ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. АКИФЬЕВА И.Ю. СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Формирование информационного общества сделало неизбежным внедрение во все сферы деятельности новых технологий, которые становятся важным стимулом развития экономики любой страны.  «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и программа «Цифровая экономика России» ориентированы на последовательное решение проблем построения информационного общества. Сегодня можно констатировать наличие общемировой тенденции – тотальная цифровизация, активное внедрение цифровых ресурсов в разные сферы деятельности. Это касается и системы высшего образования, где происходит серьезная трансформация.

   Постепенное и поэтапное внедрение новых инструментов образования в марте 2020 г. сменилось форсированным переходом на дистанционное обучение в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Для системы подготовки библиотечных кадров это стало вызовом, проверкой на устойчивость. Несмотря на форс-мажорный характер произошедших изменений, вузы культуры в целом справились с ситуацией полной неопределенности, с этим своеобразным стресс-тестом: адаптировались к новой информационно-образовательной среде, продемонстрировали высокую степень готовности к экстренной ситуации. Вместе с тем, моментальный переход высших учебных заведений на дистанционное обучение в связи с карантинными ограничениями из-за коронавируса породил много проблем для всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей, администрации вузов.

  На образовательной платформе «Юрайт» в июне 2020 г. в рамках VII Летней школы преподавателя, прошла панельная дискуссия ректоров и проректоров вузов на тему «Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике», где отмечалось, что «учебные заведения столкнулись с проблемой цифрового дисбаланса внутри студенческого и преподавательского сообщества, из-за этого оказалось невозможно организовать дистанционную сессию, а иногда — даже занятия. Проблема была не только в отсутствии у кого-то компьютеров или Интернета, но и в том, что многие были не готовы к освоению и активному использованию базовых сервисов, проведению дистанционных занятий и до этого никогда не работали с цифровым контентом». [1]

    В подготовке библиотечных кадров до марта 2020 г. имеющиеся в сети цифровые инструменты (виртуальные доски, графические редакторы, сервисы для создания презентаций и видеороликов, платформы для создания тестов, онлайн-органайзеры, интернет-библиотеки и многое другое)  воспринимались лишь как дополнение к традиционным инструментам образования.

  Сегодня предстоит большая аналитическая работа по осмыслению и оценке воздействия произошедших событий на библиотечное образование в долгосрочной перспективе. Существуют противоположные мнения (оптимистичный и пессимистичный): подавляющее большинство преподавателей считают дистанционный формат более трудоемким и менее удобным, прогнозируют долгосрочное негативное влияние произошедших процессов на качество высшего образования в России.

   Предварительный опрос преподавателей в СГИК подтверждает это положение.

 Дистанционное обучение обострило проблему создания электронного контента. По всем дисциплинам библиотековедческого цикла отсутствуют электронные учебники и учебные пособия. Их разработка – трудоемкий процесс, требующий специальных навыков и приемов. Открытость создаваемых ресурсов и их размещение в сети Интернет усиливает требования к качеству учебных материалов. Для разработки электронных курсов нужна работа команды, в которую наряду с преподавателями-предметниками могут войти ИТ-специалисты, видеооператоры, дизайнеры и др.

 В перспективе каждый преподаватель должен разработать содержание курса на новой технологической основе; приобрести навыки, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы студентов (соцсети, образовательное видео, тестирование и проверка знаний); более полно освоить электронные образовательные ресурсы (электронные библиотеки, электронные библиотечные системы, электронные курсы, инструменты для дистанционного обучения); разработать методические рекомендации по изучению дисциплины в системе дистанционного обучения для студента.

  Наиболее сложным оказалось принятие решения администрации вуза о выборе образовательной платформы и программ для обеспечения полноценного дистанционного обучения. В СГИК освоили программу для делового общения и проведения видеоконференций Microsoft Teams, которая обладает понятным интерфейсом, обеспечивает достаточно хорошее качество связи, работает с разными настольными ПК и мобильными устройствами. На удаленном обучении преподаватели использовали видеолекции, онлайн-лекции, презентации, вебинары, on-line-консультации. Ограниченный набор апробированных средств технологий дистанционного обучения через электронную платформу свидетельствует о серьезных пробелах в организации их применении и в формировании информационно-образовательной среды вуза.

  Ситуация с пандемией COVID-19 и принятые из-за нее суровые карантинные меры подвергли серьезному испытанию проверенные схемы организации производственной и преддипломной практики. Библиотеки были закрыты для посещения. Часть заданий по программам практики подверглась корректировке. Библиотеки-базы практики вели консультирование студентов-выпускников в дистанционном режиме.

  Обеспечение стремительного перехода на дистанционный формат обучения связано с освоением преподавателями новых цифровых инструментов, использования возможностей для быстрого обмена знаниями и опытом преподавания, освоением ресурсов цифровых библиотек. Востребованы оказались занятия на базе Юрайт.Академии, которая в течение года организовала обучение 10 % всех преподавателей вузов и колледжей России. Педагоги смогли повысить цифровую квалификацию и обучиться методикам и инструментам работы в режиме онлайн. Обучение одновременно сопровождалось тестированием различных методик и практик преподавания в цифровой среде.

  В новых условиях в каждом вузе возникает потребность в создании комплекса нормативных документов, регламентирующих процесс обучения в цифровой среде. Интересен опыт Высшей школы экономики, которая разработала «Дистанционный смотритель» ­– дайджест. В нем собраны инструкции и методические разработки по переходу на дистанционные форматы обучения, представлены новости и опыт практического использования онлайн-форматов в вузовском и школьном образовании.

 Несмотря на достаточно широкий круг возникших проблем, положительными моментами экстренного перехода библиотечного образования на дистанционный формат можно считать:

  • - оперативность принятия многих решений;
  • - активное освоение цифрового образовательного контента;
  • - повышение цифровой активности преподавателей;
  • - самодиагностика готовности преподавателя к современным методикам образования и уровня их владения;
  • - приобретение новых цифровых компетенций;
  • - разработка цифрового учебно-методического комплекса библиотечных дисциплин.

  Современное библиотечное образование существует в постоянно изменяющемся мире. Цифровая революция, вовлечение вузов культуры в электронную среду ставят новые задачи перед каждым участником педагогического процесса, повышают ответственность за качество образования. При реализации образовательной программы подготовки библиотечных специалистов с применением дистанционных образовательных технологий в каждом вузе должна быть создана современная электронная информационно-образовательная среда, которая максимально полно отражает интересы преподавателя и студента, обеспечивает переход в новое цифровое измерение. 

Список источников

  1. 1. Летняя школа преподавателя 2020 - «Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике». Панельная дискуссия ректоров и проректоров //URL: https://www.youtube.com/watch?v=s--yH3K0ftM – (дата обращения: 20.02.2021) – Текст: электронный. 

Сведения об авторе

Акифьева Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, Самарский государственный институт культуры,

Рецензент

Клюев Владимир Константинович - кандидат педагогических наук, профессор, сопредседатель оргкомитета  XXIV Международной научной конференции «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021. Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»

К оглавлению выпуска

Library education, библиотековедение, Библиотечное образование

31.05.2021, 482 просмотра.