ВЫБИРАЯ БИБЛИОТЕЧНУЮ ПРОФЕССИЮ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Ю.Н. СТОЛЯРОВА

  Продолжаем наш специальный проект «Выбирая библиотечную профессию…», продолжающийся вот уже одиннадцатый год. В нём устами самих слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки (теперь они функционируют в границах Корпоративного университета «Ленинка»). Это не претендующие на внешние эффекты признания о том, как произошло, что библиотечная работа стала их профессиональной судьбой. Известно, что со времён создания первой библиотеки в нашей стране (Ярослав Мудрый, 1037), – впрочем, в других странах наблюдается то же самое, – тон в библиотечной работе задают непрофессионалы, – просто потому, что составляют большинство среди библиотечных сотрудников. Ранее я своих публикациях отмечал, что они задают тон в социальных сетях и на всевозможных библиотечных форумах, активно проводя идею, что для работы в библиотеке специальное образование необязательно, в слежении за библиотечной периодикой особой надобности не ощущают, надеясь на достаточность собственного дилетантского представления о том, что в библиотечной деятельности важно, а без чего можно обойтись. Их убеждённость в этом усиленно подогревают другие непрофессионалы – от журналистов до руководителей самого высокого ранга.

   Сложившаяся в библиотечном деле ситуация в целом не представляет собой для страны чего-либо экстравагантного. Из государственной статистики известно, что лишь четверти выпускников учебных заведений идёт работать по специальности. Соответственно квалифицированное большинство всех остальных специалистов, за редким исключением (врачи, лётчики…) составляют непрофессионалы. Профессию осваивает лишь часть из них, и далеко не сразу. Но зато обычно и закрепляются в ней навсегда, составляя кадровое ядро сотрудников.

   Тем важнее сделать из слушателей высших библиотечных курсов патриотов библиотечного дела. Тем интереснее знать обстоятельства, которые привели их в библиотеку да и оставили в ней. Интересно знать и ожидания, с которыми люди поступают на Высшие библиотечные курсы. Хотя и не многое, но всё же об этом за минувшие годы кое-что известно (см. Список источников). Увеличение абсолютных статистических данных представляет собой бесценные свидетельства из первых уст.

  В этом номере мы традиционно продолжаем публикацию непритязательных эссе слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки. Своеобразие очерка Е. В. Кокаревой состоит в том, что она повествует не о себе, а о своей матери – сотруднице Российской государственной библиотеки, и это тоже интересно, поскольку расширяет круг наших объектов.

 УКАЗАТЕЛЬ ПУБЛИКАЦИЙ

  1. 1. Столяров Ю. Н. Профессия библиотекаря. Почему её выбирают? // Научные и технические библиотеки.  — № 1. — С. 13—27.

  2. 2. Цымбал А. В. Сборник «Научные и технические библиотеки СССР» и повышение квалификации библиотекарей ЦНТБ Минуглепрома УССР // Научные и технические библиотеки. б-ки СССР. - 1979. - № 8. - С. 37‑

  3. 3. Библиотекарь: выбор профессии: мастер-класс профессора Ю.Н. Столярова. – Москва : Либерея–Бибинформ, 2010. – 175 с.

  4. 4. Полтавская Е. И.: [Автор рецензии и составитель подборки материалов:] Путь в профессию. Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс профессора Ю.Н. Столярова. Москва : Либерея-Бибинформ, 2010; Мэтры о мэтре; И жизнь, и слёзы, и любовь // Мир библиографии. – 2011. - №  – С. 56–60.

  5. 5. Дивногорцев А. Л. Найди своё призвание. О книге Юрия Столярова «Библиотекарь. Выбор профессии» // Библиотека. – 2011. - № 7. – С.66 – 67.

  6. Езова С. А. Книга в ракурсе личности // Библиопанорама [Улан-Удэ]. –– № 1. – С. 69.

  7. Олзоева Г. К. Библиотечные исповеди // Библиопанорама [Улан-Удэ]. 2011. - № 1. – С. 66 – 68.

  8. Найди свою судьбу // Библиотекарь.‑‑ - № 5. – С. 71-73. – Отклики: С. А. Езовой, Г. Н. Швецовой-Водки, А. В. Соколова, Н. Н. Кушнаренко и А. А. Соляник, Е. И. Полтавской.

  9. Соколов А. В. Библиотечный авангард информационного общества // Научные и технические библиотеки. – 2012. ‑ № – С. 51‑ То же: Соколов А. В. Российские библиотеки в информационном обществе: профессионально-мировоззренческое пособие. – Москва: Литера, 2012. – С. 376‑378. [Характеристика слушателей ВБК РГБ как библиотечного авангарда. Дано сравнение подхода к кадровой ситуации с аналогичным подходом в книге Э. Р. Сукиасяна «Библиотечная профессия и кадровый менеджмент: избр. статьи 2004‑2011». – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – 430 с.].

  10. Виноградова Е. Б. Диплом высших библиотечных курсов РГБ: итог, который становится началом // Научные и технические библиотеки.– 2012. ‑ № 5. – С. 29‑

  11. Дударева Е. Б. Система обучения библиотечного персонала в Российской государственной библиотеке / Российская государственная библиотека. – Москва : Пашков дом, 2010. – 313 с.

  12. Дивногорцев А. Л. Пусть меня научат. Библиотечное образование в России // Мир библиографии. – 2011. ‑ № 6. – С. 65-68.

  13. Столяров Ю.Н. Библиотечные исповеди // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2017. – Вып. 1 (34, январь-февраль). –http://theoryofculture.ru/issues/70/72/925/.

  14. Борискина С. В. Была часовой мастер – стала библиотекарь// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  15. Тихомирова А. А. Мои прежние представления о работе в библиотеке совершенно не соответствовали реальности!// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  16. Дорофеева Н. Е. Как встретит меня профессия? Увидим!// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  17. Реброва Ю. И. Работа в библиотеке изменила моё отношение к книге и чтению// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  18. Афонина Е. В. Моя библиотека// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  19. Ершова Т. И. В библиотеку привела целая череда шагов // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  20. Кострова К. А. Дорога в библиотеку. Как это было и есть// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  21. Кочнова С. В. Библиотекарь ­– это профессия будущего// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  22. Ларионова Е. А. Библиотекарь – профессия по зову сердца // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://tru/issues/112/1329/;

  23. Люшин Э. М. С библиотекой по жизни// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  24. Мелоян С. А. Верность и уважение к книге, переданные потомкам// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  25. Перепёлкин Д. В. И вот я библиотекарь, или Почему здоровый дядька, с детства мечтавший быть владельцем заводов, газет, пароходов, скатился до работы в библиотеке, да так в ней и остался, и никуда больше не хочет // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  26. Прядухина З. М. Каждая книга – высшее самостоятельное существо, чисто человеческая часть человека// Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  27. СлеповаТ. В. Теперь я знаю, что отвечать скептикам // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/;

  28. Стадниченко В. В. Как пройти в библиотеку? Очень долгая дорога // Культура: теория и практика: Электронный научный журнал [Москва, МГИК, http://theoryofculture.ru/]. – 2020. – Вып. 1 (34, январь-февраль). – http://theoryofculture.ru/issues/112/1329/.

 

Сведения об авторе:

Столяров Юрий Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Российской государственной библиотеки и Научного центра исследований книжной культуры РАН

ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ. Очерк

 Кокарева Елена Владимировна

 Самое поразительное в отделе хранения ­– решётчатые полы ярусов

  Библиотека представляет собой целостную систему, в которой всё связано со всем и в которой важен абсолютно каждый элемент. Порой эти элементы проходят долгий путь, чтобы занять своё место в сложной матрице библиотечных процессов. О пути и роли одного из таких элементов я хотела бы рассказать.

  Аникеева Татьяна Владимировна родилась в Москве 2 апреля 1972 года и с детства проявляла интерес к книгам. Домашняя библиотека в её семье была совсем крошечная, поэтому, когда маленькую Таню записали в детскую библиотеку, та влюбила Танечку с первого взгляда: после небольшой полочки с книгами у себя дома ряды библиотечных стеллажей казались для Тани библиоджунглями. Она много времени проводила в библиотеке и очень полюбила брать книги в абонементе.

  Время шло, Таня росла умной девочкой, но часто витала в облаках. В 1989 году после 8 класса под родительским напором она поступила в Электромеханический техникум на факультет электромашиностроения. Однако смириться с выбором родителей Татьяна так и не смогла. Она была уверена, что это не её призвание и абсолютно не её профиль.

  По счастливой случайности в том же году Таня узнала о вакансии в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина и устроилась в отдел микрофотокопирования (в Нагатине). Параллельно Татьяна пошла в вечернюю школу, чтобы получить полное среднее образование.

  Чуть позже отдел перевели в центральное здание на Воздвиженке в фотолабораторию бюро обслуживания. И всё бы ничего, но, работая в этом структурном подразделении, Татьяна Владимировна почти не выходила из внутренних помещений. Она была так занята работой, что даже толком не была знакома с библиотекой, не видела её читательскую сторону, в том числе зоны обслуживания. Но однажды она всё-таки оказалась там и так прониклась атмосферой, что очень захотела работать в читальном зале.

  По удачному стечению обстоятельств в третьем читальном зале как раз была вакансия, поэтому Таня довольно быстро приблизилась к своей мечте и стала осваивать новые обязанности.

  В 1990 году для углубления знаний в своей профессии Татьяна Владимировна поступила в Библиотечный техникум на специальность библиотекарь-библиограф. Тогда работа стала для неё еще приятнее и понятнее, каждый день был преисполнен чувством удовлетворённости и выполненного долга.

  Затем следовало замужество и декретный отпуск. В 1997 году сложилось так, что некому было забирать из детского сада пятилетнюю дочь Леночку, поэтому Татьяна перевелась в отдел, где могла работать только в первую (утреннюю) смену. Это был отдел хранения, – 15, 16 и 17 ярусы. И хотя здесь единство с книгами ощущалось гораздо ярче, а должность хранителя звучала действительно гордо, всё-таки после оживлённой, активной, насыщенной работы с читателями деятельность в отделе хранения представляла собой безличное перекладывание библиотечных документов. Конечно, Таня с благоговением относилась к своей работе, но всё же чувствовала необходимость вернуться к читателям.

  В желании сохранить похожий график работы, а также работать поближе к дому в 2004 году Татьяна Владимировна оставила своё место работы и устроилась в детскую районную библиотеку, чтобы вновь радостно работать с читателями напрямую. Вот только она не переставала вспоминать Ленинку и сравнивать особенности работы в двух библиотеках. Скучала, но довольствовалась и малой частью своей мечты.

  Однако в 2005 году, из-за частых болезней дочери, Татьяна вынужденно ушла и с этой работы, чтобы на какое-то время полностью посвятить себя материнству.

  Прошло 2 года и, когда Таня уже отложила свою мечту в долгий ящик, не надеясь вернуться в Российскую государственную библиотеку, она решила обратиться на биржу труда. И что бы вы думали? Ей предложили вакансию именно в Ленинке! Разве могут быть такие совпадения? В тот день Татьяна возблагодарила вселенную и готовилась к работе на этот раз во втором зале.

  Это случилось в 2007 году, и с тех пор Татьяна Владимировна Аникеева не меняла ни место работы, ни свою деятельность в ней. Она аккуратна, последовательна, внимательна и вежлива. В любых условиях Татьяна справляется с работой безупречно, с удовольствием помогает читателям, радуясь возможности оказать эту помощь.

  Почему же мой выбор пал на Татьяну Владимировну? Как я уже говорила, библиотека – это целостная система, сложный механизм. Так вот, описанный выше библиотекарь являлся и до сих пор является важнейшей деталью этого механизма. И хоть такие детали нельзя с абсолютной точностью назвать незаменимыми, всё же повторить такое качество будет весьма проблематично, как если сравнивать золото, например, с алюминием: они могут принять одинаковую форму, но никогда не будут равны по качеству и, если хотите, содержанию. Так и в библиотеке: ценный, хорошо обученный, профессиональный кадр не может быть беспрепятственно заменён, а тем более удалён из системы.

  В заключение хочу сказать, что великих библиотекарей много, но по-настоящему великий – тот, кто ежедневно трудится на передовой, чью работу я лично наблюдаю изо дня в день. Тот, кто показал мне волшебный библиотечный мир, а этот мир, в свою очередь, влюбил меня без памяти. Дочка Леночка – это я, а Аникеева Татьяна Владимировна – моя любимая мама и самый великий библиотекарь в мире.

  P.S. Теперь, когда вы узнали секрет данного эссе, хочу немного поделиться своими впечатлениями. Детские воспоминания оставляют неизгладимый след в жизни каждого ребенка. У меня самым ярким детским воспоминанием о библиотеке были дни, когда мама, работая в отделе хранения, брала меня с собой на работу. Этажи в отделе хранения поделены решётками на ярусы пополам. Конечно, сейчас на эти решетки уже положили настилы, но тогда было действительно видно, что происходит на нижнем ярусе. Так вот, будучи ребенком, я, конечно, не знала, что через каждый ярус такой пол повторяется и была абсолютно уверена, что мама работает в самом уникальном месте, с таким поразительным полом. Представляете, запомнились не книги, а вот такая удивительная для детского ума особенность хранения. Пронеся это воспоминание сквозь года, я положила его в копилку атмосферных моментов, вызывающих мою невообразимую любовь к Российской государственной библиотеке. А любовь к книгам лично у меня появилась чуть позже, но это уже совсем другая история.

 

ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ

Очерк, представлен в специальном проекте Ю.Н. Столярова "Выбираем библиотечную профессию...", рассматривается в качестве документальных материалов, и публикуются в авторской редакции. Орфография и элементы оформления сохранены в редакции руководителя специального проекта.

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, история библиотечного дела, история книги

11.02.2021, 64 просмотра.