СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. ГОРБЫЛЕВА Е.В. О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (КИБО)
Как известно, важнейшим принципом библиотечного дела является принцип обеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам. Внестационарное обслуживание читателей расширяет библиотечное пространство и становится особенно актуальным в обслуживании малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек.
Согласно Концепции модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки [в рамках реализации Национального проекта «Культура»], «современная общедоступная библиотека — социальный институт, обеспечивающий познавательную, творческую деятельность обслуживаемого сообщества посредством организации интеллектуального общения, взаимодействия, реализации обучающих и просветительских программ, предоставления в общественное пользование необходимого пространства, аппаратного и программного инструментария и доступа к источникам информации». [2]
В работах Л.И. Алешина обращается внимание на то, что «в любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных. В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы внебиблиотечного (внестационарного) обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.» [1]. Автор подчеркивает, что библиотекам важно «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния. В этом деле, несомненно, могут помочь различные формы внестационарного обслуживания, которые более ста лет существуют и постоянно развиваются. Среди форм внестационарного обслуживания, представленных Л.И. Алешиным плавающие библиотеки, библиотечные пункты, передвижные библиотеки, библиобусы, библиотеки на открытом воздухе, мобильные электронные библиотеки.
Сегодня в российских регионах почти повсеместно наблюдается процесс сокращения небольших библиотек. Библиотекам же важно не утерять свои позиции, а наоборот, расширить их и «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния.
Внестационарное обслуживание появилось одновременно с возникновением публичных библиотек. Весь период своего существования этот вид библиотечного обслуживания развивался и совершенствовался, являясь важным инструментом распространения знаний, информации, культуры. Библиотечные пункты, коллективные и бригадные абонементы, передвижные библиотеки являлись наиболее распространенными формами внестационарного обслуживания читателей.
Передвижная библиотека – библиотека, расположенная в специально-оборудованном, укомплектованном транспортном средстве (библиобус) и меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография», п.3.4.2.7). Последняя разработка в этом направлении – это Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), оборудованный по последнему слову техники автомобиль, предназначенный для обслуживания различных групп населения - (детей, молодежи, учащихся, специалистов, пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями), проживающих в отдаленных населенных пунктах области.
На современном этапе в регионах страны при публичных библиотеках организуются сектора внестационарного обслуживания. Так, в Кемеровской областной библиотеке организованы выезды в лечебно-профилактические учреждения с просмотрами новой литературы; тематические выставки и рекомендательные списки литературы к «Дням специалиста», врачебным и сестринским конференциям, съездам и другим мероприятиям; участие в международных выставках «ЭКСПО-СИБИРЬ»; коллективные абонементы в городской поликлинике и областном патолого-анатомическом бюро).
В Тамбовской области библиомобиль на базе «Форд Транзит» поступил в библиотеку еще в 2014 году, для работы с КИБО сотрудники прошли обучение, по итогам которого приняли участие во Всероссийском конкурсе экскурсионных маршрутов, где заняли второе место с проектом «Была война, была Победа». Разработана интерактивная карта, созданы экскурсионные маршруты по пути следования библиомобиля. Комплекс выполняет несколько функций. Это информационный центр, мобильная площадка массовых мероприятий и обучающий центр для библиотечных работников. КИБО имеет чёткий график и заранее разработанный маршрут. Библиотечные специалисты работают по таким направлениям, как традиционное библиотечное обслуживание, культурно-массовые акции, образовательные проекты для библиотекарей. Большое внимание уделяют патриотической и краеведческой тематике, профилактике вредных зависимостей в молодёжно-подростковой среде. Для вынужденных переселенцев при поддержке юридического центра «Гарант» организовали занятие по правовому статусу беженцев.
В Челябинской области около 550 населенных пунктов, в которых нет стационарных библиотек. С 2011 года в области стал работать КИБО. Пилотным проектом по организации внестационарного обслуживания был выбран один из районов области (Красноармейский), для которого разработали карту-график с маршрутами и стоянками, план работы, предполагающий не только обслуживание населения, но и методическую помощь объединенными силами трех областных библиотек (научной, юношеской и детской) в проведении мероприятий, консультаций, лекций. Такое планирование признано удачным и продолжает развиваться.
КИБО использовался для повышения профессиональной компетенции библиотечных специалистов по вопросам использования новых технологий в продвижении книги и чтения, на курсах повышения квалификации, практикумах по работе с современной техникой. КИБО организовывал праздники чтения для летнего лагеря, участвовал в крупных массовых мероприятиях: фестивале книги и чтения, областном историко-литературном празднике «Во славу Отечества российского», празднике «День знаний: библиотека под открытым небом». На открытой площадке возле КИБО выступают поэты и писатели, вокалисты, танцевальные коллективы, проводятся интерактивные игры, викторины, мастер-классы для детей и взрослых. По просьбам сельских читателей организован фонд литературы на татарском и башкирском языках. Это связано с расширением географии маршрутов, поездками в многонациональные районы области. Сформирован небольшой фонд краеведческой литературы, в том числе произведений уральских писателей и поэтов. Библиотекарь КИБО создала блог «Библиомобиль ЧОУНБ», который постепенно набирает популярность.
Проанализировав результаты работы КИБО, сотрудники выявили, что социальные, производственные и экономические показатели намного выше, чем у стационарной библиотеки при условии интенсивности выездов не менее трех раз в неделю. Самая лучшая эффективность мероприятий достигается при использовании социального парт нерства, объединении ресурсов разных учреждений.
В своей работе отдел гуманитарной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки использует различные формы внестационарного обслуживания, особое внимание уделяется книгоношеству и организации выездных читальных залов. Сейчас суть книгоношества заключается в том, что библиотекарь приносит книги и периодику читателю, который в силу возраста, здоровья не может сам прийти в библиотеку. Таким местом стало Специальное отделение для одиноких престарелых, проживающих в специализированном жилье.
Используется еще одна форма внестационарной работы – организация выездных читальных залов. Так, выездные читальные залы в учебных заведениях организовывались по договоренности с руководителем учебного заведения, сотрудникам выделялось помещение (библиотека), определённые дни недели и часы работы. Данный вид партнерства решает задачи, связанные прежде всего с широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания. Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса.
Выездные читальные залы стимулируют интерес к книге, привлекают новых читателей, приобщают детей к чтению и приближают библиотеку к людям. Особенную важность такая форма работы имеет в небольших населенных пунктах, в которых нет большого выбора книг. Кроме доставки и выдачи литературы сотрудники внестационарно проводят различные культурно-просветительские мероприятия, обзоры, часы информации, викторины.
В Национальной библиотеке Республики Коми КИБО работает при отделе гуманитарных наук. Штат библиобуса состоит из 3 сотрудников: зав. сектором, библиотекарь, водитель. Разработаны маршруты следования, график выездов. Выезды выполняются по утвержденному графику таким образом, что 2 раза в месяц КИБО приезжает в один из населенных пунктов. Время стоянки библиобуса в каждом населённом пункте - два-три часа. За первый год работы КИБО записались и стали постоянными читателями более 700 человек, посетили библиотеку на колёсах 5500 человек. Книговыдача составила 14800 экземпляров. Количественные показатели увеличиваются с каждым днем, с каждым выездом.
Для того, чтобы познакомить читателей с фондом библиотеки, акцентировать внимание на той или иной книге, способствовать расширению кругозора читателя, познакомить с новинками литературы, проводятся выставки-просмотры, пользуются успехом обзоры по представленным выставкам.
Для различных категорий пользователей сотрудники КИБО проводят интересные познавательные культурно - массовые мероприятия, приуроченные к различным датам, событиям, организуют встречи с коми писателями, известными жителями города Сыктывкара.
Основной группой обслуживания являются дети до 14 лет. Для них создана «Школа компьютерной мыши», которая пользуется неизменным успехом, так как в плане работы такие мероприятия, как встречи с писателями, познавательные и информационные слайд-шоу с викторинами и др. Для подростков подготовлены мероприятия, которые помогают расширить знания учащихся. К ним можно отнесены следующие формы: библиотечные уроки, познавательные часы, часы общения и др.
Учащиеся средних специальных учебных заведений обслуживаются на основе договоров, заключенных в двустороннем порядке. Сотрудники КИБО выезжают либо в учебное заведение во время учебного процесса, либо в общежитие для учащихся во время отдыха. Здесь библиотекари проводят мероприятия как информативного, так и социального характера. Проводится определенная работа со специалистами учебных заведений: выполнение библиографических тематических справок, подготовка списков литературы по заявкам, подготовка и доставка литературы по спискам, организация и проведение выездных выставок-просмотров методической литературы, подготовка и проведение тематических обзоров на педсоветах, подготовка и проведение мероприятий в помощь учителю, таких как день информации «Новые технологии в образовательном процессе», день специалиста «Воспитываем и учим: новый взгляд на практику воспитания» и др.
Не обойдены вниманием КИБО пенсионеры и инвалиды, проживающие в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Для них демонстрировались миниатюрные издания из редкого фонда Национальной библиотеки Республики Коми на выставках-просмотрах; был проведен час общения «Мир православия», организованы выставки-просмотры «Найди свою книгу», «Его величество детектив» и т.д. Каждый из жильцов дома-интерната находит на выставке книгу для себя, которую он получает как читатель КИБО и может пользоваться ею в течение месяца, до следующего приезда библиобуса. На базе КИБО всем желающим были продемонстрированы возможности поиска нормативно-правовых актов в сети Интернет, работая с СПС «Консультант Плюс» и системой «Гарант».
Таким образом, исследование опыта внестационарной работы публичных библиотек России показывает, что это направление работы актуально, библиотечные пункты, сервисное обслуживание на дому, другие внестационарные формы выгодны и населению, и библиотекарям. Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) позволяют максимально приблизить информацию к пользователю, создать ему благоприятные условия для получения библиотечной книги. Это перспективная возможность для библиотекарей расширить сферу своей деятельности, привлечь новых пользователей, повысить основные показатели работы.
Дальнейшее развитие цифровой информационной инфраструктуры несет еще более впечатляющие изменения, выражающиеся в доставке каждому пользователю сведений в соответствии с его текущими интересами, местоположением и иной спецификой.
Список источников
- 1. Алешин, Л.И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учебно-практическое пособие / Л. И. Алешин. – Москва: Литера, 2014. – 288 с.
- 2. Концепции модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки [в рамках реализации Национального проекта «Культура»]//Консультант Плюс
Сведения об авторе
Горбылева Елена Владимировна, Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств», доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и музеологии, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензент
Шлыкова Ольга Владимировна - доктор культурологии, член редакционной коллегии
Год литературы, современные поэты, проекты, мероприятия
11.02.2021, 1247 просмотров.