ЯЗЫК. ЗНАНИЕ. АНАЛИТИКА. БЕРЕЗИНА А.В. К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ЧТЕНИЯ ФАНТАСТИКИ СОВРЕМЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ ПОДРОСТКАМИ

  Социологические исследования [4, 7] показывают, что чтение фантастики в последние десятилетия стабильно находится у подростков на первом месте среди чтения произведений других литературных жанров и даже фиксируется некоторое увеличение интереса к этой литературе: если в 2006 году фантастические, «волшебные» книги предпочитали читать 50 % подростков, то в 2013 году – уже 56 %.  По результатам исследования, проведенного в библиотеках Москвы [3], 45 % подростков любят читать книги, которые позволяют перенестись в вымышленный, фантастический мир.

   В словаре литературоведческих терминов Белокуровой С.П. [1] фантастика определяется как вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, "чудесных" миров. Среди всех книг фантастической тематики можно выделить научную фантастику, фэнтези, утопии и антиутопии. Эти разновидности фантастики имеют свои особенности, однако в современной фантастике, ориентированной на подростковый возраст (в зарубежной литературе ее принято называть фантастикой «young adult»), можно выделить следующие особенности, объединяющие их [5; 8]:

  1. 1. Главным героем является подросток, решающий как личные, так и глобальные проблемы.
  2. 2. Повествование передает мировосприятие, свойственное подросткам (полярность переживаний, максимализм, чувство одиночества, стремление к группе сверстников, романтизм и т.д.)
  3. 3. Сюжет затрагивает взрослые проблемы, которые уже начинают появляться в жизни подростка.
  4. 4. Автор описывает путь, который проходит герой в процессе построения «образа Я», идентичности, индивидуальности: герой борется со своими недостатками, преодолевает свои страхи и т.д.
  5. 5. Сюжеты фантастических произведений опираются на архетипы и мифологию (также как в сказках, герои обладают понятными, ярко выраженными чертами).
  6. 6. Для большинства книг характерны простота и легкость повествования, увлекательный сюжет.
  7. 7. Действие происходит в вымышленном, но правдоподобном и жизненном мире).

    Какими же мотивами руководствуются подростки при выборе художественного произведения? Что дает им чтение фантастических книг? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, в 2020 году мы провели пилотное исследование «Подростки о фантастических книгах». На вопросы небольшой анкеты ответили 78 подростков от 10 до 17 лет (в основном это были читатели Российской государственной детской библиотеки (г. Москва), но также на вопросы онлайн анкеты ответили подростки из Подмосковья, Санкт-Петербурга и Челябинска). Из них – 75 % были девочки/девушки и 25 % – мальчики/юноши. По возрасту распределение было примерно равномерным.

    Ответы на вопрос «Любишь ли ты читать фантастику?» распределились следующим образом: больше половины подростков (56,6 %) ответили «да, люблю», около трети (30,3 %) ответили, что бывает по-разному и только 13,2 % подростков ответили, что совсем не любят читать фантастические книги.

  Подросткам также было предложено написать названия 3-5 самых лучших, на их взгляд, фантастических книг. В общей сложности подростками было названо 139 книг (в некоторых случаях имелись в виду книжные серии).

    Из книг зарубежных авторов чаще всего назывались:

  1. 1. Роулинг Дж. «Гарри Поттер» (серия книг).
  2. 2. Брэдбери Р. «451° по Фаренгейту», «Марсианские хроники».
  3. 3. Льюис К. «Хроники Нарнии» (серия книг).
  4. 4. Толкин Дж. «Властелин колец».
  5. 5. «Звёздные войны» (серия книг).

   Наиболее популярными книгами отечественных авторов являются:

  1. 1. Булычев К. «Приключения Алисы» (цикл книг) / «Девочка с Земли» / «Миллион приключений».
  2. 2. Беляев А. «Голова профессора Доуэля».
  3. 3. Щерба Н. «Часодеи» (серия книг).

   Чаще всего подростки упоминали разные произведения следующих авторов Роулинг Дж.  (22 упоминания), Брэдбери Р. (18), Булычев К. (14), Беляев А. (12), Толкин Дж. (7), Стругацкие (7), Щерба Н. (6), Льюис К. (6), Гейман Н. (5), Сапковский А. (4), Верн Ж. (4) и Лукьяненко С. (3).

   Только десятая часть подростков прямо заявляет, что не любит читать книги в жанре фантастики. По большей части они просто писали, что не любят читать фантастику, не особо объясняя свой ответ. Можно привести только несколько содержательных (или хотя бы эмоциональных!) ответов подростков, где есть объяснение нелюбви к фантастике:

- они уносят от реального мира, событий и вещей. А мне нравятся чудеса в нашей повседневной жизни. Мне очень нравятся повести, романы, приключения и патриотические книги советских и зарубежных писателей… потому что через них мы учимся любить, ценить жизнь и всё что нас окружает. В этих книгах нет волшебства, но они пример настоящей любви верности своему отечеству и настоящей дружбы. (девочка, 13 лет)

- Не люблю фантастику, люблю читать реальные истории. (девушка, 17 лет)

- Я ее терпеть не могу! (девушка, 17 лет)

   Все остальные подростки в целом любят фантастику и могут объяснить, за что. Проанализировав полученные ответы на вопрос «За что ты любишь фантастические книги?», мы выделили несколько групп мотивов, из тех объяснений, которые давали подростки.

Мотив 1. Возможность перенестись в другую реальность, испытать что-то новое, неизведанное. Проходя период подросткового кризиса, девочки и мальчики испытывают эмоциональные переживания, связанные с перестройкой организма и разрывом между физическим и социальным статусом. В этом реальном мире они еще не чувствуют себя полноправными хозяевами своей жизни, поэтому совершенно логично, что появляется стремление отделиться от родителей, создать свой мир, отличный от мира взрослых. Приведем слова некоторых подростков:

- Они словно переносят тебя в другую реальность. Ты полностью погружается в этот мир, и это очень круто. (девушка, 15 лет)

- …за то, что можно окунуться в другой мир, и буквально почувствовать события, которые вряд ли когда-то произойдут в реальности. (девочка, 11 лет)

- В них описывается мир, где есть магия, он интереснее замурзанной реальности. (девочка, 11 лет)

- За удивительные погружающие глубокие потрясающие невероятные миры. (мальчик, 13 лет)

- Фантастические книги открывают нам новый неизведанный мир, мир будущего или просто фантазий автора. (девочка, 13 лет)

- За то, что авторы создают невероятно интересные новые миры, в которых безгранична фантазия... Очень интересно узнавать про законы и вещи других миров. (девочка, 10 лет)

- Прикольность и нереальность. (мальчик, 12 лет)

- За то, что они открывают мир невероятных возможностей. (девушка, 15 лет)

- Есть то, чего никогда не случится в реальности. (девушка, 17 лет)

Мотив 2. Другая реальность, описываемая авторами фантастических книг, видится подросткам как возможность познать настоящую реальность. В отличие от предыдущего мотива, здесь не просто желание попробовать побыть, пожить в другой реальности. Здесь есть понимание того, что в другой реальности ты можешь найти ответы на те вопросы, которые возникают у тебя здесь и сейчас в твоей настоящей жизни, найти способы справиться с той или иной ситуацией, которая подбрасывается тебе жизнью. Мы познаем мир – объекты, явления – сравнивая их с другими, более или менее похожими. Это сравнение позволяет нам вычленить существенные свойства и качества познаваемого. Но с чем можно сравнить свою жизнь, если она дается только один раз? Только с другой жизнью. И где как не в фантастических книгах можно прочитать про разные варианты возможных миров и жизни в них? Так подростки писали:

- Фантастические книги мне кажутся своеобразным отражением реальности, как в комнате кривых зеркал. Такое отражение иногда очень нужно для того чтобы перенести это отражение в свое сознание. Когда хочешь развеселиться, читай Плоский мир, когда хочешь задуматься, читай Брэдбери, когда нужно придумать нового монстра для книги или игры, читай Лавкрафта. (мальчик, 12 лет)

- За то, что с помощью них можно увидеть возможное будущее. Подумать, что можно сделать, чтобы плохого (придуманного фантастами), не случилось. А хорошее случилось. (мальчик, 13 лет)

- Фантастика граничит с реальностью, там много научного… (девушка, 15 лет)

- Лично мне они нравятся за то, что в фантастике могут раскрывать темы, которые нельзя также показать в излишнем реализме. (девушка, 15 лет)

- Люблю этот жанр в сочетании с антиутопией, чтобы воображать себе возможное будущее и размышлять о человеческой психологии. Я люблю научную фантастику, потому что она соприкасается с реальностью. (девушка, 17 лет)

- Я люблю фантастику, потому что в ней можно использовать науку как основу и развивать ее до масштабов, невозможных в реальном мире, не утратив осязаемой связи с реальностью. (девушка, 17 лет)

Мотив 3. Личностная рефлексия, построение своей идентичности. Личностная рефлексия является одним из новообразований подросткового возраста. Она позволяет подросткам лучше понять себя, ответить на вопросы: «Кто я?», «В чем смысл моего существования?», «Каковы границы моих возможностей?». Для многих подростков характерна склонность к рискованному поведению, тестированию границ возможного, проверка себя. И книги интересны такие, где герои сталкиваются с преградами, трудностями, ищут выход из непредвиденных ситуаций и т.д. При этом фантастический антураж, вычурность описываемой реальности позволяют ярче высветить на этом фоне проблемы и переживания подростка [5]. Приведем некоторые ответы подростков:

- … герои нравятся с их необыкновенной силой (иногда сказочной) и то, как герои выходят из разных ситуаций. (девочка, 11 лет)

 - Можно представить себя в роли героя, и оказаться в ситуации, которая не может случиться в реальной жизни. (девочка, 10 лет)

- …интересно, какой выход найдёт главный герой. Ещё часто я сама появляюсь в книге (представляю себя на месте главного героя), и мне это нравится. (девочка, 10 лет)

- …там очень крутые персонажи. Во многих фантастических книгах персонажи подростки, и проблемы там довольно актуальны. (девочка, 13 лет)

- Они помогают разобраться в себе. (девочка, 13 лет)

Мотив 4. Бегство от реальности, стремление человека уйти в мир фантазий, иллюзий (эскапизм). Эскапизм является одним из основных мотивов чтения подростков. По данным нашего исследования 2019 г. [2] десятая часть подростков указывают на мотивы эскапизма при чтении любых книг, не только фантастических. Они читают для того, чтобы отдохнуть от реальности, погрузиться в иной мир, вырваться из окружающей действительности, которая по каким-то причинам тяжела для подростков (интересно, что высказывания, которые можно отнести к эскапизму, появляются у подростков лет в 13-14). Так, про чтение фантастических книг подростки говорили:

- Можно забыть о реальной жизни. (девочка, 13 лет)

- …фантастические книги дают возможность войти в совершенно другой мир, в котором тебя затрагивают лишь проблемы главных героев. (юноша, 17 лет)

-  …там нет проблем и нет не чего гнетущего. (мальчик, 14 лет)

- …они дают человеку отвлечься от реальности, обыденности. (девушка, 15 лет)

- Всегда приятно отвлечься от "суровой реальности" и перенестись в другой, новый и интересный мир. (девушка, 16 лет)

Мотив 5. Возможность для развития мышления, фантазии, воображения. В подростковом периоде происходит бурное развитие творческого, гипотетического мышления и воображения. Именно подростковый возраст является сензитивным для развития вероятностного мышления, в том числе в межличностном восприятии и понимании сверстников [6]. Достаточно хорошо развито воссоздающее воображение. Подросток может представить себе по описанию то, чего не было, чего он не видел в реальной жизни. Таким образом, с одной стороны, чтение фантастики становится возможным благодаря возросшим когнитивным способностям подростков, с другой стороны, оно помогает их развивать. Интересно, что про влияние чтения фантастики на развитие мышления и воображения чаще пишут девочки. 

- …книги развивают фантазию, заставляют мечтать, изобретать... (девушка, 15 лет)

- …открывают мир невероятных возможностей. Из них можно черпать идеи для рассказов, сочинений, изобретений. Эти книги развивают воображение и позволяют поверить в чудеса, что так необходимо в современном мире! (девушка, 15 лет)

- …мне интересно представлять картинки в голове, которые перерастают в интересный фильм. (девочка, 13 лет)

- В них описывается то, чего не может быть, это как бы дает стимул исследовать мир и вселенную книги. (девочка, 14 лет)

- Дает кучу идей. (девочка, 14 лет)

- Сказочность, осуществление самых невероятных желаний и выдумок. (девушка, 17 лет)

Мотив 6. Увлекательный сюжет и приключения. Большинство фантастических книг написаны динамично, имеют яркий и увлекательный сюжет. Это также привлекают подростков к чтению фантастики и фэнтези. Полученные ответы согласуются с данными нашего исследования 2019 года [2]: больше всего современных подростков интересует сюжет книги. Только 9 % подростков говорили о том, что в книге им важен привлекательный герой, 41 % ответили, что важен интересный сюжет, а 50 % сказали, что важно и то и другое. В исследовании аудитории детских библиотек Москвы [3] 48 % подростков, посещающих библиотеки, указали, что они любят читать книги с непредсказуемым, закрученным сюжетом.

  Интересно, что про увлекательный сюжет как причину любви к фантастическим книгам, также чаще пишут девочки:

- Всегда что-то интересное. Когда их читаешь, погружаешься в сюжет. (девочка, 12 лет)

- Захватывающий сюжет, который не встретишь в обычной жизни. (девочка, 10 лет)

- Они интересные, много приключений и волшебства, неожиданные повороты событий. (мальчик, 10 лет)

- Это всегда очень увлекательные и интересные книги с захватывающим сюжетом и необычными поворотами. (девочка, 13 лет)

- Фантастические книги очень захватывающие. Очень интригующие. И с неожиданным концом. (девочка, 11 лет)

- Больше всего в жанре фантастики меня привлекает необыкновенная атмосфера, которой пропитана книга, всегда необычная развязка и неповторимый сюжет. (девушка, 15 лет)

- Чаще в книгах меня больше всего привлекает увлекательный сюжет, чем возвышенная лексика. И фантастика хороша именно в этом. (девушка, 16 лет)

- Мне очень нравятся путешествия на другие планеты. Космос мне всегда представлялся очень загадочным, необычным и сказочным. (девушка, 17 лет)

   Таким образом, фантастические книги, с одной стороны, содержательно становятся доступны для подростков, с другой стороны, они идентичны их переживаниям, потребностям, особенностям отношения к жизни и т.д.

  Это исследование – только первый шаг к изучению вопроса, чем так важна фантастическая литература для современных подростков. В дальнейшем мы планируем провести более масштабное исследование, в котором нас будет интересовать, какую фантастическую литературу предпочитают читать подростки – научную фантастику, фэнтези, утопии или антиутопии, как связано отношение подростков к чтению фантастики и отношение к ней взрослых – родителей, библиотекарей, педагогов.

 Список источников

  1. 1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006.
  2. 2. Березина А.В. К Проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. – М., 2020. – С. 16-29.
  3. 3. Детское и юношеское чтение: исследование актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек Москвы с рекомендациями по развитию учреждений. – М., 2020.
  4. 4. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека; авт.-сост. М.А. Веденяпина, О.П. Мезенцева, Е.А. Колосова и др. – М., 2014.
  5. 5. Киктева К.С. Читатель фантастики young adult в поиске реальности // Читатель в поиске / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – М., 2018. – С.83-93.
  6. 6. Рождественская Н.А., Березина А.В. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания сверстников // Мир психологии. 2001. № 3. – С.112-115.
  7. 7. Чудинова В.П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек / Российская государственная детская библиотека. Ред. Е. А. Колосова. – Москва, 2014.
  8. 8. Fitzgerald M. A. Young adult fantasy fiction in recent years: a selective annotated bibliography. A Master's paper for the M.S. in L. S. degree. Chapel Hill, North Carolina, 2008.

  

Сведения об авторе

Березина Александра Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник отдела социологии психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки (г. Москва)

Рецензент

Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала

Иванова Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК

К оглавлению выпуска

Аналитика

31.05.2021, 950 просмотров.