БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МАЗУРИЦКАЯ М.А. «ЗА» И « ПРОТИВ»: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Статья по материалам доклада
на XXIV Международной научной конференции
«БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021.
Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»
рекомендована к публикации организационным комитетом конференции
Минувший 2020 год без преувеличения можно назвать самым сложным в мировой истории первых двух десятилетий XXI в. из-за пандемии коронавирусной инфекции, которая в большинстве стран мира оказала крайне негативное воздействие на все сферы жизни общества. «В первую очередь новая коронавирусная инфекция внесла изменения в отрасли, подразумевающие непосредственный контакт с потребителем: торгово-развлекательные центры, кинотеатры, театры, салоны красоты, парикмахерские, магазины непродовольственных товаров, предприятия общественного питания, спортивные залы, бассейны, медицинские центры, а также предприятия легкой промышленности» [1]. Все перечисленные отрасли серьезно пострадали от введенных из-за пандемии ограничительных мер. Эпидемия COVID-19 также «…привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся». [2]
В России образовательные учреждения начали закрываться и переходить на онлайн обучение со второй половины марта 2020 г. Этот переход стал нелегким испытанием для отечественной системы образования, которой пришлось в кратчайшие сроки адаптироваться к новому формату обучения. Как справедливо отмечают Д. И. Сапрыкина и А. А. Волохович «С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные для них уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов и с выходом в Интернет». [3]
Однако при переходе школ на дистанционное обучение нагрузка увеличилась не только у учителей, но и у родителей школьников, особенно тех, чьи дети учатся в начальной школе и еще не вполне владеют навыками работы на компьютере. Родителям пришлось оказывать своим детям не только поддержку технического характера во время онлайн уроков и выполнения домашних заданий, но и нередко самим выступать в роли учителя, поскольку у педагогов зачастую не было возможности качественно объяснить своим ученикам новый материал. При этом многие родители должны были наряду с активным участием в обучении ребенка продолжать заниматься своей непосредственной профессиональной деятельностью также в онлайн формате. Таким образом, переход школ на дистанционное обучение стал колоссальным стрессом и для педагогов, и для учащихся, и для членов семьи школьников.
Адаптироваться к новым условиям организации образовательного процесса пришлось и высшим учебным заведениям, которые, как и школы, на этом пути столкнулись с множеством сложностей, хотя и некоторые аспекты, связанные с переформатированием обучения с офлайна на онлайн, в вузах прошли несколько проще. Прежде всего, отсутствовала отмеченная выше проблема вовлечения в учебный процесс родителей, так как, в отличие от школьников, студенты являются уже взрослыми людьми, хорошо умеющими работать на компьютере и способными самостоятельно решать поставленные перед ними образовательные задачи. Вторым отличием между принципами дистанционного обучения школьников и студентов является то, что обучение в вузе в большей степени ориентировано на самостоятельное освоение учебного материала, поэтому формы контроля знаний студентов и школьников, выполнение «домашних заданий» у которых контролируется педагогами ежедневно, совершенно иные. Именно поэтому вузовской системе образования было несколько проще приспособиться к переходу на дистанционное обучение, чем школьной. В данной статье хотелось бы более подробно проанализировать достоинства и недостатки онлайн обучения в вузе на примере наиболее «взрослой» категории студентов – студентов магистратуры, обучающихся во МГИК по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
В Московском государственном институте культуры обучение в магистратуре по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» подразделяется на два профиля (программы): «Теория и методология информационно-аналитической деятельности» и «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельности» и реализуется в очной и заочной форме. Как и в других высших учебных заведениях Москвы и Подмосковья, в периоды конец марта - июль 2020 г. и октябрь 2020 г. - январь 2021 г. обучение по этим программам осуществлялось в дистанционном формате.
Общей проблемой, характерной не только для магистратуры МГИК, но и для магистратур других вузов, является «неудовлетворительная посещаемость занятий обучающимися в очной магистратуре, так как практически все они вынуждены работать, поскольку стипендия студента не обеспечивает их жизненных потребностей». [4] Однако следует отметить, что сложности с посещением занятий примерно у половины студентов-магистрантов Московского государственного института культуры связаны с тем, что уровень их образования, полученный во время обучения в бакалавриате, позволяет им уже на первом курсе магистратуры успешно работать по выбранной профессии в ведущих московских библиотеках России, в частности Российской государственной библиотеке для молодежи, библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева, научной библиотеке Дом А.Ф. Лосева и других библиотечных учреждениях. Студентам крайне сложно совмещать профессиональную реализацию с регулярным посещением занятий.
При вынужденном переходе на дистанционное обучение из-за пандемии коронавирусной инфекции у магистрантов появилось больше возможности для совмещения учебной и профессиональной деятельности. Например, они могли слушать лекционный материал во время своего рабочего дня или по дороге на работу, а при проведении семинарских занятий работодатели нередко шли навстречу своим молодым сотрудникам, работающим в библиотеках, и давали возможность выступить на семинаре с докладом во время рабочего дня. В целом же с переходом на дистанционное обучение количество студентов, посещающих занятия, возросло в два раза, и в личной беседе с автором данной статьи студенты признавались, что дистанционный формат для них более удобен и позволяет активней включаться в учебный процесс.
Студенты заочной магистратуры также с апреля 2020 г. перешли на онлайн обучение но, в отличие от магистрантов-дневников, которые вновь вернулись в вузы в феврале 2021 г., дистанционный формат у заочников сохраняется до конца 2020-2021 учебного года. Как показала практика, данный формат для студентов, обучающихся в заочной магистратуре, даже более удобен, чем для тех, кто получает образование очно. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, многие заочники проживают в регионах, находящихся на существенном расстоянии от Москвы, и при дистанционном обучении снимаются транспортные расходы, расходы на проживание в более «дорогом» регионе.
Несмотря на то, что студенты, обучающиеся в магистратуре заочно, обычно старше магистрантов - дневников (есть среди них и люди, старше 50 лет), в случае с первыми принципиальная разница между онлайн и офлайн обучением оказывается менее ярко выраженной. Причиной этому является то, что среди магистрантов-заочников почти нет «случайных людей». Практически все студенты, обучающиеся в заочной магистратуре, работают в библиотеках и очень сильно мотивированы на получение новых знаний, связанных с их непосредственной профессиональной деятельностью. Хотя их с педагогом и разделяет экран монитора, это не мешает магистрантам-заочникам внимательно слушать преподаваемый им материал и быть включенными в работу на протяжении всего занятия. Таким образом, главными преимуществами дистанционного обучения в заочной магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» является возможность совмещения учебы с работой, а также экономия времени и средств.
Вместе с тем у онлайн формата есть и свои недостатки. Главным из них является отсутствие зрительного контакта между студентами и педагогом. Во время занятий, происходящих в традиционном формате, при личном общении со студентами преподаватель видит их глаза, выражение лиц и может определить, насколько внимательно его слушают присутствующие в аудитории люди, понятны ли им объяснения педагога, или же ему нужно пояснить материал ещё раз. При дистанционном обучении преподаватель часто даже не видит лиц своих слушателей, потому что многие студенты (и это относится, прежде всего, к учащимся дневной магистратуры), по разным причинам не включают видеоизображение, поэтому педагог фактически вынужден вести диалог «с пустым экраном». По этой же причине лектор не может отследить, кто из студентов его действительно слушает, а кто присутствует формально и подключился к занятию «для галочки». Именно поэтому при онлайн обучении очень важно даже во время лекции вести со студентами диалог и постоянно активизировать их внимание. Но в любом случае при онлайн занятиях степень освоения студентами нового материала становится зоной их ответственности ещё в большей степени, чем при офлайн обучении.
Еще одним недостатком дистанционного формата являются нередко возникающие сложности технического характера, такие, например, как проблема со звуком или с работой самой сети Интернет. Во МГИК занятия в онлайн формате осуществляются через портал в электронной образовательной среде на платформе «Мooldle». Однако в работе портала в самые загруженные занятиями часы (с 10.00 до 15.40) периодически происходят технические сбои, поэтому ряд педагогов, да и большинство студентов, отдают предпочтение альтернативной платформе «zoom», используя её бесплатные тарифы и испытывая соответствующие неудобства.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что, несмотря на недостатки, имеющиеся у дистанционного обучения, из всех ступеней российского образования отмеченный формат больше всего подходит именно магистрам.
В школах проведение онлайн занятий было вынужденной мерой, и при стабилизации эпидемиологической обстановки возвращаться к этому формату ни в кое случае нельзя, и использовать его можно лишь в отдельных случаях, например для учеников, имеющих проблемы со здоровьем или же при проведении каких-то факультативных занятий и мастер-классов. Ведь, несмотря на то, что современные школьники довольно рано начинают осваивать компьютерные технологии, им необходим непосредственный личный контакт с педагогом, поскольку у подрастающего поколения и так очень сильно стерты границы между реальной жизнью и виртуальной реальностью.
Для студентов-бакалавров возможен уже смешанный формат обучения, когда либо отдельные темы, либо некоторые дисциплины теоретического характера могут преподаваться онлайн, другие же, более практико ориентированные и требующие взаимодействия с педагогом, проводиться в аудитории.
С магистратурой же всё обстоит иначе. «Для выпускников бакалавриата магистратура - это возможность продолжить обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами, а для опытных специалистов – это желание проанализировать свою деятельность, получить ответы на актуальные вопросы, научиться конкурентоспособному исследованию и оформлению продуктов профессиональной деятельности». [5] В магистратуру, как правило, поступают люди психологически зрелые, имеющие четкие жизненные и профессиональные ориентиры, и, что самое главное, способные самостоятельно добывать необходимые им для учебы знания.
Мотивация студентов-магистров к обучению совершенно иная, чем у бакалавров, которые зачастую не знают, пригодятся ли им полученные знания в будущей профессиональной деятельности и пойдут ли они вообще работать в библиотеку. Магистранты относятся к своему обучению более осознано, и, следовательно, все негативные аспекты дистанционного образования играют для них гораздо меньшую роль, чем для учащихся, находящихся на других образовательных ступенях.
Именно поэтому имеет смысл при обучении студентов, как в дневной, так и в заочной магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» активно применять дистанционные формы обучения. Например, рационально в отдельные дни недели проводить занятия онлайн, а в другие непосредственно в аудиториях. Или же, по примеру ряда отечественных вузов, в которых уже есть онлайн магистратура, дать студентам возможность выбирать, в каком формате они хотели бы получать магистерское образование — в классическом, посещая занятия и приезжая в вуз, или же дистанционно. Это бы позвонило людям, обучающимся в магистратуре, получить более глубокие и менее отрывочные знания, и совмещать учебу и своё профессиональное становление.
Список источников
- 1. Дмитриева, А. Д. Экономические последствия эпидемии COVID-19 / А. Д. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71594/ (дата обращения: 10.03.2021).
- 2. Концептуальная записка: образование в эпоху covid-19 и в последующий период. Август 2020 год / Организация Объединенных Наций URL:https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief__education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 17 марта 2021 г.)
- 3. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — С 5.
- 4. Колесникова, М. Н. Библиотечно-информационная деятельность как направление подготовки магистров для библиотечной отрасли / М. Н. Колесникова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2019. – № 4. – С. 219-231.
- 5. Сергеева, М. Г. Современные проблемы и тенденции развития магистратуры в России / М. Г. Сергеева, М. Н. Бурнакин // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 5(130). – С. 51-56.
Сведения об авторе
Мазурицкая Мария Александровна, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационных наук, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры».
рецензент
Клюев Владимир Константинович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, сопредседатель организационного комитета XXIV Международной научной конференции «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021. Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы» рекомендована к публикации организационным комитетом конференции
Library education, магистратура
12.04.2021, 1000 просмотров.