ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. СЛАДКОВА О.Б., СУСЛИНА А.А. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 Социально-экономические преобразования, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сферах жизни общества. Соответственно изменились требования, предъявляемые к системе профессионального образования. Современный информационно-коммуникационный формат, изменивший скорость информационных процессов, многократно увеличивший объем информации и сделавший информационные ресурсы равнодоступными для всех, принципиально изменил самообразовательную деятельность студентов. [1,2,8,9] Теперь от учащихся требуется не столько получение разнообразной информации, сколько умение самостоятельно приобретать нужные знания. [3,4,5] Общепринятое понимание образования как усвоение социального опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с потребностью личности в самореализации, самоутверждении. Поэтому роль самообразования в учебно-воспитательном процессе все более возрастает, становясь одним из важных условий развития личности, ее профессионального и жизненного успеха, а также ведущей задачей профессиональной подготовки современного специалиста.

 В связи с этим студентов важно научить умению самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации, обучить их мыслить, сформировать установку на самообразование. Актуальность данной проблемы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у студентов культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.

 В течение 2020-2021 гг. в Российском государственном аграрном университете имени К.А. Тимирязева (РГАУ-МСХА) проводилось исследование, целью которого было – определить, насколько студенты готовы самостоятельно находить необходимые источники информации, получать из них знания и использовать их в профессиональной подготовке.

 Объектом исследования были студенты факультета зоотехнии и биологии РГАУ-МСХА, с которыми во время дистанционного обучения проводился цикл практических и лекционных занятий по проблемам самообразования. Были обследованы студенты 2 курса: 201группа - 22 человек и 203 группа- 28 человек. Средний возраст испытуемых 17-18 лет.

  Ключевой проблемой самообразования, как известно, является знание источников информации, а также способов и приемов их поиска. Диагностический этап исследования показал, что большинство студентов (78% в 201 группе и 83% в 203 группе) не знали о существовании специализированных информационных учреждений, осуществляющих поиск, отбор сведений и генерацию на этой основе баз данных, ориентированных на обслуживание специалистов сельскохозяйственного профиля. Если о деятельности ЦНСХБ студенты хотя бы слышали (но не пользовались ее продуктами), то о Национальной сельскохозяйственной  библиотеке США (NAL), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Международной организации стран-членов Британского содружества (CAB International) и их информационных продуктах студенты даже не подозревали, несмотря на то, что именно усилиями этих организаций собирается и предоставляется пользователям мировой поток документов по различным проблемам сельского хозяйства.

 В ходе исследования определилось, что студенты не всегда могли четко сформулировать свою информационную потребность. Это не означало, конечно, что информационная потребность отсутствовала. Формулировка поискового запроса подразумевает развитие профессионального лексикона, знакомство с научными текстами, обогащение своего словарного запаса, использование предметных рубрик каталогов, указателей. В ознакомлении студентов с правилами информационной культуры несомненную помощь могли бы оказать преподаватели профессиональных дисциплин, преподаватели, читающие курс «Основы научно-исследовательской работы», а также работники университетской библиотеки (ЦНБ имени Н.И. Железнова).

 Учитывая, что студенты испытывают сложности с формулировкой информационного запроса, именно этой теме было посвящено первой занятие.

  Занятия проводились только с одной группой студентов (203 гр.). Студентов учили выражать свою информационную потребность, используя различный инструментарий формализованной лексики: электронные и традиционные справочные материалы, отраслевые рубрикаторы, тезаурусы и т.д. В этом помогли студентам знания, полученные на занятиях по профессиональным дисциплинам, на которых, кроме специальной лексики, обучающиеся получают сведения о структуре и логике науки, взаимосвязи ее отдельных компонентов и межпредметных связях.

  Составление информационного запроса - только начальная стадия, но для результативного поиска нужны и другие знания, поэтому на следующих занятиях студентов знакомили с различными методиками информационного поиска: тематическим (его разновидностями: поиском по языковым, жанровым, организационным, авторским, принадлежности к научной школе и другим характеристикам), уточняющим, адресным, а также часто встречаемым фактографическим поиском, цель которого найти не документ, а установить точность какого-либо факта.

  Использование различных методик поиска тесно связано со знанием конкретных сетевых ресурсов (именно сетевых, поскольку современный пользователь абсолютный приоритет отдает информации в Интернет), их состава и назначения. В связи с этим студентов знакомили  с основными разновидностями ресурсов, давая знания о том, что собой представляют электронные коллекции, электронные фонды, базы данных, электронные библиотеки, электронные каталоги, отдельные издания: электронные журналы, электронные книги, а также интернет-порталы, форумы, образовательные платформы для самообразования, например: Student Team Learning (STL, обучение в команде).  В частности, студенты получили знания о том, что в настоящее время в мире существует около 25 крупных БД по сельскому и лесному хозяйству. Однако основной объем информации около 65% по сельскому хозяйству отражен в трех базах данных: «CABAbstracts» (Великобритания, создает Международной информационной службой по сельскому хозяйству и Международным сельскохозяйственным бюро стран Британского содружества), «Agricola» (США, создает National agricultural library (NAL), Национальной сельскохозяйственной библиотеки), «AGRIS» (создает Food Agricultural Organization (FAO) - Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)), а также БД по пищевой промышленности «FSTA». [6,7]

 Для отечественных специалистов чрезвычайно важны информационные продукты ЦНСХБ (http://www.cnshb.ru). ЦНСХБ предоставляет своим читателям доступ к двум крупнейшим полнотекстовым базам данных периодических изданий: БД Agricola и БД фирмы EBSCO publishing, БД диссертаций Dissertations and Theses. Библиотека сделала выборку самых авторитетных и научнозначимых изданий из полнотекстовых баз данных и представила их в Интранете для пользователей. Интерактивные ссылки позволяют потребителю обращаться к этим источникам прямо из списка, не входя на собственный интерфейс базы данных. Список ссылок актуализируется ежегодно, отражая ситуацию в полнотекстовых БД: появление новых журналов, установление или отмену эмбарго на полные тексты некоторых журналов.

 В ходе занятий подчеркивалась роль ЦНСХБ как представителя России   в создании международного электронного ресурса, пополняющего международную базу данных AGRIS информацией об отечественных документах по сельскому хозяйству. Особенное внимание студентам предлагалось обратить на основной информационный продукт ЦНСХБ, которым является крупнейшая база данных по сельскому хозяйству и продовольствию на русском языке «Агрос». (Она ведется с 2009 г. и частично реферирована).

 Студенты получили представление о том, что качество информационного поиска отнюдь не связано только с его скоростью, но главное с такими его характеристиками как точность (т.е. соответствие информационной потребности) и полнота (т.е. количество полученных в ответ на запрос документов в сравнении с общим количеством документов по теме).

 Беседы со студентами настраивали обучающихся на критическое отношение к источникам информации, на то, чтобы избегать информационного шума, распознавать неравноценные с точки зрения потребительских свойств источники информации. Поэтому студентов учили анализировать информацию: задумываться о достоверности сведений, находить альтернативные источники для перепроверки данных, учитывать социокультурный контекст появления информации и т.д.

 На заключительном занятии опять проводилось тестирование студентов двух групп (201 и 203 групп) на знание источников информации по сельскому хозяйству и методик поиска документов по будущей профессии.  Результаты тестирования показали, что знания студентов 201 группы остались на прежнем уровне, а студенты 203 группы улучшили показатели: только 10% опрошенных не справились с итоговым тестом.

 Констатирующий этап исследования показал, что для самообразования студентов важное значение имеют специальные занятия, ориентирующие обучающихся в современной информационной среде. Для этого необходимо разработать специальный учебный модуль или внести в имеющиеся в учебных планах дисциплины, как например: «Основы научно-исследовательской работы», темы, касающиеся подробной характеристики информационных ресурсов и их использования.

 Список источников

  1. 1. Антопольский А.Б., Лопатина Н.Н., Авдонин В.С. Научная информация и электронное пространство знаний /ИНИОН РАН, Фундам. б-ка ; науч. ред. Д.В. Ефременко. Москва, 2020.- 252 с.
  2. 2. Кашникова ЕЮ. Интеллектуальная досуговая деятельность студентов вуза // Образование и саморазвитие. №3 (25). - 2011. - С. 110-115.
  3. 3. Лопатина Н.В. Информационно-образовательная среда вуза: от теории к практике // Информационные ресурсы России. – 2018. - №5. – С.35-38.
  4. 4. Панюкова Ю.Г., Панина Е.Н., Алябьева В.А. Особенности психологической репрезентации образовательной среды вуза //Общество: социология, психология, педагогика. 2018. – № 12 (56). – С. 120-126.
  5. 5. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. - В кн.: Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: Пермский ун-т, 1979.
  6. 6. Сладкова О.Б. Электронные информационные ресурсы в самообразовании молодежи // Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Национального педагогического симпозиума "Образование и национальная безопасность". - Орел, 2017.
  7. 7. Сладкова О.Б., Пирумова Л.Н., Пирумов А.А. Информационные ресурсы Интернет для специалистов сельского хозяйства //Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. – № 2. – С. 44-48.
  8. 8. Сляднева Н.А. Информационные ресурсы в информационном обществе: онтологический статус и методология //Информационные ресурсы России. – 2009. -№ 1. – С. 8-13.
  9. 9. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2004.

 

Сведения об авторах

Сладкова Ольга Борисовна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Cуслина Анастасия, студент ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Рецензент

Цветкова Валентина Алексеевна, доктор технических наук, профессор, член редколлегии

Пирумова Лидия Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки РАН

К оглавлению выпуска

информационная среда, Library education, информационная культура, конференции

12.04.2021, 582 просмотра.