ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ИВАНОВА Г.А. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ
Статья по материалам доклада
на XXIV Международной научной конференции
«БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021.
Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»
рекомендована к публикации организационным комитетом конференции
В ХХ1 веке мировое библиотечное сообщество идет по пути укрепления роли библиотек как образовательных, информационных, социокультурных центров. При этом большое внимание уделяется детским, школьным, публичным библиотекам, обслуживающим подрастающее поколение. Названные библиотеки рассматриваются в качестве эффективных средств расширения доступа детей, подростков и юношества к образованию, культуре и знаниям. В «Манифесте школьных библиотек», который подготовлен ИФЛА и одобрен ЮНЕСКО отмечается, что библиотека «предоставляет информацию и идеи, которые необходимы для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль» [5, 1].
Мировое библиотечное сообщество активно участвует в выработке рекомендаций для библиотекарей разных стран. Это осуществляется под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. В 2018 г. Профессиональный комитет ИФЛА принял «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в возрасте от 0 – 18», рекомендуя его использовать для поддержки и совершенствования библиотечного обслуживания во всех регионах мира.
Цель данного документа – помочь библиотекам предоставлять высококачественные услуги для детей в цифровую эпоху и определить меняющуюся роль библиотек в современном обществе. В руководстве определена миссия современной детской библиотеки, выступающей в роли информационного, образовательного и культурного центра, который обеспечивает полноценный доступ к информации и услугам, соответствующим возрастным особенностям пользователей на языках многокультурного сообщества детей, их семей и лиц, осуществляющих уход за детьми. Центральными элементами этой миссии являются: поддержка грамотности, обучение и чтение.
При определении цели детской библиотеки авторы документа сосредоточили внимание на необходимости предоставления юным пользователям ресурсов и услуг во всех форматах для удовлетворения их потребностей в образовании, информационном и личностном развитии, включая отдых, досуг и поддержку здоровья.
Четко обозначены и задачи детских библиотек. Среди них:
- - Содействие реализации прав детей на информацию, грамотность, культурное развитие, образование на протяжении всей жизни;
- - Обеспечение доступа к широкому кругу соответствующих ресурсов и медиа;
- - Оказание помощи детям в развитии медийной, информационной и цифровой грамотности;
- - Организация культурно-развлекательных программ, ориентированных на чтение и грамотность;
- - Обеспечение доступа детям к информации и защита их свободы и безопасности;
- - Содействие гражданскому и личностному воспитанию растущего человека.
- - Осуществление разных видов обслуживания и проведение различных мероприятий для детей, родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми [6].
Для эффективного и профессионального решения названных задач необходимы обученные и преданные своему делу библиотекари. По мнению секции библиотек для детей и юношества ИФЛА, успешный и квалифицированный библиотекарь должен в процессе деятельности ориентироваться на теорию развития личности растущего человека, психологию детей разного возраста, проявлять способность выявлять и разрабатывать различные интересные и увлекательные программы, а также мероприятия для удовлетворения потребностей всех детей в местном сообществе. Библиотекарь должен обладать знаниями в области детской литературы, использования детьми цифрового контента и медиа, создавать благоприятную среду для детей и их семей.
Особое внимание за рубежом и в нашей стране уделяется мониторингу читательской грамотности в рамках международного исследования образовательных достижений учащихся PISA. Начались такие исследования в 2000 году и проводятся один раз в три года. В 2018 г. около 600 тыс. 15-летних обучающихся из 79 стран мира, в том числе 7608 обучающихся из нашей страны, принимали участие в данном исследовании. Каждая страна с напряженным вниманием следила за тем, какое место занимают их подростки в рейтинге по результатам мониторинга. Хорошие результаты показали учащиеся Китая, Сингапура, Макао (Китай), Гонконга (Китай), Эстонии, Канады, Финляндии, Ирландии, Республики Корея, Польши, Швеции, Новой Зеландии, США, Великобритании, Японии. Наши подростки заняли 26-36 место среди других стран. Почему наши подростки в читательском развитии от своих сверстников за рубежом? С точки зрения исследователей, у них недостаточно сформированы не только отдельные навыки чтения, но и общие навыки работы с информацией. Состояние чтения детей и подростков – это результат целого комплекса факторов и вызвано многими причинами. Одной из основных является нерешенная проблема развития читательской компетентности на всех возрастных этапах, аналогичных системам, существующим во многих развитых странах мира.
Однако следует отметить, что в последние годы значительно улучшилась ситуация в сфере читательского развития младших школьников. По данным исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 2006, 2011 годах четвероклассники – читатели из России демонстрировали высокий уровень понимания текстов. Они оказались в тройке лидеров вместе с учащимися Гонконга и Финляндии. А в 2016 г. заняли 1-е место в читательском развитии среди школьников из 50 стран мира.
Исследования показывают необходимость дальнейшего поиска активизации деятельности библиотек как центров читательского развития детей и юношества. Теоретические основания построения специализированного библиотечного обслуживания детского населения, опирающиеся на достижения современной социологии, педагогики, психологии детского чтения раскрываются в трудах российских и зарубежных авторов. Среди российских авторов особенно значимы работы: В. Я. Аскаровой, В. А. Бородиной, Н. И. Гендиной, Н. Л. Голубевой, М. Я. Дворкиной, Н. Е. Добрыниной, С.А. Езовой, Т. Д. Жуковой, Н. Н. Сметанниковой, О. Л. Кабачек, Ю. П. Мелентьевой, С. В. Олефир А. В. Соколова, Ю. Н. Столярова, И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой и др.
Особый интерес вызывают труды зарубежных специалистов, среди которых важно назвать книгу известного канадского специалиста Д. А. Сайкс «Школьные библиотеки, дружественные мозгу». В книге дается портрет ученика ХХ1 века, представлена концепция современной школьной библиотеки как «дружественного мозгу» когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю. Во вступительной статье сказано: «Ученик ХХ1 века – это тот, кого хотят у себя видеть бизнес-корпорации, понимая, что такой человек способен к независимому обучению на протяжении всей своей жизни. Он знает, как извлекать знания из информации и идей – как взаимодействовать с этим знанием, реструктурировать его, создавать на этой основе новое знание, передавать его и воспроизводить» [9, 7].
Актуальные статьи зарубежных специалистов представлены в коллективной монографии «Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США». Лесли Фармер – редактор монографии отмечает, что «рассказывая о развитии библиотек для юношества и освещая современные тенденции и проблемы, авторы хотели проинформировать коллег о том, как «библиотечное сообщество отвечает на особые потребности молодого поколения» [1, V]. В книге можно увидеть, как развивались библиотеки в контексте истории, политики, общественного уклада в названных странах, роль государств и граждан в деятельности библиотек. Авторы характеризуют уникальные коллекции и услуги, предоставляемые современными библиотеками, рассматривают способы решения различных проблем, среди которых: информационная грамотность, чтение в мультимедийном мире, влияние технологий на удовлетворение информационных потребностей пользователей библиотек.
В пособии «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом» (авторы Г. А. Иванова и В. П. Чудинова) рассматриваются уникальные программы и проекты по чтению, реализуемые в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и других странах. Авторы не обошли вниманием и такие проблемы как преодоление функциональной неграмотности населения; повышение «семейной грамотности»; реализация программ защиты и поддержки чтения детей и взрослых; формирование у юных информационной культуры, обеспечение их доступа к источникам информации; использование Интернета [3].
Представление о тенденциях и перспективах библиотечной работы с детьми во многих странах мира дает сборник В. П. Чудиновой и К. О. Чудиновой «Библиотечное обслуживание детей за рубежом: опыт, инновации, источники информации». Авторы проанализировали публикации секции библиотечного обслуживания детей и юношества ИФЛА, отобрали аннотации статей зарубежных изданий из базы данных ВГБИЛ, а также перевели материалы из новостного издания «Вестник секции библиотек для детей и юношества». Проведенная исследователями работа «расширяет возможности ознакомления с мировым опытом библиотечного обслуживания детей и дает некоторое представление о процессах, проектах, инновациях, а также политике в этой области» [10, 5].
Таким образом, в мире создана уникальная система библиотек разных типов, занимающихся обслуживанием юного поколения. Современная действительность ставит перед библиотеками немало актуальных проблем, среди которых: обеспечение доступа пользователей к безопасной и качественной информации, повышение качества чтения, формирование информационной культуры, удовлетворение духовных, досуговых потребностей юных пользователей.
Используя все имеющиеся ресурсы, библиотеки предоставляют пользователям оптимальные условия для личностного развития, формирования и удовлетворения образовательных, познавательных, коммуникативных и иных потребностей; создают условия для развития творческой личности через чтение, книгу, отвечающие его половозрастным, индивидуальным и социокультурным особенностям [2]. В современных библиотеках создаются электронные каталоги и базы данных, электронные продукты, сайты и даже порталы. Некоторые библиотеки – Ленинградская областная детская и Саратовская, Свердловская, Мурманская библиотеки для детей и юношества - полностью автоматизировали все библиотечные процессы и создают единую информационную систему библиотек своих регионов.
Педагогическая функция библиотек, особенно школьных, усиливается в связи с введением в 2011 г. должности «педагог-библиотекарь». Ассоциация педагогов-библиотекарей Канады провела исследование, подтверждающее необходимость и значимость этой должности. На основе этого исследования издан справочник «Нужды учеников в грамотном обращении с информацией в 21 веке: справочник для педагогов-библиотекарей».
Ассоциация РШБА, возглавляемая Т. Д Жуковой, в течение многих лет популяризирует российский и международный опыт создания «умной библиотеки», издает коллективные монографии, учебные пособия [4]. Так, ответом на введение в школах должности педагог-библиотекарь стало издание учебно-методического пособия И. И. Тихомировой «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря». В пособии раскрывается сущность профессии педагога-библиотекаря, основные направления его педагогической и психологической деятельности, а также литературные и методические ресурсы (7). Основной целью деятельности этих специалистов становится гуманистическое воспитание учащихся средствами книги и чтения, библиотечно-педагогическое обеспечение учебного процесса, активное использование современных информационных образовательных ресурсов. В другом пособии «Психология чтения школьников» сделана попытка «вооружить педагогов-библиотекарей данными науки и практической деятельности в области библиопсихологии, вникнуть в глубинные основы психологии чтения» [8, 7].
Таким образом, отечественные и зарубежные специалисты осуществляют активный поиск библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества, обосновывают новые требования к квалификации библиотекарей, их профессиональной подготовке. Жизнь убеждает, что успешный и квалифицированный библиотекарь должен иметь высшее библиотечно-информационное образование и специализированную подготовку на уровне магистратуры.
Список источников
- 1. Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / редактор Лесли Фармер; помощники редактора Наталья Гендина, Юрико Накамура. – Москва: РШБА, 2013. – 392 с.
- 2. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика. – Москва: РШБА, 2017. – 248 с.
- 3. Иванова Г. А. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие / Г. А. Иванова, В. П. Чудинова. – Москва: РШБА, 2012. – 376 с.
- 4. Жукова Т. Д. Когнитивная миссия школьной библиотеки // Информация и научное мировоззрение. – Москва: РШБА, 2013. – С. 61-80.
- 5. Манифест школьных библиотек. – Москва: «Рудомино», 2001. – 4 с.
- 6. Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте 0 – 18. Под ред. Кэролинн Рэнкин. – URL: http:ifla.org/files/assets/libraries-for-children-and-ya/publications/ifla-guidelines-for-library-services-to-children_aged-o-18-ry.pdf
- 7. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов. – Москва: РШБА, 2014. – 464 с.
- 8. Тихомирова И. И. Психология чтения школьников / Тихомирова И. И., Иванова Г. А. – Москва: РШБА, 2016. – 328 с.
- 9. Сайкс Д. А. Школьные библиотеки, дружественные мозгу. – Москва: РШБА, 2014. – 152 с.
- 10. Чудинова В. П. Библиотечное обслуживание детей за рубежом: опыт, инновации, источники информации / В. П. Чудинова, К. О. Чудинова. – Москва: РГДБ, 2011. – 104 с.
Сведения об авторе
Иванова Галина Александровна, Московский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук
рецензент
Клюев Владимир Константинович - кандидат педагогических наук, профессор, сопредседатель оргкомитета XXIV Международной научной конференции «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО-2021. Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, проблемы, перспективы»
Библиотечное образование, Library education
31.05.2021, 1299 просмотров.