственностью, информационными ресурсами и информационным обслуживанием специалистов и разрабатывая  специализированные дидактические решения. Необходимость постоянной актуализации профессионально-ориентированных ИТ-компетенций в сфере интеллектуальной собственности ставит особые задачи в этом плане и для системы дополнительного образования, как на уровне образовательных проектов национального уровня, охватывающих целевые аудитории общим контентом о цифровых ресурсах и сервисах, так и на уровне корпоративных образовательных проектов (корпоративное образование) [4].

 

Список источников

1. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – URL: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4 FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf Дата обращения: 18.01.2021.

  1. 2. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития: Дис…д-ра пед.наук. 05.25.03. / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб., 2007. – 437 с.
  2. 3. Заседание Коллегии Роспатента 10 декабря 2019 года [Видеоресурс] URL: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/multimedia/video/kollegia-10122019 Дата обращения: 31 августа 2020 года
  3. 4. Зубов Ю.С., Лопатина Н.В. Корпоративное обучение как институт образования взрослых // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2004. - N 4. - С. 145-148
  4. 5. Зубов Ю.С., Неретин О.П. Библиотеки в управлении интеллектуальной собственностью региона // Культура: теория и практика. 2018. № 2. URL: http://theoryofculture.ru/issues/95/1110/ Дата обращения: 12 января 2021 года 
  5. 6. Ивлиев Г.П. Цифровой Роспатент: новые возможности для бизнеса // Федеральная служба по интеллектуальной собственности: официальный сайт. Дата публикации: 11 октября 2019 11:18 URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/article-ivliev-digital-rospatent
  6. 7. Неретин О.П. Компетенции в сфере интеллектуальной собственности – направление совершенствования библиотечных кадров // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Cборник докладов двадцать четвертой Международной конференции «LIBCOM-2020» /ГПНТБ России.- М., 2020. С. 97-100.
  7. 8. Хабибрахманова С.М. Творческий работник в современной библиотеке: новые потребности и новые возможности // Библиосфера. 2015. №2. С.33-36
  8. 9. Хабибрахманова С.М. Информационные потребности творческих работников как основа системы библиотечного обслуживания в сфере искусства // Вестник МГУКИ. 2014. №5 (61). С.223-228.

 

Сведения об авторах

Неретин Олег Петрович – директор Федерального института промышленной собственности, доктор экономических наук

Лопатина Наталья Викторовна – заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор

Рыбакова Юлия Валерьевна – заведующий сектором научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности, соискатель кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

Рецензент

Цветкова Валентина Алексеевна - доктор технических наук, заместитель главного редактора электронного научного журнала "Культура: теория и практика" 

К оглавлению выпуска

Яндекс, information environment, информационная культура, конференции, информационная компетенция, цифровизация науки

11.02.2021, 61 просмотр.